Вот некоторые приемы работы над различением букв.
Устранение оптической дисграфии.
Устранить оптическую дисграфию, как правило, не удается в процессе обучения русскому языку в школе: требуется дополнительная коррекционная работа, направленная на ликвидацию пробелов. Такая работа с детьми проводится на логопедических пунктах в свободное от школьных занятий время. Во время занятий используется разнообразный речевой материал.
При оптической дисграфии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе письма. В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространнственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
В связи с этим при устранении оптической дисграфии проводится работа в следующих направлениях:
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
3. Формирование пространственных представлений и восприятия.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Дифференциация смешиваемых при письме букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания:
1. Назвать контурные изображения предметов.
|
|
2. Перечеркнутые контурные изображения.
3. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (см. приложение 1-а, б, в).
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.
При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.
Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг — арбуз, овал — дыня, треугольник — крыша дома, полукруг—месяц), а также цвета фигур и реальных предметов,
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
|
|
1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
2. Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.
3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.
4. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.
В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать следующее: особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние этих функций у детей с дисграфией.
|
|
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
Дифференциация правого и левого возникает сначала в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем—левой.
Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.
2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя».
|
|
Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева—ближе к левой руке.
3. Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами или изображениями.
Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
В дальнейшем выполняются задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге—справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.
Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку» и т. д.
Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:
1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок.
4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Например:
1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных
печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз) (см. приложение 14).
2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).
4. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных (см. приложение 7).
7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
8. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А — Л, Д, К —Ж, 3 - В, Г - Б.
9. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р — Ь, И — Н, Н — П, Г — Т.
10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В, Ь - В, О - Ю, Ь - Ы, Ь - Б, Л - Д.
11. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г — Т, И — П, П — Н, И – Н.
При устранении оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.
Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.
Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами, изображениями: О - с обручем, 3 - со змеей, Ж - с жуком, П - с перекладиной, У - с ушами и т. д. Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений (С.Маршака, С.Михалкова, В.Берестова, К.Чуковского, Е.Серовой, О.Высотской, А.Потаповой, Е.Тихеевой, А.Шибаевой и др.). Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.
Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, предложениях, тексте.
Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним нужно начинать не с букв, а с решения гораздо более простых зрительных задач. Для развития зрительного внимания сначала ребенку предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей типа упомянутых домиков или елочек с разным количеством веточек-штрихов и т.п.).
Предлагаются и задания на различение геометрических фигур по форме и величине, аналогичные тем, что применялись в ходе обследования. Однако теперь, в случае неправильного выполнения заданий, ребенку даются необходимые пояснения, подчеркивающие основные различия в фигурах и позволяющие ему научиться безошибочно их различать.
Очень важно также проведение специальной работы по уяснению ребенком пространственных отношений. Он должен усвоить такие понятия, как «верх-низ», «вверху-внизу», «выше-ниже», «справа-слева» (о последнем будет сказано подробнее). Ребенку, не владеющему этими понятиями, будет трудно объяснить, что надстрочный элемент, например, у буквы в направлен вверх, а у д — вниз или что у буквы ю кружок располагается справа, а не слева.
В формировании у ребенка пространственных представлений и в усвоении их словесных обозначений поможет работа с рис. в приложении . Сначала ребенок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры расположены вверху и внизу от центральной фигуры, а какие — справа и слева от нее. (Покажи, какие фигуры находятся вверху от прямоугольника? А какие внизу? Какие слева? Какие справа?). Убедившись в понимании ребенком этих заданий, о чем будет свидетельствовать правильность их выполнения, далее просим ребенка самого назвать место расположения этих фигур по отношению к прямоугольнику. Например: «Скажи, где находится квадрат?» (Слева от прямоугольника, вверху от него). «А где находится треугольник?» (Справа от прямоугольника, внизу от него). Можно выяснить также местоположение прямоугольника по отношению к кругу, квадрату и т.п.
Формирование у ребенка пространственных представлений обязательно включает в себя и работу над пространственными предлогами. Здесь широко используются специальные задания по «оречевлению» различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.).
Все описанные здесь, казалось бы, очень далекие от нашей ближайшей задачи виды работ по различению фигур и предметов и по определению их местоположения в пространстве активизируют зрительное внимание ребенка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.И лишь после такой предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв — теперь она уже не покажется ребенку столь сложной. (Естественно, что если ребенок легко различает изображения предметов и геометрических фигур, То с ним можно сразу начинать работу над различением букв).
