Рассения, Хуннское государство, Китай и Парфянское государство



 

На Востоке события стали накаляться так же, как и в государстве селевкидов ещё в III веке до с.л. Процесс консолидации Китая привёл к тому, что в 307 году до с.л. китайское княжество Чжао нарушило прежние договоры и захватило исконные территории степных харийцев (по китайской терминологии — хуннов), построив у подножья хребта Инь-шань крепость Яймын. Так через много тысячелетий арии потеряли Ордос.

Говоря о харийцах и дарийцах, а не о русах и ариях, нужно иметь в виду, что русы и арии образовали единый народ только в центре Рассении при интенсивном смешении русов и харийцев. На её окраинах, на Дальнем Востоке и в Великой Степи (Монголия и Западный край) обособленно существовали дарийцы и степные харийцы, которые смешению с русами почти не подверглись, хотя и имели схожий с ними язык.

Китайское княжество Янь также проявило агрессивность и стало претендовать на территории дарийцев (по китайской терминологии — дунху). Как видим, в китайской терминологии от настоящих названий арийских народов (харийцы и дарийцы) остались только начальные буквы. Захват территорий харийцев и дарийцев, естественно, привёл к противостоянию между ними и китайцами. Харийцы и дарийцы стали нападать на китайцев, чтобы освободить свои территории.

В этот период степные харийцы и дарийцы ещё не имели организованного полевого войска и действовали родовыми дружинами. Однако несмотря на численное превосходство китайцев, харийцы и дарийцы заставили их обороняться. Полководец княжества Чжао (находившегося в нынешней провинции Шанси) Ли Му так инструктировал своих подчинённых: «Как только хунны вторгнутся в наши владения и начнут грабить, немедленно уходите в лагерь и обороняйтесь. Всех, кто посмеет брать пленных, буду казнить».

Но такая стратегия не давала победы. Степные харийцы стали хозяевами своих бывших территорий, а китайцы были загнаны в укреплённые лагеря. Чтобы уничтожить эти укреплённые лагеря, харийцы собрали ополчение и попытались разбить китайцев в открытом сражении. Однако Ли Му хорошо подготовился к сражению и правильно его организовал. Впереди он выставил ополчение из плохо вооружённых земледельцев и ремесленников. За ними были расположены лучники, на флангах которых развернулись колесницы с конницей.

Когда ополчение харийцев стремительным ударом опрокинуло пешее китайское ополчение, то оно попало под обстрел лучников, удар колесниц и китайской конницы. Ополчение харийцев понесло большие потери и вынуждено было отступить. Княжество Чжао вновь захватило исконные территории степных харийцев. Численность той и другой сторон китайцами сильно преувеличена. Со стороны харийцев они насчитали «неисчислимые полчища». На самом деле участвовало ополчение всего лишь трёх харийских племён.

Выше мы выяснили, что племя максимум могло иметь 16 Родов. Каждый Род имел дружину, около 100 человек. Таким образом, общая численность дружин составляла около 5 тысяч человек. Ополчение трёх харийских Родов могло иметь около 10 — максимум около 15 тыс. человек. Свои силы китайцы показывают в количестве 1300 колесниц. 13 тыс. всадников. 50 тыс. пеших воинов и 100 тыс. лучников. Если по колесницам и всадникам численность войска китайцев можно считать вполне правдивой, то численность пеших воинов и лучников завышена минимум в 3 раза. Если мы всё это учтём, то по максимуму против 15 тысяч харийцев было выставлено около 70 тысяч китайцев.

Однако княжество Чжао недолго наслаждалось лаврами своих побед. В 226 году до с.л. оно было покорено княжеством Цинь, которое ещё через пять лет объединило весь Китай. В древности княжество Цинь было пограничным уделом, воевавшим с жунами. После подчинения 12 жунских племён княжество включило их в свой удел и в значительной мере усвоило их традиции и обычаи, то есть русо-арийские традиции и обычаи. Присоединив же к себе княжество Бо (находившееся в нынешней провинции Шэньси), основанное беглецами из империи Шан-Инь, Цинь отказалось от русо-арийских традиций и продолжило шанскую культурную линию. Тем не менее остальные княжества считали Цинь жунским владением и не всегда соглашались включать его в союзы или приглашать на общекитайские мероприятия.

Однако победы на юге и западе позволили цинским князьям овладеть огромной территорией с воинственным населением и сделали княжество Цинь самым сильным княжеством Китая. На севере княжество установило связи с другим народом — потомками харийцев юэчжами. Из этого княжества юэчжи получали ткани и зеркала, которые до сих пор находят в горноалтайских курганах. В свою очередь княжество Цинь заимствовало у юэчжей организацию конных дружин, отказавшись от громоздких и неповоротливых колесниц.

Военная реформа всерьёз усилила войско княжества Цинь и облегчила победы над княжествами Восточного Китая. Восточные китайские княжества отчаянно сопротивлялись. Война длилась около 200 лет. Эта эпоха получила в китайских хрониках название «Брань царств».

Циньские дипломаты умело ссорили восточных царей (ванов) между собой, а циньское войско наносило им тяжёлые поражения. В конце концов князь Ин Чжэн завершил покорение восточных княжеств и принял титул императора Цинь Ши-хуанди.

После чего он совершил поход на юг и заставил народ юэ признать верховную власть империи. В 214 году до с.л. войско Цинь Ши-хуанди окончательно подавило сопротивление жунов. В это же время его войско завоевало Ордос, куда ранее переселились два племени народа тангутов (лэуфань и баянь). После объединения Китая перед Цинь Ши-хуанди встал вопрос, как удержать власть в стране, в которой продолжительное время велись войны и покорены были многие народы и династии?

Как и Ашока в Индии, Ши-хуанди обратил внимание на вероисповедание. Он реанимировал культ поклонения Сынам Неба, построив в столице тогдашнего Китая Сиани великолепный храмовый комплекс, а также завершил построение Великой Китайской стены. Реанимация древнего вероисповедания, строительство культовых сооружений и Великой стены должны были объединить народ на созидательный труд. Стена, кроме того, должна была предотвращать уход китайцев на север в степи к харийцам, так как гнёт имперской власти толкал их к этому. Цинь Ши-хуанди умер в 210 году до с.л.

После нескольких лет внутренней смуты в Китае к власти пришла династия Хань. В это время противниками Китая на северо-востоке были дарийцы (дунху), на севере харийцы (хунны), на северо-западе расселились два народа, враждебно относившиеся друг к другу — усуни и юэчжи. Предками того и другого народов были харийцы (чжоусцы). Первыми были вытеснены из Китая потомки харийцев (чжоусцев). которые самоназвались усуни. Вторыми были вытеснены из Китая потомки харийцев (чжоусцев), которые самоназвались юэчжи.

Об арийском происхождении юэчжей обмолвился Л. Гумилёв, который в книге «Хунну» утверждает: «На место исчезнувших хуннов встали либо восточные монголы-дунху, либо южные тибетцы — кяны, либо западные арийцы — юэчжи, либо северные угры, предки ненцев». Как видим, он дунху без всяких оснований назвал монголами, не видя за ними дарийского происхождения. Да и хуннов он арийцами не считает, что показывает его неглубокое знание прошлого этих народов. Среди дарийцев (дунху) и юэчжей харийцы (хунны) были самыми слабыми, так как потерпели тяжёлое поражение от китайцев княжества Чжао, а затем были вытеснены из Ордоса войском Цинь Ши-хуанди в 214 году до с.л.

Последующий подъём хуннов Л. Гумилёв, сославшись на китайского хрониста Сыма Цяня, объясняет так: «Шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жён. Для того, чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим Модэ и отдал его в заложники к юэчжам. Напав на последних, Тумань надеялся, что они убьют его сына. Но Модэ оказался человеком решительным. Ему удалось похитить у юэчжей коня и вернуться к отцу, о предательстве которого он, конечно, знал. Тумань, искренне восхищённый удалью Модэ, не только не убил его, но дал ему в управление Тюмень, то есть 10 000 семейств. Модэ немедленно начал обучать военному делу свою конницу и научил её пользоваться стрелой, издававшей при полёте свист… Он приказал всем пускать стрелы лишь вслед за его свистящей стрелой; невыполнение этого приказа каралось смертной казнью. Чтобы проверить дисциплинированность своих воинов, Модэ пустил свистящую стрелу в своего аргамака и не выстрелившим в великолепного коня приказал отрубить головы. Через некоторое время Модэ выстрелил в свою красавицу-жену. Некоторые из приближённых опустили луки, не находя в себе сил стрелять в беззащитную молодую женщину. Нм немедленно были отрублены головы. После этого Модэ на охоте направил свистящую стрелу в аргамака своего отца, и не было ни одного уклонившегося. Увидев, что воины подготовлены достаточно, Модэ, следуя за отцом на охоту, пустил стрелу в него, и шаньюй Тумань в ту же минуту превратился в ежа: так утыкали его стрелы. Воспользовавшись замешательством, Модэ покончил с мачехой, братом и старейшинами, не хотевшими повиноваться отцеубийце и узурпатору, и объявил себя шаньюем (209 г до с.л.). Дунху, узнав о междоусобице, решили воспользоваться ею и потребовали замечательного коня — сокровище хуннов и любимую жену Модэ. Старейшины в негодовании хотели отказать, но Модэ сказал: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь и одну женщину?» и отдал то и другое. Тогда дунху потребовали полосу пустыни (на юго-запад от Калгана), неудобную для скотоводства и необитаемую. Земля была, собственно говоря, ничья; пограничные караулы стояли по окраинам её, на западе хунны, на востоке дунху. Старейшины хуннов сочли, что из-за столь неудобной земли незачем затевать спор: «Можно отдавать и не отдавать». Но Модэ заявил: «Земля есть основание государства, как можно отдавать её?!» — и всем, советовавшим отдать, отрубил головы. После этого он пошёл походом на дунху. Они не ожидали нападения и были наголову разбиты. Вся их территория, скот и имущество достались победителю. Остатки дунху поселились у гор Ухунь и в дальнейшем стали известны под названием ухуань. Вся степная часть Манчжурии оказалась в руках Модэ. По возвращении из похода против дунху он не распустил войска, а напал на юэчжей и прогнал их на запад. С этого времени началась длительная война между хуннами и юэчжами, подробности которой нам неизвестны. Около 205–204 гг. Модэ покорил ордосские племена лэуфань и баянь и совершил первые набеги на Китай, где только что пала династия Цинь и свирепствовала гражданская война. Численность войска Модэ определялась в 300 000 человек.

