Из истории Фёдоровской иконы Божией Матери



МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс»

Городецкий краеведческий музей

 

А. Н. Еранцев

 

 

 «ГОРОДЕЦ В ДЕВЯТИ ВЕКАХ»

 

Автобусная экскурсия

 

1. Городец на Волге (причал «Галанино» – ул. Горького – монастырь).

 

2. Фёдоровский монастырь. 2.1. Из истории Фёдоровской иконы Божией Матери и городецкого монастыря. 2.2. Возрождённая обитель. Александр Невский и Городец. 

 

3. Городецкая крепость.

 

4. Городец в девяти веках (отель «Рублёв» – ул. Фурманова – ул. Космическая – ул. Кирова)

 

 

 

16-11-2018

Городец на Волге

(причал «Галанино» – ул. Горького – монастырь)

 

 

Здравствуйте, уважаемы гости города!

 

Нам предстоит экскурсия по Городцу историческому. Знакомство с ним мы начинаем на причале «Галанино». Это весьма символично, т.к. вся исто-рия Городца связана с Волгой. Город возник на её крутом левом берегу как крепость для защиты Владимирской Руси от набегов волжских булгар. Было это в далёком XII веке, в годы княжения Андрея Боголюбского. Более двух столетий Городец являлся важным военным и политическим центром вели-кого княжества Владимирского, а затем (с 1341 по 1392) Нижегородского. И лишь позднее, в XV веке город потерял былое значение, навсегда уступив первенство младшему брату – Нижнему Новгороду.

Возрождается Городец в XVII столетии как богатое село Балахнинского уезда. По отзывам современников, уже в конце XVIII века многие жители села оставили труд на земле и начали строить суда, торговать, выделывать кожи, ковать якоря, печь знаменитые городецкие пряники.  

В последней трети XIX века, в пореформенное время наступил «золотой век» Городца. Он же совпал и с расцветом волжского судоходства. Городец в то время знали на Волге как богатый купеческий город, большую хлебную пристань, центр судостроения. К сожалению, подъём экономики города прер-вала Октябрьская революция. С ликвидацией частной торговли и частного судоходства почти на нет сошла роль Городца в жизни края.

Значение Волги для Городца усилилось вновь в середине XX века, после возведения в 1950-е годы гидросооружений Горьковской ГЭС. Установленная мощность 8 агрегатов составляет 520 МВт, среднегодовая выработка – 1513 млн. кВт·ч. Станция является 4-й ступенью Волжского каскада гидроэлектростанций (между Рыбинским и Чебоксарским ГУ), возводилась в 1948-1962 гг. Напорные сооружения ГЭС имеют общую протяжённость 18,6 км (длина напорного фронта – 13,3 км). Они образуют Горьковское водохранилище сезонного регулирования. При нормальном подпорном уровне (отметка 84 м) длина его (от Рыбинска до Заволжья) составляет 427 км, наибольшая ширина 26 км, площадь зеркала 1591 км2, полный объём 8,8 км3, полезный объём 2,8 км3. Длина Горьковского моря от Рыбинска до Заволжья – 427 км, ширина – до 16 км, глубина – до 22 м, а средняя ширина – 3,65 м. Уровень мёртвого объёма водохранилища составляет 81 м, т.о. годовые колебания уровня достигают 3 м. При создании водохранилища переселены жители 60 деревень и 3 районных центров.

Справа от нас – средний бьеф Горьковского водохранилища. Заполнение водохранилища началось 24 августа 1955 года, после перекрытия русла Волги в районе строящейся плотины, и продолжалось до 1957 года. Перепад воды в районе ГЭС составил 17 метров. Судопропускные сооружения гидроузла включают в себя аванпорт в верхнем бьефе, образованный дамбой, шлюзы №№ 13 и 14, аквато-рию среднего бьефа, шлюзы № 15 и № 16 в нижнем бьефе. Шлюзы двухниточные двухкамерные, причём каждая камера реализована в виде отдельных сооружений в верхнем и нижнем бьефах, разделённых обширной акваторией среднего бьефа, в которой производится зимний отстой судов, а также расположены мощности Городецкого судоремонтного завода.  Здесь работает база Городецкого судоре-монтного завода, зимуют многочисленные речные суда.

