Возрождённая обитель. Александр Невский и Городец



 

Сейчас я предлагаю обойти храм кругом и посмотреть на одну из достопримечательностей монастыря – памятник Александру Невскому. 

Восстановление монастыря состоялось благодаря активной поддержке Александра Владимировича Коновалова (1968 г.р.). С мая 2008 года он зани-мает пост министра юстиции, а в ноябре 2005 года вступил на должности полпреда Президента в Приволжском федеральном округе. В том же году обновилась власть в области и районе: новым губернатором 8 августа стал Валерий Павлинович Шанцев, а главой Городецкой администрации в октябре избрался Александр Михайлович Минеев (Заслуженный машиностро-итель РФ, президент ОАО «ЗМЗ», депутат областного Законодательного собрания; занимал эту должность до декабря 2011). Позиции городчан и заволжан на уровне губернатора области окрепли также после того, как заместителем Шанцева стал Виктор Клочай (с 2001 года был генеральным директором ОАО «ЗМЗ»).

После первого же своего визита в Городец (декабрь 2005) Коновалов поддержал местную инициативу по возрождению монастыря. Александра Владимировича поразила древняя история города, её связь с Александром Невским и с чудотворной Фёдоровской иконой (единственный тогда в городе список с неё хранился в Городецком краеведческом музее). При содействии Коновалова в 2007 году была принята областная программа «Городец – XXI век». Она посвящалась развитию Городецкого района как исторического и промышленного центра области. В программе было строительство «Города мастеров», «Княжьего города» и прежде всего – возрождение Фёдоровского мона-стыря. Программу поддержали не только губернатор и правительство области, но и Московская патриархия. В декабре 2007 года в МГИМО прошло заседание Попечительского совета федерального проекта «Александр Невский» (начат в 2006 году). Вёл заседание Владимир Якунин. Участвовали патриарх Кирилл, а также руководители благотворительного фонда имени Андрея Первозванного и фонда Национальной славы России. Программу «Городец – XXI век» представляли полпред А. В. Коновалов и архиепископ Георгий. В итоге она стала частью проекта «Александр Невский». Получив высочайшее одобрение, программа «Городец – XXI век» начала активно претворяться в жизнь. Вскоре после заседания в Москве, 8 декабря 2007 года в Городце в «Доме Авдотьи Лапшиной» прошла научная конференция, посвящённая Александру Невскому (среди участников – гости из столицы: реставратор Савва Ямщиков, писатель Александр Проханов).

Меценатом воссоздания Фёдоровского храма выступил известный промы-шленник, президент Уральской горно-металлургической компании Андрей Анатольевич Козицын (1960 г.р., г. Верхняя Пышма). На пожертвованные им 150 миллионов рублей монастырь выстроили быстро, всего за 1,5 года.

В Благовещение 7 апреля 2008 года в присутствии архиепископа Георгия, Александра Коновалова, Никиты Михалкова состоялась торжественная закладка храма (на церемонии присутствовал список Фёдоровской иконы, хранящийся в Городецком краеведческом музее). Освятили вновь выстроен-ный храм 12 сентября 2009 года – в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (30 авг. ст. стиля).

Церковь высоко оценила вклад А. В. Коновалова и А. А. Козицына в возрождение православных святынь. В 2009 году Коновалов был удостоен ордена Даниила Московского II степени, а Козицын – ордена преподобного Андрея Рублёва III степени. Вместе с ним Андрей Анатольевич стал кавалером 9 духовных орденов, высшие из них – святого Серафима Саровского I степени и преподобного Сергия Радонежского II степени. А ещё в декабре 2008 года Козицыну вручили международную православную премию имени Андрея Первозванного. Другие награды мецената: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почёта, орден Дружбы, медаль «За спасение утопающих» (в 13 лет Андрей Козицын спас девочку).

Общественные слушания по восстановлению монастыря прошли в адми-нистрации Городецкого района в ноябре 2007 года. Надо заметить, что не все городчане понимали тогда историческое значение происходящего. Были и те, кто роптали на власти за то, что с территории бывшего монастыря перевели в другое место популярную в народе больницу водников. Однако после возрождения обители мнение скептиков изменилось. Фёдоровский храм поразил всех своим нарядным иконостасом, а игумен монастыря Августин – даром убеждения и красноречия. Городецкому монастырю была поставлена задача стать центром миссионерской работы. В XIX веке она велась монахами среди местных раскольников, а ныне – среди всех мирян, особенно молодёжи. Сегодня монастырь насчитывает более 20 монахов. Есть и молодые монахи, принявшие постриг здесь, в Фёдоровском монастыре. Возглавляет братию игумен Даниил Гулько (1981 г.р.).  

Особенно возросла роль монастыря как духовного центра после учрежде-ния Городецкой епархии (март 2012 г.). В её главе был поставлен владыка Августин, с 2008 года бывший игуменом Фёдоровского монастыря.

Игумен Августин (в миру Анатолий Анисимов, 1945 г.р.) был переведён в Городец из г. Иванова. В мае 2012 года его рукоположили в Москве в сан архимандрита, а затем – в епископа. Всего на территории Нижегородской области вместо прежней Нижегородской епархии стало 4 новых: Нижегородская (во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием), а также Лысковская, Городецкая, Выксунская. Наша епархия охватывает 13 районов к северу от Н.Новгорода: Городецкий, Ковернинский, Сокольский, Семёновский, Воскресенский, Краснобаковский, Уренский, Тонкинский, Тоншаевский, Шахунский, Шаранг-ский, Варнавинский и Ветлужский). Кроме Фёдоровского монастыря на попечении епископа Городецкого и Ветлужского – Высоковский Успенский мужской монастырь (Ковернинский район) и Крестовоздвиженский женский монастырь в Быдреевке (Семёновский район).