Таковы подробности основания хуннской державы, сообщаемые Сыма Цянем».

Тюркские исследователи в своих произведениях в основном ссылаются на Л. Гумилёва. В свою очередь Л. Гумилёв ссылается на китайского хрониста Сыма Цяня, причём воспринимает написанное им довольно некритически. Последний же, и это вполне естественно, стремился показать Китай в самом лучшем виде, а его противников в худшем виде. Кроме того, Л Гумилёв показывает плохое знание родовых традиций, по которым запрещалось убивать родовичей. Человек, убивший родовича, становился изгоем.

Не понимает Л. Гумилёв и организацию родо-племенного строя, который был присущ хуннам того времени. Они тогда жили Родами и Племенами и не мог Тумань распоряжаться ими по своему усмотрению, подчинять сыну Тюмень семейств. Рода и Племена не имели десятиричного счёта, поэтому у хуннов не было Тюменей. Расправа над старейшинами была невозможна. Ибо даже попытка несогласия со старейшинами делала такого смельчака изгоем.

Тумань и Мадай — нормальные харийские (хуннские) имена. Переиначивание имени Мадай на китайский лад и восприятие его Л. Гумилёвым тоже говорит об излишнем доверии с его стороны к Сыма Цяню. Таким образом, Л. Гумилёв слишком поверил китайскому хронисту, высказав лишь некоторое сомнение относительно его творчества: «Многое здесь, возможно, прибавлено и разукрашено и самим историком и его осведомителями, но главное, видимо, верно: Модэ объединил 24 хуннских рода и создал так называемую державу, настолько сильную, что китайцы сравнивали её со Срединной империей».

Главное состоит не в том, что была создана некая «держава», а в том, как она была создана? Этого как раз и не понял Л. Гумилёв. Возникает вопрос что же было на самом деле? Возглавлявший степных харийцев (хуннов) князь Тумань увёл их на север, чтобы дать отдохнуть и собраться с силами. Тумань хорошо понимал, что китайцы непременно двинутся на север, поэтому он искал союзников. Дарийцам (дунху) он верил больше, чем потомкам харийцев (чжоусцев) юэчжам, против которых и сосредоточил своё войско.

Однако его сил было недостаточно, чтобы победить в случае обострения обстановки. Естественно, Тумань обратился за помощью в Рассению, где державообразующим народом уже были кимаки, которые тоже происходили от харийцев. Именно в Рассениию он отправил своего старшего сына Мадая (Модэ — по китайской терминологии и Мате — по тюркской терминологии). В Рассении Мадай был обучен управлению людьми и войском. Затем он вернулся к своему народу с тьмой гуннского войска, которое было воспринято китайскими хронистами как Тюмень семейств 10-тысячного состава.

С этой тьмой гуннского войска он и приступил к объединению степных народов и созданию полевого войска, подобного гуннскому войску Рассении. На подготовку второй тьмы ушло два года. Затем он обращается к дарийцам (дунху) с предложением заключить союз «Крови и Родства». Большинство дарийцев (дунху) согласились. Несогласные откочевали к горам Ухуань и образовали племя ухуань. Из примкнувших дунху была образована третья тьма войска. В 206 году до с.л. Мадай обратился к юэчжам с предложением также заключить союз «Крови и Родства». На этот раз к Мадаю примкнула меньшая часть юэчжей, так как большая часть не хотела ссориться с Китаем. Но этой меньшей части хватило, чтобы создать четвёртую тьму.

Таким образом, Мадаю удалось без кровопролития объединить фактически три народа: степных харийцев (хуннов), степных дарийцев (дунху) и часть юэчжей. Эти народы возглавили три Рода: харийцев (хуннов) Род Люянь, юэчжей Род Хуянь, дарийцев (дунху) Род Сюйбу. Китайцы называли главу Рода Хуянь не князем (гун), а царём (ван), так как они были выходцами из Китая, и ставили его выше родственников шаньюя. Шаньюй в переводе с китайского на русский означает «величайший», что соответствует титулу Великого князя. Во главе образовавшейся родо-племенной федерации встал Великий князь Мадай.

Её устройство копировало устройство Рассении. Ничего нового Мадай не внедрил. Родо-племенная федерация харийцев (хуннов) управлялась главами Родов и князьями племён. Каждый Род возглавлялся главой Рода, а каждое племя князем. Поэтому Великий князь ничем не выделялся среди других князей и глав Родов. Благодаря личному авторитету он был всего лишь главным среди остальных. Без их согласия и поддержки он не мог начать войну, как и прекратить её. Великий князь, князья меньшего ранга и главы Родов избирались. Здесь, так же как и в Рассении, каждый занимал то место в обществе, которое позволяли ему занимать его способности и труд. Правилом поведения было: «Будь тем, кем ты должен быть».

Однако были и отличия. Так как у степных харийцев не было жрецов, то Великий князь, кроме военно-административных и дипломатических функций, исполнял ещё и культовые обязанности. В этом ему помогали волхвы. Храм для осуществления обрядов находился в ставке Великого князя. Он сам дважды в день (утром и вечером) совершал официальные обряды поклонения Солнцу и Луне, что говорит о существенном изменении миропонимания степных харийцев. Уже при Мадае начинает создаваться центральный аппарат управления федерацией и войском, в котором все высшие должности занимали представители Рода Великого князя. Кроме этих высших сановников появились их помощники, которые выполняли всю работу по управлению.

Харийцы (хунны) уже широко применяли рабство. Следовавшие одна за другой войны требовали отвлечения большой части тружеников и превращения их в воинов. Поэтому выявилась большая потребность в рабочих руках для ведения хозяйства. Эта потребность выполнялась за счёт пленников и пленниц, которых превращали в рабов. Эти рабы использовались в основном на хозяйственных работах. Однако работорговли у хуннов не было, хотя рабы ими ценились.

Набеги хуннов на Китай всегда сопровождались угоном людей в степи. Таким образом, эти отличия уже не могут характеризовать Харийскую (Хуннскую) федерацию как Державу. Она скорее была подобна Русколани и Парфии. Её развитие в сторону преобразования в государство шло поэтому ускоренными темпами, потому что беспрерывные войны настойчиво требовали централизации управления всем обществом.

Войско Мадай организовал почти так же, как оно было организовано в Рассении. Войско делилось на полевое и старшее. Старшее войско состояло из родовых дружин и занималось подготовкой воинов. Полевое войско имело три тьмы. Однако тьмы формировались не так, как в Рассении, где профессиональные воины расписывались по сотням, тысячам и тьмам. Мадаю пришлось считаться с наличием трёх народов.

Поэтому каждый из объединившихся народов выставлял тьму (10 тыс. человек) воинов. Каждый народ имел по 8 родов — племён. Каждое племя могло выставить до 2,5 тыс. воинов. Таким образом, если выставлялось ополчение, то войско максимально могло насчитывать около 60 тыс. человек. Но такое войско выставлялось редко. Чаще всего оно имело около 30 тыс. человек. Во времена Мадая, когда Рассения оказала помощь воинской силой, полевое войско насчитывало 40 тыс. человек.

Труженик хунн стремился стать воином, так как его личное состояние значительно пополнялось за счёт добычи, которая была его неотъемлемой собственностью. Убив или пленив врага, воин-хунн «получал кубок вина и право на всю захваченную им добычу». Жизнь труженика хунна в мирное время состояла из перекочёвок (2–4 раза в год), военных и физических упражнений, а также отдыха во время весенней и осенней непогоды. Не случайно китайцы записали высказывания пограничных стражей-рабов о том, что у хуннов воинам «весело жить». Поэтому китайские воины нередко стремились перебежать к ним.

Война приносила хуннам немалый доход и была сравнительно безопасна, так как задачей хуннского воина было застрелить врага из лука с довольно большого расстояния или, измотав его до полусмерти, связать и привести домой как пленника. Поэтому тактика хуннского войска отличалась от тактики гуннского войска Рассении. Главной задачей было изматывание противника до крайности. К сокрушению хунны прибегали редко. Военные успехи хуннов обеспечивали рост их благосостояния, а консолидация трёх народов способствовала уменьшению числа внутренних столкновений и взаимных грабежей, связанных с существованием раздельно живущих народов.

В 205–204 годах до с.л. Мадай отвоевал у китайцев Ордос и подчинил себе племена тангутов лэуфань и баянь. Одновременно хуннское войско начало совершать первые набеги на Китай, в котором шла гражданская война. В 202 году до с.л. гражданская война в Китае закончилась победой Лю Бана, основателя династии Хань. Страна ещё не оправилась от внутренних потрясений, когда начались нападения хуннов, которые осадили крепость Ман. Её комендант князь Хань Синь вынужден был сдаться. В процессе дальнейших успехов Мадай добился победы и навязал китайскому императору договор «мира и родства».

