Наблюдения эксперта (наблюдателя)



На шее носит пентаграмму «Пятиконечная звезда».

 

 

Исследуемый №10 - В. (М)

Описание внешнего вида исследуемого

Исследуемый - молодой юноша в возраст 20 лет, с татуировками по всему телу, включая лицо и глазные яблоки. В носу, губах и щеках вставлен пирсинг. На обеих руках виднеются многочисленные шрамы от глубоких порезов. Телосложение астеническое.

 

Бодимодификации, присутствующие у наблюдаемого

1. Пирсинг:

- пирсинг верхней и нижний губы;

- пирсинг языка;

- пирсинг щек и ушей;

- интимный пирсинг.

2. Татуировки:

- разноцветные татуировки по всему телу, включая лицо и шею;

- белки глаз закрашены черным цветом.

3. Тоннели:

- в ушах не более 20 мм. в диаметре;

- тоннель в крайней плоти полового члена, диаметр 12 мм.

4. Микродермалы:

- В лоб вставлены 3 микродермала.

 

Интервью

Вопрос: Когда ты сделал себе первые проколы?

Ответ: Первый свой прокол я сделал в 15 лет, у меня был обычный подростковый максимализм, было желание как то себя реализовать. Я начал с обычного пирсинга, в 15 лет начал делать проколы, тянуть тоннели, впоследствии пошли татуировки, постепенно стали прибавляться все больше и больше.

Вопрос: Как ты получил шрамы на своих руках?

Ответ: Это просто, как бы, пережитки прошлого - Эмо-детства, через которое тоже, я думаю, прошло очень много людей. Я об этом не жалею.

Вопрос: Больно ли было делать татуировки и пирсинг?

Ответ: Больно было делать татуировку только на голове, все остальное не больно. Большинство людей психологически сами нагнетают себе то, что прокол - это больно.

Вопрос: Чем занимаешься в жизни?

Ответ: Я мастер бодимодификаций.

Вопрос: У тебя есть какие-нибудь фобии или зависимости?

Ответ: От этих модификаций есть какая то психологическая зависимость, и эта психологическая зависимость есть не только у меня, но и у многих других модификаторов, просто не каждый человек может это признать. В тоже время, я, как бы, может, зависим от своего образа, но он мне не мешает жить, и я не хочу от него избавиться, поэтому я не считаю это болезнью. Я могу легко от этого избавиться, но я сам не хочу.

Вопрос: Как твои родители относятся к твоим бодимодификациям?

Ответ: Мои родители сначала даже были против татуировок, обычного пирсинга, тоннелей, но сейчас говорят: «В., если тебе нравится, забивайся весь, делай какой хочешь себе пирсинг, только не трогай себе лицо и не растягивай губу».

Вопрос: Это правда, что вы у себя в городе даже боитесь выходить из дому?

Ответ: Дело в том, что я с такой эпатажной внешностью один в городе, у нас есть в городе люди, которые все в татуировках, есть люди, которые имеют пирсинг, тоннели, но не все вместе. К примеру, с растянутой губой я один в городе. Я маргинален для этого города. Мне поступают постоянные угрозы Вконтакте. В меня стреляли один раз из травматического пистолета, прям недалеко от моего дома, просто из-за моего внешнего вида. Тогда была зима и, славу богу, у меня была толстая куртка и, соответственно, просто синтепон пробило, мне, как бы, не нанесло сильного удара. Я стараюсь просто знать, в какое время и в какое место ходить, если я иду один, к примеру.

Наблюдения эксперта (наблюдателя)

С удовольствием хвастается своим тоннелем в 12 см на крайней плоти полового члена, считает, что этот тоннель делает его круче других.

 

 

Анализ клинической типологии

 

 

Исследование психологических особенностей подростков, проявляющих аутоагрессивное парасуицидальное поведение, показало, что у подростков, активно занимающихся бодимодификациями своего физического тела, наблюдается ряд клинических особенностей. Среди них следует отметить следующие:

1. Диссоциативность. Изучив интервью исследуемых, можно сказать, что 70 процентам из них присуще диссоциированность с реальностью, реальной жизнью. Большую часть времени их внимание обращено к вымышленным мирам и реальностям, к вымышленным знако-образным структурам, что впоследствии негативно отражается на их восприятии себя и своей телесности.

К вымышленным мирам и реальностям можно смело отнести компьютерные игры, которые в настоящее время предлагают прожить и ощутить события, идущие вразрез с нормальным восприятием. В своем большинстве, компьютерные игры переносят сознание игрока в мир фэнтези, где преобладают совершенно отличные от реальности законы физики, а физиология живых существ поражает воображение. В играх можно встретить фантастических людей, имеющих всевозможные конфигурации лица и тела.