Уважаемые гости! Мы с вами – у памятника князю Александру Невскому. Он установлен 6 декабря 2013 года в ознаменование 750-летия его «прес-тавления» в Городце. Этот монумент уникален. Как на ранних иконах, святой Александр изображён здесь не как воин, а монах.

Из летописей и Жития князя известно, что осенью 1263 года он возвра-щался из Орды на Русь тяжело больным. Путь князя и его свиты шёл вверх по Волге. Едва они добрались до Нижнего, как Александр Невский занемог ещё сильнее и поспешил в Городец. Здесь ночью 14 ноября (ст. стиля) он «почил в Бозе», успев принять схимонашеский постриг с именем Алексия. Спустя девять дней, 23 ноября тело князя было погребено во Владимире в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы (разрушенный в советские годы Рождественский храм был воссоздан в 2004 году). Позднее мощи святого хранились в Успенском соборе г. Владимира. В 1724 году Пётр I перенёс их в С.-Петербург, в Свято-Троицкий монастырь (позднее Лавру). Этот день – 30 августа (ст. ст., 12 сентября н. ст.) – стал главным днём памяти Александра Невского. Он совпадает с годовщиной Ништадского мира (30 авг. 1721 г.), завершившего Северную войну между Россией и Швецией. Это была воля Петра: победы Русской армии над Карлом XII уподоблялись победам князя Александра над шведами.

В Городце дни памяти преставления князя и его погребения отмечаются особо. Ежегодно между этими датами (по новому стилю с 27 ноября по 6 декабря) епархия проводит «Александровские дни» (народные чтения, конфе-ренции, семинары, встречи и т.д.). Их кульминация – крестный ход 6 декабря по улицам Городца мирян и духовенства из монастыря на набережную.

Памятник Александру Невскому в монастыре создан по инициативе вла-дыки Августина. Уже после возведения монумента была изданы благотвори-тельные билеты. Их приобретали жители города, прихожане местных храмов и монастыря. Поэтому памятник князю не только церковный, но и народный. В настоящее время епархия восстанавливает храм великомученика и целителя Пантелеймона в правом крыле восточного корпуса. Он был устроен в 1908 году на средства московских купцов Козловых, потерявших сына Пантелеймона. В советское время там был клуб механического, потом главпочтамт. После 2009 года поме-щение стало актовым залом монастыря, а сейчас там вновь восстанавливается храм.      

Обходя памятник князю, мы видим автограф скульптора: «Добаев Пётр. 2013». Группа экскурсантов останавливается у креста с плитой, на которой выбито имя архимандрита Петра Каменского. Это его условная могила. Отец Пётр был видным представителем учёного монашества. Он родился в семье священ-ника с. Каменки Нижегородской губ. (Лысковский район). Окончил Нижегородскую духовную семинарию. Служил преподавателем. Имея способность к наукам и особенно языкам, переехал жить и учиться в Петербург. Там он стал монахом. Высшая точка духовной карьеры Каменского – служение главой 10-й Русской духовной миссии в Пекине. Конец биографии учёного монаха связан с Городецким Фёдоровским монастырём. Здесь он жил с 1833 года до своей смерти 17 мая 1845-го (строитель монастыря старец Варлаам был его духовным наставником в Нижегородской семинарии).

Каменский оставил заметный след в истории обители. Он подарил ей свою богатую библиотеку, сделал крупное денежные пожертвования – 8 тысяч рублей. Они пошли  на постройку южного братского корпуса, на украшение монастыря, на создание в 1835 году храма Св. Феодора Стратилата под колокольней (сегодня там тоже есть церковная глава, но храм не восстановлен). По прошению архимандрита царь Николай I выделил на обновление монастыря более 20 тысяч рублей ассигнациями. А ещё Пётр Каменский основал здесь «школу стариков», где монахи читали церковные журналы, изучали творения отцов церкви, древних мыслителей и даже Конфуция (на русском и китайском языках). Точное место погребения архимандрита неизвестно (д.б. за алтарём Фёдоровского храма). Эта условная могила – память о его добром имени.

От алтаря храма в честь иконы Феодоровской Божией Матери группа идёт к его главному входу. Желающие поставить свечи приобретают их в церковной лавке. Перед входом в храм обратим внимание на мемориальную плиту, напоминающую о трудах строителей монастыря: А. В. Коновалова, А. А. Козицына, а также архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (с 2012 года – митрополита).

 В храме укажем на его главные святыни:

- Феодоровскую икону (в окладе) – дар патриарха Кирилла (12.09.2009),

- Феодоровскую икону XVIII века (в застеклённом киоте) – дар Николая Фёдоровича Полякова (приобретена вместе с иконой Николая Чудотворца в окладе у городчанина, а происходит из этой обители),

- икона Александра Невского с частицей его мощей (история этого обра-за не выяснена; подобный был в монастыре, но исчез в 1930-е годы; пропала и монастырская икона священномученика Антипы, по преданию, почитаемая за помощь от зубной боли; неизвестна также судьба местной иконы с частицами 37 пророков, апостолов и евангелистов)  

- списки икон с частицами святых мощей Николая Чудотворца, Феодора Стратилата, Священномученика и Целителя Пантелеймона, Матроны Московской, Елизаветы Фёдоровны Романовой и др. Кроме икон святыни храма – ларцы с мощами многих православных святых.