По этому договору китайское правительство обязывалось ежегодно посылать Мадаю оговорённое количество даров. Это была замаскированная дань. Несмотря на договор война продолжилась с неизменным успехом для Мадая. Неудачи надломили китайского императора Лю Бана и он умер в 195 году до с.л. Из-за малолетства наследника регентшей стала мать-императрица Люй Хоу, которой Мадай в 192 году до с.л. предложил вступить в семейный союз. Однако она ответила отказом. Тем не менее Мадай не возобновил боевых действий, так как на западе обострились отношения с юэчжами, которые отказались присоединиться к Мадаю ранее.

Война с ними была упорной и длилась с 192 по 167 год до с.л. Но и победа была весьма значительной. К 174 году до с.л. хунны завоевали почти все княжества на территории современного Синцзяна, включая княжество тангутов, обитавших у озера Лобнор, и вытеснили юэчжей на север Синцзяна. Все эти годы хунны почти не тревожили Китай своими набегами, что и послужило поводом для заключения мирного договора, по которому Харийская (Хуннская) федерация признавалась равной Китайской империи, а император и великий князь стали именовать друг друга братьями.

Великий князь Мадай умер в 174 году до с.л., достигнув такого величия, которое может быть сравнено с величием создателя Парфянского княжества Арсака (Аршака). После себя он оставил незаконченную войну с юэчжами на западе. Его сын Гиюй, избранный Великим князем под именем Лаошань, продолжил дело отца. Юэчжи ещё удерживали северные территории современного Синцзяна и продолжали упорно сопротивляться. С 177 по 167 годы до с.л. их сопротивление было сломлено. В одном из сражений погиб их правитель Кидолу. Юэчжи были вынуждены уйти в Семиречье, где они потеснили малочисленных русов и ариев (скифов).

Однако приход юэчжей в Семиречье не избавил их от войны. И это несмотря на то, что их поддержало Греко-Бактрийское царство, которое до этого длительное время находилось в дружественных отношениях с Рассенией и Парфией. Греко-Бактрийское царство возникло после распада империи А. Македонского. Оно образовалось на базе Бактрианы, которую А. Македонский избрал в качестве форпоста в Средней Асии, и куда он переселил немало греков, поддержавших его в войне с Персией. В Бактриане миропонимание определял заратуштризм (зороастризм), который послужил базой для объединения бактриан и греков.

В период с 167 по 160 годы до с.л. юэчжи вытеснили из Семиреченской веси Рассении обитавших там русов и ариев (скифов). В это время основные силы гуннского войска Рассении находились в Парфии и Китае, где шли ожесточённые сражения с сарматами и китайцами. Этим как раз и воспользовались правители Греко-Бактрийского царства, пожелавшие упрочить своё положение в Средней Асии.

Однако осуществить это им не удалось. Из Парфии и Китая были возвращены тьмы, которые туда посылались для помощи. Развернулись ожесточённые сражения. И хотя война была тяжёлой, гуннское войско Рассении с 160 по 140 год разгромило юэчжей и отвоевало у Греко-Бактрийского царства Согдиану. После этого юэчжи распались и смешались с греками, бактрианами, русами и ариями (согдийцами и скифами), породив ряд новых народов, включая предков нынешних таджиков.

Усуни, предки которых жили в Средней Асии и участвовали вместе с чжоусцами в завоевании Китая, на этот раз в союзе с хуннами воевали против юэчжей. Затем они совместно с гуннским войском воевали с юэчжами и Греко-Бактрийским царством и отбили у них Семиречье. После чего они вошли в состав Рассении и частью смешались с кимаками. Это обеспечило фактическое объединение Рассении, Парфии и Харийской (Хуннской) федерации, которое дало основание некоторым летописцам и хронистам писать о царстве «трёх Индий» и царстве «пресвитера Иоанна», о котором ходило немало слухов в Европе в XIII и XIV веках с.л.

Возникает, естественно, вопрос, почему потомки харийцев (чжоусцев) юэчжи проявили враждебность по отношению к харийцам (хуннам)? Дело в том, что за тысячелетнее пребывание в Китае народ юэчжи не только утратил традиции и миропонимание своих предков харийцев, но также изменился антропологически. Это были уже в основном черноголовые и черноглазые люди, которые не понимали русов и ариев.

Длительный отрыв от основного русо-арийского ядра привёл к серьёзному ухудшению всех основ организации жизни. Это, естественно, много лет спустя обусловило трагическую развязку. И если в столкновении с войском А. Македонского удалось избежать гибельных последствий, то в случае с юэчжами трагедии избежать не удалось. Это говорит о том, что юэчжи значительно дальше ушли от своих корней, чем А. Македонский и его сподвижники.

Вытеснив юэчжей в Семиречье, Великий князь Лаошань создал могущественную федерацию. Однако она сразу же подверглась серьёзной трансформации и превратилась в государство, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ещё Мадай пользовался услугами образованных китайских перебежчиков, составлявших дипломатические послания для китайского императора. Лаошань продолжил практику отца. И когда китайский евнух Юе, посланный к нему в составе посольства из Китая, изъявил желание перейти на его сторону, то был принят и приближен к Лаошаню.

Юе хорошо знал государственную систему Китая и был крайне удивлён, что у хуннов не было налогообложения. Они жили за счёт собственного труда и дани, которую собирали с покорённых народов. Поэтому Юе предложил Лаошаню завести книги, чтобы обложить народ податью (налогом). Введение налогообложения произвело переворот во внутренних делах федерации. Налоги, поступавшие Великому князю и его приближённым-родственникам, выделили Род Великого князя среди всех остальных.

Это непосредственно отразилось на положении самого Великого князя. Теперь его именовали: «рождённый Небом и землёю, поставленный солнцем и луной». Налицо претензия на божественное происхождение, показывающая начало деградации нравов в среде правящей верхушки. Таким образом, у Великого князя появилось право на власть, освящённое ссылкой на высшие божественные силы. Бывшие родовичи превратились в подданных, которые теперь были обязаны повиноваться.

Новое положение Великого князя, тем не менее, не возмутило народ. Дело в том, что хунны променяли собственную волю на доходы от добычи во время походов и собранной дани с покорённых народов. Значительная часть этих доходов оставалась в руках воинов. Источники сообщают, что у хуннов наступила эпоха изобилия и роскоши, которые ускорили упадок нравов и разрушение традиций. Стремление к богатству и роскоши толкало хуннов на путь совершения всё новых и новых походов.

Часть необходимых товаров и предметов роскоши поступала из Китая. При Мадае и Лаошане они поступали в небольшом количестве в виде «подарков» Великому князю от китайского императора. Этими «подарками» Великий князь делился со своими подданными. Чтобы избежать этого дележа, Великий князь решил организовать меновую торговлю с Китаем, однако встретил противодействие китайского правительства. Внутри Китая была установлена налоговая система, которая выкачивала из населения максимум товаров и продуктов, чтобы можно было содержать армию и чиновников.

От этой системы налогообложения страдало китайское податное население и хунны, получавшие товаров и продуктов значительно меньше, чем им было необходимо. И китайцам и хуннам хотелось наладить прямой обмен. Но это противоречило желаниям китайского правительства. Это противоречие могло быть разрешено только в ходе войны, и она началась в 166 году до с.л. Покорив народы Западного края (Синцзяна), Великий князь Лаошань собрал значительное войско, около 50 тысяч воинов. Кроме того, из Рассении прибыло две тьмы. Таким образом, было собрано около 70 тысяч воинов. Но не 140 тысяч, как сообщают китайские источники.

С этим войском Лаошань вторгся в Северо-Западный Китай и «захватил великое множество народа, скота и имущества». Кроме того, сжёг летний дворец императора. Конные разъезды хуннов рыскали в сорока верстах от столицы Китая. По свидетельству Сыма Цяня, китайский император собрал тысячу колесниц, 100 тысяч конных воинов и три вспомогательных корпуса. Пока китайские войска собирались, хунны без потерь ушли со всей добычей.

Затем хунны в течение четырёх лет разорили все пограничные северные районы Китая. Особенно пострадал Лаодун. В результате этих неудач китайский император Вэнь-ди в 162 году до с.л. обратился к Лаошаню с просьбой о заключении мира. Великий князь послал с ответом малозначительного чиновника, что выражало его пренебрежение к просьбе китайского императора. Но несмотря на оскорбление, Вэнь-ди счёл за благо не обижаться, принял дар и заключил мир.

Этот мир был для Китая тяжёлым и позорным. Хуннское государство и Китай признавались равными друг другу. Причём Китай «из сочувствия» к холодному климату северного соседа обязывался ежегодно отправлять на север «известное количество проса и риса, парчи, хлопчатника и разных других вещей». Это была завуалированная дань. Кроме того, по этому договору перебежчики не возвращались, однако новые перебежки запрещались под страхом смертной казни. Договор доказал явное превосходство хуннов над Китаем, хотя им и не удалось добиться свободной торговли с китайцами.

Великий князь Лаошань умер в 161 году до с.л. Он оставил своему сыну Гюнченю нерешённую проблему свободы торговли с Китаем. Гюнчень четыре года сохранял мир, но, не добившись решения проблемы, в 158 году до с.л. возобновил войну. Два войска, по 30 тысяч воинов каждое, ворвалось в Китай с севера и запада. Разгромив пограничные районы, они ушли на север с новой большой добычей. В 157 году до с.л. умер китайский император Вэнь-ди, а в 156 году до с.л. на престол вступил Цзинь-ди. Междуцарствие в Китае сопровождалось непримиримой борьбой правящих кланов.

