Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, А.С.Хомякова



(1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков В центре их внимания нах судьбы

Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели

залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап

культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж

в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.

Россия сохранила главное --- православие и общину. Возрождение форм

патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси -- это соц-ист

концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер.

 

Церковь есть первореальность, проповедовал соборность и общину,

отрицая как индивидуализм в разл проявлениях (социология, мораль),

так и казарменный коллективизм, лишающий свободы. Община или

соборность--- союз индивидов во имя бога и любви.

 

Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел

и обществе. Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее

"центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж

целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее

общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог.

Истор прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б.

познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой "Разумной

Зрячестью" или "живознанием", исходное начало кот - религия. при этом

трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви,

они уходят от свободы в природную или социальную необходимость,

становясь ее рабами.

 

Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен

Огарев,

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев

(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р.

рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр

просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в

стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако сохранить

диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия,

первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не

всей, а только высокоорганиз материи - мозга. критика церкви.

 

Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления,

природа сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть

отражение законов бытия. Старался найти метод познания, явл единством

опыта и умозрения. В фил истории --- проблема общественного закона,

который есть сочетание стихийного хода истории (бессознательная жизнь

народа) и сознательная деятельность индивидов. человек есть венец

творения, сознание человека не вне природы, а разумение о себе.

Ценность личности в разумном и нравственном деянии. личность создается

средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.

 

Разочарован в западном социальном перевороте, идея русского

крестьянского социализма. Сельская община есть зачаток социализма, а

русский вопрос заключается в вопросе о крепостном праве.

природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение,

прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол

тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия,

борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

 

Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха,

разработка общинного социализма, признание важной роли экономического

фактора в историческом процессе.

Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более

прогрессивны, поэтому об отмене патриар на Руси. Приветствуя соц уклад

в общ, скептически относился к реформист проектам западных

социалистов, говорил, что в новое время не обойдется без крови,

однако народная революция в России произойдет не скоро. При этом

обращался к идеалам первоначального христианства. В искусстве --

реализм и приближение его к народу.

Чернышевский. (его школа - Добролюбов, Писарев, Шелгунов)

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разно оформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения

кот и начинается жизнь природы. Неуничтожимость материи и ее связь с

пространством и временем. Человек --- природное существо, его организм

един, а сознание есть проявление материальной субстанции.

Антропологический принцип. Фил Ч монистична и направлена против

дуализма. Идеи классовой борьбы, неизбежности соц революций,

утопический социализм. Новая революционная мораль --- приверженность

идеалам рев, борьба. Реальная красота действительности. Критерии

красоты социально-культурно обусловлены.

 

60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя

капитализм. Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин, Ткачев,

Михайловский, Мечников).

Михайловский. Субъективный метод в социологии. априорное

конструирование идеального общества с целью полного саморазвития

каждой личности. Рассмотрение соц процессов с точки зрения двуединой

правды --- правды-истины и правды-справедливости. Имеется в виду оценка

общ событий не только с точки зрения чистой науки (критика

позитивизма), но и с позиции классового подхода, общ идеала

(крестьянская община). Идея личности, что есть мерило, цель и идеал

исторического прогресса. В условиях неразвитости народа очерки о

героях и толпе и их роли. массовые движения --- бессознательные и

подражательные.

Лавров. Двигатель прогресса 3 группы потребностей: 1) основные

(зоологический и социологические - питание, безопасность, избежание

стрессов); 2) временные (государство, собственность, религия); 3)

потребности развития --- историческая жизнь. Цель развития ---

 усиление солидарности людей, для чего надо изучать природу, ч-ка и

 мышление, стоя на позициях трудящ. Роль интеллигенции --- подготовка

 революции, чем она отдаст долг народу.Неприменимость марксизма в

 России.

 

 Бакунин. история есть движение из царства животных в царство свободы,

 угнетатель --- государство, религия -- массовое сумасшествие.,

 церковь --- род небесного кабака. Для достижения цс надо исключить

 принцип власти и создать ассоциацию крестьян плюс фабрично-заводск.

 НЕ надо готовить революцию, она возникнет стихийно.

 Ткачев. революция немедленно, пока не сложились бурж отношения.

