Рассения, эфталиты, авары, тюрки, тюргеши, Русколань, Иран, Ромейская империя, булгары и арабы



 

В 554 году, когда разгромленные жужани ушли в Китай, темник Истеми был вместе с тьмой отозван в Рассению. так как эфталиты захватили Согдиану и принудили племена угров уар и вар, обитавших в низовьях Сыр-Дарьи, уйти на север и занять территории русо-арийского народа абар. Нужно было восстановить прежнее положение, вытеснить эфталитов на юг, а угров либо на юг, либо на запад. Именно для этого и был отозван Истеми, показавший свои таланты в подготовке тюрского войска и в сражениях с жужанями. Но прежде чем описывать эту войну, предоставим слово Л. Гумилёву.

«Проявляя активность на восточной границе, тюрюты одновременно совершили поход на запад. К сожалению, подробности этого чрезвычайно важного события освещены источниками недостаточно полно, но наметить общий ход событий всё-таки можно.

Западный поход возглавил Истеми-каган, младший брат Бумына. Истеми-каган ещё раньше сопутствовал Бумыну и командовал десятью вождями, очевидно племенными; скорее всего они были предводителями североалтайских племён угорского происхождения. Их потомками, ныне отюркеченными, являются шорцы, кумандинцы, лебединцы и др. Не случайно имя хана Истеми не тюрское, а угорское и является названием духа-предка, китайцы определяли численность его войск в 100 тыс. человек, но эта цифра отражает не действительное количество воинов, а ранг полководца, в данном случае наивысший, что соответствует его титулу: «багатур-джабгу»…

Судя по быстроте передвижения, тюркюты не встречали сильного сопротивления. В 555 году их войско достигло «Западного моря», под названием понимать не Каспийское, а Аральское море, так как Фирдоуси указывает следующие границы владений Истеми: «от Чина (Китай) до берега Джейхуна (Аму-Дарьи) и до Гульзариуна (Сыр-Дарьи) по ту сторону Чача (Ташкента)».

На основании этой цитаты мы можем довольно точно провести границу 555 года: она шла севернее Ташкента, затем пересекала Сыр-Дарью на повороте к северу и в широтном направлении шла до низовьев Аму-Дарьи и южного берега Аральского моря. Согдиана и Бухара в это время подчинялись эфталитам, с которыми и столкнулись завоеватели. Таким образом, тюркюты за полтора года подчинили себе весь центральный Казахстан, Семиречье и Хорезм.

Но дальше пошло труднее. На северных берегах Аральского моря тюркюты натолкнулись на сопротивление племён хуни (хионитов), вар и огоров. Только к 558 году эти племена были разгромлены и тюркюты вышли к Волге, гоня перед собой тех, кто отказывался покориться. Это были осколки племён вар и хуни — около 20 тыс. человек, слившиеся затем в единый народ — авар.

Тюркюты не перешли Волгу и ограничились подчинением приуральских степей. На этом западный поход Истеми был закончен».

В реконструкции, сделанной Л. Гумилёвым, верно только то, что был поход Истеми на запад, во время которого его войско Волгу не перешло. Всё остальное — это предположения, основанные на недостаточно компетентных источниках. На самом деле события развивались по-другому. Истеми не был братом Бумына. Он был кимаком, у которых называться по имени предка отца было правилом, точно так же, как у современных русских одного из сыновей называют по имени деда. Однако он был побратимом Бумына, так как в то время заключившие союз военноначальники и князья братались, скрепляя кровью этот союз и побратимство.

Так как Истеми привёл тьму полевого войска Рассении, то он командовал десятью тысячниками. После успешной войны с жужанями и по возвращении в Рассению он был назначен заместителем верховного предводителя полевого войска Рассении, которого на тюрско-монгольском наречии называли «багадур-джабгу». Никаких угров на Алтае никогда не было. Шорцы, кумандинцы, лебединцы и другие появились там много позже, как алтайцы и тувинцы. Это были отюркеченные китайские племена.

Свой западный поход Истеми начал не в 555, а в 557 году. От тюрок он ушёл в конце 554 года. 555 и 556 годы ушли на сбор войска и его подготовку, а не на завоевание Семиречья, Центрального Казахстана и Хорезма, так как они входили в состав Рассении. Войско состояло из кимаков, абар и тюргешей. Каждый народ выставил тьму войска. Поэтому численность войска была около 30 тысяч человек. Первый удар был нанесён по племенам уар и вар, так как они были слабее эфталитов.

Истеми вначале решил разгромить эти племена, а уже затем повернуть против эфталитов, чтобы не ввязаться в войну на два фронта. Значительного сопротивления эти племена войску Истеми не оказали, так как воевать против профессионального полевого войска они не могли. Поэтому при его появлении эти племена бросились бежать на запад. Таким образом, войско Истеми не завоёвывало новые территории, оно освобождало южные веси Рассении, захваченные врагами. Что случилось с аварами, мы покажем ниже.

Не имея возможности сопротивляться постоянному профессиональному войску Рассении, племена уар и вар бросились бежать на запад и в 557 году вышли на Южный Урал. Здесь к ним присоединились угорские племена тарниах, кочагир и зебендер. В результате образовался народ авары. Так как эти племена в предыдущее время развивались в спокойной обстановке, то их численность значительно выросла. Каждое племя было способно выставить около 10 тыс. воинов. Таким образом, пять племён имели войско около 50 тысяч человек.

Тем не менее по умению воевать и вооружению оно существенно уступало полевому войску Рассении, вследствие чего авары вынуждены были отходить на запад, хотя их сопротивление. конечно же, возросло. В 558 году войско Истеми изгнало авар на запад, за Волгу, но преодолевать её не стало, так как необходимо было повернуть против эфталитов, чтобы освободить Согдиану. Так был окончен западный поход полевого войска Рассении под предводительством заместителя верховного предводителя Истеми.

Замышляя захват Согдианы, эфталиты вели активную внешнюю политику. Они поддерживали тесные контакты с жужанями и Южным Китаем, чтобы успешно противостоять с одной стороны Северному Китаю, а с другой — Рассении. Именно поэтому они подтолкнули жужаней к нападению на Рассению. чтобы связать её полевое войско на востоке. Но это лишь на время отвлекло силы Рассении от Согдианы. Несмотря на поиск союзников и организацию нападений на сопредельные страны, всё же в среде самих эфталитов единомыслия не было.

Советник правителя эфталитов Гатфара Катулф. понимая, что силы неравны, удерживал его от войны. Однако Гатфар назвал своего советника трусом, что последний воспринял за оскорбление и перешёл на сторону шаха Ирана. Чтобы развязать войну, пока между Ираном и Рассенией не было договора о союзе. Гатфар организовал убийство послов Рассении, двигавшихся через Согд. Один из всадников, тем не менее, спасся и сообщил Истеми о гибели посольства. Полководец немедленно стал собирать войско.

На этот раз его войско включало четыре тьмы. Четвёртая тьма была сформирована из различных дружин Алтайской веси Рассении и включала тысячу хотанцев. бежавших от эфталитов в Рассению. Пока Истеми собирал войско, шах Ирана Хосрой Ануширван опередил его и. пользуясь тем, что основные силы эфталитов находились в Согдиане, в 562 году разбил их силы на границе с Ираном.

Но это не сломило эфталитов, и они не перебросили свои главные силы против Ирана, желая во что бы то ни стало удержать Согдиану. Основные свои силы эфталиты сосредоточили у Бухары. Истеми, чтобы обеспечить переправу своих главных сил. нанёс удар на юге. Его авангард, состоявший из тюргешей. взял Чач (Ташкент) и вырезал там всех сторонников эфталитов. Тем временем главные силы Истеми переправились через речку Чирчик и вскоре соединились с авангардом.

После потери Чача (Ташкента) правитель эфталитов Гатфар не решился дать сражение в поле, так как опасался потерпеть поражение от полевого войска Рассении. Он отступил в горы и решился дать сражение у Несефа (Карши). Сражение у Несефа длилось восемь дней и закончилось полным разгромом эфталитов. Это произошло в 565 году. Согдийцы, по свидетельству Фирдоуси, воевать на стороне эфталитов не хотели и плакали от радости, ожидая приход войска Истеми. Да это и понятно — Согдиана около 800 лет находилась в составе Рассении и её жители хорошо помнили жизнь без гнёта и грабежей, на которые их обрекли эфталиты.

Оставшиеся после разгрома вельможи эфталитов низложили Гатфара и выбрали своим царём чаганианского князя Фагонита, обязав его подчиниться шаху Ирана. Они делали ставку на то, что западная часть Согдианы до эфталитов была захвачена иранцами. Поэтому они надеялись, что шах Ирана обязательно поссорится с Истеми и сможет отвоевать потерянную ими часть Согдианы. Хосрой Ануширван, получив письмо Истеми, в котором были изложены требования, чтобы вооружённые отряды иранцев оставили Западную Согдиану, на письмо не ответил и немедленно двинул своё войско на восток в Хорасан. И это в то время, когда на западе Ромейская (Византийская) империя могла нанести в любой момент удар в спину.

Кроме отвоёвывания территории Рассении, у Истеми были ещё две причины начать войну. Первая была связана с экономическими интересами согдийцев, которые захотели повысить свои доходы за счёт перепродажи шёлка в Иран. С разрешения Истеми представитель согдийских торговцев Маниах попытался договориться о провозе шёлка через Иран для продажи его в Ромейской империи. Однако шах Ирана на это не согласился, так как на этом крупно выигрывали ромеи, давние враги Ирана. Хосрой Ануширван. по совету бежавшего к нему эфталита Катулфа, распорядился выкупить шёлк у согдийцев и сжёг его, так как иранцы из-за поголовной бедности купить его не могли.