Сторона, выступавшая против Цзинь-ди, подняла восстание и обратилась за помощью к хуннам, которые, однако им отказали. В 154 году до с.л. восстание было подавлено и хунны получили то, к чему стремились. По договору 152 года до с.л. китайская сторона открыла пограничные рынки для свободного обмена товарами. Кроме того, Великому князю была направлена китайская принцесса в жёны с большой данью. Этот год был вершиной могущества хуннского государства. Вплоть до 133 года до с.л. между Китаем и хуннами был мир.

После вступления на престол императора У-ди в 140 году до с.л. ситуация стала меняться в сторону войны. Новый император Китая сам решил начать войну с хуннами и стал к ней настойчиво готовиться. В 133 году до с.л. он попытался организовать засаду, но завлечь в неё войско хуннов не удалось. Затем начался период, который характеризовался успехами то одной, то другой стороны. Однако постепенно перевес перешёл к китайской стороне, которая в 102 году до с.л. даже осуществила поход в Западный край (Синцзян). Этот поход осуществило 60-тысячное экспедиционное войско.

Целью похода был захват жеребцов в Бактрии (Давани), которые были необходимы для улучшения конского состава китайской армии. Китайские лошади были низкорослыми, и коннице Китая было трудно противостоять хуннам. Для обеспечения фланга экспедиционного войска была выставлена 180-тысячная армия и построена укреплённая линия протяжённостью в 500 километров. Это позволило экспедиционному войску добраться до Бактрии северным путём Западного края и осадить город Кушан.

После сорокадневной осады китайцы ворвались в город. Многие военноначальники бактриан погибли в сражении либо попали в плен. В их числе был и князь Бактрии Мугуа. Оставшиеся заперлись в крепости и вступили в переговоры с китайцами. Они предложили выдать жеребцов и снабдить китайцев продовольствием, но при одном условии — чтобы китайцы ушли туда, откуда пришли. В противном случае бактриане угрожали перебить жеребцов и биться до последнего ратника, ожидая помощи из Рассении. Китайскому полководцу Ли Гуан-ли ничего не оставалось, как согласиться.

Поход по Западному краю в Бактрию дорого обошёлся Китаю. Из 60 тысяч человек войска в 101 году до с.л. в Китай вернулось около 10 тысяч, из 30 тысяч лошадей осталась только тысяча. Столь большая убыль войска не была следствием сражений. Воровство и мздоимство чиновников обрекли войско на полуголодное состояние. Тяжёлые природно-климатические условия усилили тяготы перехода и увеличили смертность среди воинов. Напуганные походом экспедиционного войска, правители Западного края признали власть Китая и китайские военнопоселенцы и чиновники появились в Бугуре и Кюйли.

Однако удержать северный путь в Западном крае (Синцзяне) китайцы не смогли. Вскоре их оттуда вытеснили хунны. В руках Китая остался только южный путь, на который никто не претендовал. Таким образом, результаты похода оказались скромными, хотя и продемонстрировали растущую мощь Китая. За время правления императора У-ди армия Китая нанесла хуннам немало поражений и оттеснила их от рубежей страны. Однако сломить противника китайцам не удалось. Хунны продолжали оказывать ожесточённое сопротивление и наносить противнику тяжёлые удары. Одним из таких ударов было яньжанское побоище.

Семь лет готовился У-ди к новой войне. В 90 году до с.л. китайская армия по трём направлениям вторглась на территорию хуннов. План был простым, на всех направлениях нанести поражение хуннам и уничтожить их. 40-тысячное войско двинулось к горам Тяньшаня. 30 тысяч конницы и 10 тысяч пехоты из восточной крепости Яймын двинулись на север. 70 тысяч конницы и 100 тысяч пехоты из Шофана (Ордос) двинулись на север, чтобы нанести удар в центр хуннского государства.

Великий князь Хулугу от лазутчиков узнал о готовящемся походе китайцев, отправил в глубокий тыл всех женщин и детей и попросил помощи у Рассении. К нему прибыли три тьмы гуннского войска. Таким образом, в центре Хулугу смог собрать самые боеспособные силы численностью около 50 тысяч воинов. На западе действовало около 20 тысяч конных хуннов и около 4 тысяч чешисцев. На востоке действовало 20 тысяч конных дарийцев (дунху) с тьмой гуннского войска, в основном укомплектованной хагасами.

Западный корпус хуннов отошёл на север и китайское войско цели не достигло, но осадило и взяло Чеши. Восточный корпус дунху и хагасов тоже отошёл на север и восточное китайское войско углубилось в степь и горы, «никого не видя и никого не встречая». Вскоре закончилось продовольствие. Воины стали терпеть лишения и войско повернуло назад. Тут-то и начались нападения дарийцев (дунху) и харийцев (хагасов). Девять дней китайцы поспешно отступали, теряя людей и обозы. Только у реки Пуну дунху и хагасы прекратили преследование, так как китайцы успели построить там предмостное укрепление. Поэтому восточному войску китайцев удалось ускользнуть в Китай, хотя его потери были довольно большими и составляли около половины его состава.

Навстречу главному китайскому войску великий князь направил отряд численностью 10 тысяч воинов хуннов для того, чтобы он сдерживал и ослаблял противника. Центральное китайское войско двигалось на север под воздействием налётов этого отряда, несло потери и всё время было в состоянии напряжения. Так оно дошло до берегов Селенги. У реки Тола растянувшееся и изрядно уставшее китайское войско встретил 20-тысячный корпус хуннов. Завязалось сражение, в котором китайцы, подтянув свои силы, потеснили корпус хуннов, так как добились значительного численного превосходства.

Но это превосходство было в численности, а не в качестве войска. Китайцы уже были изнурены частыми нападениями и тяжёлым переходом, а хунны имели свежие силы в лице гуннов, которые ещё не вступали в сражение. На военном совете некоторые китайские военноначальники высказались за отступление. Однако командовавший войском Ли Гуан-ли, напротив, был полон желания дать сражение. Тогда несогласные сговорились его арестовать. Ли Гуан-ли узнал об этом и приказал обезглавить заговорщиков, но всё же дал приказ отступать.

Отступление китайского войска также сопровождалось частыми нападениями хуннов и шло в постоянном напряжении, что привело его к крайнему изнурению. Ли Гуан-ли понимал, что войску нужен отдых. После того как китайцы вышли к горе Яньжан, в Хангае, Ли Гуан-ли распорядился войску остановиться для отдыха. Для затруднения нападения хуннов он приказал выкопать ров и расставить вдоль него тяжёлые арбалеты для отражения нападений хуннов.

Однако хунны не стали атаковать китайцев через ров, а окружили их ночью. Утром они имитировали нападение со стороны рва и заставили китайцев выстроиться в сторону появившихся хуннов. Тут-то в тыл им ударили сомкнутыми массами 20 тысяч гуннов. Китайцы не успели развернуться и давили друг друга во время перестроений, затем началась паника. Гунны и хунны рубили и расстреливали обезумевших китайцев. Их большая часть была перебита, а меньшая, вместе с Ли Гуан-ли, была пленена.

От этого удара Китай долго не мог оправиться. Это была великая победа хуннов, которая стала возможна благодаря помощи Рассении. В результате этой войны Китай был обессилен. Его рубежи оказались открытыми для набегов, но хунны не воспользовались этим. Великий князь Хулугу и его окружение уже настолько погрязли в стремлении к богатству и роскоши, что для них высшим желанием было возобновление свободной торговли.

Поэтому Хулугу предложил китайскому императору «растворить пограничные проходы» и восстановить договор «мира и родства». Предлагал также прислать ему в жёны китайскую царевну и ежегодно поставлять 10 даней лучшего вина, 50 тысяч ху риса и 10 тысяч кусков шёлковых тканей. Ответа китайского императора не последовало, но война не возобновилась. В 87 году до с.л. умер император У-ди — инициатор многих войн и походов против хуннов и других народов.

Однако яньжанское побоище не обеспечило последующего господства хуннов в Восточной Асии. Внутри хуннского государства уже вызрели плоды распада. Прежде всего это коснулось правящего слоя. Вокруг великого князя Хулугу появилось немало новых людей. Причём это были уже не воины, а придворные, в том числе иностранцы, разного рода колдуны и женщины, жаждавшие власти. Ставка великого князя всё более стала походить на двор восточного владыки, где стали плестись интриги. Первой жертвой начавшихся интриг оказался знатный пленник Ли Гуан-ли, которому Хулугу оказал почёт и отдал в жёны свою дочь.

Но это не понравилось другому китайцу-перебежчику Вэй Люю, потерпевшему в прошлом поражение от Ли Гуан-ли и пылавшему завистью и желанием отомстить. Вэй Люй нашёл способ, как разделаться с соперником. Он воспользовался болезнью матери Хулугу и вовлёк в заговор волхва, лечившего больную. При совершении очередного обряда, волхв произнёс слова о том, что Ли Гуан-ли нужно принести в жертву, так как это, якобы, было требованием покойных князей.

Ли Гуан-ли схватили. Перед смертью он воскликнул: «По смерти моей я погублю Дом Хунну». Ему немедленно отрубили голову, и кровь потекла на могилы хуннских князей. За совершённым человеческим жертвоприношением последовал мощный снегопад, а за ним падёж скота и эпидемия. Затем последовало холодное лето, не позволившее вызреть просу, в результате чего случился голод. Все эти бедствия могли быть простым совпадением, однако они оказали большое влияние на психическое состояние хуннов.

После смерти великого князя Хулугу началось внутреннее нестроение в государстве, вызванное притязаниями нескольких претендентов на великокняжеский престол. Затем начались неудачные войны с Китаем, ухуанями и усунями. Усуни долгое время пробыли в Китае и первыми были вытеснены оттуда. Однако долгое совместное проживание в Китае и восприятие китайской культуры и быта сделали своё дело. После ухода усуней в Семиречье они частью захотели вернуться в Синцзян, для чего стали завязывать связи с Китаем. Вскоре они выступили против хуннов и овладели Яркендом и Кучи.