Напротив бьефа на левом берегу стоит микрорайон Северный. Он – ровесник Горьковской ГЭС, бывший 4-й посёлок гидростроителей.

А путь наш идёт далее вниз по реке: автобус выезжает на улицу Орджо-никидзе. Начинается историческая застройка города. Обратим внимание на богатую резьбу, украшающую дома. Любовь к дереву у городчан издревле. Когда-то наши плотники украшали резьбой волжские суда, а затем перенесли своё искусство и на дома.

По соседству с избами встречаются и строения каменные, купеческие. С левой стороны движения автобуса – дом № 78. Это усадьба купцов Дурасо-вых. Сегодня обветшавший дом старается восстановить новый хозяин. Евгений Евгеньевич Леоненко – с Алтайского края (из-под Барнаула). Приобрёл дом летом 2017 года. К тому времени дом уже был расселён как ветхий фонд. К сожалению, у здания пропало уникальное крылечко из чугуна. На нём была надпись: «Механического завода П. Ф. и И. П. Облаевых в селе Городце». Оно было единственным в своём роде – все другие литые крылечки в Городце подписаны иначе: «Механического завод Константина Васильева Кузнецова в селе Городце (и дата)». Известно, что в 1890-е годы после смерти Кузнецова его завод в деревне Подветельной (на месте школы № 1) и дом самого заводчика (ныне военкомат) за долги купили Облаевы. У них предприятие работало недолго. И на доме Дурасова было единственное в своём роде «облаевское» крыльцо. К сожалению, его следы потерялись, видимо, навсегда. Е. Е. Леоненко хочет сделать первый этаж жилым, а на втором оставить комнаты для туристов. Также по совету жителей улиц Орджоникидзе и Зафабричной хозяин планирует открыть при доме небольшой продовольственный магазин.       

Далее слева не пропустим больше 2-хэтажное здание из красного кирпича – это бывшая богадельня, построенная для местных старообрядцев в начале XX века известным нижегородским благотворителем Николаем Александро-вичем Бугровым. До революции Городец был видным центром старообряд-чества. Через него шла связь «ревнителей древлего благочестия» Москвы и заволжских скитов. Недаром была поговорка: «Что решили на Рогоже, на том стоит Городец. А на чём Городец – на том и Керженец».

Конечно, были здесь и храмы русской синодальной церкви. Один из них мы сейчас видим: слева – Спасская церковь 1752 года, памятник архитектуры барокко. Рядом с храмом сохранились дома купцов: слева по ходу движения автобуса – дом Митюкова на бывшей Коротайке (ул. Революции, 3), а справа – красивая усадьба купца Афанасия Гурьевича Лемехова (ул. Горького, 133), настоящий «дом-дворец», как называют его краеведы. На другой стороне улицы ещё одна усадьба: крупного хлеботорговца Шадрина, позднее ставшая ДК судоверфи (Горького, 118). Да, состояние домов на этой улице оставляет желать лучшего. Надеемся, после включения города в Золотое кольцо» к нам придёт помощь из федерального бюджета.

Справа хорошо видна Городецкая судоверфь – одно из главных предприятий города. В 2018 году оно отметило своё 100-летие. Сразу после Октябрьской революции в затоне были национализированы суда бывших хозяев и там же на месте разрозненных лесозаводов основана судоверфь. Она строила небольшие деревянные суда, в основном баржи. С 1950-х годов предприятие специализируется изделиях из бетона: плавучих доках, причалах, дебаркадерах, при этом главные заказы делает российский ВМФ (макет большого 2-палубного дебаркадера местной постройки можно видеть в музее «Городец на Волге». Подобный стоял несколько лет в среднем бьефе Городца как плавучая гостиница «Берегиня». В 2017 году Владимир Волков продал её новому хозяину и дебаркадер уплыл вниз по Волге).