Вторая причина была связана с послами, направленными в Иран после согдийцев и умершими от какой-то неизвестной болезни. Возвратилось только несколько человек. Истеми заявил, что послы были отравлены, и решил прибегнуть к вооружённой силе. Войско Истеми быстро перешло Аму-Дарью и даже овладело Джурджаном. где захватило «торговые города и порты сиров, прежде обладаемые персами».

Хосрою Ануширвану ничего не оставалось делать, как разместить своё войско в пограничных крепостях и укреплениях, которые полевое войско Рассении брало только в исключительных случаях. После занятия Западной Согдианы и принадлежавшего Ирану Джурджана Истеми прекратил войну. Таким образом, к Рассении отошла почти вся Средняя Асия.

Пока Истеми занимался войнами с эфталитами и Ираном, авары совершили поход на запад. Приход авар на Дон был внезапным. Хазары были расколоты и оттеснены на Северный Кавказ и в верховья Дона, потому что низовья Дона занимали булгары. Около 560 года авары соединились с булгарами. Однако упрочить своё положение они не смогли. Полевое войско Рассении угрожало им с востока.

На Северном Кавказе находились враждебные им сабиры и потомки перероднившихся хазар, гетов и асов, а на Верхнем Дону — перероднившиеся хазары и акациры. Для авар и булгар сложилась тяжелейшая обстановка. Они фактически оказались во враждебном окружении. Им нужно было выбирать, что делать? Авары выбрали дорогу на запад. Булгары решили отсидеться на Дону, который они уже считали своей новой родиной. При движении на запад авары неизбежно должны были столкнуться с другими народами русов, которые к этому времени значительно укрепили свои позиции в Европе.

Восстановила свои силы Венея. В неё входили многие народы русов: моравы, чехи, лютичи, бодричи, полабы, поморяне и руяне. В Карпатах и на Нижнем Дунае обосновались дулебы, а в Приднестровье хорваты. В среднем течении Днепра и в Прикарпатье расселились анты. Из вышесказанного видно, что западные русы в VI веке представляли из себя не менее могучий суперэтнос, чем ранее. Народы этого суперэтноса производили большое впечатление на своих западных современников. Псевдо-Маврикий в сочинении «Стратегикон» пишет:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, они дают обещание, если спасутся, тотчас принести богу жертву, и выполняют то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой жертвы. Они почитают реки и нимф (русалок — Прим. автора ), и всякие другие божества, принося жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания… Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем чёрный… Племена славян и антов сходны по своему образу, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище… Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь…»

Эта выдержка из Псевдо-Маврикия сама по себе является ярчайшей характеристикой антропологии русов и антов. организации их общественной жизни, верований и их психологического типа. Авары в страну антов, защищённую укреплениями «Змиевых валов», не пошли. Они двинулись в земли дулебов и хорватов. Неокрепшая ещё родовая федерация дулебов и хорватов стала лёгкой добычей авар. Часть дулебов ушла от авар на запад, в верховья Лабы (Эльбы) и на Средний Дунай, другая — к антам.

Хорваты из Приднестровья частью ушли к антам, а частью — в верховья Лабы и Одры. Однако большая часть дулебов и хорватов (около 100 тыс. человек) в 568 году переправилась через Дунай и соединилась с ушедшими ранее во Фракию потомками гуннов. В этом же году Ромейская (Византийская) империя заключила с Рассенией договор, по которому обязывалась не заключать мира и союза с аварами. По этой причине авары получили отказ, когда их посольство прибыло к императору Юстину с просьбой о мире и разрешении занять Паннонию.

В 569 году авары овладели Паннонией, где и остановились. В 569 году они нанесли поражение ромеям и заставили их заключить мир. Это случилось в 570 году, что заставило Истеми направить большую часть войска на запад для возможного отражения ударов авар. Истеми, опасаясь войны на два фронта, в 571 году согласился заключить мир с Ираном. К Рассении отходили вся Согдиана и Джурджан, а к Ирану — Синд, Вост. ар-Рохадж (Арахозия), Забулистан, Тохаристан, Дардистан и Кабулистан. Кроме того, к Ирану отошёл наследственный удел эфталитского князя Фагониша — Чаганиан.

Для Хосроя Ануширвана заключение мира было большой удачей. Этот мир позволял ему закрепить за Ираном многие территории, ранее принадлежавшие эфталитам, а также высвободить главные силы своего войска для ведения войн на западе против восставших армян, перешедших на сторону ромеев грузин, активизировавшихся в Аравии эфиопов и осадивших Низиб ромеев. Сосредоточив на западе свои главные силы, Хосрой Ануширван быстро добился перелома в ходе боевых действий и уже в 573 году взял Дару, а затем Антиохию, после чего ромеи запросили мира. Таким образом, Ромейская империя вышла из войны вначале против авар, а затем и против Ирана.

Воспользовавшись замирением с Ромейской империей, Хосрой Ануширван направил свои главные силы на восток и внезапно отбил Джурджан. В описании войн Хосроя Ануширвана арабские историки сообщают, что, победив ромеев, он «обратился против хазар (т. е. западных тюркютов. — Л.Г .) и рассчитался с ними». Вновь Л. Гумилёв делает подмену, когда пишет о тюркютах, тогда как нужно писать о русах и ариях, которых арабские историки по имени пограничного народа русов называли хазарами. Вот почему «западные тюркюты» — это выдумка Л. Гумилёва, которую нельзя принимать никоим образом.

Истеми не смог направить против Хосроя Ануширвана ни одной тьмы, так как всё войско было задействовано на западе, где оно помогало сабирам и хазарам справиться с булгарами и аварами, заключившими мирный договор с ромеями и активизировавшими боевые действия на востоке. Таким образом, Истеми оказался перед фактом ведения войны на два фронта: на юге против Ирана и на западе против булгар с аварами. Спасло положение то, что Хосрой Ануширван не решился вторгнуться в Согдиану, так как Иран был истощён многолетними беспрерывными войнами. Тем не менее недовольство в Рассении действиями ромеев было большим, и оно было высказано князем Южноуральской веси Рассении Турксанфом послу ромеев Валентину в 576 году.

«Не вы ли те ромеи, употребляющие десять языков и один обман?» Выговорив эти слова, он заткнул себе рот десятью пальцами, потом продолжил: «Как у меня теперь во рту десять пальцев, так и у вас у ромеев множество языков. Одним вы обманываете меня, другим моих врагов вархонитов… Ваш царь в надлежащее время получит наказание за то, что со мной он ведёт речи дружественные, а с вархонитами врагами моими, бежавшими от нас, заключил договор…

Зачем вы, ромеи, отправляющихся в Ромею посланников моих ведёте через Кавказ, уверяя меня, что нет другой дороги, по которой им ехать? Вы для того это делаете, чтобы по трудности этой дороги я отказался от нападения на ромейские области. Однако мне в точности известно, где река Данапр, куда впадает Истр, где течёт Эвр и какими путями мои враги вархониты прошли в Ромейскую империю. Небезызвестна мне и сила ваша. Мне же преклоняется вся Земля, начиная от первых лучей солнца и оканчиваясь пределами его захода. Посмотрите, несчастные, на аланские народы, да ещё на племена утигуров, которые были одушевлены безмерной бодростью, полагались на свои силы и осмелились противостоять непобедимому народу арийскому, но они были обмануты в своих надеждах. Теперь они в подданстве у нас, став нашими невольниками».

Посол ромеев Валентин, не желая разрывать заключённый ранее договор, не перечил князю. Он всячески пытался убедить Турксанфа, что был не в состоянии воспрепятствовать заключению мира с Ираном и аварами, хотя всегда убеждал императора в необходимости иметь дружественные отношения с Великой Державой и дорожил личной дружбой с отцом Турксанфа. Поэтому никакой войны с Византией, о которой пишет Л. Гумилёв, Истеми не вёл. Ему вполне хватало войны с булгарами и аварами.

Попытки прорваться в Закавказье делали хазары, проживавшие тогда на территории Северо-Западного Кавказа и на Кубани. Естественно, их сил было недостаточно, чтобы пробиться на соединение с Ромейской империей, с которой их объединяла христианская религия. Поэтому Крым на короткое время захватывали булгары с аварами.

Описывая переговоры Валентина и Турксанфа, Л. Гумилёв пишет о последнем, что он «один из восьми князей (в это время тюркская держава состояла из восьми уделов, подчинённых великому хану)». Слово «подчинённых» говорит о том, что кто-то подчинил хану эти восемь уделов. Получается, что великий хан — не самостоятельный государь, способный решать все без исключения вопросы, а зависимый от кого-то человек, что даже переговоры ведут не его послы, а князь одного из уделов.

То есть Л. Гумилёв совершенно не понял, какая это была Держава. На самом деле Истеми как полководец полевого войска Рассении отвечал за безопасность её западных весей. И если мы их пересчитаем, начиная с Алтайской, то их действительно окажется восемь. Каждая весь возглавлялась князем, который имел право заключать договора с сопредельными и иными государствами. Вот почему переговоры велись между Турксанфом и Валентином, а не между Истеми и Валентином.