Убранство храма вызывает восхищение. Очень нарядно смотрится иконо-стас из керамики (иконы написаны монахинями Александро-Невского монастыря в Екатеринбурге, там же на Урале изготовлена и рама иконостаса). Ещё более ярко смотрелся иконостас в первые годы после воссоздания храма, когда столпы и своды не были покрыты росписями, а просто побелены. Стоит обратить внимание и на первый ряд иконостаса. Кроме икон Спасителя и Богородицы у Царских врат мы видим образы святого благоверного князя Александра Невского и святого воина Феодора Стратилата. Крайние в первом ряду иконы: справа – Серафима Саровского, слева – святого благоверного князя Георгия Всеволодовича (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода, не раз бывал на городецкой земле, погиб в битве с монголами на реке Сити 4 марта 1238 г., мощи его покоятся в Успенском соборе Владимира).

Осмотр храма завершает экскурсию по монастырю. Путь группы далее следует либо на вал, либо в Музейный квартал. Нам предстоит поездка к валу.

 

Городецкая крепость

 

Маршрут движения: улица Кирова от «Евроспара» к перекрёстку на площади У Кольцова Колодца, на светофоре поворот влево в улицу Новую. Обращаем внимание группы, что мы движемся вдоль крепости. Справа от автобуса ряд домов улицы Новой (бывшей Новой Валовой) – идёт вдоль внешней стороны восточного участка укреплений. У здания конторы «Гос-страха» сворачиваем вправо, в улицу Александра Невского. Дорога здесь немного спускается вниз и сразу берёт вверх – это автобус пересекает ров и вал Городца. Слева крепость закрыта домами по улице Азина, а справа она просматривается вдоль улиц Валовой и Чапаева. Сегодня этот участок крепости занят дворами городчан и недоступен для экскурсий, но ещё в конце XX века здесь по вершине вала был свободный проход в центр города.

У памятника Неизвестному солдату автобус принимает влево и выезжает на широкую улицу Фрунзе. За нами остаётся Городец купеческий, ограни-ченный улицей Александра Невского. Эта часть древнего посада в Новое время не входила в Городец, здесь к XVII веку возникли отдельные населён-ные пункты (деревни Кузнечиха, Подветельная, Оползино, сельцо Штатное, Архангельский погост). Богатой застройки в этих улицах почти нет. Большин-ство домов построено в XIX и даже XX веке. У них широкие дворы и огоро-ды. Состоятельные городчане строят здесь новые особняки. Единственный минус: из-за отсутствия канализации (хозяева роют септики), но для жилья район всё равно удобный. В улицах проведён газ, нет больших предприятий и магазинов, слабое уличное движение, нет шума и суеты.

Справа по ходу движения автобуса у светофора посмотрим на старые заводские корпуса – это бывший механический завод «Молот» (прежде завод Рязановых). Слева уже виден вал с соснами. Улица Маслова идёт вдоль кре-пости (названа в честь местного большевика, а исторически это деревня, затем улица Подветельная). Сразу за корпусами завода, тоже справа – Святое озеро, или Рязаново болото – место, овеянное легендами и преданиями.

По окончании улицы Маслова автобус сворачивает влево и, минуя автобусные остановки, выезжает на туристическую стоянку. Здесь на т.н. «Смотровой площадке» начинается пешая экскурсия по валу.

Прежде чем взойти на вал, экскурсанты знакомятся с планом древнего города. Мы стоим на перекрёстке улиц Маслова и Загородной, на посаде. Здесь жили рядовые горожане. Княжеская резиденция была в центре города – в детинце (мыс волжского берега, образованный двумя оврагами, площадью 3,5 га). Особенность Городца в том, что крепость посада сохранилась куда лучше, чем детинца, и площадь его велика – более 60 гектаров (это сравнимо с такими крупными русскими городами как Владимир, Суздаль, Рязань).

Археологи считают, что вал посада был построен одновременно с основание города в XII веке. Деревоземляные укрепления имеют форму дуги, обращённой к Волге. Крепостные рвы у берега переходили в овраги, и неко-торые из них, видимо, служили взвозами, съездами к Волге. Общая длина крепости – 2100 метров. Северный участок вала (около 600 метров) разрушен купеческой застройкой, южный – рядом, идёт перпендикулярно берегу вдоль улицы Загородной, а восточный, самый протяжённый – перед нами.

Отдельным вопросом является количество проездных башен в крепости Городца. Сегодня вал имеет пять разрывов (улица Ленина, площадь У Кольцова Колодца, улица Александра Невского, улица Свердлова и улиц Маслова). По мнению археологов, веро-ятно, проездных башен было две: в на улице Свердлова (по ней идёт кратчайший путь от детинца до вала) и на площади У Кольцова Колодца (выход на торг под стены крепости?). По крайней мере, большее число башен с воротами делало оборону крепости уязвимой для врага.  

Поднимаясь на вал, мы видим масштаб древней крепости. Большое впечатление производит высокая земляная насыпь и глубокий ров перед ней. Важно отметить, что здесь вал оказался границей города вплоть до XX века. После набега ордынского воеводы Едигея (декабрь 1408 года) город надолго пришёл в запустения. С внешней стороны крепости позднее возникли деревни Абросиха (хорошо читается с вала, справа от детского дома) и Матрёнино (ныне микрорайон Мелиораторов – слева от детдома, в сторону стадиона).