Хунны совместно с чешиацами попытались вытеснить усуней из Яркенда и Кучи. В 80 году до с.л. они одержали победу и увели много пленных. Кроме того, они потребовали выдачи китайской царевны и прекращения связей с Китаем. Но усуни поступили иначе. Они предложили Китаю союз и совместное нападение на хуннов. Китайцы подготовились к походу очень тщательно. Они выставили 160 тысяч конных воинов. В 72 году до с.л. эта армия пятью колоннами выступила из Хэси и Ордоса.

Одновременно с ними 50 тысяч усуней двинулось с запада. Китайские военноначальники ещё помнили яньжанское побоище и действовали крайне нерешительно, поэтому успеха не добились. Зато усуни внезапно напали и пленили около 40 тысяч человек и сотни тысяч голов скота. Кроме того, на востоке хуннского государства восстали ухуани. Положение для хуннов становилось критическим.

Собрав силы, хунны попытались разбить усуней. Зимой 72–71 годов до с.л. они ворвались на усунские территории и устроили там резню стариков и детей, так как взрослые люди успели уйти в горы. Это говорит о том, что хунны продолжали деградировать в нравственном плане. На обратном пути хуннов застал большой снегопад, затем ударил мороз. Снежный наст заледенел. Лошади не могли идти, так как неподкованные копыта скользили по обледенелому насту. К тому же лошадям не стало корма, который был завален обледеневшим снегом. Лошади стали падать от бескормицы и невозможности передвигаться. Вместе с ними умирали всадники от холода и усталости. Значительная часть собранного войска погибла.

Летом 71 года до с.л. ухуани с востока, а усуни с запада вторглись во владения хуннов и громили их, ослабевших и деморализованных. К ужасам вторжения прибавился голод, возникший от падежа скота и невозможности засеять поля и собрать урожай. Потери в людях составили треть всего населения. В 70 году до с.л. трёхтысячный отряд китайцев совершил поход в степь и захватил немало пленных и скота. Наступил кризис, который усугублялся враждой, начавшейся в среде хуннов. Вражда вначале охватила правящие верхи, за ней последовали гражданская война и раскол хуннов. Опасавшиеся за свою жизнь стали переходить в подданство Китая. Одним из первых предался Китаю в 52 году до с.л. великий князь Хуханье.

Данный кризис не был следствием снижения придуманной Л. Гумилёвым пассионарности, он был следствием падения духовно-нравственной составляющей. Пока народ придерживался Родовых Устоев и сохранял свои традиции и обычаи, все вопросы решались в интересах всего народа. Как только стали забывать древние традиции и погрязли в стремлении к богатству и роскоши, правящие верхи отделились от основной массы народа, и их стали раздирать алчные интересы и борьба за власть.

Жрецы Рассении внимательно следили за развитием событий на юге. Укрепление связей усуней с Китаем не прошло незамеченным, тем более что действия усуней стали непосредственно угрожать южным весям Рассении. Необходимо было принимать соответствующие меры. Однако здесь мы вынуждены вновь приостановить повествование о развитии событий и разобраться с той терминологией и теми утверждениями, которыми оперирует Л. Гумилёв. Он утверждает, что «положение Усуни ещё более осложнилось возникшей войной с Кангюем… В середине I века до с.л. Кангюй описан китайцами как кочевое владение, лежащее от Давани, то есть Ферганской долины, на расстоянии 2000 ли (около 900 км). Значит, Кангюй находился в холмистой степи нынешнего Восточного Казахстана, между озером Балхаш и Иртышом…

На востоке он примыкал к Тарбагатаю, на западе граничил с государством Яньцай, то есть аланами. На китайских картах Западного края указаны границы Кангюя: восточная у озера Алакуль, южная — у хребтов Киргизского Алатау (Таласская долина была окраиной Кангюя), западная у реки Сарысу, а северо-западная у озера Тенгиз, где Кангюй граничил с УИ-бэй-го — Северный УИ, в названии которого нетрудно усмотреть этноним Угры.

«История Старшей династии Хань» сообщает, что Кангюй имеет пять вассальных владений. На карте они помечены на северном берегу Чу… Китайские названия владений (Сусйе, Фому, Юни. Ги и Юегань)… Эти лимитрофные княжества заслоняли Кангюй от Согда, Ирана и Греко-Бактрии, а позднее Кушана. Зато с парфянами кангюйцы должны были непосредственно сталкиваться… согласно Страбону на восточном берегу Аральского моря жили да'и, основное парфянское племя. Но характер связей Кангюя с Парфией остался неизвестным… в «Истории Младшей династии Хань» говорится, что от Кангюя зависели и Яньцай, и его северный сосед — Янь».

Вновь мы видим, что Л. Гумилёв некритически отнёсся к китайским источникам и не понял, что сведения о соседних странах у них: во-первых, были ограничены, а во-вторых, китайцы называли их своими именами, идентифицировать которые почти невозможно. Поэтому у Л. Гумилёва всё даётся с опорой на китайские источники и по большой части предположительно. Тем не менее мы можем разобрать эту запутанную картину.

Во-первых, аланы не граничили с Кангюем, так как они обитали в то время западнее Волги и лишь изредка совершали походы на восток.

Во-вторых, да'и не жили на восточном берегу Аральского моря, Страбон грубо ошибался. Часть их жила на юго-восточном берегу Каспия, а основная масса парфян находилась на территории нынешнего Афганистана и Ирана.

В-третьих, вассальные владения Кангюя — не что иное, как родовые княжества, входившие в Семиреченскую весь Рассении, которую китайцы обозвали Кангюем.

В-четвёртых, Л. Гумилёв предположительно определяет Уи-Бэй-го как угорское государство, даже не пытаясь перевести его название. В переводе с китайского Уи-Бэй-го означает Великое Северное государство, которое мы называем Русо-Арийской Державой Рассенией.

В-пятых, связи и взаимоотношения Рассении и Парфии были теснейшими. В этом плане достаточно привести следующий пример. Когда на смену семитам-сарматам пришли войска Рима, парфяне не менее успешно громили их, как и сарматов. Насколько успешными были войны против Рима, указывает следующий факт. В 54 году до с.л. 45-тысячная армия римского полководца Красса была разгромлена конным войском парфянского полководца Сурены численностью 11 тысяч человек.

Оставшиеся в живых были взяты в плен и затем использовались для обороны крепости от китайских войск и усуней в Таласской долине, которая была рубежом Семиреченской веси Рассении. Эти поставки военнопленных римлян были длительными. Через 18 лет пленные римляне исполнили своё предназначение. Этот пример ясно показывает, что взаимоотношения Рассении и Парфии были тесными и дружественными.

Вместе мы установили, что Рассения 9 тысяч лет назад была разделена на 16 весей (областей). Тогда веси примерно поровну делили всю территорию нынешней Сибири и Урала. Однако с наступлением похолодания рубежи весей сместились на юг и величина их территорий изменилась. Примечательно, что к I веку до с.л. веси находились, начиная с востока, в следующих местностях:

Первая — в Забайкалье (Бурятия и Читинская область).

Вторая — в Прибайкалье (Большая часть Иркутской области).

Третья — севернее Байкала (по верховьям рек Ангара и Лена).

Четвёртая — по среднему течению Енисея.

Пятая — низовья Енисея, Таза и Таймыр (Мангазея).

Шестая — в Горной Шорни и Минусинской котловине.

Седьмая — по среднему течению Оби и по Томи.

Восьмая — по среднему течению Иртыша и по Оми.

Девятая — по Алтаю и степям до озера Балхаш.

Десятая — на Северном Урале в низовьях Оби (Обдорск — ныне Салехард).

Одиннадцатая — на Среднем Урале.

Двенадцатая — на Южном Урале.

Тринадцатая — в междуречье озёр Балхаш и Арал.

Четырнадцатая — от Тюмени до Астаны.

Пятнадцатая — в Средней Асии (Согдиана).

Шестнадцатая — в Семиречье (южнее Балхаша).

Угры были расселены на западных рубежах, на территориях, примыкавших к Волге, и в северных весях к Рассении. Однако Л. Гумилёв не увидел этой очевидности, видимо, потому, что не пожелал нарушать запрет официальной исторической науки, считающей Сибирь вне исторического процесса. Естественно, возникает вопрос, кто же заселял остальную огромную страну?

Вновь обратимся к Л. Гумилёву: «Эти племена уже пережили бронзовый век и начали осваивать железо… Занятием их было земледелие и оседлое скотоводство. Судя по большому количеству оружия, находимого в курганах, они были народом воинственным. Комплексные захоронения показывают, что социальной основой служил род, так же как и у их соседей — хуннов, но следов высокой организации и зачатков государственности, то есть оформления пассионарного подъёма, не обнаружено. Искусство их стилистически связано с искусством Алтая и Скифии, но их нельзя рассматривать как носителей периферийной провинциальной культуры. «Мощный минусинский культурный очаг (согласно Г.Ф. Дебец. — Прим. автора ) оказывал влияние в широкой подтаёжной области Западной Сибири, по-видимому, даже в Восточной Европе»… Археология констатирует факт, но бессильна его раскрыть. Обратимся к палеонтологии, делающей следующие выводы:

1. «Основным типом населения был долихокранный, европеидный, филогенетически связанный с проевропейским». Вероятно, это потомки динлинов.

2. «Кроме того, отмечается брахикранный европеоидный тип неясного происхождения». Вполне возможно, что здесь фиксируется ди.