После смерти Истеми в 576 году во главе войска на западе был поставлен его сын Кара-Чурин, который показал себя способным и бесстрашным полководцем ещё во время изгнания авар и разгрома эфталитов. за что получил звание героя «за величие». При нём война на западе не возобновлялась, так как булгары и авары потерпели поражение. Авары вновь повернули на запад, а булгары на время подчинились войску Рассении, сабирам и хазарам. В период с 580 по 590 год авары заключили союз с лангобардами, сокрушили гепидов и укрепились на Тисе и Дунае, победили франков, взяв в плен их короля Сигберта Австразийского, чем значительно ослабили давление франков на венедов.

Возможно, авары и венеды образовали бы союз для борьбы с франками, если бы не осложнение обстановки для Рассении на востоке. Это осложнение было вызвано процессами разложения, усилившимися в тюркском государстве, и борьбой за ханский престол в среде многочисленных претендентов. Главой тюркского государства был избран хан Шаболио. Або-хан тоже претендовал на престол и не скрывал своих желаний. Этим воспользовались китайцы, которые распустили слух о том. что Або-хан хочет изменить верховному хану.

Шаболио, не разобравшись в подоплёке слухов, в конце зимы 584 года напал на ставку Або-хана в его отсутствие. Во время резни, учинённой при нападении, погибла мать Або-хана. Сам Або-хан бежал в Рассению и получил помощь от Кара Чурина. который выделил ему тьму войска. Кроме того, к Або-хану присоединились все. кто был недоволен ханом Шаболио. Силы Або-хана значительно превышали силы хана Шаболио. По этой причине последний предложил Китаю мир и союз.

Это резко осложнило обстановку для Або-хана. Однако главную роль в ослаблении и последующей гибели Або-хана сыграли согдийские торговцы. Они имели большое влияние на Кара Чурина, который выдал свою дочь за согдийского князя. Поэтому они убедили Кара Чурина в необходимости иметь хорошие отношения с Китаем, чтобы можно было перепродавать шёлк. Кара Чурин отозвал тьму полевого войска, состоящую из абар, чем сильно ослабил Або-хана, который потерпел поражение от хана Шаболио и его союзников китайцев.

В то же время тьма полевого войска, состоявшая из абар, напала на ставку Або-хана и захватила его семью. После чего её передали китайцам, чтобы сохранить для согдийских торговцев доставку шёлка в Согдиану. Как видим, духовно-нравственная деградация начинает проникать в среду Правителей и Защитников Рассении. Озлобленный захватом семьи, Або-хан повернул свои силы против Рассении и двинулся на запад. Он неожиданно напал и быстро захватил Семиречье и дошёл до Бухары. Озлобление Або-хана передалось и его воинам, которые беспощадно грабили и убивали местных жителей. Рассении срочно пришлось собирать войско.

Так как Кара Чурин уже был верховным предводителем полевого войска Рассении, то западное войско возглавил его сын Шири-Кишвар. На помощь к нему пришли тьмы кимаков и хагасов, в результате было собрано около 50 тысяч воинов. У Або-хана было около 80 тысяч воинов, однако они были хуже вооружены и обучены. Серьёзно страдала дисциплина среди воинов. Весной 587 года полевое войско Рассении заставило Або-хана принять сражение около Бухары. Его воины самоотверженно сражались, но были разбиты и рассеялись. Сам Або-хан был пленён, посажен в мешок, куда затем запустили красных пчёл. Искусанный красными пчёлами. Або-хан умер.

В этом же 587 году умер хан Шаболио. Ему на смену пришёл хан Чулохоу. который уже давно сдружился с китайцами и по их наущению захотел завоевать Среднюю Асию, чтобы держать шёлковый путь под своим контролем. Зимой 587–588 года он двинулся на запад. На этот раз полевое войско Рассении было в сборе. Оно встретило войско Чулохоу и разгромило его наголову. В сражении погиб и хан Чулохоу. Но это поражение не охладило боевой пыл тюрок. Родственники погибших воинов жаждали мести, поэтому война продлилась до 593 года. Ставший ханом сын Шаболио Юн Иоллыг, видя бесперспективность этой войны, заключил с Рассенией мир. После всех этих распрей и поражений тюркское государство ослабело и покатилось к своей гибели.

Но не только согдийцы имели влияние на Кара Чурина. Договор с Ромейской империей тоже обязывал его оказывать ромеям военную помощь. Уже в ходе войн с Або-ханом и ханом Чулохоу ромеи стали настойчиво просить помочь им в войне с Ираном. К этому времени сабиры полностью влились в хазар, образовав единый народ. Кара Чурин, не желая сам развязывать войну с Ираном, содействовал вторжению в Иран хазар вдоль Каспия, а также согласился начать активные действия против Ирана из Согдианы, используя местные силы.

Хазары, вторгшиеся «по хазарской дороге» в мае 589 года, были разбиты персидским войском и в июле поспешно отступили. стремясь увезти захваченную добычу. Им на смену пришло ополчение кавказских племён: осов, дзурдзуков и диодойцев, нанятых Гуарамом Багратидом на деньги ромеев. Полудиких горцев возглавляли грузинские эриставы. Самое большее, на что было способно это ополчение, так это разграбить территорию нынешнего Азербайджана. Но уже в сентябре 589 года персы очистили свои территории от этих грабителей, после чего они разбрелись по горам.

Тем временем в Согдиане младший сын Кара Чурина Янг Соух, которому очень хотелось отличиться, собрал войско из согдийцев и тюрок, оставшихся в Согдиане после разгрома войска Або-хана, и вторгся в Восточный Иран. Семидесятитысячное иранское войско, прикрывавшее пограничный рубеж, обратилось в бегство, открыв Соуху пути в Хорасан, Телекан и Бактрию, в которых находились крепости Герат, Балх и Бадгис.

В среде местного населения Ирана началась паника. На шахском совете в Ктезифоне было решено направить против Соуха Бахрама Чубина, марзбана (правителя) Армении и Азербайджана, происходившего из знатного парфянского Рода Михранов. Бахрам согласился, но попросил выделить в его распоряжение 12 тысяч лучников. В Иране VI века ещё умели готовить классных лучников. Это умение осталось ещё от Парфянского государства и передавалось из поколения в поколение. В свою очередь, парфяне научились готовить лучников у полевого войска Рассении.

Пока иранцы собирали боеспособное войско, Соух успешно продвигался на запад. Чтобы задержать его продвижение и завести противника в засаду, шах Хормизд направил к Соуху под видом перебежчика своего придворного Хуррада Бурзина. «человека, полного хитрости, притворства и обмана». Он прибыл к Соуху, вошёл к нему в доверие и убедил изменить направление наступления. После чего легковерный Соух повернул в Гератскую долину. Тем временем Бахрам тоже вышел к Гератской долине и преградил своим войском путь Соуху на Герат.

Численность его войска существенно превышала силы Соуха. Но у последнего были тяжеловооружённые всадники, которые могли легко опрокинуть плохо подготовленную иранскую пехоту. На это и рассчитывал Бахрам Чубин. Впереди он выставил пехоту, а на её флангах и позади лучников — другие боеспособные отряды. Кроме того, у него были слоны, которых он поставил позади пехоты.

И когда всадники Соуха ринулись вперёд и опрокинули пеших иранцев, они столкнулись с разъярённым стадом слонов, которых иранские лучники подгоняли огненными стрелами. Слоны стали топтать всадников, которые смешали свой строй и резко замедлили движение. Здесь персы с трёх сторон напали на войско Соуха, завязалась рукопашная схватка. На каждого всадника нападало по несколько человек. Поражение было полным.

Соух бежал с поля сражения, но был настигнут Бахрамом Чубином и застрелен из лука. Потери были громадными. Из 20 тысяч войска осталась только десятая часть. После сражения Бахрам задержался в Герате на целый месяц, распределял добычу между шахин-шахом и своими воинами. Тем временем сын Соуха Пармуда собрал разбитое войско отца и организовал сопротивление. Он применил прежнюю тактику изматывания противника путём внезапных налётов и ночных нападений. Ему чуть не удалось захватить самого Бахрама. Но силы были слишком неравны. Иранцы переправились через Сыр-Дарью (Джейхун) и осадили Пармуда в крепости города Пайкенда.

Вскоре он был вынужден сдаться, но выпросил отправку к Хормизду, своему родственнику по материнской линии. Шах Ирана оказал ему пышный приём и после заключения мира отпустил с почётом. Хормизд хорошо понимал, что через некоторое время могло появиться ещё более многочисленное войско из Рассении, с которым справиться было бы практически невозможно. Поэтому ему нужно было во что бы то ни стало заключить мир. Смерть Пармуда могла этому воспрепятствовать.

Поражение войска Соуха имело то последствие, что Круг Жрецов и Правителей Рассении сместил Кара Чурина с поста верховного предводителя полевого войска. После чего он поднял тьму, состоявшую из верных ему абар. и ушёл на восток в тюркское государство. В это время Дулань-хан окончательно рассорился с китайской династией Суй. а китайцы переманили на свою сторону его двоюродного брата, наследника престола Жангара. который сыграл немалую роль в том, чтобы рассорить хана с китайцами. Поэтому Дулань-хан нуждался в поддержке и помощи. Приход Кара Чурина был как нельзя кстати. Узнав об усилении Дулань-хана, китайцы решили начать боевые действия.

В 598 году китайское войско выступило из Линчжоу. Вместе с ними выступил и Жангар. Первые столкновения зимой 598–599 года были удачными для китайцев. Но затем Кара Чурин и Дулань-хан обошли китайское войско и напали на ставку Жангара. Изменники, не надеясь на пощаду, сражались отчаянно. Большинство из них, включая братьев Жангара, его детей и родственников, были убиты. Ему самому, китайцу Чжан-сунь Шэну и пяти всадникам под покровом ночи удалось бежать и спастись. Утром около них собралась сотня воинов. Чжан-сунь Шэн уговорил Жангара уйти в китайскую крепость. Затем он был доставлен к императору Яо Цзяню. который отличался умом и проницательностью.