Также многие игры позволяют игрокам выбрать себе игрового персонажа не только из готовых предложенных вариантов, но и самим смоделировать внешность и телесность своего персонажа, выбрать цвет лица и глаз, размер ушей и носа. Все это существенно меняет сознание подростков с позиции принятия себя, своей принадлежности к какой-либо культурно-национальной группе, принятия своей внешности, своего тела, на непонимание своей идентичности. Также возможность, а в некоторые играх и обязательность моделирования внешности игровых персонажей формирует мышление необходимости видоизменять себя и в реальности. Очень часто от испытуемых можно слышать фразы: «Мое тело – это мое дело», «Что хочу, то и делаю». Эти фразы говорят нам не только о заявлении личных границ, но и о процессе трансформации своей внешности «я делаю тело», протекающем в сознании. Также необходимо отметить, что параллельно возможно протекание процесса подражания культовому игровому персонажу – герою, который может выражаться в копировании внешности, стиля одежды, речи, моделей поведения. Подражание основано на привлекательности игрового персонажа, который создан как некий идеал, обладающий сверхсилой, сверхоружием, сверхспособностями, которому неведомы страдания и смерть. Ассоциируя себя с виртуальным идеалом, подросток тем самым бессознательно трансформирует себя и свою внешность в реальности, объединяя в себе качества, присущие реальному Я, и качества виртуального идеала.

Помимо компьютерных игр, фантастическая литература, мультфильмы и популярные киноленты также формируют виртуальные реальности и вымышленные миры. Примером таких фильмов могут быть как фильмы про Графа Дракулу, вампиров и оборотней, так и фильмы про дьявола и демонов. Огромное количество кинолент про вампиров и оборотней, вышедших за последних 30 лет, сформировали устойчивую виртуальную среду, в которой фантастические персонажи – вампиры и оборотни– обладают сверхсилой и сверхспособностями, возносятся в превосходной степени над обычными людьми.

Также необходимо отметить, что зачастую во многих таких фильмах вампиры и оборотни выступают в роли героев, спасающих мир в целом и людей в частности. В современных фильмах про дьявола и демонов последние могут быть как негативными персонажами, так и позитивными. Образ Дьявола зачастую формируется как сильный, устрашающий, вызывающий страх, в этом и состоит привлекательность данного образа, так как внешнее подражание ему позволяет сформировать агрессивные защитные механизмы.

Все это способствует копированию образов культовых героев. В реальности это выражается в изменении своего внешнего вид, своей телесности до полного или частичного сходства с вымышленными персонажами. Например, при ассоциации себя с вампиром бодимодификатор может сделать себе наращивание передних клыков, «зубов вампира», а при ассоциации себя с дьяволом может сделать себе татуировку или имплантацию рогов, сделать себе татуировку глаза черного цвета.

К фантастической литературе, формирующей вымышленные миры и реальности, можно отнести книги, написанные в жанре фэнтези, и различного рода комиксы. Данную категорию можно назвать фундаментальной и первой исторически возникшей, как область, формирующую иллюзии в воображении людей. Большинство компьютерных игр, фильмов и мультфильмов за основу своих сценариев берут сюжеты, описанные именно в фантастических романах. Эпические приключения сказочных героев, изобилие материальных благ, легкость в достижении своих желаний – все это и многое другое формирует пространство иллюзий, в которое попадают подростки. Значительная вовлеченность в переживание иллюзорных реальностей, как ранее было сказано, приводит к подражанию значимым героям и персонажам. В реальности это может выражаться в желаниях быть внешне похожим на тех или иных культовых героев. Примером таких подражаний могут служить бодимодификации ушей «эльфийские уши», татуировки со значимой символикой.

2. Принадлежность к субкультуре. Большинство исследуемых, 50 процентов от общего числа, заявили о своей принадлежности в настоящем либо в прошлом к субкультуре. 30 процентов сказали, что они сторонники субкультуры эмо, 10 процентов заявили свою принадлежность к субкультурам рок и неформалов, и 10 процентов отнесли себя к субкультуре андеграунд.

Отличительной чертой выше представленных субкультур является то, что они имеют вызывающий, маргинальный стиль самовыражения во внешности. Эмо присуще черный и розовые цвета в одежде, цветные волосы, пирсинг на лице, могут быть тоннели в ушах. Сторонники неформалов любят черные цвета в одежде, цветные волосы, кожаные куртки, татуировки, пирсинг. Приверженцы андеграунда имеют широкий спектр во внешнем самовыражении, отличительными чертами могут быть контрастная одежда, татуировки, тоннели в ушах. Все это говорит о том, что маргинальные субкультуры используют различные бодимодификации в качестве знаков отличия, символов, идентифицирующих их субкультуру. Следовательно, можно сделать вывод, что одним из условий вступления в субкультурную социальную группу является наличие тех или иных бодимодификаций. Другими словами, бодимодификации являются одним из факторов социализации подростков в данном обществе.