Обратим внимание на дорогу, идущую от перекрёстка улиц Маслова и Загородной в Нижнюю Слободу. Слева от неё – деревня Абросиха, справа – второй посад Древнего Городца. Князья начали возведение новой крепости площадью 17 гектаров, но по каким-то причинам стройка не была окончена. Недокопанный ров и вал оказались разнесены друг от друга, а со временем они должны были стать едиными укреплениями. Остатки рва читаются в ого-родах деревни Абросихи, а также вдоль автодороги, проложенной в середине XX века прямо по насыпи вала. Правда, далее по дороге, после остановки «Сельхозтехника» вал начинает читаться, уходя вправо к Волге и горе Шихан. В советское время на месте недостроенного посада на т.н. «Пановых горах» были колхозные сады, потом нефтебаза, а ныне – микрорайон жилой застройки 90-х годов (в народе «Поле чудес») и гостиница «Малый Китеж». Слева от автодороги далее за Абросихой в конце прошлого века тоже появилась «элитная» жилая застройка. Примечательно, что новые адреса подчёр-кивают историю этого места: улицы Крепостная, Блинова (в честь Ивана Гавриловича Блинова, 1872-1944, крестьянина-старообрядца, выдающегося каллиграфа и изографа, мастера по переписке древних книг, одного из первых директоров Городецкого краеведческого музея), улицы Рождественская, Прохоровская (в честь старца Прохора с Городца, наставника знаменитого иконописца Андрея Рублёва).             

Поднимаясь на вал, обратим внимание, что крепость была не такой, как её иллюстрируют колья, вкопанные в 2002 году. Во время строительства вала землю сыпали в срубы-городни, которые вырастали в мощные крепостные стены (как в Нижегородском кремле, с площадками для воинов и бойницами, только не из камня, а дерева). И ещё: на туристической тропе видно, что вал продолжает разрушаться. Он насыпан из лёгкого материкового песка и потому легко растаптывается, размывается. Посмотрите: с внешней стороны вала идёт тропа, натоптанная жителями Абросихи, по ней они взбирались на гребень вала и шли далее в город. И вот за годы между тропой и склоном вала образовалась промоина, словно овраг.

Главная проблема городецкой крепости – её охрана. Она имеет статус памятника истории регионального значения, но фактически нет хозяина, нет юридического лица, целиком отвечающего за её сохранность и эксплуатацию. За валом следят только коммунальные службы. Периодически они убирают мусор, стригут кустарники, спиливают старые деревья, но этого явно недостаточно. Последние большие работы шли на валу летом 2002 года, накануне празднования 850-летия города. Тогда были положены каменные ступеньки для подъёма туристов на вал, установлен фрагмент стены в виде тына из брёвен, вычищены ров, склоны вала. Но спустя 15 лет эти работы желательно возобновить.

Итак, мы на валу. Лучшая точка для обозрения – это полянка напротив Детского дома. Можно оценить и высоту вала, и его крутизну. Здесь растут вековых сосны. Место живописное. В солнечную погоду на фоне неба, обла-ков красиво смотрятся жёлто-охристые стволы сосен и зелёная хвоя. Деревья эти очень старые. Их возраст, наверное, больше 100 лет. На дореволю-ционных фотоснимках видно, что уже тогда вал зарос старыми соснами.

Однажды гости из Владимира прочитали нам стих своего поэта, который очень кстати для городецкого вала: «Не нужно соснам похвалы. Бери перо, пиши с натуры. Перед тобою не стволы, а настоящие скульптуры».

На валу туристы кратко знакомятся с историей Древнего Городца.

Для волжских булгар наша крепость была неприступна, а вот монголо-татары брали её дважды. Первый раз – в феврале 1238 года. Правда, от нашествия Батыя город довольно быстро поднялся. После смерти Александра Невского (14 ноября 1263) он стал резиденцией его сына Андрея – первого Городецкого удельного князя. В конце XIII века в наше княжество входили земли по обоим берегам Волги на север до Юрьевца и Унжи, а на юге – до Нижнего Новгорода.

Андрей Городецкий вошёл в историю Руси как инициатор княжеских междоусобиц. Против старшего брата Дмитрия Александровича, сидевшего на Владимирском столе, он трижды приводил татарские отряды. Особенно разорительным был набег ордынского воеводы Дюденя зимой 1293 года, после которого Андрей и стал владимирским князем («Дюденева рать»). Спустя 10 лет великого княжения Андрей скончался, приняв схиму (27 июля 1304), но, что примечательно, был похоронен в Городце, в соборе Михаила Архангела. К сожалению, судьба останков князя и его ближайших родных (княжны и детей) осталась неизвестной.  Эпоха Андрея Городецкого для Владимирской Руси стала по-своему переломной. Этот князь был последним, кто стремился любой ценой удержать Владимир как политический центр княжества. После Андрея наступает период раздробленности, борьбы за первенство между Москвой и Тверью. Сам же он в конце жизни остаётся без наследников. И Городецкий удел вновь возвращается в земли владимирских князей.

Новый удельный период для Городца наступил во 2-й половине XIV века, когда он стал центром вновь созданного Нижегородско-Суздальского великого княжества (1341). В Городце много лет правил князь Борис Константинович. Он же одно время занимал и великокняжеский стол в Нижнем Новгороде. Князь Борис был видной политической фигурой, непримиримым противником возвышавшейся Москвы. При нём в Городце чеканили даже свои монеты (медные и серебряные). Однако подобно Андрею Городецкому, передать княжество потомкам при жизни он не смог (известны его сыновья – Даниил и Иван).