3. «В очень небольшом проценте примешивается также брахикранный монголоидный тип, относящийся к сибирской ветви азиатского ствола». Поскольку автору известны всего два подобных черепа, мы вправе рассматривать этот антропологический элемент как случайную примесь.

4. «Возможно сохранение следов, проникших в Минусинский край в карасукское время представителей дальневосточной расы».

Итак, за исключением двух случаев, всё население Минусинской котловины по антропологическим данным состоит из тех же компонентов, что и тысячу лет назад, но разница, и весьма существенная, в том, что они уже успели слиться в единый этнос, породивший самобытную культуру. Бронзовые изделия тагарской эпохи поражают изяществом отделки и богатством сюжетов с преобладанием зоологической тематики».

Л. Гумилёв вряд ли знал славянские источники, тем не менее, опираясь на Г.Ф. Дебеца, он точно определил антропологический тип жителей Рассении, развитие их культуры и распространение её влияния. Хотя это незнание привело к тому, что он ошибся в уровне развития народов того времени, тем не менее эти его утверждения заслуживают внимания. Мы же добавим, что народ, который был державообразующим в Рассении, назывался кимаками, Богом Покровителем которых был Бог Перун, отсюда воинственность и наличие большого количества оружия.

Предками кимаков были харийцы, что нашло своё отражение в самоназвании народа хагасов, позднее ставших хакасами, и хуннов. Касаясь различий кимаков и хуннов, вновь обратимся к Л. Гумилёву: «Хунны этого времени весьма отдалённо напоминают своих предков, описанных выше. Теперь это совсем другой народ. За 800 лет на окраине Сибири произошло то смешение, в результате которого возник антропологический тип хуннов, названный Г.Ф. Дебецем «палеосибирским».

От себя добавим, что смешение харийцев с китайцами привело не только к антропологическому изменению их потомков, но и к изменению миропонимания (поклонение Солнцу и Луне), использованию китайских имён и изменению языка (появляется тюркский диалект русо-арийского языка). Если к началу избрания великим князем Мадая смешанной была треть хуннов, то через 200 лет на рубеже тысячелетий смешанной оказалась уже почти половина.

После перехода Хуханье на сторону Китая на севере во главе хуннов оказался воинственный Чжичжи. Хунны, жаждавшие мира и покоя, потянулись к Хуханье. Поэтому его силы быстро росли. Видя это, Чжичжи перенёс свою ставку на северо-запад Великой Степи и попытался заключить союз с усунями. Однако усуни убили его посла, вновь заключили с китайцами союз и выставили против Чжичжи 8 тысяч всадников. Чжичжи разбил усуней и на склонах Тянь-Шаня покорил племя угие. После этого он вновь разбил усуней.

Повествование о Чжичжи и его гибели у Л. Гумилёва соткано из противоречий, недоумений и непонимания родовых традиций. Это случилось потому, что он опирался лишь на китайские источники, дополнив их собственными предположениями, далёкими от серьёзного анализа. Тем временем Хуханье вернулся на север и занял Восточную Халху. Опасаясь Хуханье и китайцев, Чжичжи в 48 году до с.л. решил уйти в Алтайскую весь Рассении, чтобы затем организовать поход против усуней. В случае удачи Чжичжи рассчитывал получить занятые усунями территории для поселения. Хунны двинулись на запад через холмы Тарбагатая и пустыню Бек-Пак-Дала.

По пути их застали пурга и морозы. Множество людей погибло от мороза. В Алтайскую весь Рассении Чжичжи привёл только около трёх тысяч всадников. Без серьёзной помощи Рассении о покорении усуней нечего было и думать. И эта помощь была оказана. Тьма гуннского войска вместе с воинами Чжичжи разгромила западных усуней. Удар следовал за ударом. В 42 году до с.л. союзники взяли столицу Усуни-Чигу (город Красной долины, расположенный в верховьях Карына). Усуни бросили свои западные владения и ушли на восток в Западный край (Синцзян).

Это спасло их от полного поражения.

Но затем тьма гуннского войска ушла на запад отражать очередной набег алан. Чжичжи остался только со своими хуннами. Видя, что рушатся его планы, он потребовал от князя Алтайской веси (Кангюя) сбора ополчения, но получил отказ. В ярости он двинулся на юг к Таласской крепости, в которой находился гарнизон римлян в 600 человек. По пути он внезапно напал на один из рубежных Родов кимаков, перебив несколько сот человек, а оставшихся в живых, около 700 человек, захватил в плен и увёл в крепость.

Подойдя к крепости, сообщил её коменданту, что направлен с передовым отрядом для подготовки похода против усуней. Так как крепость была невелика, то часть своих конников, около 1,5 тысяч человек, он оставил вне её и отправил в сторону Китая, чтобы они, в случае движения китайского войска, сдерживали и изнуряли его.

Тем временем в Западном крае происходили интересные события. Один способный китайский чиновник, Чэнь Тан, за провинность попал в тюрьму, но попросил заменить заключение службой на границе и был направлен в Западный край на должность младшего офицера при наместнике края. Однако он постоянно ломал себе голову, как добиться полной реабилитации. И ему пришло на ум, что необходимо собрать войско и совершить поход на север, чтобы разрушить строившуюся в Таласской долине крепость, и в случае удачи захватить племенных жеребцов, которые ценились в Китае.

Свой план он изложил наместнику Западного края, но не получил поддержки. Тогда Чэнь Тан, воспользовавшись болезнью наместника, сам сочинил приказ и собрал значительное войско из китайцев и местных жителей. Наместник, узнав об этом, приказал распустить войско, но Чэнь Тан выхватил меч и потребовал ему не мешать. Испуганный наместник согласился и вместе с войском двинулся в поход. Войско Чэнь Тана двигалось через территорию дружественных усуней. Когда войско вступило в Чуйскую долину, на его обоз напали всадники Чжичжи и захватили его. Чэнь Тан развернул своих конников и отбил обоз.

Хунны ушли к Таласской крепости и расположились в её окрестностях. От них Чжичжи узнал о походе китайского войска. Не имея возможности отступить, он даже попытался вступить в переговоры, однако был поставлен перед выбором: сдаться либо сражаться. Чжичжи решил сражаться, для чего выставил по три центурии римлян перед двумя воротами. Римляне прикрывались четырёхугольными щитами и выставили свои короткие копья. Китайцы посмеялись над примитивным вооружением, расставили станочные арбалеты и начали обстрел римлян, которые тут же ретировались в крепость.

К станочным арбалетам присоединились ручные арбалетчики. Град стрел парализовал защитников стен и башен. Сам Чжичжи был ранен стрелой в нос и уведён со стены. Его уход дезорганизовал оборону крепости. Первыми со стен ушли пленённые кимаки, которые не хотели сражаться за разбойника и бандита, ставшего для них изгоем. Чтобы овладеть крепостью, китайцы организовали приступ с той стороны, где располагался двойной частокол. Они натаскали хвороста и подожгли его. Деревянные столбы загорелись, и путь для штурма земляного вала был расчищен. Град стрел арбалетчиков, неуязвимых для хуннских и римских лучников из-за дальности расстояния, решил судьбу сражения.

Он заставил защитников уйти за земляной вал. Пока арбалетчики обстреливали защитников крепости, китайские пехотинцы забросали ров фашинами. Ночью конные хунны попытались напасть на китайский лагерь, но понесли большие потери и отступили. Предпринятая вместе с ними вылазка из крепости тоже была отражена.

Утром, под звон цимбал и гром барабанов, китайцы пошли на приступ и ворвались внутрь крепости. В это время загорелись внутренние постройки крепости. Римляне прекратили сопротивление, а хунны продолжали сражаться. Сквозь дым и пламя китайцы ворвались в помещение, где находился Чжичжи. Ему тут же отрубили голову. Китайцы перебили всех хуннов, которых оказалось 1518 человек. Римлян и не пожелавших сражаться кимаков пленили. Пленных оказалось около тысячи человек. Эта трагедия состоялась в 36 году до с.л.

Чэнь Тан. узнав о гибели Чжичжи, не стал продолжать поход с целью захвата племенных жеребцов. Он понял, что смерть давнего врага Китая обеспечит ему полную реабилитацию. Поэтому он не стал обострять отношения с Рассенией и повернул войско обратно. Таким образом, Чэнь Тан добился того, чего страстно желал. От гибели Чжичжи выиграли и Рассения, и Китай. Рассении не пришлось снимать свои тьмы с других фронтов. Поэтому князь Алтайской веси отправил в Китай посольство во главе со своим сыном, которое выразило благодарность за уничтожение Чжичжи и предложило организовать торговый товарообмен.

Китайский император, зная о существовании Рассении, которую китайцы называли Великим Северным государством. и не желая, чтобы гунны вновь подняли хуннов против Китая, счёл за благо установить торговые связи с Алтайской весью Рассении. Однако больше всех от гибели Чжичжи выиграл Хуханье ставший единственным предводителем хуннов. которых он на долгое время подчинил Китаю. В конце I века до с.л. Китайская империя почти достигла тех рубежей, которые много лет спустя имела Манчжурская империя.

Более 50 лет. с 47 года до с.л. по 10 год с.л. хунны находились в подданстве Китая. В 8 году канцлер Китая Ван Манн узурпировал престол и начал проводить уравнительные реформы. В отношениях с хуннами он повернул руль так же круто, как и внутри страны. Ван Манн решил перевести великого князя хуннов в ранг пограничного вассального князя. Для этого необходимо было всего лишь сменить государственную печать великого князя.

На печати, полученной Хуханье в 47 году до с. л… были вырезаны слова: «Хунну шаньюй си», то есть «хуннского шаньюя печать». Ван Манн велел изготовить другую печать с надписью: «Син хунну шаньюй чжан», что означало: «Новый знак хуннского шаньюя». Такая печать давалась в Китае удельным князьям и высшим чиновникам. Приняв её, великий князь хуннов полностью утратил бы последние остатки самостоятельности.

