Глава 4. Первая мировая война, революция 1917 года и гражданская война



 

В феврале 1917 года произошла революция, 26 числа Государственный Совет заседал в последний раз, его последним действием стала телеграмма царю в Ставку. Члены Совета предлагали Николаю отречься от престола, сместить правительство и передать власть Временному комитету Государственной Думы. Под телеграммой стоят подписи четырёх выборных членов, в том числе Вернадского и Ольденбурга.

Вернадский в этот период, оставаясь членом ЦК партии кадетов, ведёт большую научно-организационную работу, расширяется КЕПС, он становится председателем комитета Министерства земледелия, восстанавливается как профессор Московского университета, является членом комиссии по реформе высших учебных заведений.

В августе 1917 года Вернадский назначается товарищем (заместителем) министра просвещения; программа деятельности самого министерства была изложена им ещё в июньской статье «Задачи науки в связи с государственной политикой России», где он говорит, что революция не должна привести к распаду России как единого государства. Следует отметить, что Временное правительство состояло главным образом из кадетов и их сторонников (в его состав входил один социалист-революционер - Керенский).

До октября 1917 г. в дневниковых записях усиленно подчеркивает антибольшевистские, реставраторские настроения в Петрограде: «Всюду рост “корниловщины”».

Будучи в центре политических событий, Вернадский записывает 20 октября 1917 года: «В большевизме есть идейная сторона, но она так чужда сознательно действующим силам, что в конце концов чувствуется ими как дикая разрушительная сила».

Саму же октябрьскую революцию Вернадский воспринял негативно, социализм как идею воспринимал также негативно. В дневнике писал: «Всегда боялся, что социализм даст дисциплину казармы» и «Уважения к человеческой личности нет и не может быть в социализме».

Как известно, 25 октября Временное правительство было арестовано, но 1 ноября возобновилась теперь уже подпольная деятельность правительства (шесть министров и шесть заместителей, в том числе и Вернадский). Но смысла в их деятельности не было.

Здесь необходимо осветить эволюцию взглядов Вернадского, ранее выступавшего за либеральные демократические свободы. Можно констатировать презрение к собственному народу (в дневнике прямо записано - «Тяжело переживать презрение к своему народу»).

В дневниках в период февральской революции отрицал возможность масс к самостоятельной роли в историческом процессе, но уже в конце октября - начале ноября 1917 года В.И. Вернадский вынужден признать, что массы солдат, крестьян и рабочих влияют на политику тех, кто случайно оказался у власти в этот период времени.

Например, лидеры эсеров и меньшевиков готовы были объединиться на почве «обороны Отечества», но «ничего не могут сделать с массами», которые жаждали мира любой ценой.

ноября он записал: «Большевистское движение, несомненно, имеет корни в населении, в черни, в толпе. Она не верит интеллигенции».

Осмысление революционных событий позже привели ученого к признанию самому себе в том, что «в вопросе о демократии мои мысли изменились. Обеспечение и создание elite - огромная цель».

И позже, в одном из своих писем середины 20-х годов В.И. Вернадский развил высказанную в 1917 году мысль: «Я уверен, что всё решает человеческая личность, а не коллектив, elite страны, а не её демос».

Кроме того, в этот период Вернадский начинает интересоваться ролью евреев в революции. Евреи и их роль стабильно упоминаются в дневниках Вернадского в период с 1917 по 1920 гг. Чаще всего он пересказывает чужую точку зрения, услышанную от друзей, сослуживцев, окружения. Говорить о стабильном антисемитизме, который ему приписывают современные "национал-патриоты”, пытающиеся выставить его апологетом “истинно русской державности” нет никакого смысла, ибо разговоры эти антинаучны. Приведем пару цитат от октября 1917 года:

«Раса евреев - антигосударственная и сильная. Неужели то же самое и русь в народной массе? Ведь сейчас во многом проходят в жизнь настроения толстовства, сдобренные мировым интернационализмом евреев…среди лидеров большевиков много евреев».

ноября было опубликовано воззвание «От Временного правительства», в котором, в частности, говорилось: «Измученные трёхлетней войной, солдатские и рабочие массы, соблазнённые заманчивыми лозунгами: «немедленного мира, хлеба и земли», справедливыми по существу, но неосуществимыми немедленно и путём гражданской войны, взяли в руки оружие, арестовали Временное правительство, стали захватывать важнейшие государственные учреждения, уничтожать гражданские свободы и угрожать жизни и безопасности мирных граждан, беззащитных перед лицом начавшейся анархии».

И далее: «Для Временного правительства остаётся один путь ограждения интересов народа и государства: не покидать до последней возможности своих постов и охранять от захвата и разрушения те отрасли народного хозяйства, которые особенно важны для армии и страны...»

Одновременно было опубликовано постановление об открытии Учредительного Собрания 28 ноября 1917 года.