Борис Константинович был свергнут и с городецкого, и с великокняжеского стола. 6 мая 1394 года он умер в Суздале. Останки его в дальнейшем были перенесены в собор Михаила Архангела в Городце, а в 1672 году с учреждением Нижегородской митрополии перезахоронены в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля (разрушен в 1930-е годы; на месте собора – здание мэрии Нижнего Новгорода).

В 1392 году Москва взяла в Орде ярлык на Нижегородские земли и выделила Городец племяннику князя Бориса. Так на правах московского служилого князя Москвы до 1401 года здесь правил Василий Дмитриевич Кирдяпа (сын великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича; известны его монеты). Позднее владельцем Городца стал герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Храбрый (князь серпуховский, двоюродный брат Дмитрия Донского; поменял Волок на Городец). Сохранилась его духовная грамота 1401-1402 гг. детям Семёну и Ярославу. Им доставались земли на правом берегу Волги до Юрьевца, а также на левом берегу повыше Городца. Место соляных промыслов, т.н. «Соль на Городце» (будущую Балахну) князь Владимир завещал обоим наследникам: «дети мои владеют с одиного, а делят собе наполы». Однако часть земель, предположительно, между Городцом и Узолой, по Узоле и в среднем течении Керженца оставлял за собой сын князя Бориса – Иван Борисович Тугой Лук (похоронен в Спасо-Преобра-женском соборе Н.Новгорода). Видимо, были в местных землях и церковные владения. «Опричь фёдоров-ские варницы» в завещании Владимира Храброго можно считать упоминанием о Фёдоровском монастыре.     

Роковым событием для Городца было нашествие Едигея. В декабре 1408 года ордынский воевода жестоко разорил его вместе с рядом других русских городов. После этого некогда мощный город-крепость пришёл в запустение. Последний владетель городецких земель – это суздальский князь Иван Васильевич Горбатый. В 1448 – 1449 годах он перешел на службу к московскому великому князю Василию II Тёмному и был пожалован «Городцом, и с волостми, и с пошлинами, и што к нему потягло по старине».

В XVI веке центром края стала Балахна (18 км от нас вниз по Волге, на правом берегу реки. Городецкие земли к тому времени постепенно перешли в дворцовое ведомство, т.е. в собственность московского государя. По духовной грамоте 1572 г. царь Иван Грозный передавал сыну Ивану «город Юрьев Волской, да Белогород, да Городец, с селы, и с деревнями, и с рыбными ловлями, и со всеми пошлинами, как было при мне». Земли к югу от Городца, по берегам реки Узолы и её притоков вошли в Балахнинский уезд, а северная часть бывшего Городецкого удельного княжества была отнесена к Юрьевецкому уезду.           

По валу мы движемся с экскурсантами вперёд и доходим до места, где некогда стояла Крестовая сосна. Это место напротив Святого озера. С XVII века водоём у вала назывался Подветельным, как и соседняя с ним деревня. Позднее в народе его звали Рязановым болотом – по фамилии местных заводчиков, хозяев чугунно-литейного механического завода (корпуса сохранились; в советское время был заводом «Молот»). С середины XIX века водоём стал упоминаться как «Святое озеро». Очевидно, это было влияние легендарного сказания о Городце – Малом Китеже. Как в Большом граде Китеже город ушёл в воды озера Светлояр, так и здесь на месте Святого озера был когда-то монастырь, погибший в дни татарского нашествия.

Напротив озера на валу когда-то росла сосна в форме креста. Её особо почитали старообрядцы. По воспоминаниям, на ветвях дерева были разве-шены иконы и кресты, пред ними в праздничные дни были моления. Первую Крестовую сосну спилили по приказу начальства ещё в XIX веке, а вторая (аналогичная) просуществовала против Святого озера до 1970-х годов, пока её не разбила молния. Возможно, один из больших пней на валу – не что иное, как остатки легендарной Крестовой сосны (вид её запечатлён на фото 1930-х годов). О ней была легенда: «А стоит она (Крестовая сосна) на месте храма Божьего. Потому, как на этом месте – а было то давным-давно, – монастырь стоял… Где теперь Свято-Озеро… Подступили в те поры к монастырю татаровя поганая… И не похотел Господь отдать им на поругание святыню христианскую… Схоронил её под землю… А на месте том стало Свято-Озеро. А в сосне той дупло не простое…. Слышат в нём люди Божии свято пение, дым от ладану, звоны тихие, колокольные…»  

В XX веке Святое озеро больше знали под названием Рязаново болото. К концу столетия водоём повторил судьбу Церемонова болота: обмелел, зарос камышами, замусорился. По словам местных жителей, негативно повлияли на это то, что завод «Молот» расширил территорию за счёт озера, засыпав питавшие его ключи шлаком, а колхоз «Красный маяк» добывал в озере ил для удобрения (и, вероятно, повредил дно – в итоге вода ушла в грунт).

Капитальная реконструкция озера прошла летом 2009 года, в рамках проведения «года Александра Невского». С помощью техники весь котлован Святого озера был выкопан заново, а в центре озера на бетонных сваях поста-влена деревянная часовня. Озеро получило второе дыхание. Кроме администрации, следит за водоёмом предприниматель В. В. Завернихин, хозяин магазина «Городецкий кладенец» на ул. Ленина, 2 (там же его общественный музей Александра Невского). Накануне 2009 года Валерий Васильевич разработал проект строительства вокруг Святого озера туристического комплекса «Княжий город» (рубленые терема, башни). Надеялся на помощь администрации, но из-за нехватки средств проект реализован не был. 