 Крестьянин - соц по инстинкту. Но рев --- разрушения, для созидания

 необходимо рев меньшинство, партия власти, которая путем террора и

 заговора возьмет власть в свои руки.

 

 Почвенники - нац почва как основа соц и духовного развития России.

 Создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план роль

 творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой

 надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий.

Григорьев, Страхов, Дост.

       Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил

несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке

Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с усвоением

религиозно-нравств идей. Отказался от рев борьбы.

Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но

религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории,

противопоставление России и Запада.. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины. Идея

архетипа в народе, в России - братские связи и христианское

единение.Против как кап, так и атеистического соц, идея русского

социализма.

 

Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между добром и

злом, свободой и рабством, христом и антихристом. В любой ситуации ч-к

должен остаться ч-ком.Но свобода есть не только источник добра, но и

зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт приводит к

разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь

человекобожества. Истинный путь свободы -- путь Богочеловека. свобода

есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. ДЛя

Богоч-ка надо пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя

к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и мир, который им создан?

Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?

 

       Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении

чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная

религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские

аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей

любви. "Царство божие внутри нас" - он неприемлил обычное рел понимание

бога. Всякая власть - насилие ─ отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу

то упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ

и гос обязанностей =анархизм. Отрицание пользы цивилизации .

 

Данилевский. Культурно-исторический типы, каждый проходит стадии

становления, упадка и гибели. Исторический круговорот. Наиболее

перспективным является славянский тип, адекватно выр в русском народе.

 

Леонтьев. натуралистический подход, в основе раст, живи чел мира одни

законы. Триединый процесс от первичной простоты к цветущей сложности

и вторичному смесительному упрощению. Продолжает Данилевского. Запад

находится на 3 стадии. Выступал против равенства как несвойственного

природе, против инд свободы как причины безответственности. считал,

что гос-во имеет право на насилие. Выступает за яркий тип личности,

который появляется на фоне общ несправедливости. его мораль - не

толстовская, а мораль силы и насилия. В трудные моменты общество

обращается не к ораторам или просветителям, а к людям силы.

 

\newpage

{\sf 19. Русская религиозная философия в XX веке, ее основная

проблематика. }

 

В русск. космизме - 3

теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,

Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:

связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество

разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и

пробл. понимания и др.

 

Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - "Фил-я

общего дела". В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка.

Вопросы - людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел.

 Истоки чел.

бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу,

сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осознавать, что

он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен.

Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди

разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть,

ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса.

Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить

жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Общее дело состоит в

преодолении смерти и всеобщем спасении. Психократия- община детей

для воскрешения отцов. Пороки ко времени воскрешения будут изжиты.

Основа морали --- ответственность человека перед предыдущими и

будущими поколениями.

 

       Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды

б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов.

Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества.

Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следов. я сущ. Основа

нравственности -- нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к

явлению царства Божия. Из добра он выводит понятие Бога (не

наоборот). Далее философия любви как высшее понятие нравственности.

Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование. Высшая

форма любви -- божественная. Ч-к, вставший на этот путь -

Богочеловек. это есть сущность ел индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через бож любовь осуществляется соединение с Богом ---

всеединство.

 

Необходимо

подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея

положительного всеединства или "всеединого сущего". Это всеединство являет

собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера

абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости.

Это и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть

лишь отражение его. Цель истор прогресса --- приблизить реальность к

бож миру, так как реальн раздроблена, и ее всеединство заключается

не в вещественности, а в идее.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютго-сущего., посредник

между ними - София (мудрость божия). Мистический образ

всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая

через бож любовь.

 

Материальный мир находится в

хаотическом состоянии. Челов является центром всеобщего сознания природы.

Его роль - роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник

между прир и божеством. Чел должен изменять прир до ее одухотворения.

Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира,

возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ

звеном между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная

Женственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если

свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению

богочеловеческого царства. Идеи провиденционализма.

       В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл

объединение катол и правосл церквей.

Русская идея --- историч долг России в создании соц троицы (аналог

бож)- единение церкви, гос и общ.

 

Флоренский --- продолжатель, стремился создать интегральную систему

взглядов сс сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение

как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и

т.д.Вера определяет культ, культ --- миропонимание, а отсюда культура.

 

       В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно

фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский,

С.Л.Франк, ЛОсский.) которые составили течение богоискательства со свойственным

ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и

творчества.