Итак, наш автобус въезжает в деловой центр Городца – бывший базар. Посмотрите, какие корпуса торговых рядов были выстроены в конце XIX века. Кроме них здесь были многочисленные магазины и лавки. Современ-ники отмечали, что среди разных мест губернии базар в Городце является образцовым, напоминая собой в миниатюре Нижегородскую ярмарку. Накануне революции Городец много торговал зерном: от 1 до 2-х миллионов пудов возили его сюда с хлебных губерний Поволжья, с Казани, Самары, Симбирска. Поздней осенью и зимой жизнь на базаре кипела. Местные крестьяне везли на продажу выращенный лён и кустарные изделия из дерева (т.н. шепной товар). Лён шёл на ткацкие фабрики в Ивановскую область, а щепной товар (иначе «горянщина») уходил вниз на Волгу и далее на Каспий, в Среднюю Азию. П. И. Мельников-Печерский писал о том, что район влияния городецкого базара в XIX веке охватывал несколько соседних уездов Нижегородской, Владимирской и Костромской губерний с общей численностью жителей боле 500 тыс. человек.

Над бывшим базаром возвышается Троицкая гора. В XVII веке здесь был каменный Троицко-Никольский собор – гордость села, его главное украшение с Волги. К несчастью, в середине 1930-х годов собор закрыли и варварски разрушили. От архитектурного ансамбля уцелела только северная башня из церковной ограды (в советские годы там была жилая квартира, а в 1990-е годы – база археологов; в настоящее время башенка пустует). В своё время были предложения перевести в один из двух храмов Троицкого собора Краеведческий музей, а бывший дом купцов Облаевых на Ленинской улице, где работал музей, освободить для начальной школы. Не без помощи коллег из Горького наши музейщики тогда отстояли собственное здание. Кто же думал тогда, что дни собора будут сочтены?

Автобус наш поворачивает влево. Мы поднимаемся вверх по бывшему Мясному, иначе Мальцевскому съезду. Обратим внимание на красивый, хорошо сохранившийся дом купца Мальцева (ныне магазин). По фамилии его владельца звали и сам съезд. Надо заметить, Городец имеет выгодное географическое положение: благодаря крутому берегу, он красиво смотрелся с Волги. Гор здесь немало: Пятницкая, Шихан, Пановы горы, Княжая, Варыханова, Троицкая, Орловская, Кирилова, Оксёнова, Кокушкина, Часовенная и другие. С нижней часть города (районом затона, базара, пристаней) сообщение шло по съездам, главными из них были Большой Троицкий (взвоз) и Малый Троицкий (съезд). 

Сейчас мы поднялись в нагорную часть Городца. Проезжаем улицу Куйбышева и Веры Фигнер. Направо можно видеть здание ДЦ «Метеор», там начинается Музейный квартал. А мы едем прямо, через автостанцию. До революции здесь была деревня Кирилово и верхний базар с льняными амба-рами. В советские годы рынок был дополнен автостанцией. И сегодня это также деловая часть города. Здесь выстроены современные здания Городец-кого узла электросвязи, налоговой службы и пенсионного фонда, торговые центры «Добрыня» и «Малый Китеж», городской суд (2018).

Около здания КБО автобус сворачивает направо. Это улица Колхозная, соединяющая Пролетарскую площадь с улицей Кирова. Справа – автобусная станция, около неё – пятиэтажные дома 70-х и 80-х годов. Во многих из них на первых этажах открыты магазины, супермаркеты. Обратим внимание на «Городецкий пряник» (слева, ул. Колхозная, 2) – после экскурсии вы сможете приобрести здесь нашу сладкую продукцию и сувениры.

После светофора автобус сворачивает влево. Мы огибаем квартал современных домов и мимо магазина «Евроспар», кафе «Султан» движемся прямо к Фёдоровскому монастырю. Надо отдать должное архитекторам: в середине 1960-х годов они приняли верное решение – не разрушать истори-ческую часть Городца, а рядом с нею, в районе Пролетарской площади построить новый центр города. В 1970-е годы здесь появились пятиэтажные каменные и панельные дома, здание горсовета, центральной поликлиники, бани, котельной, КБО, районной библиотеки.