За Святым озером хорошо виден храм Михаила Архангела. Это древнейшая городецкая церковь (по летописям, в XIV веке в ней хоронили местных князей: в начале столетия Андрея Александровича, а в конце – Бориса Константиновича). Правда, где точно стоял древний храм Михаила Архангела и как он был построен (из камня или из дерева) – неизвестно. В данном месте церковь стоит с XVII века. Сначала она была деревянная, а в 1712 году была возведена в камне. Сегодня храм Михаила Архангела – самый старый из тех, что сохранились после советских лет. Тогда в нём был клуб предприятия инвалидов по зрению. Службы в храме возобновились в 1990-е годы, тогда же была выстроена заново шатровая колокольня (наподобие той, что была до его закрытия).

Спускаясь с вала, обратим внимание на камень-мемориал: он положен 7 апреля 2008 года (одновременно с закладкой Фёдоровского храма монасты-ря). Надпись гласит, что здесь хотели построить т.н. «Княжий двор» (рубле-ные под старину терема). Однако проект не был реализован (видимо, на инвесторов повлиял кризис 2009 года). Надо сказать, проект Княжего двора выглядел довольно спорным. Деревянные строения в такой близости от вала могли бы полностью закрыть собой и вид на город, и саму крепость. 

Обозрение вала завершает автобусную экскурсию. Отсюда группы едут на Музейный квартал, где гуляют пешком по старинным улицам города.

Путь в центр города идёт лидо в строго обратном направлении (ул. Маслова – Фрунзе – Александра Невского – Новая – Кирова), либо иначе: прямо по ул. Загородной мимо храма Михаила Архангела, потом направо – в улицу Ворожейкина и далее мимо предприятия УППВОС, школы № 1 и военкомата к улице Фрунзе. Второй маршрут интересен тем, что позволяет полюбоваться волжским откосом. Здесь, напротив церкви Архангела Михаила берег почти не изменился. На гостей города он производит впечатление и своей крутизной, и красивыми видами правого берега. К сожалению, улица Ворожейкина у берега слишком узка, поэтому встать там можно только туристам на личном авто или на микроавтобусе.      

 

Городец в девяти веках

(отель «Рублёв» – ул. Фурманова – ул. Космическая – ул. Кирова)

 

Добрый день, уважаемые гости города! Меня зовут Артём Николаевич Еранцев. Я работаю в Городецком краеведческом музее, а сегодня буду вашим гидом по городу. В планах нашей экскурсии посещение Фёдоровского монастыря, древнего крепостного вала, прогулка по Музейному кварталу.

Знакомство с городом мы начинаем с улицы Республиканской. Этот район города начал строиться в 1960-е годы. В то время Городец приобрёл черты современного советского города. Появились новые микрорайоны 5-этажных каменных домов. Один из них – Фурмановский (справа по ходу дви-жения автобуса), а слева – микрорайон Крупинова, появившийся полвека спустя – в начале «нулевых» годов. Рядом с жилыми домами по улице Фурманова появилась и промзона: Городецкое автотраспортное предприятие (отель «Рублёв» – это его бывшее административное здание), Городецкий молокозавод, обувная фабрика, «Городецкий хлеб», а главное – Строчевыши-вальная фабрика (1965 г., её корпус мы сейчас увидим справа). Работы местных мастериц в технике горьковского гипюра знают далеко за пределами области. Сегодня машинная вышивка (горьковский гипюр, золотное шитьё) встала в ряд художественных промыслов Городца.

Надо подчеркнуть, что на карте России Городец известен не просто как малый исторический город, но центр народного искусства. Вряд ли есть в стране другое место, где сложилось такое созвездие художественных ремёсел. Городец это резьба по дереву, городецкая роспись, вышивка, печатные пря-ники, жбанниковская свистулька, гончарная посуда мастеров из Смиркина. Работы городецких художников мы увидим в местных музеях и даже попробуем сами принять участие в мастер-классах на экскурсии по «Городу мастеров».

Наш автобус проезжает остановку «Песочное». Слева от нас – большой частный сектор, ограниченный объездной дорогой, т.н. микрорайон «улица Мира». В середине XX века деревни Большое и Малое Песошные, Улыбино, Понорамёво вошли в черту города, либо слились с районом нового частного сектора. Здесь строили дома и городчане, и жители окрестных деревень, а также люди, уехавшие из зоны затопления Горьковского моря.

Обратим внимание на панораму справа по ходу движения автобуса. Нам открывается вид на нижнюю часть Городца. Мы видим Спасскую церковь (1752), краны Городецкой судоверфи, а далее – Волгу и молодой город Заволжье. Заметим, что нижегородцы считают Заволжьем наш, левый берег. А для городчан Заволжьем стал город на правом берегу. Кратчайший путь в Городец – прямо и далее вниз к старому базару, а потом вверх по съездам в Музейный квартал. Но наш автобус поворачивает влево, в микрорайон Чернышевского. Нам предстоит сделать круг и въехать в город с напольной стороны, по дороге Семёнов – Линда – Городец.

У нас есть время вкратце ознакомиться с историей Городца. Начнём с того, что он – малый исторический город, центр народных промыслов, музей-ного дела и туризма. Население города – 30,5 тысяч человек. Географическое положение Городца и его района весьма удобно: на берегу реки и Горьков-ского водохранилища, всего в 60 км к северу от Нижнего Новгорода.

