Синонимия возвратных/невозвратных глаголов
1. Варианты типа вдали белеется парус — вдали белеет парус (с возвратной и невозвратной формами глагола, имеющими одинаковое значение быть видным своим цветом, выделяться им) различаются тем, что в возвратном глаголе указанный признак выявляется менее четко и менее стойко. При наличии в предложении слова, указывающего на интенсивность проявления признака, предпочтительней невозвратная форма: ярко зеленеет молодая трава. В значении становиться белым (зеленым, красным, черным и т.д.) употребляется только невозвратная форма: земляника на солнце краснеет (становится красной или более красной). |
2. В совпадающих по значению парах грозить — грозиться, стучать — стучаться, убирать — убираться и т. п. возвратным глаголам присуще значение большей интенсивности действия, заинтересованности в его результате: ср.: он постучал в дверь — он постучался в дверь, чтобы ему открыт. Стилистически эти формы различаются тем. что формы на - ся свойственны сниженному стилю речи. |
3. В совпадающих по значению парах кружить — кружиться, решить — решиться и т. п. первые (невозвратные) формы характеризуются как общелитературные, вторые — как разговорные. Не рекомендуется употреблять играться вместо играть. |
4. При использовании глаголов на –ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, которое провоцирует двузначность: Девочка называлась Дашей. В научной документации формы на –ся подчеркивают самостоятельность действия, независимость от производящего субъекта (Двери открываются автоматически). |
Варианты форм наклонения
|
|
Форма | Значение | Семантика | Пример | ||||
повелительное наклонение | сослагательного (разговорный характер) | 1)оттенок случайности действия; | Знай я ремесло - жил бы в городе. | ||||
2) значение пожелания; | Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов). | ||||||
изъявительного | значение вынужденности, необходимости | Всегда так: сиди себе да учи | |||||
сослагательное наклонение | изъявительного | смягчение категоричности | Я просил бы вас здесь не курить | ||||
повелительного | значение осторожного, учтивого пожелания | Ты бы написала письмо | |||||
изъявительное наклонение | повелительного | 1) выражение приказания; | Ты обязательно позвонишь мне | ||||
2) значение побуждения к совместному действию | Пойдем скорее со мной | ||||||
Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на -у, форма на -и ненормативная. Некоторые глаголы с приставкойвы- образуют параллельные формы повелительного наклонения единственного числа: выброси— выбрось, выглади — выгладь, выстави — выставь, вытаращи — вытаращь и пр (первая форма в каждой паре имеет устаревший или книжный характер). Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов закупорить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: закупори — закупорь, закупорьте и т д.
Некоторые глаголы на– ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить, в которых перед глагольным суффиксом есть сочетание ст или стечение двух согласных, из которых первым является плавный р, — имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите — порть, портьте, корчи, корчите — корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдь при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными. Из вариантов уведомь – уведоми, лакомься – лакомись, закупорь – закупори, откупорь - откупори также более употребительна первая форма. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обоими (вместо обними), езжай (вместо поезжай): формы едь, ехай являются недопустимыми.
|
Варианты форм времени
Форма | Значение | Цель автора | Пример | ||
настоящее время | прошедшего | оживление рассказа, придания ему большей изобразительности («настоящее историческое», «настоящее повествовательное», или «настоящее рассказа», «настоящее живописания», или «настоящее описательное». | Иду вчера по незнакомой улице ... | ||
2. будущего | изображение фактов, событий, которые субъективно представляются уже осуществляющимися, возможными или неизбежными в ближайшем будущем: Иногда факты только воображаемые представляются как бы происходящими уже в момент речи | Еду завтра в город ... | |||
прошедшее время | будущего | изображение фактов, которые вскоре должны произойти | Я пошёл. | ||
будущее время | настоящего
| 1) для обозначения обычного, постоянного результата действия; | Как аукнется, так и откликнется (погов.) | ||
2) для выражения невозможности осуществления действия; | Решетом воды не наносишь (погов.) | ||||
3) для выражения предположительности, неопределенности; | Тут не много будет | ||||
4) для выражения повторяющихся однократных действий. | То кричит, то ворчит | ||||
прошедшего
| 1) внезапного наступления действия; | Он как засмеется вдруг. | |||
2) повторяющихся действий; | Обычно встретит он этот поезд и убедится, что и на нем никто не приехал | ||||
3) прошедших фактов как будущих, последующих по отношению к другим прошедшим: | Вырвет старый Тарас седой клок из своей чуприны и проклянёт день и час, в который породил на позор такого сына (Г.). | ||||
В значении того или иного времени могут выступать и другие глагольные формы: 1) инфинитив (чаше в безличных предложениях): По которой речке плыть, той и славушку творить (Тв.) — значение настоящего времени; И врагу от смерти неминучей, от своей могилы не уйти (Ис.) — значение будущего времени; Тут бедная моя Лиса туда-сюда метаться (Кр.) — значение прошедшего времени; 2) глагольное междометие: И бух в канаву - значение прошедшего времени, указывающего на мгновенное действие с оттенком внезапности (употребляется в разговорной речи); 3) особая неизменяемая глагольная форма, омонимичная форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения глаголов совершенного вида: Я шутить ведь не умею и вскочи ему на шею (Ерш.) - значение прошедшего времени, указывающего на внезапность и произвольность действия (употребляется в разговорной речи).
Мы поможем в написании ваших работ! |