Основная цель работы над различением смешиваемых на письме букв заключается в том, чтобы любыми возможными путями довести до сознания ребенка разницу в начертании этих букв. Если это будет достигнуто, то не останется больше и почвы для буквенных замен, но все же для окончательного их преодоления нужно будет провести достаточное количество письменных упражнений. Они помогут преодолеть уже закрепившуюся у ребенка неправильную «моторную память руки».
Вот некоторые приемы работы над различением букв.
1. Сравнение двух смешиваемых ребенком букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Например: у буквы и, только два крючочка, а у ш — три; у буквы р палочка длинная, а у п — короткая; у буквы ш только три крючочка, а у щ, кроме них, есть еще один дополнительный элемент; у буквы в петелька направлена вверх, а у д — вниз и т.д.
2. Письмо смешиваемых букв в воздухе, что позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия. Глаза ребенка при этом должны быть закрыты, поскольку движение руки здесь должно сыграть компенсирующую роль по отношений к недостаточно тонкому зрительному восприятию.
3. Называние ребенком рядом написанных сходных по начертанию букв (аналогично тому, как это делалось при обследовании, см. приложение 4). Но теперь уже нужно добиваться безошибочного называния букв. Это может быть достигнуто путем соответствующих пояснений, подчеркивания различии и достаточного количества повторных упражнений.
4. Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Например, букву иребенок складывает из двух крючочков, а ш — из трех и т.п.
5. Реконструирование букв, то есть как бы «переделка» одной буквы в другую. Например: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щ, получить ш? А как можно переделать букву и в ц?» Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:
Ы – Ь – Ъ – Б – В – З
Т – Г – П – Н – И
Ж – Х – К
А – Д – Л – М
Т – п – р – г
И – ш – ц – щ
д – в – о – а – б
6. «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов (см. приложение 5).
7. Нахождение «спрятавшихся» букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой из фигур. Данные в скобках ответы, конечно, закрываются от ребенка (см. приложение 8).
Как видим, все эти упражнения как бы «бьют в одну цель», поскольку при их выполнении ребенок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них не только сходство, но и различие. В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв.
Особенностью предлагаемых упражнений является и то, что все они проводятся устно, без записи ребенком смешиваемых букв (за исключением написания в воздухе), что далеко не случайно. Переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребенком оптически сходных букв.
На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.
Очень полезно письмо смешиваемых (или искажаемых при написании) букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: ц, ц, ц, щ, щ, ц. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.
После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими буквами, например: ша, ца, ща, ащ, ац; шуба, щенок, щепка... Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из «сомнительных» букв он собирается написать и из каких элементов она состоит.
Такие предварительные «отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв, без чего невозможна выработка правильных и устойчивых зрительно-двигательных стереотипов слов. Ведь если ребенок будет писать сначала неправильно, а потом исправлять написанное или писать иногда правильно, а иногда неправильно, то выработка в этих условиях устойчивого навыка правильного письма практически невозможна. Поэтому после прочного усвоения ребенком разницы в начертании смешиваемых букв всю Дальнейшую работу с ним необходимо построить так, чтобы во время занятий не дать ему возможности заменять (или искажать) эти буквы на письме. Вот почему здесь так широко должны использоваться предупредительные диктанты. В классных работах детей буквенные замены обычно окончательно исчезают лишь некоторое время спустя.
Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространяться «зеркальность». Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, X, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв приписываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Таким образом, ребенку остается запомнить лишь те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: З, Л, У, Ч, Э, Я. И, наконец, нужно просто запомнить, что буква С, особенно часто изображаемая детьми зеркально, «развернута» вправо. Точно так же можно проанализировать и рукописный шрифт.
На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения ребенком письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз, а не наоборот. Следовательно, здесь очень важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только «готовым видом» пусть даже и правильно написанных ребенком букв.
В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем — слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок в дальнейшем можно переходить и к письму предложений. Основной принцип всех письменных упражнений, как уже было отмечено, состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные. При соблюдении этого условия как оптические нарушения письма в целом, так и «зеркальность» в частности исчезнут сравнительно быстро.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 758; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!