А вот и монастырь. Автобус делает остановку на площади Победы. Считаю, что время позволяет нам пройти через площадь и ознакомиться с её памятниками. С возведением площади Победы в середине 1980-х годов центр города приобрёл законченный вид. 9 мая 1985 года был открыт мемориал, посвящённый подвигу городчан на фронте и в тылу. Три стелы в образе штыков символизируют единство сухопутных, морских и воздушных вооружённых сил. На площади были высажены 40 голубых елей – символы 40 лет победы. Со временем мемориал совершенствовался. В 1995 году его украсил барельеф работы Заслуженного художника России Виктора Ивановича Пурихова. Вскоре были открыты каменные страницы Книги памяти, в них – фамилии 6 тысяч городчан, не вернувшихся с войны. Наконец, в 2015 году мемориал дополнил лавровый венок и Вечный огонь. В 2000-е годы площадь Победы украсили также памятники городчанам-жертвам репрессий (у Покровского храма, 2007 г., автор – преподаватель Городецкой художественной школы Вера Толстова), памятник героям локальных войн и знак городчанам, ветеранам погранвойск. Члены районного совета общественной организации «Защита прав жертв политических репрессий» во главе с Надеждой Афанасьевной Мазуровой обратились в местную администрацию с предложением установить памятник землякам, безвинно пострадавшим от сталинского режима. С согласия и благословения благочинного Городецкого округа, протоиерея Владимира Чугунова, разместить его решили неподалеку от районной администрации – на территории церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Нижегородской области памятников жертвам репрессий 8, и практически все они находятся в областном центре. Лишь в Павлове несколько лет назад поставили Поклонный крест новомученикам. Издано пять томов Книги памяти жертв политических репрессий, где значатся около трёхсот фамилий городчан. Большинство из репрессиированных были простыми крестьянами: 171 человек из 285 (статья Ирины Храмошкиной – апрель 2007 г., сайт Волжский перекрёсток).

 

Из истории Фёдоровской иконы Божией Матери

И городецкого монастыря.

 

Уважаемые гости, мы с вами подходим к Фёдоровскому мужскому мона-стырю. Это одна из главных достопримечательностей Городца. По преданию, в келье этой обители осенью 1263 года скончался Александр Невской. Отсюда же, по преданию, происходила чудотворная икона Богородицы Фёдо-ровская, прославившаяся позднее в Костроме. 

Правда, настоящий монастырь гораздо моложе этих исторических событий. Он восстановлен в 2009 году на том месте, где существовал непре-рывно три века: с петровских времён вплоть до закрытия в 1927 году.

Церковная литература, изданная до революции, писала о двух датах и двух князьях-основателях Фёдоровской обители. Вначале эту роль играл князь Георгий Всеволодович, герой «Китежского летописца»: он якобы основал монастырь в Малом Китеже (Городце) на месте явления ему Фёдоровской иконы в 1164 году. Позднее строителем монашеской обители был назван Юрий Владимирович Долгорукий. В очерках о Фёдоровском монастыре, изданных в конце XIX и начале XX века, было написано, что князь Юрий основал обитель в 1154 году, через два года после строительства самого Городца. Сегодня обе эти версии нужно признать легендарными. Это касается не только монастыря. Вся церковная история древнего Городца известна куда менее полно, чем история политическая, отражённая в летописях. 

После революции монастырь, как и вся Православная церковь, пережил трагические события: были разрушены его храмы, расстреляны последние настоятели: Израиль (в миру Маркин Израиль Иванович), и Ювеналий (в миру Нюнин-Погодин Иван Осипович) и оба в 1937 году.

К началу нашего столетия от монастыря остались два каменных корпуса: восточный (нач. XX в.) и южный (1837 г.). Они были заняты главпочтамтом и больницей водников. О бывших храмах монастыря и колокольнях ничто уже не напоминало. Не все городчане и помнили, что здесь когда-то был монастырь. И почти не было тех, кто верил в его возрождение. Однако к радости верующих, оно состоялось.