Он решил использовать Жангара, как законного наследника ханского престола, для борьбы с тюркским государством. Золото китайцев и наследственные традиции тюрок сыграли свою роль. К нему переметнулся младший брат Дулань-хана Тюзлюк, затем, спустя немного времени, число сторонников Жангара ещё более умножилось. Летом 599 года китайское войско столкнулось с Кара Чурином. Впереди китайцы выставили свою конницу и начали атаку. Кара Чурин, полагая, что он быстро разделается с конницей противника, а затем сомнёт китайскую пехоту, двинул в сражение самую боеспособную часть своего войска — тьму абар. Но он просчитался.

Опрокинуть китайских всадников не удалось, тем временем им на помощь подошла китайская пехота. Поражение Кара Чурина было полным. Его поражение и поражение его сына Соуха наталкивают на мысль, что при Кара Чурине тактика полевого войска Рассении претерпела серьёзные изменения не в лучшую сторону. От тактики изматывания и сокрушения противника был осуществлён переход к тактике сокрушения противника. Причём этот переход был обусловлен личными качествами Кара Чурина, его бесстрашием. Однако для полководца одного бесстрашия недостаточно.

У Дулань-хана дела шли лучше. Он основательно потеснил Жангара, загнав его на китайскую территорию. Но затем ситуация изменилась. Нанятые китайцами тюрки стали возвращаться в войско и рассказывать воинам о разного рода страшных предзнаменованиях, вызывая у них панические настроения. Даже Дулань-хан поддался этим рассказам и ему стали сниться страшные видения. Войско было приведено в состояние смятения и расстройства. Этим воспользовались враги Дулань-хана. которые ночью пробрались в шатёр и убили его. После его убийства Кара Чурин «объявил себя ханом», но он был слишком стар и непопулярен среди тюрок, с которыми не так давно воевал.

Поэтому он не смог добиться их подчинения, и в войске начались «большие замешательства». Китайцы воспользовались этим и постарались поднять против тюрок теле-сов (телеутов). которые составляли большинство населения тюркского государства. Замешательство охватило и тюркских старейшин, которые стали уходить от Кара Чурина к Жангару. Тогда Кара Чурин попытался военными успехами поправить дело. В 601 году он вторгся в Китай и разбил войско китайского военноначальника Хань Хуна. Другой его отряд разгромил кочевья Жангара и увёл его людей и скот. Китайское войско отбило добычу, но не смогло воспрепятствовать новому налёту.

Но здесь восстали телесы, и ситуация в корне изменилась. Восстание охватило территорию от реки Селенги на северо-востоке до Тянь-Шаня на юго-западе. На помощь Кара Чурину по своей инициативе пришли его внуки — князь Согдианы Нили и Тун. Так как жрецы и правители не желали помогать Кара Чурину, то внуки привели наспех сформированное войско, которое было разбито, при этом погиб князь Нили. Ещё хуже дела обстояли на востоке. Тюрки, видя критическое положение Кара Чурина, разбежались, а татабы перешли на сторону китайцев. Не имея возможности вернуться в Рассению, путь в которую он сам себе отрезал, Кара Чурин бежал в Тогон и там был убит тибетцами.

В результате Жангар стал полновластным хозяином степей южнее Саяно-Алтая и Тянь-Шаня, а суйская династия Китая достигла своего высшего могущества. В 608 году китайские войска завоевали Тогон, а в 609 году — Западный край. Эти успехи были достигнуты благодаря подкупам владетелей Западного края. И хотя это завоевание создавало угрозу для Рассении, тем не менее войны не возникло, так как китайцы дальше на запад не пошли. Вскоре в Китае благодаря деспотичному правлению императора Ян-ди начались распри, и к власти пришла табгачская династия Тан.

В этот период тюрки оказались разделёнными на три группы. Первая, и самая большая, осталась на территории современной Монголии, вторая состояла из пяти племён, которые образовали союз дулу. Этот союз обосновался в долине реки Или «прежняя Усуньская земля», то есть занял значительную часть Семиреченской веси Рассении. Третья часть обосновалась в Согдиане. Это были остатки разбитого войска Або-хана, которые затем сосредоточились вокруг княжества Чач. Эти пять племён образовали союз нушиби. Вот эти два союза и образовали западных тюрок. Вначале ханом западных тюрок был избран малолетний сын князя Нили Таман с титулом Чуло-хан. Однако его власть оказалась сильно ограниченной.

Над дулу и нушиби были назначены наместники, имевшие титул «малых ханов», а в управленческую иерархию были введены дополнительно два чина, которые управляли всеми делами. Не менее существенной была реформа организации совершения обрядов. Прежде тюркский хан был не только военным вождём, но и первосвященником и два раза в год приносил жертву предкам и духу неба. Теперь хан был лишён этой обязанности. Вместо него для принесения жертв на святое место ездил один из волхвов (шаманов). Эта реформа была проведена по настоянию жрецов Рассении, чтобы закрепить тюрок дулу в Семиречье, а тюрок нушиби — в Согдиане, которые должны были смешаться с тюргешами и согдийцами.

Однако эта реформа была не по нутру ни тюркам, ни согдийцам. Тюрки не желали ограничивать власть хана, так как уже привыкли к самодержавному правлению. А согдийцы всё более и более желали поддерживать хорошие связи с Китаем, чтобы получать оттуда шёлк и перепродавать его на запад. Они хотели быть полновластными хозяевами шёлкового пути. Поэтому интересы тюрок и согдийских торговцев совпали. Претендентом, удовлетворявшим этим требованиям, был князь Шегуй, внук Кара Чурина, который довольствовался скромным уделом — княжеством Чач. Его ставка была расположена в Мини-булаке (тысяче ключей), к югу от реки Талас, в окружении тюрок нушиби. с которыми он поддерживал хорошие отношения.

Отсутствие сильной власти в Семиречье и Согдиане резко ухудшило положение согдийских торговцев. Телесы восточнее Тянь-Шаня, а тюрки дулу западнее его нападали на караваны и грабили их. Тюрки дулу уже давно отвыкли от родоплеменного образа жизни, поэтому хотели господствовать, а не трудиться. Это толкало согдийских торговцев к поиску путей восстановления шёлкового пути и укрепления союза с Китаем. Порядки, существовавшие в Рассении, их перестали устраивать. Таким образом, духовно-нравственная деградация тюрок и согдийских торговцев толкала их к установлению твёрдой власти и союзу с Китаем. Многие города Семиречья и Согдианы сами заключили договора с Китаем.

Чтобы повысить своё влияние, князь Шегуй тоже направил в Китай своё посольство. Он добивался заключения семейного союза, но вместо невесты китайцы пожаловали его титулом великого хана и отправили ему бамбуковую стрелу с белым оперением. Тюрки дулу перехватили посольство и завладели стрелой. Однако самому послу удалось «обманом освободиться» и известить Шегуя о результатах переговоров. Китайцы правильно рассчитали, что своим пожалованием они внесут вражду в среду тюрок. Князь Шегуй обратился к тюркам нушиби и быстро собрал войско. Затем он выступил в поход, отрезал хана Тамана от Рассении и разгромил его войско.

Последний бежал на восток и сдался китайцам. Так был осуществлён переворот в среде западных тюрок, давший всю полноту власти князю Шегую, ставшему после этого Тун-джабгу-ханом. Это случилось в 812 году. Тюрки дулу были разделены на три слабые орды и подчинены тюркам нушиби. Так появилось западное тюркское государство, которое включало в себя Семиречье и Согдиану. И это произошло в 612 году, а не в 554–556 годах, как об этом пишет Л. Гумилёв. Тун-джабгу-хан (Шегуй) не проявил враждебности по отношению к Рассении. Да это и понятно, так как его дядя, имевший прозвище «Силач», был князем веси Рассении, располагавшейся севернее Балхаша и Арала.

Жрецы и правители Рассении не стали ему препятствовать, решив использовать его для борьбы с булгарами и аварами, которые вновь создали угрозу на западе. Укрепившиеся в Паннонии авары решили помочь своим старым союзникам булгарам, находившимся до 601 года в подчинении хазар. На западе Русколань (Хазарию) прикрывали анты. В 600 году авары внезапно напали на антов. Последние к нападению не были готовы, так как хотели жить в мире, не понимая того, что не с каждым народом можно найти совместимость. Антия была опустошена. Князь Мезенмир погиб. Анты были разгромлены столь жестоко, что после 602 года сведения о них исчезают со страниц хроник. Оказавшиеся между булгарами и аварами, хазары вновь были разделены и оттеснены в верховья Дона и на Северный Кавказ.

Более того, жрецы и правители Рассении предложили младшему сыну Тун-джабгу-хана Бури стать князем Южноуральской веси Рассении. После чего Тун-джабгу-хан главные свои силы направил на запад. А чтобы на востоке для него не возникла опасность, жрецы Рассении убедили ханов телесов Ишибо и Гэлэна отречься от своих титулов и подчиниться Тун-джабгу-хану, что и произошло в 619 году.

Таким образом, его власть распространилась почти на весь Западный край, из которого китайцы, занятые войной в Корее, были вынуждены уйти. Без особого труда ему удалось присоединить горные территории современного Афганистана, занятые ослабевшими до крайности эфталитами. и даже проникнуть в Северо-Западную Индию. Включившись в войну с булгарами и аварами, он становился естественным союзником Ромейской империи, но в то же время, по совету жрецов Рассении, сохранял мирные отношения с Ираном.