Реакция последовала немедленно: 17 ноября были закрыты все газеты, опубликовавшие эти документы, а 19 ноября появилось постановление Военно-революционного комитета, в котором говорилось: «Подписавших упомянутое заявление бывших министров и товарищей министров С. Прокоповича, П. Малянтовича, А. Никитина, К. Гвоздева, А. Ливеровского, С. Маслова, В. Вернадского, А. Нератова, М. Фридмана, Н. Саввина, К. Голубкова, Г. Краснова отправить под надёжным караулом в Кронштадт под надзор исполнительного комитета Кронштадтского Совета рабочих и солдатских депутатов».

Вернадский уезжает в Украину 22 ноября в соответствии с решением Отделения физико-математических наук Академии о его командировке «в южные районы страны по состоянию здоровья и для продолжения работ по живому веществу».

Через несколько дней, 28 ноября, была запрещена партия кадетов и началась охота на её руководителей. На этом кадетский этап деятельности академика закончился. Будучи в Париже уже в конце 1921 года, Вернадский получает приглашение принять участие в заседании кадетской партии в эмиграции, но он не видит смысла возвращаться в политику и от приглашения отказывается.

Более того, он критически относится к белоэмигрантам. В записи летом 1924 г. В.И. Вернадский говорит о белоэмигрантской молодежи, идеализирующей царский режим: «Им кажется, что во главе власти стояли люди морально и умственно головой выше окружающего».

В Украине после прихода к власти гетмана Скоропадского возник вопрос об организации Украинской Академии наук, что и было предложено сделать Вернадскому, который при этом исходил из следующих соображений: «Лучше всего взять за образец Российскую Академию, приблизить её к запросам жизни. Академия лучше должна способствовать быстрому развитию производительных сил, материальной и духовной культуры украинского народа». При этом Вернадский поставил условие: он не будет принимать украинское гражданство.

Кадетским периодом завершается активная фаза деятельности Вернадского как политического деятеля. В следующей главе мы рассмотрим взаимоотношения советского государства и Владимира Ивановича Вернадского.

 


Глава 5. Советский ученый

 

В Советской России В.И. Вернадский прекращает всякую политическую деятельность.

Он выражает лояльность существующему строю действиями. Так, 12 июля 1940 года трое советских учёных - Вернадский и двое его учеников Хлопин и Ферсман отправляют записки на имя Председателя Совнаркома СССР Н.А.Булганина и в Президиум Академии наук. Они писали: «Мы считаем, что уже сейчас назрело время, чтобы Правительство, учитывая важность решения вопроса о техническом использовании внутриатомной энергии, приняло ряд мер, которые обеспечили бы Советскому Союзу возможность разрешения важнейшего вопроса современной науки».

В марте 1943 года в Академии Наук СССР и в Украинской Академии Наук отмечался восьмидесятилетний юбилей В.И.Вернадского, а в газетах появилось сообщение о награждении его орденом и Сталинской премией I степени в размере двухсот тысяч рублей.

Половину премии Вернадский перечислил в фонд обороны Родины, а почти вся вторая половина премии была истрачена на помощь друзьям и на покупку геологических коллекций для Академии Наук.

В благодарственной телеграмме на имя И.В.Сталина Вернадский писал: «Прошу из полученной мною премии Вашего имени направить 100 000 рублей на нужды обороны, куда Вы найдёте нужным. Наше дело правое, и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы - основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической, планетной силой».

Истинное отношение к Советской власти Вернадский выражал в дневниковых записях. Например, дневниковая запись от мая 1944 года: «Вчера чувствовал унижение жить в такой стране, где возможно отрицание свободы мысли».

Тем не менее, делал и подписывал официальные заявления и обращения.

Искренне давал положительные оценки индустриального развития СССР, восхищался подвигом советского народа, армии и полководцев.

Известно, что Вернадский пытался помочь репрессируемым коллегам, десятки раз обращался с письмами в Президиум Верховного Совета СССР, в СНК, в Прокуратуру СССР, в НКВД.

 


Заключение

 

На основании всего вышеизложенного можно проследить формирование и изменение политических взглядов В.И. Вернадского

Формирование политического идеала В.И. Вернадского произошло в основном к концу 90-х гг. XIX в., что четко прослеживается на основании анализа его дневниковых записей и переписки.

Вначале это были взгляды типичного российского либерала, негативно относящегося к самодержавному строю России, принимающему основные либеральные ценности и идеалы, готового к политической борьбе за них, а пока не настало время для легализации этой борьбы, ведущего общественную деятельность. Легальная политическая деятельность была разрешена в 1905 г., и В.И. Вернадский включился в нее, имея за плечами достаточно богатый опыт участия в работе на благо общества и багаж либеральных политических ценностей.