Соборный храм монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери воссоздан на наших глазах десять назад в прежнем месте и в прежнем объёме. К сожалению, уцелела не вся территория обители. При советской власти на территории монастыря была колония малолетних преступников (коммунаров), общественные учреждения, а позднее хозяином территории стал судоремонтно-механический завод. Рядом с этим храмом был второй – во имя Александра Невского. Он был построен по проекту архитектора Льва Даля, сына автора словаря Владимира Даля, в 1882 году, взамен обветшавшего каменного храма 1798 года. После ликвидации монастыря Александро-Невский храм был приходской церковью. Но 7 октября 1934 года закрыли и его. Приход перевели в Покровский кладбищенский храм. Здание церкви использовали под кузницу мехзавода, а в 1940-е годы его полностью разрушили. На прежнем месте храм восстановлен быть не может, т.к. сюда в 1970-е годы вышел корпус новой районной поликлиники. Заметим, что новая больница окончательно разрушила не только храм во имя Александра Невского, но и монастырское кладбище, расположенное между ним и Фёдоровским собором. Не сохранились и другие строения монастыря: больница, начальное училище, фруктовый сад, а главное – архитектурная доминанта Городца, многоярусная колокольня высотой 50 метров (26 саженей). Она была построена в конце XIX века как одно из самых высоких зданий губернии, но в 1940-е годы вместе с монастырскими храмами была разобрана на кирпич.     

Роль монастыря в истории Городца состоит в том, что более трёх веков он был главным местом почитания святого князя Александра Невского и чудо-творной Фёдоровской иконы. Этот почитаемый образ Богородицы, много веков хранящийся в Костроме, по преданию, происходит из Городца.

«Сказание об иконе Фёдоровской», записанное в 1670 году в Костроме, гласит: после Батыева нашест-вия жители Городца горевали о том, что почитаемый ими образ Богородицы Одигитрии погиб в пожаре. Но произошло чудо. Икона обрелась в Костроме. Она явилась князю Василию в лесу на охоте 16 августа 1239 года. Костромичи рассказали князю, что днём ранее, 15 августа они видели, как эту икону нёс по городу воин, подобный Феодору Стратилату. Князь Василий повелел построить в Костроме новый храм в честь этого святого, и по нему вновь обретённая икона стала именоваться «Феодоровской». Вскоре она не раз творила чудеса (горела в пожарах и была невредима, исцеляла больных, спасла Кострому от татарского нашествия). Купцы из Городца, торгующие в Костроме, однажды с радостью узнали свою в Фёдоровском храме свою святыню. Они поведали, что икона «у нас на Городце была и много от нея преславная чудеса содеяшася». Для утешения они взяли с собою в Городец список этого почитаемого образа Богородицы.

Историки замечают, что к легенде о явлении иконы в Костроме нужно относиться весьма осторожно. Под вопросом остаются и дата явления иконы (16 августа 1239 года), и личность князя Василия, и мотив именования образа Богородицы «Фёдоровским».  

В Новое время Фёдоровская икона получила всероссийское почитание. 14 марта (ст. стиля) 1613 года инокиня Марфа Ивановна благословила ею на царство своего сына Михаила Фёдоровича Романова. Так костромской чудо-творный образ стал святыней царствующей династии. Не случайно россий-ские императрицы (иностранные принцессы), совершая православное креще-ние, брали себе отчества «Фёдоровна».

Древний образ Богородицы Фёдоровской пребывает в Костроме, в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре (восстановлен в 1990 г., с 17 августа 1991 Богоявленский собор монастыря – кафедраль-ный собором Костромской епархии. Сюда перенесли главную святыню Костромы – Феодоровскую икону Божией Матери. В 2002 году на территории монастыря был установлен памятник святому великомученику Феодору Стратилату, освящённый в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери патриархом Алексием II. История такова, что с древних времён Фёдоровская икона ни разу не была в Городце (хотя в 2004 году, до возобновления нашего монастыря, её привозили в Н.Новгород – в Печерский монастырь).  