Таким образом, образовавшееся западное тюркское государство возглавлялось потомками заместителя верховного предводителя полевого войска Рассении Истеми и находилось под контролем жрецов и правителей Рассении. Л. Гумилёв, пытаясь доказать, что в VII веке существовал Западный тюркский каганат, утверждал, что «Ханом Западно-тюркской державы был в то время Тун-джабгу-хан, суверенный государь». Но это прямо противоречит тексту приводимой им «Истории агван», где говорится: «…наместник северного царя именем Джебу-хаган, второй в царстве его…». Эта фраза всё ставит на свои места. Тун-джабгу-хан не был самостоятельным государем. Он был ханом западного тюркского государства, которое, по существу, входило в Рассению.

Автор «Истории агван» Моисей Каганктваци не мог верно назвать его имя, так как в походе его именовали по должности Джабгу-заместитель, хаган-предводитель, а также имя того, кому подчинялся Тун-джабгу-хан, а именно, верховному предводителю полевого войска Рассении. Для автора «Истории агван» любой, кому подчинялся тот или иной военноначальник, был царём. Автор существовал в системе координат самодержавного имперского правления, и ему в голову не могло прийти, что могло быть иначе. Поэтому западное тюркское государство, в отличие от парфянского, хуннского и тюркского государств, которые в определённые времена были союзниками Рассении, таковым не было. Оно было частью Рассении и выполняло для неё роль щита на южном и западном направлениях.

Немаловажное значение имеет и внешний вид хана. В этой связи интересно свидетельство китайского паломника Сюань Цзана: «Хан был одет в халат из зелёного атласа; голова его была не покрыта, только узкая шёлковая лента перехватывала лоб и удерживала волосы, ниспадавшие на плечи». Халат из зелёного атласа вполне естественен для жаркого климата Средней Асии, а вот лента, перехватывающая не лоб, а чело, и удерживающая волосы, чётко указывает на русо-арийское происхождение правила ношения волос.

Тем временем на западе авары, восстановив на время связь с булгарами, подчинили себе южных русов (склавинов и потомков гуннов). Через булгар они заключили союз с Ираном против Ромейской империи. С 603 по 626 год они вели успешные войны с ромеями и даже дважды осаждали Константинополь, в основном силами русов. По грузинским летописям, в 626 году Константинополь был осаждён «скифами, кой суть русы». Именно в ходе этих войн русы усилили заселение Балкан. Однако подневольные русы воевали недостаточно хорошо и часто переходили на строну ромеев.

Это дало повод императору Ираклию в 625–629 годах, дабы оградить империю от аварских набегов, пригласить сербов с Лабы и хорватов из Галиции поселиться на Балканах. Так русы вновь освоили побережье Адриатического моря. Успешные войны авар против Ромейской империи были их последними успехами. После разгрома антов аварами венеды изменили к ним своё отношение. В 623 году русы-венеды (моравы, чехи, лютичи и др.) объединились под предводительством Само, которого в 627 году избрали князем Чехии. В 626 году авары не смогли взять Константинополь и понесли большие потери. В 629 году Само собрал сильное войско и нанёс аварам тяжёлое поражение. Затем он нанёс поражение франкам.

Вплоть до 625 года тюркское государство не вело войн против Ирана. Его войско вело войну с булгарами и поддержавшими их аварами в Поволжье и на Дону. Эта война шла с переменным успехом. Всё зависело от того, где воевали авары. Если они нападали на Ромейскую империю на западе, то булгары отступали под ударами тюрок. А если они помогали булгарам, то отступали за Волгу тюрки. С 620 года авары сосредоточили свои усилия на западе. Они дважды осаждали Константинополь, в 620 и 626 годах.

Зажатая в клещи с двух сторон, Ромейская империя крайне нуждалась в помощи. Именно поэтому в 625 году император Ромеи (Византии) Ираклий направил своего посла Андрея к тюркам с предложением заключить союз, чтобы получить военную помощь. Послу было разрешено обещать несметные сокровища за оказанную военную помощь. Тун-джабгу-хан с большой охотой дал положительный ответ: «Я выйду на мщение против врагов его (Ираклия — Прим. автора ); приду сам с храбрым войском моим на помощь ему, совершу угодное ему делами воинскими, мечом моим и луком, как он этого желает».

Ответное посольство в сопровождении тысячи всадников, обойдя иранские заставы, добралось до ставки Ираклия и утвердило заключённый договор. На следующий год обещанное войско вторглось в Агванию и Атрпатакану. Этот поход удалось осуществить потому, что булгары, лишённые помощи авар, вновь были оттеснены в низовья Дона, а часть хазар вместе с тюрками смогла осуществить этот поход. С тех пор ромейские (византийские) историки, а за ними и нынешняя официальная историческая наука, отождествляют тюрок и хазар, полагая последних входящими в состав Западного тюркского каганата.

Зимой 628 года тюрки и хазары повторили поход. Они ворвались в Закавказье и осадили Тбилиси. После короткой осады войско Тун-джабгу-хана осуществило приступ. Современник событий так описал этот приступ: «Подняв мечи свои, они все устремились на стены, и всё это множество, нагромоздясь друг на друга, поднялось выше стен, и мрачная тень пала на бедственных жителей города; они были побеждены, отступили от стен». Тюрки и хазары ворвались в город, началась резня. Несмотря на то что сопротивления не было, победители никого не щадили. Иверский князь и иранский военноначальник были пленены и замучены на глазах Тун-джабгу-хана. Город был полностью разграблен.

Интересным является то, что крепость, ранее устоявшая перед стенобитными машинами ромеев, пала под напором тюрок и хазар, вооружённых лишь для рукопашной схватки. Несколько ранее, в 626 году, также были взяты укрепления Чора (Дербента). Однако надо полагать, что это прежде всего — заслуга хазар, а не тюрок, так как последние ни в Китае, ни в Средней Асии при осаде городов больших успехов не добивались. Разграбив Тбилиси, войско Тун-джабгу-хана вернулось на восток. Своему сыну Бури он повелел удерживать завоёванную Агванию, дав ему «в руководители мужей храбрых». Но Агвании Бури показалось мало.

В 630 году тюрки напали на Армению, чтобы присоединить её к уже захваченной Агвании. Войско, посланное в Армению, насчитывало всего 3 тысячи человек. Возглавлял это войско Чорпан-тархан. Фактический военный диктатор Ирана Шахрвараз направил против него своего военно-начальника Гонагна, командующего «турецкой конницы», с 10 тысячами всадников. Чорпан-тархан выслал навстречу этому войску тысячу своих всадников, а остальные две тысячи расположил по склонам ущелья, в которое должны были заманить иранцев высланные им навстречу всадники. Видя малую численность противника, иранцы устремились в погоню и въехали в ущелье. Тут-то тюрки и перестреляли их из луков. Так что «всякий воитель и тот, кто носит меч на бедре своём, узнали, что для них ничего не значит власть царей и сила военноначальников».

Побеждая на западе, Тун-джабгу-хан в то же время терпел поражения на востоке, в Западном крае. Китайцы настойчиво переманивали на свою сторону владетелей телесов, а восточные тюрки время от времени не без успеха нападали на территории западных тюрок. Так одно из нападений привело к тому, что полководец восточных тюрок Ашина Шэни захватил крепость Бишбалык. Война на западе и угроза на востоке требовали воинов и денег. Людей брали от союза племён дулу, которые не видели для себя пользы в этой войне. В то же время хан отдавал явное предпочтение союзу племён нушиби, что вызывало у дулу недовольство. Когда же хан. нуждавшийся в средствах, стал увеличивать выплачиваемую ими дань, то они вспомнили, что «меч на бедре значит больше, чем власть царей и военноначальников».

Но самое главное, он решил посягнуть на северные веси Рассении, одну из которых возглавлял его дядя, носивший прозвище князь Силач. Эту весь он хотел передать своему брату, включить её в состав своих владений, выйти из подчинения Рассении и стать самостоятельным государем. Такое решение было его непоправимой ошибкой. Интриги Тун-джабгу-хана стали известны жрецам Рассении и дяде. Последний обиделся на племянника. Как только восточные тюрки взяли Бишбалык, а карлуки, жившие в пойме Чёрного Иртыша, восстали, вслед за ними поднялись племена союза тюрок дулу.

Дядя, имевший свои собственные дружины, с разрешения жрецов Рассении объединил их с дружинами тюрок дулу и выступил против Тун-джабгу-хана. Ему удалось разгромить наспех собранное войско хана, а его самого убить. После чего он принял титул Кюлюг Сибир-хана. Находившиеся в войске на западе воины тюрок дулу тоже восстали. В результате сын погибшего хана Бури едва не погиб. Однако ему удалось спастись и уйти в Согдиану к тюркам нушиби. Развалившееся на западе войско оставило Закавказье, которое немедленно захватили иранцы. Вслед за Закавказьем отпали Гибинь и Тохаристан. В Джунгарии восстали подбиваемые китайцами телесские племена и начали войну против тюрок.

Сибир-хан оказался в тяжёлом положении, которое усугублялось отрицательным отношением к нему союза племён тюрок нушиби и согдийских торговцев. Восстание союза племён нушиби возглавил Нишу Када-шад, сын погибшего Мохэ-хана. Столицей его удела был город Пайкенд и ему подчинялась богатая Бухара. Бухарские торговцы ссудили его деньгами, которых оказалось больше, чем было у Сибир-хана. К тому же, в стане тюрок нушиби оказался сын Тун-джабгу-хана Бури, который являлся законным наследником.

