Народничество, либерализм, политические кружки



 

Политические взгляды В.И. Вернадского начали формироваться еще в студенческие годы. Отчасти это связано с его личными качествами и увлечениями, отчасти - с влиянием среды и друзей. В университете Вернадский близко сошелся с будущими лидерами либеральной интеллигенции, такими как Ф.Ф. Ольденбург, С.Ф. Ольденбург, И.М. Гревс, А.А. Корнилов.

Так, 10 ноября 1882 года состоялась стихийная общестуденческая сходка в большой аудитории университета. В ней участвовал и В.И. Вернадский. В университет прибыла полиция. Студенты, не покинувшие аудиторию по требованию пристава, были задержаны и доставлены в Манеж. После установления личностей студентов они были отпущены. Вернадский был взят на заметку, но без всяких видимых последствий.

До окончания университета вошел по приглашению Д.И. Шаховского в один из народнических кружков - студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был брат В.И. Ульянова (Ленина) - Александр Ильич Ульянов. В это общество вошли и все вышеуказанные друзья. Декламируемой целью общества было изучение народной литературы, издание книг для народа. Общество просуществовало до 1887 года, когда был арестован А.И. Ульянов, готовивший покушения на царя. Был связан с издательством “Посредник”.

В Приютино Тверской губернии круг всё те же друзей оформился в т.н. “Приютинское братство”.

Член братства князь Шаховской так сформулировал задачи кружка:

) работай как можно больше;

) потребляй на себя как можно меньше;

) на чужие беды смотри как на свои.

Братство находилось в оппозиции к существующему строю, при этом оно стремилось «служить народу знаниями, способствовать просвещению его, а уж он сам найдёт способы улучшить своё экономическое и нравственное состояние».

Вскоре к этому кружку присоединились и девушки, среди которых была и Наталья Старицкая - дочь сенатора и члена Государственного Совета, одного из участников реформ 60-х годов. В сентябре 1886 года Вернадский женился на Старицкой.

Члены братства принимали активное участие в ликвидации неграмотности населения России. Фёдор Ольденбург и Дмитрий Шаховской выпустили книгу о всеобщем начальном образовании под земским управлением. Сергей Ольденбург и Иван Гревс вошли в состав Петербургского комитета грамотности и открыли две бесплатные народные читальни в Петербурге. Вернадский принимал участие в создании частного университета Шанявского, Краснов в Харькове открыл университет для рабочих.

По окончанию университета состоял председателем Центрального совета объединенных землячеств.

В московской оппозиции того времени наблюдалось два направления: земская деятельность, то есть местное самоуправление, и пропаганда конституционных идей в печати. Члены братства активно работали и в том, и в другом направлении.

Далее мы рассмотрим направления деятельности Вернадского, предшествовавшей легализации политических партий.

 


2.2 Земское движение

 

Важный этап развития В.И. Вернадского как общественно-политического деятеля - его участие в земском движении.

В.И. Вернадский работал в уездном земстве г. Моршанска (где располагается его родовое имение - Вернадовка), кроме того, он был уездным гласным от Моршанского уезда.

Летом 1891 года, готовясь к защите магистерской диссертации, Вернадский много ездил по полям Моршанского уезда, общался с крестьянами и наблюдал картину страшного, из-за небывалой засухи, неурожая. Надвигался голод. В ряде центральных губерний России сложилась очень тяжелая обстановка. Крестьяне вынуждены были продавать свой скот, царила общая растерянность, закрывались земские школы.

В октябре 1895 года Вернадский начал активную кампанию по сбору средств для крестьян, занявшись организацией Комитета помощи голодающим. В дальнейшем по предложению Льва Толстого Владимир Иванович организовал столовые для голодающих крестьян.

Первая столовая была открыта в селе Каменка на 30 человек, вторая - в другом конце села. Всего было открыто 120 столовых в Моршанском и Кирсановском уездах, в которых кормили свыше 6000 человек ежедневно. Особое внимание уделялось земским школам, при которых также создавались столовые.