Ранняя история Городецкого монастыря осталась неизвестной. Однако с конца XVII века образ Богоматери «Фёдоровской» прочно вошёл в историю и исторические предания села Городца, возрождённого на месте древнего города. Это же относится и к Фёдоровскому монастырю, основанному в 1700 году как место памяти о «почившем в Бозе» Александре Невском.

Фёдоровский монастырь (а равно иной другой) не назван ни в летописном, ни в житийном рассказе о смерти Александра Невского в Городце. В древних источниках есть только одно упоминание, быть может косвенно относящееся к Фёдоровскому монастырю: это «фёдоровские варницы» в Соли-на-Городце (т. е. в Балахне). Они упомянуты в духовной грамоте князя Владимира Храброго, датированной 1401-1402 годами, Как видим, это более позднее время, нежели эпоха Александра Невского.

Раскопки археологов также показали, что следы древнего монастыря здесь не читаются.

Предыстория учреждения Фёдоровского монастыря относится к концу XVII века. Согласно писцовым книгам, в 1680-е годы на старом кладбище у Верхней слободы близ деревни Кириловой стоял столп с образом Богоматери Фёдоровской («В поле от валу порощенные старые кладбища, а на том кладбище поставлен столп, а в том столпе образ пресвятыя богородицы Феодоровския»). Позднее его сменила часовня с иконой, а вскоре здесь был основан Фёдоровский монастырь.

В 1700 году жители села во главе со старостой Троицкого собора кресть-янином Верхней Слободы Ильей Юдиным подали патриарху Адриану проше-ние об открытии монастыря на старом кладбище и возведении в нём церкви в честь иконы Богородицы «Фёдоровской» с приделом святого Александра Невского «и бысть монастырю». На содержание иноков Илья Юдин завещал свой участок пахотной земли. 11 марта 1700 года патриарх написал в Городец своё благословение. С этой даты и берёт начало современная обитель.

В июне 1708 года строитель Фёдоровского монастыря иеромонах Михаил с братией били челом царю Петру, а также митрополиту Рязанскому и Муромскому Стефану о возведении каменного храма в честь Фёдоровской Божией Матери с приделом святого Александра Невского в виду ветхости деревянной церкви. По данным историков, из-за бедности монастыря церковь эта строилась довольно долго.

Летом 1723 года в городецкую обитель из Покровского монастыря (Василёвой Слободы – ныне Чкаловска) епископ Нижегородский и Алатырский Питирим переселил 9 монахов, итого общая численность братии составила 22 человека.

В 1764 году монастырь в виду его малочисленности едва не был упразднён (как и многие обители России в то время). Тогда местные жители заступились за святыню. 90 человек во главе с крестьянином Фёдором Сотиным подписали ходатайство к нижегородскому епископу Феофану с просьбой сохранить монастырь. Для этого они сослались на глубокую историю обители: «в старые древние годы, до татарского разорения, был у нас монастырь Пресвятой Богородицы Фёдоровской».

Важно отметить, что дважды Городец посещали первые люди страны и церкви, притом в обоих случаях поводом была Фёдоровская обитель.

19 мая 1767 года её посетила царица Екатерина II. Царица плыла по Волге на галере «Тверь» и почтила своим визитом наше село и монастырь. Она присутствовала при освящении Фёдоровского храма, выстроенного заново после пожара 1765 года, и пожаловала на его украшение 50 рублей, а ещё 150 – на стол игумена Зосимы с братией. До закрытия монастыря в 1927 году в память о царице место её моления было обито красным сукном с вензелем.

Второй раз, уже в наши дни, монастырь принимал главу Русской Право-славной Церкви. 12 сентября 2009 года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Городец и провёл во вновь выстроенном Фёдо-ровском соборе церковную службу. К сожалению, открытие монастыря не стало главным городским событием, т.к. в тот же день отмечался Праздник города. В 1993 году открытие памятника Александру Невскому (11 сентября в субботу) предшествовало Празднику города (по традиции, отмечавшемуся тогда по воскресеньям), что дало возможность быть на нём всем горожанам.    

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!