 

Богоискательство. Цель общ развития в осуществлении правильно

понимаемого нового христианства. религиозная реформация, создание

богочеловечества, причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость,

могут быть воплощены на земле.

Бердяев

 Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн.

работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист.

диал-ка божественного и чел-ского". В центре --- проблема человека.

исходный пункт --- примат свободы над бытием, свободу не определяет

даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с

Богом, творчеством, духом. Онтология Б. строится на противопост.

духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух.

Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно,

множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б.

определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник,

первичн. принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и

через человека.

 

Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он

существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он

сущ-во природное и ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и

низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория

духовно-религиозная, индивид --- натуралистически- биологическая,

часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку,

единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому ч-к

сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то

путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено

рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу.

Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем.

 

В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания.

Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн.

формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение.

Фил. антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции.

Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит.

в ч-ке идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция -

мессианство, спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода.

Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов,

отчуждения. Мир - зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед.

отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр.

идей общего блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности

может быть понято только в ее отношении к Богу.

 

Соц философия. Общество есть объективация чел отношений, чуждая чел

духу. Не личность есть часть общ, а общ--- часть личности. В объект

общ царит разобщение, при наличии коммуникаций господствует всеобщее

отчуждение, власть техники и гос. Идеал - коммюнотарность, против

изолированного индивидуализма и механистического коллективизма.

Особый тип общества, выраб в России. Прежде всего духовное

возрождение России, религ мессианизм, идея братства всех народов.

Особая роль России - связь Запала и Востока.

 

Лосский. Интуитивизм. Мир есть органическое целое, сущность

действительности составляют "субстанциальные деятели" (типа монады),

напрямую связанные с Богом=сверхмировое начало. Познание происходит

путем научной, мистической или чувственной интуиции (в тч и

рассудок). причем в сознании присутствует сам предмет в

подлиннике.Этика и эстетика на основе признания царства божьего с

его абсолютными ценностями. Особенность русской фил -- ее религиозность.

 

\newpage

{\sf 20. Онтология, гносеология и аксиология как основные разделы

философии.}

Скотская машина потерла мне два вопроса, поэтому конспективно.

 

Все множество проблем философского мировоззрения может быть

объединено в 5 групп: 1) онтология; 2) гносеология; 3) антропология;

4) аксиология; 5) праксиология.

 

Онтология --- онтос - бытие --- первая философия, учение о бытие как

таковом, независимо от его частных видов. Равнозначна метафизике

как системе умозрительных всеобщих определений бытия. В ср века

использовали арист метфиз для доказательства религиозных истин, что

называли онт. В новое время онт --- особая часть метафизики, учение

об сверхчувственной, нематериальной структуре существующего.

Законченное выражение онт в этом виде получила у Вольфа, когда

утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила онт

путем абстрактно-дедуктивного и грамматического анализа ее

понятий. Противоположная тенденция у Спинозы, Локка, франц

материалистов, опираясь на данные науки, говорили о связи онт с

логикой и гносеологией, подрывая ее значение как первой фил. Кант,

Гегель - объявляли прошлую онт тавтологичной и бессодержательной,

заменяя ее новой онт --- субъективным идеализмом Канта или логикой

Гегеля. Попытки построить новую онт на объект-идеалист материале -

Хайдеггер. Система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью

сверхчувственной и сверхрациональной интуиции. Подхвачена

неотомистами.

 

Бытие как исходное интегральное понятие бедно и бессодержательно, если

не рассматривать его в контексте других категорий философии, там оно

становится конкретно-всеобщим. Таким образом, большая часть фил относится

к разделу онтологии. В онтологии фил сталкиваются с рядом проблем,

решение кот и определяет различие в мировоззрениях. Такие проблемы, как

Обладает ли мир в своем существовании единством и что является

основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным или

он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем

развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или

развивается совершенно произвольным способом? Обладает ли мир и в

целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он

существует как простой конгломерат различных элементов? В чем

заключается сущность мира? В зависимости

от решения этих вопросов фил разделяются на материалистов и

идеалистов, монистов, дуализм и плюрализм, детерминизм и

индетерминизм. В зависимости от первичности материи или идеи идет

основное разделение, прием оба направления имеют свои великие имена.