В 9 году китайский посол прибыл к великому князю, известил его о смене династии и предложил сдать старую печать и принять новую. Восточный князь Су посоветовал великому князю Учжелю посмотреть новую печать и только потом менять. Но китайский посол настоял и доверчивый Учжулю отдал старую печать и принял новую, не посмотрев её. После этого начался пир, затянувшийся до поздней ночи. Этой же ночью китайский посол, опасаясь, что Учжелю потребует возврата старой печати, разбил её.

Действительно, утром хунны пришли к послу и потребовали вернуть старую печать, так как переводчики разобрались в новой надписи. Посол твёрдо ответил, что смена печати — воля императора и что Учжулю обязан согласиться с новым назначением. Видя, что дела не поправишь, Учжулю принял подарки и сделал вид, что на всё согласен. Обрадованный этим притворным согласием, китайский посол потребовал выдачи перебежчиков ухуаней, которых он обнаружил в ставке великого князя.

Учжулю согласился и с этим требованием, а также послал 10 тысяч всадников к границе Китая, якобы, для ловли перебежчиков. На самом деле хунны блокировали Шофан.

В 10 году китайский пристав Дао-ху казнил князя Западного Чеши. Брат казнённого собрал свой народ и увёл его к хуннам. Он был принят и получил в помощь две тысячи всадников. Объединив силы, он произвёл ряд налётов на китайские гарнизоны в Западном крае.

Дао-ху в это время заболел и поручил оборону своим помощникам. Но те, видя склонность к бунту местного населения и готовность хуннов к нашествию, убили своего начальника и перешли на сторону хуннов. Тогда же хунны напали на некоторые гарнизоны, но без серьёзных последствий. Ван Манн был возмущён и решил сместить Учжулю с поста великого князя. Вместо него он назначил князя Хяня. Однако по прибытии в ставку великого князя Хянь перешёл на его сторону. После чего Ван Манн распорядился казнить сына Хяня, находившегося в заложниках.

Узнав о назначении Хяня великим князем, Учжулю «вспомнил», что Ван Манн не является потомком Сюань-ди, и отказался признавать узурпатора. Началась война. Отряды хуннов перешли границу, опустошили все северные районы Китая и угнали на север огромное количество племенных лошадей и скота. Богатые области, 80 лет не испытывавшие нападений, опустели за один год. Разгневанный Ван Манн распорядился мобилизовать 300 тысяч человек и «загнать хуннов в Динлин», то есть в Саянские горы.

Попытки знающих советников доказать Ван Манну, что загнать хуннов в «Динлин» не удастся, не имели успеха. Ван Манн стоял на своём и потребовал сбора войска. Однако хунны постоянно нападали на китайские провинции и срывали сосредоточение китайских войск. Огромная армия так и не смогла собраться. От долгих приготовлений она разложилась и стала непригодной к дальнему походу.

Великий князь Учжулю умер в 13 году. Выше мы установили. что у хуннов не было единомыслия по отношению к Китаю. Сторонники Учжулю были за продолжение войны. Но после его смерти подняли голову примиренцы.

Их возглавил правитель дел Сюйбудан. Вместе со своим шурином он возвёл на престол бывшего назначенца Ван Манна — Хяня, чтобы прекратить войну с Китаем. После избрания Хянь расставил по важнейшим постам своих родственников.

В 14 году он отправил в Китай посла, который известил императора о желании Хяня вступить в переговоры. Ван Манн предложил Хяню отдать сына, которого уже не было в живых, в обмен на чешиских изменников. Хянь выдал 27 перебежчиков и Ван Манн сжёг их на площади. После этого Ван Манн посчитал войну с хуннами оконченной и распустил войско, поручив охрану границы наёмным дружинам хуннов и ухуаней. Хянь, ожидая возвращения сына, всячески препятствовал своим подданным продолжать войну.

В 15 году ему привезли труп сына вместе с вернувшимися из плена хуннскими вельможами, которые были свидетелями казни. Китайцы пытались задобрить Хяня подарками. Он подарки принял, но мешать нападениям хуннов на Китай перестал, и война вспыхнула с новой силой. Сговорившиеся ухуане и хунны обрушились на Китай. Вскоре хунны захватили весь Западный край, кроме Яркенда.

Великий князь Хянь умер в 18 году и на престол вступил его брат Юй, который пытался договориться с Ван Манном. Но последний вернулся к своему плану разделения хуннов. Он воспользовался приездом Сюйбудана в качестве посла и назначил его шаньюем. Но Сюйбудан вскоре умер от болезни. А вскоре внутренние потрясения отвлекли Ван Манна от борьбы с хуннами.

В 17 году в Китае началась гражданская война. Против Ван Манна восстали недовольные низы («краснобровые») и наследники династии Хань. В 23 году восставшие победили и Ван Манн был убит. Однако война продолжалась ещё четыре года, пока наследники династии Хань не победили «краснобровых» и не возвели на престол императора Гуан У-ди, с которого началась династия Младшая Хань.

Великий князь Юй восстановил мощь хуннского государства, а Китай оказался серьёзно ослабленным. Когда посол нового императора предложил Юю возобновить договор, заключённый Хуханье в 47 году до с.л., то великий князь возразил, что времена переменились: тогда хунны были слабы, а Китай силён, а теперь хунны восстановили рубеж, установленный первыми великими князьями. Гибель Ван Манна он также связывал со своим вмешательством.

На основании этого он категорически отказался от возобновления прежнего договора. Борьба между хуннами и Китаем вновь стала неизбежной. И она разразилась с новой силой. Война длилась до 45 года с неизменным успехом для хуннов. Но затем в среде хуннов вновь началась борьба партий: антикитайской и прокитайской. В 46 году умер великий князь Юй и престол перешёл ко второму сыну Юя — Пуну. В эти последние два года хуннов постигли четыре несчастья: засуха, саранча, голод и эпидемия.

От голода и эпидемии хунны потеряли больше людей, чем от двадцатилетней войны. Пуну, понимая бедственное положение народа, решил закончить затянувшуюся войну с Китаем и отправил туда посольство с предложением заключить договор «мира и родства». Этим воспользовался другой претендент на престол, Би. Он встал на путь измены. Вначале Би отправил в Китай карту хуннских владений, а затем в 47 году съездил к китайскому наместнику и выразил желание перейти в подданство империи Хань.

Пуну, узнав об измене Би, собрал всего 10 тысяч воинов. В то время Би поддержало более 20 тысяч воинов. В 48 году старейшины восьми южных Родов-Племён провозгласили Би Хуханье-шаньюем II и откочевали в Китай. Би заключил с императором Гуан У-ди союз и стал защищать Китай от северных хуннов. Договор 48 года повторил договор 47 года до с.л. В преданности нового вассала китайцы не сомневались, так как все пути назад ему были отрезаны. Китай и династия Хань, таким образом, были спасены.

Переход части хуннов на сторону Китая произвёл перелом в ходе войны. Он оказался толчком, после которого хуннское государство начало разваливаться. В 47 году от хуннов откололись ухуани. В 49 году откололась часть дун-ху. Эта часть в честь Рода Сюйбу, возглавлявшего дунху, назвалась сяньби, которых возглавил Бяньхэ. Последний разбил тех дунху, которые ещё оставались сторонниками хуннов. В 58 году он отвоевал у хуннов Западную Даурию.

В 51 году южные хунны потерпели тяжёлое поражение от северных хуннов. В 55 году умер Би. В 55–85 годах война шла вяло и изобиловала взаимными переходами хуннов от северных к южным и обратно. При этом те, кто не хотел воевать с Китаем, переходили к южным хуннам. А те, кто хотел воевать с ним, переходили к северным хуннам. И оказалось, что не желавших воевать с Китаем было большинство. Южные хунны процветали. Этому способствовала оживлённая торговля с Китаем, стимулировавшая скотоводство.

В 86 году война оживилась. Племянник южного шаньюя Шигы напал на кочевья северных хуннов и нанёс им большой урон. Северные хунны оказались зажатыми между южными хуннами и сяньби. С юга на них нажимали южные хунны, к которым перебегали их сородичи, а с востока — сяньби, отвоёвывая одну территорию за другой. На севере были горы и Рассения, где можно было укрыться, но не господствовать, чего хотели северные хунны. Западный край тоже был плохой опорой. Поражение было неизбежно. Но северные хунны продолжали сражаться.

В 87 году сяньби ворвались в восточные владения северных хуннов и разгромили их. Великий князь Юлю был схвачен и казнён. Затем сяньби отошли, но паника среди северных хуннов сразу же дала о себе знать. 58 малых Родов (четыре Племени) откочевали на юг и предались Китаю. В 88 году через Халху прошла саранча. К бедствиям войны прибавился голод. В это время умер император Хэ-ди. Регентшей стала вдовствующая мать-императрица. У южных хуннов тоже произошла смена власти. Вместо умершего Сюаня шаньюем стал его двоюродный брат Туньтухэ.

Он-то и сговорился с императрицей об уничтожении северных хуннов. Весной 89 года китайская армия выступила в поход. Северные хунны не успели оправиться от голода и нанесённого сяньбями поражения, как вновь подверглись нашествию и были разбиты. В 90 году южные хунны повторили поход и вновь разбили северных хуннов. В 91 году наместник Западного края ещё раз разбил северных хуннов. В 93 году погиб последний северный шаньюй из Рода Мадая — Юйчугянь.