Его участие придало восстанию силу законности в среде тюрок. И они возвели его на престол под именем Ирбис Болун джабгу-хан. После этого положение Сибир-хана стало ещё более сложным, так как большинство тюрок подчинилось его сопернику. Сибир-хан пытался бежать в Алтайскую весь Рассении, но в 631 году был настигнут тюрками нушиби и убит. Свержение Сибир-хана не успокоило западных тюрок, в среде которых началась затянувшаяся на долгие годы вражда и резня, которая обострялась враждой с восточными тюрками и происками китайцев.

От начавшейся в их среде усобицы больше всех выиграл булгарский вождь Курбат. В 635 году он организовал восстание против хазар и добился освобождения. Одновременно он направил посольство в Константинополь. Ираклий отправил ему дары и возвёл его в сан патрикия. Не случайно 30-е годы VII века сторонники возрождения Великого Ту рана считают временем создания Великой Булгарии, наивысший подъём которой относят на правление хана Курбата в 635–644 годах. Известность Курбата связана с тем, что он заключил союз с Ромейской империей. Данный шаг Курбата вызывался тем, что ему были нужны союзники в борьбе с хазарами, так как разгромленные на западе авары уже не могли оказать эту помощь.

В надежде на помощь ромеев он и заключил этот союз. Но для ромеев Курбат был нужен лишь для того, чтобы булгары нападали на соседей и поставляли им рабов. Разбойничьи нападения булгар на хазар и других русов Русколани только усилили их ответные действия против булгар. Положение булгар становилось безнадёжным. В 644 году Курбат умер. Таким образом, «Великая Булгария» просуществовала всего 9 лет. Не маловато ли для столь громкого названия? После смерти хана Курбата булгар возглавили его сыновья Батбай и Аспарух. Положение булгар продолжало ухудшаться. Они были вынуждены отступать под ударами хазар с северо-запада, юга и востока.

Куда они могли пойти с Северного Кавказа? На востоке, Северном Дону и Кубани были хазары. При обсуждении вопроса, куда двигаться, мнения булгар разделились. Одни, во главе с ханом Аспарухом. призывали идти на запад на соединение с аварами. Другие, которых возглавлял Батбай, призывали уйти вдоль Дона на северо-восток к угорским племенам. Третьи никуда не хотели уходить. Как разделились мнения, так и поступили. Наиболее воинственные объединились вокруг хана Аспаруха и двинулись на запад. Им удалось прорваться к Дунаю, где они подчинили себе оставшихся там малочисленных русов. Другая часть булгар, во главе с Батбаем, в это время ускользнула на Каму, где и основала, около 650 года, Булгарское государство. Часть булгар осталась на Северном Кавказе и подчинилась хазарам Русколани.

Сторонники Великого Ту рана полагают, что булгары ушли на север в Прикамье под давлением арабов около 740 года. Но это не соответствует действительности. Наиболее удачный поход арабского полководца Мервана на Северный Кавказ состоялся в 737 году. Тогда арабы захватили около 20 тысяч пленников-сакалиба (славян-русов). Никаких булгар среди них не было. Это говорит о том, что булгары ушли на север значительно раньше. Сторонники Великого Турана считают также булгар того времени тюрками. Однако, как мы выяснили выше, булгары были семитским народом. Именно поэтому они вели яростную борьбу с русами (сабирами и хазарами). Тогда этническая доминанта играла довлеющую роль во взаимоотношениях между народами. Этим же объясняется то, что булгары без сопротивления вошли в состав иудейской Хазарии кагана Иосифа в IX веке.

Положение резко изменилось, когда в XIV веке в западном ордынском войске старшинство перешло к тюркам. Желая укрепить свою власть, эмир Булат-Темур в 1361 году напал на булгар и учинил резню. Город Булгар был разрушен до основания. Большое число жителей погибло или было уведено в рабство. Остальная часть булгар ушла на север, в Среднее Прикамье, где было создано Казанское ханство. Однако в 1438 году верховный атаман ордынского войска Улу-Мухаммед со своим сыном Махмутаком организовал поход на Казань и захватил её. С этого момента тюрки утвердились в Казанском ханстве, а вместе с ними привился и тюркский язык. Вот почему все серьёзные исследователи признают, что между булгарами и казанскими татарами не просматривается связь по «антропологическому материалу», и что тюрки «не оказали существенного влияния на формирование казанских татар», кроме внедрения тюркского языка.

В это время союзники булгар — авары — также оказались во враждебном окружении. С запада их теснили франки, с севера напирали венеды, с востока — хазары Русколани. Воспользовавшись этим, в 630 году от авар откололись задунайские русы. Авары вынуждены были уйти в глухую оборону. Этот факт насильственного умиротворения авар дал повод некоторым историкам утверждать, что авары погибли в результате какой-то болезни или по другой причине. «Погибоша аки обре» записал Нестор, первый фальсификатор прошлого Русского Народа. Но авары не погибли. Они были просто связаны противниками со всех сторон. Даже в результате агрессии франков, которые в 796 году дошли до Венского леса и захватили богатую добычу, авары отбились и просуществовали до прихода венгров в 899 году, с которыми слились в единый венгерский род.

Собственно анты тоже не погибли полностью. Лишившись своего центра, уничтоженного аварами, анты распались на несколько частей. Образовалось два племени: поляне и древляне. Таким образом, родовая федерация антов просуществовала несколько тысяч лет вплоть до 602 года с.л. Именно анты с помощью венедов построили оборонительную систему «Змиевых валов». что позволило им остановить агрессию сарматов. У родовой федерации антов, как ни у какой другой, героическое и до крайности трагическое прошлое, которого мы коснулись лишь вскользь и которое ещё предстоит восстановить, насколько это будет возможно. Новым центром объединения прикарпатских русов становится город-крепость Киев, построенный в 430 году на восточном фланге «Змиевых валов», на берегу Днепра.

Здесь мы подошли к очень важному моменту нашего исследования, а именно, к освещению положения Рассении и Русколани в период так называемого Тюркского каганата. Л. Гумилёв является певцом тюркской истории, естественно, что именно тюрков он считает основной организующей силой, приписывая им какие-то особые качества. В частности, он утверждает, что Тюркский каганат был организован по принципу орды в 552–555 годах, считая, что орда — это народ, организованный в войско. Но ведь орда, как мы видели выше, была присуща русам и ариям (скифам) почти за 800 лет до тюрок. Следовательно, тюрки сами ничего в этом плане не изобрели. Они усвоили то, чему их научили скифы и хунны.

Если к тому же учесть, что авар на запад прогнало полевое войско Рассении, то станет ясно, что тюрки не имели того значения, о котором писал Л. Гумилёв. Они, конечно, стали играть значительно большую роль в VII веке, но не ранее. Не случайно ни о каких тюрках «Велесова книга» ничего не упоминает, а вот об обрах (аварах) и Русколани этого периода повествует совершенно определённо. Поэтому Л. Гумилёв Великим Тюркским каганатом называет Великую Державу Рассению. Тюркское государство в нынешней Монголии находилось в вассальных отношениях с Рассенией, как ранее Хуннское государство и Парфянское государство.

На востоке, в Средней Асии, во второй половине VII века шла беспрерывная вражда между западными тюрками, которая и привела их к гибели. Казалось бы, разложение западных тюрок должно было спровоцировать Иран на завоевание Средней Асии, но этого не случилось. Ирану было не до завоеваний. Он сам разлагался и терпел поражения от арабов, которые громили иранцев на западе гораздо успешнее, чем до них ромеи (византийцы). В 637 году, при Кадессии, было разбито войско шахин-шаха Иездегерда III, вслед за этим пал Ктезифон. В 642 году, при Негавенде, арабы разгромили иранское ополчение. После чего участь Ирана была решена. Иранцы сопротивлялись как могли, но арабы захватывали город за городом, провинцию за провинцией.

Шах со своей свитой отступил на восток. В каждом городе его встречали радушно, но как только он начинал требовать денег и людей для ведения войны с арабами, наместники от него отворачивались. В 651 году он отошёл до Мевра, расположенного на восточной окраине собственных владений. Марзбан (наместник) Мевра Махуй Сури раскрыл ворота своего города перед Йездегердом III. С шахом прибыл небольшой отряд его стражи и караван с сокровищами иранской короны. Сури, как верноподданный, склонился перед шахом, но когда Иездегерд потребовал денег для борьбы с арабами, то марзбан по глупости решил, что арабы до него не дойдут, что шахские сокровища можно присвоить и самому стать самостоятельным государем.

Не решаясь напасть на стражу шаха, он обратился за помощью к тюркам. На призыв мервского марзбана отозвался некий Бижан-тархан. проживавший в Согдиане. Он прибыл в Мевр со своей дружиной, внезапно напал и разбил шахский отряд. Йездегерд бежал и пытался спастись на мельнице в окрестностях Мевра, но был зарезан хозяином мельницы. Так марзбан Махуй Сури стал обладателем шахских сокровищ и самостоятельным правителем. Однако весть об убийстве шаха разнеслась по Хорасану и вызвала возмущение его жителей. Марзбан свалил всю вину на тюрок и заявил, что шах завещал ему корону и перстень. Неубедительность его доводов была очевидна.