 

Гносеология - гносис -знание --- наука о познании, в котором изучается

природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия

достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. В гн в

системе мир-человек коррелятом гносеологии явл познавательные

субъективно-объективные отношения. Категории гн --- истина,

достоверность, сознание, познание , субъект и объект, чувственное,

рациональное, интуиция, вера. Гн изучает общее в познавательной

деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность -

обыденная, профессиональная или др. Эпистемология --- теория научного

познания есть часть гн. рассмотрение специфики того или иного познания

не самоцель, изучение возможностей и форм достижения истины.

онтология выступает предпосылкой теории познания. Все фил системы так

 

или иначе связаны с гн, причем некоторые сводят к ней всю философию,

отказ от онт.

 

Самоопределение гн как раздела --- Кант, критика чистого разума.

ОТличается от психологии тем, что для псих процесс мышления,

ощущения, интуиция и тд связаны прежде всего с жизнедеятельностью

индивида, а для гн --- средства постижения истины, познавательные

способности или формы сущ-ния знания.

 

Гносеол проблематика --- соотношение сознательного и материи,

соотношение чувственного и логического, проблема отражения,

приоткрывает сущность позн процесса ч-ка.Всегда играла сущ роль,

неокантиант, махизм - единственная философия. Новая проблематика -

математическая логика, лингвист фил, семиотика как средство

достижения] истины и познания, исследование принципиальных

возможностей автоматизации интеллектуальной деятельности ч-ка.

Создание теорий, не имеющих непосредственного чувств подтверждения.

Вопрос как относятся наши мысли об окр мире к самому этому миру?

Можем ли мы получить или достичь верных представлений о мире?

Познать внешнюю сторону явлений и их внутреннюю сущность? Как возможна

математика, физика? Теперь и ОТО? Имеет ли прогресс знаний границы или

нет? Агностицизм - непознаваемость мира. В видах --- непознаваемы

сущности, либо мир есть только отражение, познаваемы лишь явления.

Пуанкаре - познаваемы лишь отношения, но не сущности. Невозможно

познать мир целиком.

 

Аксиология -- наука о ценностях. Сформировалась в 19-20 вв. хотя

присутствовала как часть с самого начала. Ценности отождествлялись с

бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе ид гос-ва

Платона лежала идея справедливости. Парменид --- высшие ценности

носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть

мерило всех вещей. Аристотель - есть неск самоценностей (человек,

счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др)

Возрожд ---- ценности гуманизма. Система ценностей эволюционирует в

обществе и в каждом индивидууме. Гегель разграничив ценности на

экономические и духовные.

 

 

Считалась, что проблема ценностей есть вненаучное исследование,

своеобразный способ видения мира. Теперь теории 3 видов.

Объективно-идеалистические (неокант, интуитивизм) --- ценность есть

потустороння сущность вне времени и пространства.

Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ,

аффекто-волевая теория ценностей) --- ценность есть явление сознания,

проявление психологического настроя, субъектиного отношения ч-ка к

рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности(теория

интереса, космический телеологизм)--- ценность как выражение

естественных потребностей чел или законов природы в целом.

 

Ценность может рассматриваться как предмет, удовлет ту или иную

потребность, как идеал, как соц норма, положительная как значимость

 чего-либо для ч-ка или группы. Ценность --- то, сто вызывает

 интерес. Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию.

 Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная

 ценность --- человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает

 первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их

 нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни,

 самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни,

 справедливость, свобода, красота, истина.

 

Ценности-средства есть промежуточные ц, но без них нельзя достичь

БЦен. Они более подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их

выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным

социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со

спецификой существования. Есть также рыночные ценности, к чему мы

благополучно переходим. Любая переориентация ценностей есть процесс

болезненный и проблемный, отсюда поле деятельности для акс. Она

неразрывно связана с в первую очередь гносеологией и другими

частями фил

 

 Основной вопрос философии фиксирует онтологические и гносеологические

 отношения материи и сознания, без которого не может сущ-ть ни одна

 фил концепция. Другие проблемы типа эстетич или этич потому и

 называются фил, что могут быть рассмотрены через призму гносеологии

 и онтологии.

 

\newpage

{\sf 21. Основные онтологические категории (бытие и ничто, сущность и


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!