В течение семи месяцев, вместе со своими друзьями и единомышленниками из “Приютинского братства”, В. И. Вернадский, не покладая рук, спасал крестьян от голодной смерти. Картина бедствий произвела на Вернадского и членов «братства» тягостное впечатление: «То, что мы видели в Рязанской губернии, ничто в сравнении с этим: там виден грядущий голод, как призрак, отпечатанный на хозяйстве. Здесь он пришел, здесь он хозяин, здесь он на каждом лице. Там есть еще надежда отстоять, предупредить, здесь надо спасать от голодной смерти. Как это страшно - вы вдумайтесь в это положение: только не дать умереть с голоду».

По словам самого Вернадского, в начале 1900-х годов он «с головой ушел в земскую работу». Позже он написал о своем земском периоде так: «Много думал я в это время вот над чем: необходимо дальше работать в деревне, и ставил следующую цель - поставить людей, добиться в том районе того, чтобы через 10 лет не было в нем безграмотных». Вопросы народного просвещения для него на протяжении всего Тамбовского периода были наиболее важными (см. деятельность в Петербургском комитете грамотности).

В селе Подъем он построил школу и до 1917 года отпускал средства на ее содержание, снабжал пособиями, заботился о подготовке учителей. Свою мечту о том, чтобы в его уезде не было неграмотных, он воплощал в организации кружков грамотности, передвижных библиотек, проведении лекций. В 1892 году ученый успешно провел и выиграл в Сенате дело против обер-прокурора Победоносцева об открытии по линии земства в Моршанском уезде Воскресных школ.

Будучи членом ревизионной и сметной, бюджетной и сельскохозяйственной, докладной, экономической и других комиссий, В. И. Вернадский много размышлял над принципами ведения хозяйства. В.И. Вернадский был первым среди тех, кто заметил ухудшение экологического положения губернии, его пагубное влияние на экономику и жизненный уровень тамбовского крестьянства и искал объяснение этим процессам.

Всматриваясь в окружавшую его деревенскую жизнь, Владимир Иванович отчетливее видел многие вопросы и явления общественной жизни. Наиболее остро Вернадский ощущал «необходимость серьезной, сильной мужественной работы для достижения коренной основной причины, без которой невозможны никакие реформы, никакие улучшения, более или менее прочные, освобождение человеческой личности». В письмах своей жене он писал: Как-то сильно чувствуется это особенно здесь, в деревне, где на каждом шагу, на каждом сельскохозяйственном мероприятии сталкиваешься с неравноправными с тобой людьми, вся жизнь которых во всех ее мелочах и крупных проявлениях связана железным кольцом произвола. И произвола земского начальника, и местной полиции, попа, псаломщика, общины. Невозможна при таких условиях правильная и нормальная постановка хозяйства - такого, какого требуется обстоятельствами времени и общественной жизни всей России».

Вернадский также входит в состав Бюро земских съездов, где выступает за западный, правовой путь развития России. В Бюро было принято решение созвать общерусский съезд в ноябре 1904 года, который и состоялся в Петербурге. Общее мнение делегатов съезда выразил Н.Н. Львов: «Учредительное собрание должно быть созвано не вследствие полного падения авторитета власти, а для предотвращения разрушительного натиска революции...» Это была попытка предотвратить революцию созданием народного представительства для того, чтобы «вывести наше отечество на новый путь государственного развития в духе установления начал права и взаимодействия государственной власти и народа».

Но уже в конце 1900 года Вернадский записывает: «Политическая роль земства постепенно сглаживается, и сама идея самоуправления оказывается несовместимой с государственной бюрократической машиной».

 

2.3 “Союз Освобождения”

 

Известно участие В.И. Вернадского в работе тайного политического “Союза Освобождения”. Принимал участие в его учредительном съезде в Шаффхаузене, входит в состав редакции, планируемой к изданию газеты «Московская неделя».

На третьем съезде «Союза» (март 1905 года) была принята программа, позднее ставшая основой программы конституционно-демократической партии (кадетов). Основные положения программы: провозглашение прав человека, необходимость создания государства с ограниченной монархией, необходимость культурной автономии для наций и отмена смертной казни. Кроме того, предлагалось уничтожить косвенные налоги, установить восьмичасовой рабочий день.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!