Тогда он собрал войско и присоединил к своим владениям Балх и Герат, а затем двинулся в сторону Согдианы для завоевания Бухары. Самарканда и Чача (Ташкента). Естественно, поводом послужила месть за Йездегерда, так как Бижан «затемнил счастье царя земли». Продвижение арабов задержало отчаянное сопротивление горцев Дайлема, Табаристана и Джурджана, а также начавшееся восстание в Центральном Иране. Этим как раз и воспользовался Махуй Сури. Слухи о победах арабов достигали Средней Асии и вызывали беспокойство в среде её жителей. Однако правящая клика во главе с Ирбис Шегуй-ханом беспокойства не проявляла и даже не отреагировала на убийство шаха, чем не преминули воспользоваться тюрки дулу. Они свергли Ирбис Шегуй-хана и возвели на престол Ышбара-хана .

Внутренние разборки в среде тюрок были на руку Махуй Сури, поэтому он поспешил завоевать Согдиану. Он полагал, что это нетрудно будет сделать, так как Согдиана уже давно была враждебна тюркам дулу. Однако новый хан оказался человеком решительным. Узнав о перевороте в Иране, он решил организовать борьбу с узурпатором под его же лозунгом — месть за шаха. Немедленно он двинулся с войском к Бухаре и переправился через Джейхун. Махуй, не ожидая быстрого подхода тюрок, двигался без охранения, находясь в голове колонны своего войска. Тюрки напали внезапно и пленили Махуя, после чего он был предан мучительной казни.

Переворот в Иране расчистил путь Абдаллаху ибн Амиру, который в 651 году завоевал Абрашахр (Нишапур), Тус, Абиверд, Несу и заключил договор с новым марзбаном Мевра Абразом, который согласился выплачивать дань арабам. Вслед за Хорасаном та же участь постигла Джурджан и Тохаристан. Затем, в 655 году, арабы попытались малыми силами захватить Хорезм, но их постигла неудача и тюрки даже вторглись в Хорасан, но серьёзного успеха тоже не добились. Да это и понятно, им пришлось в это время вести войну не только с арабами, но и с китайцами на востоке. Оставив в покое арабов, Ышбара-хан собрал все свои силы, чтобы остановить наступление китайцев, но был разбит, пленён и умер в Чанъани в 659 году. Затем китайцы быстро подчинили себе владения западных тюрок, разделив их между тюрками дулу и тюрками нушиби.

Возникает вопрос, почему Рассения не оказала помощи тюркам? Ответ очевиден, предавшие союз и посягнувшие на её территории не были достойны помощи. Они должны были понести заслуженную кару. Западные тюрки неоднократно восставали, но китайцы подавляли эти восстания. Тем временем не без помощи Рассении в Семиречье поднялись тюргеши, и западные тюрки бежали в Китай в 699 году. В общем, тюрки находились в Средней Асии чуть более ста лет. Но только с 612 по 630 год они играли серьёзную роль, когда защищали южные и западные рубежи Рассении. Как только они подпали под влияние согдийских торговцев и среди них началась смута, они стали лёгкой добычей для более мощных врагов, прежде всего китайцев.

Восточные тюрки были разгромлены и подчинены китайцам ещё раньше, около 630 года. Они были разделены на два наместничества: «Байкальское» — к северу от пустыни Гоби и «Шаньюево» — к югу от неё. Они тоже неоднократно восставали, но серьёзных успехов достигли только в конце VIII века, когда их возглавил Капаган-хан, в советниках у которого был Тоньюкук. В 698 году Капаган-хан выступил в поход, имея около 50 тысяч всадников. Против него китайцы выставили два войска в 300 и 150 тысяч человек, но они не спешили вступить в сражение. Тюрки разгромили ряд пограничных округов и взяли множество пленных. Этот успех был обусловлен тем, что Капаган-хан объявил себя сторонником наследника династии Тан, которого императрица У сослала в Южный Китай.

Недовольными оказались вооружённые силы, чем и воспользовался Капаган-хан. Во всех открытых столкновениях китайские отряды терпели поражения. Тогда китайское правительство решило исправить свою ошибку и назначило наследника командующим вооружёнными силами. Китайцы сплотились и Капаган-хану пришлось отступать. Но прежде чем отойти, он распорядился перебить 80 тысяч пленных, фактически перешедших к нему, когда он выступил на защиту династии. На обратном пути тюрки разгромили все китайские города и сёла, которые были захвачены, а население было уведено в рабство.

Понимая величину опасности, императрица решила не допустить перехода оставшихся кочевников на сторону Капаган-хана. Она издала указ, по которому запрещалось обращать тюрок в рабство. Указ сыграл свою роль. Число нападений тюрок на границу несколько сократилось. В 703 году Капаган-хан направил в Китай посла, которому поручил вести переговоры о заключении брака его дочери с сыном наследника престола. Это означало предложение мира. Действительно, в течение трёх лет, пока велись переговоры, боевых действий не было. За это время умерла императрица. На престоле оказался тот самый Чжунцзун, именем которого так удачно прикрывался тюркский хан.

Подобно абарам, мукри и хуннам, их потомки тюргеши не относились к тюркам. Ядром территории тюргешского княжества была долина реки Или и северные предгорья Тянь-Шаня. После подчинения западных тюрок китайцами в 659 году тюргеши населяли два округа. В верхней части долины реки Или жили Рода согэ и мохо. К западу от реки Или обитал Род алишэ. Южная ставка возникшего позднее княжества тюргешей была расположена около современного Токмака, а северная — на территории хуннского племени Гун-юэ. Война 698 года между тюрками и китайцами и помощь Рассении позволили предводителю объединённых дружин тюргешей Учжилэ изгнать западных тюрок в Китай в 699 году.

Чтобы китайцы согласились с изгнанием тюрок, Учжилэ, по совету жрецов Рассении, отправил в Китай посольство, которое возглавлял его второй сын Чжену. Посольство китайцы приняли благосклонно. Собственно по-другому они поступить не могли, война с восточными тюрками продолжалась и наживать себе нового врага китайцы не хотели. Однако восточные тюрки к успехам тюргешей относились отрицательно.

Чтобы не допустить присоединения потомков хуннов, обитавших в Чуйской долине, племянники Капаган-хана Могилянь тардуш-шад и его шестнадцатилетний брат Кюль-тегин в 701 году двинулись к южным отрогам Тянь-Шаня и подчинили себе эти племена. Дальше они продвинуться не смогли, так как господствовавшие в Западном крае китайцы не могли спокойно смотреть на успехи своих врагов и двинули против них своё войско. Произошло сражение, которое выиграли тюрки, после чего они подчинили себе ещё ряд племён Западного края.

Получив согласие от китайцев на право занятия территорий западных тюрок, Учжилэ организовал княжество и возглавил его. Тюргеши были довольно немногочисленным кочевым народом. Их численность составляла от 500 до 700 тысяч человек. Для сравнения — население Китая периода расцвета династии Тан в 754 году составляло около 58 млн человек. Л. Гумилёв пишет, что тюргеши могли выставить 140 и даже 300 тысяч воинов, ссылаясь на то, что все мужчины-кочевники — воины. На самом деле это не так.

Если мы возьмём среднюю численность тюргешей 600 тысяч человек, то в пересчёте на семьи это даст 100 тысяч семей. Каждая семья того времени, чтобы иметь продолжение потомства, должна была иметь не менее четырёх детей. Таким образом, остаются 200 тысяч взрослых, из которых половина женщин. Из 100 тысяч мужчин в походное войско не включались те главы семей, у которых дети были моложе 16 лет. Все они могли входить лишь в ополчение, на случай отражения нападения врага. Поэтому войско тюргешей. которое могло быть снаряжено в поход, составляло около 50 тысяч человек.

Захватив территории западных тюрок и заручившись согласием на это китайцев, тюргеши становились союзниками Китая и именно поэтому — врагами восточных тюрок. Это способствовало успехам как китайцев, так и тюргешей. В 703 году Китай заключил мир на востоке с Кореей, и уже в 704 году резко изменилась ситуация в Западном крае. Сюда прибыли китайские войска под предводительством западнотюркских ханов Хуай-дао и Хяня. Последний вновь подчинил Китаю 30 тысяч кибиток к западу от реки Чу. На сторону Китая в 704 году перешли шато, а в 705 году — западные тюрки и карлуки.

Тем временем тюргеши вступили в войну с арабами. В 705 году арабский полководец Кутейба взял Балх, а в 706 году — Пайкенд. Однако согдийцы и тюргеши заставили его отступить. В 707 году тюргеши отбросили арабов от Бухары. Только разногласия между согдийцами и тюргешами позволили арабам в порядке отступить в Хорасан. В 708 году умер князь Учжилэ, оставивший своему сыну Согэ союз с Рассенией, которая помогла войском в войне с арабами, и союз с Китаем, который обеспечивал безопасный тыл. В 708 году арабы вновь были отброшены от Бухары. Однако в 709 году из-за разногласий между тюргешами и согдийцами Кутейба взял Бухару.

Естественно, возникает вопрос, почему сравнительно немногочисленный кочевой народ, находившийся продолжительное время под властью западных тюрок и не проявивший себя ранее, вдруг изгнал их и создал серьёзный барьер для арабов, имевших, по существу, профессиональное войско? От китайцев они помощи не получали, так кто же им помог? Л. Гумилёв вскользь упоминает, что помощь им оказали соседние кочевые племена. Однако далеко не все кочевые племена могли плавить металл, изготовлять вооружение и иметь подготовленное войско. Была более могущественная сила, которая осуществляла эту помощь. Ею была Русо-Арийская Держава Рассения.