Он получил возможность работать в законосовещательном органе страны - Государственном Совете, и кроме этого заниматься политической деятельностью в качестве члена ЦК созданной при его участии партии конституционных демократов.

Либеральные взгляды Вернадского фактически не претерпели изменений вплоть до Октябрьской революции. Среди них:

. Отношение к государственному строю России и самодержавной власти на протяжении всего исследуемого периода было негативным. Для него было характерно неприятие практически всех действий современного ему правительства. Он отрицательно относился к самодержавию, считая его ответственным за реакционную внутреннюю политику и, в особенности, за подавление свободы личности в стране.

. Сформировавшийся политический идеал Вернадского позволил ему разделить взгляды и ценности, отстаиваемые партией конституционных демократов. При размышлении над политическим устройством страны он критиковал теорию марксизма. Политическим идеалом для ученого была демократия.

. Отношение к политической деятельности оформилось у Вернадского в 90-х гг. XIX в. Следует отметить, что он выступал за необходимость создания четкой либеральной партийной программы, политическую борьбу с самодержавием, основные права человека.

. Отношение к общественной деятельности у него было двойственным. Но оно пронизано чувством долга - нравственной обязанностью личного участия в общественной жизни страны. На протяжении всей своей жизни он воспринимал общественную деятельность как свой гражданский долг. Лишь признание необходимости в этой деятельности давало ему положительный эмоциональный заряд.

В высказываниях В.И. Вернадского, относящихся к русскому обществу в целом и его отношению к общественной жизни, в упрек обществу ставится апатия, холопство, а также отсутствие не только условий для достойной общественной деятельности в стране, но и нежелание вести эту деятельность.

Октябрьские события 1917 г. поколебали его уверенность в демократическом политическом идеале.

Ученый вынужден был признать, что в современной ему России демократия в чистом виде неприемлема из-за низкого уровня развития гражданского общества.

В процессе столкновения с социальной действительностью произошло переосмысление ценности демократии. Вернадский начинает говорить о формировании элиты. В 1920 году Владимир Иванович Вернадский записал в своём дневнике: «Для меня исчезает основа демократии. Ведь русская демократия - это царство сытых свиней...»

Размышляя о возможных путях развития политической системы России и всего человечества, Вернадский анализировал различные политические теории прежде всего с позиций соблюдения прав личности.

Именно с этой точки зрения он критиковал социалистические доктрины в целом, хотя и приветствовал многие положения о ближайших социальных реформах.

В Советской России Вернадский в политической деятельности не участвовал.

 


Библиографический список

 

1.  Аксенов Г.П. Сила братства // Природа. 1988. №2.

2.  Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Киев, Наукова думка, 1994

3.  Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской / Сост. Н.В.Филиппова. Т. 1-3. М., 1988-1994.

4.  Вернадский В.И. Предисловие к книге “Очерки и речи” //Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.

5.  Вернадский В.И. Публицистические статьи / Сост. В.П.Волков. М., 1995.

6.  Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993.

7.  Волков В.А., Куликова М.В. Российская профессура “под колпаком” у власти// Вопр. истории естествознания и техники. 1998. №2.

8.  Гришунин С., Рогова Э. Беседы за “круглым столом”. //Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993.

9.  Гумилевский Л.И., “Вернадский”. М., “Молодая Гвардия”, 1988, с. 18

10. Каганович Б.С. Люди и судьбы: Д.И.Шаховской, С.Ф.Ольденбург, В.И.Вернадский, И.М.Гревс по их переписке 1920-1930-х гг. // Звезда. 1992. №5/6.

.   Н. И. Пономарев, В.И. Вернадский - социокультурное достояние Тамбовского края, "Тамбовская жизнь" 7 мая 2002 г

.   Н.В. Невзорова, И.В. Вернадский и Тамбовщина, Издательство ТамбГТУ, г. Тамбов, 2008

.   Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского - : Сб. науч. тр. / [АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, Ленингр. отд., Комис. по разраб. науч. наследия акад. В. И. Вернадского]; Под общ. ред. А. Л. Яншина. - Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1989 г.

.   Никитенко Сергей Митрофанович. Научная и общественно-политическая деятельность В.И. Вернадского в период революционной эпохи 1905-1917 гг. : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 / Никитенко Сергей Митрофанович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/625

.   Соколов Б.С. Вернадский и ХХ век. // Природа. 1988, №2.

16. Соловьев К.А. Кружок "Беседа". В поисках новой политической реальности. 1899-1905 / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН (Наука), 2009.

.    Сорокина М.Ю. Георгий Вернадский в поисках “русской идеи” // Рос. науч. эмиграция: двадцать портретов. М., 2001

18. Шаховской Д.И. Письма о братстве / Публ. Ф.Ф.Перченка, А.Б.Рогинского, М.Ю.Сорокиной // Звенья: Историч. альманах. М.; СПб., 1992.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!