Главные предприятия города исторически связаны с судоходством и судо-строением (Городецкая судоверфь, судоремонтный завод, ЦКБ «Монолит»), а также художественными промыслами (мебельная фабрика «Городецкая рос-пись», строчевышивальная фабрика, пряничное предприятие Анны Григорь-евны Ворониной). А ещё многие городчане работают в г. Заволжье на его ведущем предприятии – моторном заводе. В последние годы рабочие места появилось и в Городце, на предприятии «Язаки» в Нижней Слободе (производство автожгутов; кроме городчан там трудятся и жители соседних городов – Чкаловска, Пучежа).

В полной мере жители Городца стали воспринимать свой город как исторический с 1984 года, когда здесь был проведён первый Праздник древ-него города, а также утверждён городской герб (автор – художник Николай Лобанов). Праздник города с ярмаркой мастеров и встречей Юрия Долгорукого – легендарного основателя города – любим и городчанами, и гостями города.

С 1990-х годов Городец начал активно развиваться въездной туризм. Тогда же были предприняты первые попытки реставрации историко-культурной среды (например, отреставрированы ворота «Дома графини Паниной» в 1994 году). Большой импульс развитию Городца дало празднование его 850-летия. В 2002 году капитально благоустроили истории-ческий центр города, положили брусчатые мостовые на ул. Кирова, Ленина, Андрея Рублёва и Набережной, поставили стилизованные под старину фонари и пр.

С 2005 года в центре города был открыт единственный в области Музей-ный квартал. Тогда он насчитывал три музея: Краеведческий (1920), «Детский музей на Купеческой» (2004) и «Дом графини Паниной» (2005). Сегодня на квартале работают 7 музеев. Кроме названных это «Терем русского самовара» (2007), «Городецкий пряник» (2008), «Галерея добра» (2011) и Городец на Волге» (2016).

Новый уровень развития туризма был задан в 2009 году, когда культурную среду города дополнили такие масштабные объекты как «Город мастеров» и Городецкий Фёдоровский мужской монастырь (новый храм, музей и миссионерский центр).  

Богатое историческое наследие Городца стимулирует и событийный туризм. Кроме ежегодного Праздника города городчане ждут гостей на ежегодные областные фестивали «Мастеров народных братство» (с 2002 года). Много лет (с 2003 г.) шли в Городце и праздники музеев области под названием «Нижегородская Музейная столица». Сегодня они сменились городским, но не менее популярным праздником «Ночь музеев». Кроме них популяризируются в городе такие массовые праздники как «Зелёные святки», «Александровские дни», «Праздник урожая» и другие.   

Возраст нашего города – восемь с половиной веков. Самые яркие страни-цы его истории: это «Городец – город-крепость Владимирской Руси» и «Горо-дец купеческий». Во все эпохи развитие города неразрывно связано с великой русской рекой, с матушкой-Волгой. Городец был основан владимирскими князьями как крепость от набегов волжских булгар. Предки казанских татар и чувашей – волжские булгары – соперничали с Владимиром за контроль над Волгой, главной транспортной артерии Северо-Восточной Руси.

Летописи сообщают, что уже в 1171 году Городец был городом-крепостью, через который дружины князя Мстислава, сына Андрея Боголюб-ского, шли походом вниз по реке. А вероятным поводом для основания города историки считают 1164 год, когда Андрей Боголюбский предпринял первый успешный поход на булгар. Можно думать, что после него и была построена городецкая крепость. Как бы то ни было, сами городчане уверены, что город построен Юрием Долгоруким (основателем Москвы!) и в более раннюю дату, в 1152 году.

В истории древнего Городца были и славные, и трагические страницы. В годы своего расцвета, в конце XIII века Городец был центром удельного княжества и в то время по-прежнему главенствовал над своим «младшим братом» – Нижним Новгородом (1221), основанным на устье Оки спустя полвека после первого упоминания Городца.

В конце XIII века Городцом и его землями владел третий сын Невского – князь Андрей Александрович, прозванный Городецким (с 1294 по 1304 гг. – великий князь владимирский, ум. 27 июля 1304), а в конце XIV века – Борис Константинович (ум. 6 мая 1394), из династии великих князей Нижегородских.

Для волжских булгар крепость Городца была неприступна, а монголо-татары жгли её дважды. Первый раз хан Батый (февраль 1238), второй – ордынский воевода Едигей. Нашествие Едигея в декабре 1408 года стало роковым: город сильно опустел и далее не смог подняться. Он почти исчез с карты Руси и вновь возродился уже в XVII веке как богатое волжское село.

Для эпохи Древней Руси в Городце главное, центральное событие – кончина здесь Александра Невского. Она случилась 14 ноября 1263 года по возвращении его из Орды на Русь. И летопись, и житие говорят о том, что князь тогда был уже болен. А путь ему предстоял неблизкий: из столицы Орды Сарая (в Астраханской области) вверх по Волге на лодьях до Городца, а далее посуху до Владимира. Обстоятельства этого долгого путешествия неиз-вестны, но наверняка и сегодня даже для здорового человека повторить подобное было бы отнюдь не легко. 

Дойдя, наконец, до пределов Руси, в Нижнем Новгороде слабеющий князь сделал остановку. Однако она была краткой. Александр Невский поспешил в Городец. Здесь он занемог ещё более. Чувствуя, что его земные дни сочтены, 14 ноября Александр принимает монашеский постриг и с именем схимонаха Алексия в ту же ночь умирает.