Несомненно, Учжилэ был выдающимся человеком, стремившимся освободить свой народ от тюрок. Возглавив дружину своего Рода, он стал искать помощи у Рассении. До 697 года он несколько лет обучался в Рассении дипломатии и подготовке войска. В 698 году Учжилэ получил тьму полевого войска Рассении и прибыл к своему народу, поднял восстание и изгнал западных тюрок в Китай. Жрецы Рассении обучали Учжилэ и помогали ему войском потому, что прекрасно понимали, что арабы были даже более опасным противником, чем китайцы, так как они везде, куда приходили, навязывали ислам. В то время как китайцы не приносили изменения миропонимания. Именно эта помощь тюргешам и вызвала обострение отношений между Рассенией и восточными тюрками, которого ранее не было.

Прежде чем касаться этого обострения, необходимо хотя бы вкратце прояснить этническую составляющую племён и народов, обитавших в это время на востоке: в Рассении, Средней Асии, Западном крае и теперешней Монголии. Л. Гумилёв даёт обширный список племён, ориентируясь, как всегда, на китайские названия. Но при этом он упускает их этническую принадлежность и то, к каким предкам они относились. Всем племенам восстановить их принадлежность невозможно, поэтому мы остановимся на принадлежности к прошлым этническим сообществам только крупных народов.

Согдийцы были известны ещё до современного летоисчисления. К VIII веку они уже смешались со многими пришлыми народами, в том числе с тюрками, однако ещё сохраняли своеобразие. Тюргеши образовались от смешения абар, мукри и потомков хуннов. Множество племён Западного края имело тибетское, тангутское, хуннское и телесское происхождение, к тому же изрядно смешанное с китайцами. В теперешней Монголии до VIII века самым многочисленным народом были телесы, предками которых были хунны.

Телесы смешались со многими другими народами и племенами и распались на ряд новых народов. Смешавшись с саянскими хагасами, телесы породили кыргызов. Смешавшись с племенами Западного края, они породили уйгуров и карлуков. Тюрки, имевшие, несомненно, хуннское происхождение, тоже смешивались с телесами, но сохранили свою этническую идентичность. Телесы, оказавшиеся на Алтае, тоже сохранили свою идентичность, хотя их стали называть телеутами.

Ещё до современного летоисчисления харийцы, обитавшие в Рассении, образовали четыре народа. На востоке, в Забайкалье, куда из Манчжурии устремились вначале сяньби, а затем тайгачи, оставались харийцы, которых китайцы называли шивэй, a Л. Гумилёв татарами. На западе, в Северных Саянах и на Енисее, обитали хагасы. Далее на запад, до Иртыша, обитали кимаки. Западнее Иртыша обитали абары.

К VIII веку ситуация изменилась. В Забайкалье образовался конгломерат харийских и дарийских племён. Забайкальскую весь Рассении заселили племена телесов (курыкане и буряты), которые оттеснили часть харийцев на восток, в Приамурье. Телесы также смешались с южными саянскими хагасами и породили кыргызов, обосновавшихся в Саянах. Хагасы продолжали обитать севернее Саян. Абары частью ушли в Семиречье и слились с хуннами и мукри, породив тюргешей. А другая часть слилась с кимаками, которые вновь распространились до Южного Урала.

В 709 году ситуация сложилась таким образом, что Рассения, тюргеши и Китай фактически оказались союзниками. И хотя Рассения не собиралась враждовать с восточными тюрками и поставляла им через телесов и кыргызов вооружение, тюрки возомнили, что саянские кыргызы должны на них напасть. Поэтому они решили нанести удар первыми. На западном рубеже тюркским войском командовал Могилянь. В 709 году он вторгся на территорию цигов (чиков), переправился в верховьях Енисея и разбил их немногочисленное войско при Орпене. Вслед за тем он подчинил азов.

Таким образом, он захватил всю территорию современной Тувы. Но эти племена не были кыргызами. Это говорит о том, что тюрок и кыргызов отделяла достаточно широкая полоса территории, и что кыргызы не заняли её, а поэтому не имели агрессивных намерений. Зная, что тюрок может встретить многочисленное и подготовленное войско, возглавлявший их Тоньюкук решил напасть на кыргызов внезапно, поэтому поход он начал зимой.

Тюркам удалось преодолеть Саянский хребет и внезапно напасть на кыргызов. Конечно, это была авантюра Тоньюкука. Нападение удалось лишь потому, что полевое войско Рассении было нацелено против арабов и находилось на западе. Вследствие чего наспех собранное ополчение кыргызов было разбито тюрками. Тоньюкук, понимая, что может подойти новое войско, не стал задерживаться на севере Саян. Ограбив кыргызов, он ушёл на юг, не оставив ни своих гарнизонов, ни наместников.

Второе нападение Тоньюкук осуществил на тюргешей. Ранее, на примере хуннов, сяньби, табгачей, тюрок, согдиан и других народов, мы видели, что переход к государству неизбежно приводил к выделению властной верхушки, которая образовывалась вокруг великих князей или ханов. Эта верхушка, как правило, состояла из родственников и приближённых государя, которые претендовали на власть в государстве и богатство не по заслугам. Часто сами государи (великие князья, ханы, императоры) вызывали к себе отрицательное отношение. Государство тюргешей не было в этом плане исключением. Сменивший Учжилэ его сын Согэ поссорился со своим советником Кули-чуром (Кюэ-чжо) и оба начали борьбу друг с другом.

Китайцы после отвоевания Западного края смотрели на тюргешей уже как на своих подданных и стали искать в их среде людей, с помощью которых можно было бы их подчинить. Таким человеком в окружении Согэ оказался Кули-чур. Между ним и китайцами завязалась интенсивная переписка. Целью китайцев было добиться понижения роли Согэ и повышения роли Кули-чура. Согэ не желал подчиняться китайцам, так как считал себя самостоятельным и достаточно сильным. Китайцы, тем не менее, направили к тюргешам чиновника, который должен был доставить Кули-чуру деньги для подкупа других людей из окружения Согэ и засвидетельствовать поддержку Кули-чуру.

Однако сторонники Согэ перехватили этого чиновника и князь распорядился его убить. Чтобы отомстить китайцам за их подлую политику и показать свою самостоятельность, Согэ собрал ополчение, так как походное войско было на западе, двинулся в поход и напал на китайскую крепость Аньсу (Куча), где разбил китайское войско. Этим походом он заставил китайцев считаться с собою, и они отложили посягательства на тюргешей до лучших времён.

В то же время Согэ ничего не предпринял против тюрок. Поэтому настоящая беда пришла с их стороны. Но эту беду организовал своим предательством брат Согэ Чжен. Согэ выделил ему удел, но Чжен обиделся, так как полагал, что князь ему должен был выделить больше. В 710 году он перебежал к тюркам и стал подбивать их к походу против тюргешей. Этот поход, на свой страх и риск, совершил Тоньюкук с 20-тысячным войском, так как Капаган-хан был против обострения отношений с тюргешами. Тоньюкук вновь решил применить внезапность и не ошибся. Пройдя через покрытые густым лесом отроги Алтаин-нуру, переправился через Чёрный Иртыш и за одну ночь достиг реки Болчу (Уренгу).

Там тюрки столкнулись с отрядом тюргешей. которые спали, не ожидая, что враг может внезапно напасть. Естественно, они были перебиты. Захваченные тюрками пленники сообщили, что «в степи Ярышевской собралось десять тюменов войска». Большая часть тюркских военноначальников высказалась за отступление. Но Тоньюкук считал необходимым использовать внезапность и настоял на нападении. Тюрки атаковали тюргешское ополчение, которое сопротивлялось неорганизованно и поспешно отступило.

То есть численность тюргешей была сравнительно невелика. Сам Тоньюкук определяет эту численность следующим образом: «…их два крыла наполовину были многочисленнее». Таким образом, у тюргешей было около 30 тысяч ополченцев, а не 100 тысяч, которые должны были быть в десяти тюменях. И это понятно — походное войско было на западе, поэтому из Китая возвращалось ополчение десяти племён. В двух первых нападениях тюрки нанесли тюргешам немалый урон. Тем не менее тюргеши оправились и сами напали на тюрок. Однако боеспособность походного тюркского войска была значительно выше, тюргеши были разбиты наголову, а Согэ попал в плен.

После этого часть тюргешей подчинилась тюркам. Тюркское войско, с присоединившимися тюргешами, двинулось на юго-запад и дошло до Бузгала, которое тюрки называли «Железные Ворота». Там, в Восточной Согдиане, они захватили огромную добычу. Там же они разгромили войско последнего нушибийского князя Кошу-тутука. Дальнейшее их продвижение было остановлено не арабами, как полагает Л. Гумилёв, а походным войском тюргешей, в котором находилось две тьмы полевого войска Рассении. Не случайно Тоньюкук констатирует: «Мужественные воины на нас напали». Если бы это были арабы, то завоевание Средней Асии состоялось бы в 712 году, а не в 738-м, как было на самом деле.

На восток тюрки вернулись до крайности ослабленными, чем как раз и воспользовались карлуки, поднявшие восстание на Чёрном Иртыше и Тарбагатае. Всё могло бы кончиться полной катастрофой, если бы часть походного войска тюргешей не осталась на западе сторожить арабов. Карлуков подняли на восстание жрецы Рассении и китайцы.

Кроме карлуков восстали многие племена на востоке, на юге и в Западном крае. На подавление этих восстаний у тюрок ушло несколько лет. Поэтому ни о каких дальних походах они уже не мечтали. Когда Капаган-хан получил пленённого Согэ и добычу, он счёл существование тюргешских князей излишним. Решая судьбу обоих, он сказал изменнику Чжену: «Вы, будучи родными братьями, не могли жить в согласии между собою; можете ли с совершенной преданностью служить мне?» В 711 году он распорядился казнить обоих.

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!