На основании этого китайские источники считают 93 год годом конца хуннского государства. На самом деле сменилась только династия. Во главе непримиримых встал знатный хуннский Род Хуян. Правда, с ним остались только западные Рода. Восточные Рода подчинились сяньбийцам. Это выразилось в том, что они «сами приняли народное название Сяньби». К сяньби ушло почти 100 малых Родов (шесть Племён). Северные хунны до крайности ослабели и вынуждены были уйти в горы, либо на северо-запад в Рассению. В 117 году от южных хуннов откололось 15 Родов, которые ушли на север.

Затем большая часть из них тоже ушла в Рассению. Однако поражение хуннов и вытеснение их в Рассению не обеспечили Китаю спокойствия. На смену хуннам пришли сяньби. Подъём сяньби начался ещё в 49 году при Бяньхэ. Серьёзно угрожать Китаю они стали через 100 лет, при Таншихае. Л. Гумилёв так описал появление этого человека: «Воинственные сяньби были так неукротимы, что для того, чтобы хоть немного организовать их, нужен был человек необычайной силы воли. Такой человек нашёлся. Но самое удивительное то, что ему было, согласно источнику, только 14 лет.

Таншихай родился в 141 г. Отец его три года служил в войске хуннов и по возвращении домой обнаружил сына. Он потребовал объяснения у жены, и та рассказала, что однажды она шла по дороге, услышала удар грома и взглянула на небо, тогда ей в рот упала градинка, она её проглотила и от этого родился сын. Супруг оказался скептиком и отвернулся от ребёнка, которого воспитала родня жены… Легенда часто украшает жизнь великого человека, но интересно другое: Таншихай был смолоду лишён поддержки рода, и всё совершённое им позднее — есть плод его личного таланта. Это важно отметить, даже допустив, что дата его рождения искажена преданием. За храбрость и выдающиеся способности в 156 г. он был избран старейшиной. Старейшин сяньби избирали без особой борьбы, так как власть их была ничтожна, но Таншихай и тут оказался исключением. Он построил для себя дворец, собрал многочисленную дружину и, самое главное, возглавил всех прочих сяньбийских старейшин. Время работало на Таншихая: сяньби начали понимать необходимость объединения, и осуществление его выпало на долю молодого вождя».

Как видим, Л. Гумилёв подверг сомнению только год рождения Таншихая, во всём остальном он поверил легенде, а все успехи приписал его способностям. Хотя ни год рождения, ни зачатие его матери от градинки, ни быстрое продвижение к власти не соответствуют легенде. Всё было существенно иначе. После вытеснения части хуннов в Рассению, за которыми могли появиться китайцы, её жрецы обратили внимание на поднимающийся народ сяньби, который вёл свою родословную от дарийцев.

Вновь возникла проблема вождя, который бы объединил народ. Для решения подобного рода проблем жрецы Рассении посылали к сопредельным народам своих странников и волхвов, которые вступали в интимные связи с женщинами этих народов и следили за развитием родившихся детей, подготавливая их к роли Правителей и Защитников и оказывая помощь в случае необходимости. Так вот, мать будущего вождя народа сяньби забеременела от одного такого странника в 130 году, а в 131 году родила Таншихая.

И хотя Род отца ему не помогал, зато помогали ему более могущественные силы, которые, по достижении им 24 лет, помогли стать главой Рода, построить дворец и собрать многочисленную дружину. Кстати, старейшины сяньби не жили во дворцах, так как постоянно кочевали и не умели строить дворцов. То есть эти могущественные силы превратили Таншихая в князя, какими были князья Рассении. Многочисленная дружина тоже была из Рассении. Это была тьма гуннского войска.

С появлением тьмы гуннского войска Таншихай приступает к преобразованию войска сяньби. Он создаёт ещё две тьмы и обучает их в течение двух лет, а в 158 году летучие отряды сяньби обрушились на Северный Китай и осуществили «великий грабеж». В 166 году многие южные хунны и ухуани перешли на сторону сяньби. Китайцы, видя неспособность шаньюя Гюйгюйра, арестовали его, но это не поправило дел в войне с сяньби. В 167 году измученное набегами китайское правительство предложило Таншихаю договор «мира и родства» и признало за ним титул ванна (царя). Таншихай отказался вступить в переговоры.

В 177 году китайцы решили разбить врага на его территории и 30-тысячное войско выступило за границу. Сяньби не побежали, как некогда хунны, так как в их рядах была тьма гуннского войска. Они обрушились на китайское войско и разбили все три вражеские колонны наголову. Осенью 177 года сяньби разграбили Ляоси, а в 178 году начали делать набеги на Хэси. От этого поражения Китай долго не мог оправиться. Таншихай умер в 181 году. К этому времени тьма гуннского войска была отозвана в Рассению.

Сын Таншихая — Холян пытался продолжить начатое отцом, но из этого ничего не вышло. Половина войска отказалась ему повиноваться, так как он «был жаден и развратен». При осаде одной из китайских крепостей Холян был застрелен из самострела. Из-за малолетства его сына народом сяньби стал управлять его брат. Потом дядя и племянник поссорились и созданное Таншихаем государство окончательно развалилось в 235 году.

Однако удар, нанесённый Таншихаем Китаю, оказался очень сильным. Северные области Китая заселялись кочевниками, спешившими сменить суровые степи севера на луга берегов Жёлтой реки. В то же время Южный Китай был опустошён восстанием «жёлтых повязок», которое было подавлено с большим трудом. В период высших успехов народа сяньби южные хунны утрачивают своё значение и полностью исчезают.

Южные хунны прекратили своё существование в 215 году, когда шаньюй Хучуцуань был арестован, а для правления хуннами был назначен наместник. В этот последний период, с 142 по 215 год, бросаются в глаза два явления: постепенный уход хуннов обратно на север и окитаивание оставшихся. Много хуннов перешло на сторону Таншихая в 158 году. Все последующие годы уход к сяньби южных хуннов продолжался. Кочевники сяньби были им ближе и роднее. Совместная жизнь с китайцами южных хуннов и смешанные браки постепенно изменяли стереотип поведения хуннов, и этнос начал распадаться и исчезать.

А что же произошло с остальными хуннами? Как считает Л. Гумилёв, хунны после поражения разделились на четыре части. Одна подчинилась сяньбийцам, другая поддалась китайцам, третья, «малосильные», укрепилась в горах Тарбагатая и Саура, четвёртая, «неукротимые», двинулась на запад. Третья часть оказалась самой долговечной. Часть из них вернулась в Китай и основала там несколько княжеств, когда в очередной раз Китай распался на ряд государств под ударами тюрок, сохранивших родство с хуннами вплоть до X века с.л. Последние назывались «тюрки-шато», а их потомки «онгуты» слились с монголами в XIII веке с.л.

Другая часть «малосильных» хуннов смешалась на Алтае со скифами (кыпчаками) и образовала народ куманов (половцев). Название половцы они получили от русов XI–XII веков с.л. из-за светлых, цвета спелой соломы, волос и голубых глаз. Таких людей среди русов было много. Указывая на это, Л Гумилёв в то же время не говорит, что русы пошло не от реки или речки, а от антропологического типа «светловолосые» или «русые». Так утверждает Л. Гумилёв. А как же было на самой деле?

Выше мы уже говорили, что гибель Русколани привела к разрыву русо-арийского мира на две части и утрате связи между ними почти на 500 лет. Этот факт как раз и породил устойчивое мнение о том, что между ариями и русами нет и не было ничего общего. Обе ветви существовали в разных концах Асии продолжительное время. Несмотря на объединявших их скифов их этническое развитие приводило к усилению удаления друг от друга.

Наступивший после гибели западных скифов 500-летний перерыв в общении развёл эти ветви в их этническом развитии ещё дальше, но всё-таки не смог устранить его полностью. Это этническое родство и сыграло решающую роль в последующем возрождении Русколани и восстановлении русо-арийского единства. Это сделала не четвёртая часть хуннов, которых Л. Гумилёв называет «неукротимыми», якобы, в 155–158 годах с.л. совершивших переход через степи и в 158 году с.л. достигших Южного Урала.

Л. Гумилёв причину перехода видит в том, что «неукротимые» двинулись на запад из любви к своим этническим братьям скифам, которые потерпели жестокое поражение на западе. В этом случае возникает вопрос: а почему же не двинулись на запад другие хунны, разве они любили своих этнических братьев меньше? Видимо, ситуация была всё же иной. Эта ситуация состоит в том, что существовала Русо-Арийская Держава Рассения, которая приняла часть хуннов, после чего они и слились с кимаками, как до них слились с кимаками русы и арии (скифы).

Жрецы, управлявшие этой Державой, не только следили за развитием событий в Китае и Персии, но и в Русколани. И когда семиты-сарматы в I веке с.л. уничтожили Русколань и стали угрожать западным рубежам Рассении, они были вынуждены принять меры по организации противодействия аланам и перебросить часть сил гуннского войска на запад для защиты своих западных рубежей. Это было своевременное решение, так как в I и II веках с.л. аланы, выйдя к нижнему течению Волги, всё чаще и чаще стали нападать на западные веси Рассении.

Причём на запад была двинута половина постоянного гуннского войска, которое Л. Гумилёв называет «неукротимыми хуннами». Оно шло, естественно, без семей, что и было подмечено Л. Гумилёвым. Однако на этот раз серьёзно воевать с аланами не пришлось. После первых столкновений с постоянным гуннским войском аланы откатились за Волгу, к Северному Кавказу, так как в это время против сарматов уже действовали словене с готами. Кроме того, обострились отношения самих алан с сарматами, что и заставило их сосредоточить свои силы на Северном Кавказе. В последующие 200 лет шёл процесс образования агрессивного алано-готского союза, что и отсрочило начало большой войны.

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!