Цитата из Московского летописного свода конца XV века: «В лето 6771. … Князь великии Александр поиде в Орду ко царю Беркаю, и удержа и царь, не пусти его в Русь, и зимова в Орде, тамо и разболеся, и доиде до Новагорода Нижнего и пребыв ту мало и иде на Городец и тамо в болшии недуг впаде и пострижеся в черньци ноемврия во 14, тое же нощи и преставися; святое же его тело понесоша ко Володимерю».

Принятие монашеского пострига накануне смерти – обычай, принятый у князей в Древней Руси. Вот как пишет о конце земного пути Житие Александра Невского: «Великий же князь Александр Ярославич взыйде от иноплеменник до Нова города до Нижняго и ту пребы дни мало здрав, дошед Городца и разболеся. … Великий же князь Александр Ярославич ревновав по господе бозе своем крепко, оставя земное царьство и желая небесного царьствия, возприят ангилский образ мнишескаго житиа; еще сподоби его бог больший чин воспияти – скиму. Тако господеви дух предаст с миром, скончася месяца ноября в 14 день».

В краеведческой и церковной литературе порой пишут о том, что Александр Невский торопился в Городец на встречу со своим братом – Андреем Ярославичем (князем Суздальским, ум. 1264). Однако это лишь домысел. Летопись и Житие не упоминают кого бы то ни было при умиравшем великом князе: ни его родных, ни жителей Городца, ни представителей духовенства.

Также несостоятельна версия о смерти Александра Невского не у нас, а в Городце-Мещёрском на Оке (г. Касимов Рязанской обл.). Об этом писал ещё П. И. Мельников в XIX веке. Он обратил внимание, что путь от Нижнего до Городца куда короче, чем вниз по Оке до Касимова (а надо учесть, что князь был болен). И главное: владимирцы во главе с епископом встретили похоронную процессию в Боголюбове – это прямое указание, что тело князя везли не по реке, а по дороге от Городца к Суздалю и далее на Владимир.         

Из Городца тело покойного князя повезли во Владимир. Спустя девять дней, 23 ноября Александр Ярославич был погребён в соборе монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. В каком возрасте скончался Невский? Летописи не приводят год и день его рождения. Известный историк Владимир Андреевич Кучкин и считает, что вероят-ная дата – 13 мая: память святого воина Александра Римлянина, единственного святого, тезоименитого князю и отмеченного в Минее XIII века. Годом рождения Александра долгое время считали 1220-й, но аргументированная точка зрения В. А. Кучкина такова, что князь родился в 1221 году.

Во все времена городчане хранили память о великом русском полководце. В местном Фёдоровском монастыре, основанном в XVIII века, существовал храм во имя святого Александра Невского, была икона князя с частицей его мощей. К сожалению, в 1930-е годы эти святыни были снесены и утрачены.

В годы Великой Отечественной войны городчане вновь вспомнили вели-кого русского полководца. В сентябре 1942 года одну из улиц города назвали именем Александра Невского, а многие городчане-фронтовики к концу войны стали кавалерами его ордена, учреждённого для командиров Красной Армии летом того же 1942 года.

Новейшая история города также неразрывна связана с образом Александ-ра Невского. На волжской набережной мы увидим памятник князю (1993) и камень-символ единения городов Руси (1995), связанных с его именем. Ещё в 1980-е годы власти Городца думали об установке в честь Александра Невского скульптурного бюста или памятника. Обсуждались разные проекты и места. Но решение пришло неожиданно. Нижегородский предприниматель Евгений Васильевич Мамонтов предложил городу свой вариант. В итоге 11 сентября 1993 года набережную Волги украсил бронзовый монумент князя, исполненный нижегородским скульптором Иваном Ивановичем Лукиным (1939-2015) и его помощником, также известным автором Виктором Ивановичем Пуриховым (1939 г.р., Заслуженный художник Российской Федерации).

Сегодня главным местом памяти Александра Невского в Городце вновь стал возрождённый Фёдоровский монастырь. В него мы и совершим нашу экскурсию.

 

Литература:

 

Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Фёдоровской»; Она же. Древняя городецкая икона Богородицы: вопросы истории и иконографии // Городец-кие чтения. 2003. С. 111–125; Она же. Об иконографических источниках образа «Богома-терь Федоровская» // Городецкие чтения. 2004. С. 52–66.

Галай Ю. Г. Фёдоровский монастырь. Городец, 1994.

Кирьянов И. А. О древнем Городце.  Городец, 1992.

Кузнецов А. А. Городец на Волге: от основания до 1238 года // Городецкие чтения. 2009. С. 7–17.

Пудалов Б. М. Начальный период истории Городца в контексте летописных известий // Городецкие чтения. 2003. С. 17–29; Он же. Из истории Городецкого княжества на рубеже XIII–XIV вв. // Городецкие чтения. 2004. С. 9–25.

Селезнёв Ф. А. Юрий Долгорукий как основатель Городца: аргументы и контраргу-менты // Городецкие чтения. 2012. С. 36–50; Он же. Основание Городца на Волге: итоги изучения // Эл. ресурс «РусАрх»

Чеченков П. В. Городецкий удел в конце XIV – начале XV вв. // Городецкие чтения. 2003. С. 30–41; Он же. Административно-территориальное устройство и управление на землях Городецкого удела в XV – середине XVI в. // Городецкие чтения. 2004. С. 77–91.   


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!