Также необходимо отметить то, что большинство субкультур зародилось вместе с возникновением нового для своего времени музыкального стиля. Музыкальный стиль является формообразующим фактором субкультур, задающим эмоциональное состояние и чувственное настроение поклонников. Сами музыканты в тоже время являются эталонами для подражания кумиров, являются лидерами, диктующими форму самовыражения в поведении и во внешности. Например, подростки, увлеченные эмоциональным хадкор-панком или эмокором (субкультура эмо), в своем желании подражать музыкальным кумирам, прибегают, как правило, к таким бодимодификациям как пирсинг и татуировки, отличительной чертой также являются порезы на руках, как признак попыток суицида.

3. Наличие признаков попыток совершить суицид либо желание совершить суицид. У 40 процентов исследуемых отчетливо видны шрамы от порезов на запястьях рук, что в свою очередь указывает на попытки и желание покончить с собой в прошлом. 10 процентов исследуемых, не имеющих порезы, заявили о своем желании покончить жизнь самоубийством в неопределенном будущем. Еще 10 процентов заявили о том, что в своей жизни регулярно сталкиваются с суицидами друзей и ближайших родственников. Итого, если сложить всех исследуемых, пытавшихся покончить жить самоубийством и желающих это сделать, то мы получим 50 процентов от общего числа исследуемых. Попытки покончить с собой или желание умереть у испытуемых, в единичных случаях, связано с пережитой ранее травмой, что подтверждается рисунками и самими исследуемыми. В основной массе выявить причины попыток суицида не удалось, так как сами испытуемые старались не акцентировать на этом внимание.

4. Высокий порог чувствительности боли. На вопрос «Больно ли было делать прокол?» 60 процентов испытуемых ответили, что они практически не ощущают боли при прокалывании, им не больно, что у них высокий болевой порог.

Болевой порог – это величина воздействия на орган чувств, при которой возникают болевые ощущения. Согласно другому определению, этим понятием обозначают уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором ощущается боль. Болевой порог индивидуален для каждого человека, так как чувствительность к боли у различных людей неодинакова.

Люди с высоким болевым порогом – они, как настоящие «стойкие оловянные солдатики». Они прекрасно справляются с болью и не испытывают страха перед ней. Многие из них даже могут бравировать своей стойкостью и отказаться от анестезии. Зачем? Они не испытывают боли, имеют большой запас терпения и у них слабая восприимчивость к болезненным ощущениям.

Ощущение боли является важным фактором для сохранения целостности и защищенности физического тела. Отсутствие чувствительности или слабая чувствительность к боли, в свою очередь, может порождать иное отношение к своему физическому телу, то, что никогда не сделает человек с высокой чувствительность к боли, может себе с легкостью позволить человек с низкой чувствительность. Например, проколоть насквозь губу для многих людей с высокой чувствительностью звучит как устрашающий акт, как нечто пугающее и отталкивающее, в то время как люди с низкой чувствительностью это могут воспринимать совершенно спокойно, в какой-то степени даже безразлично. В данном случае низкая чувствительность к боли – это ни что иное, как низкий уровень защитных механизмов, предназначенных защитить физическое тело от членовредительства и разрушения.

 В некоторых случаях у испытуемых с низкой чувствительностью боли стремление проколоть и/или порезать себе что-либо мотивировано желанием ощутить боль, а через боль ощутить и свое тело. Это подтверждается словами одной из испытуемых: «Резала руки себе не потому, что хотела умереть, а потому что нервы. Когда стресс перерастает во что-то большее, то у меня отключаются все чувства, и это дико страшно. Ты сидишь и ничего не чувствуешь, как в вакууме что-ли... Если в этот момент у меня под рукой будет что-то режущее, то я, скорее всего, порежу себе что-нибудь...Чтобы хоть что-то чувствовать». Боль в данном случае выступает связующим звеном между сознанием и телом, чувством, сигнализирующем о наличии жизни: если у меня болит – значит я жив.


Заключение

 

 

В данной работе была рассмотрена актуальная тема, которая мало изучена и проанализирована с научной точки зрения. Ученые чаще и глубже изучают суицид и суицидальное поведение как крайнюю форму аутоагрессивного девиантного поведения, не уделяя должного внимания проблемам самоповреждения.

В результате теоретического анализа было выявлено, что как у зарубежных, так и у отечественных ученых нет единого целостного взгляда относительно того, почему возникает такой феномен как самоповреждение. Тем не менее, большинство ученых отмечаются связь между аутоагрессией и внешними агрессивными проявлениями, в том и в другом случае агрессия является центрообразующим фактором, разница между ними состоит лишь в направлении реализации агрессивного потенциала. Также ряд ведущих ученых сходятся во мнении, что аутоагрессия является моделью дезадаптивного поведения, которое возникает вследствие неспособности адекватно адаптироваться в новых сложившихся социальных обстоятельсввах.

В ходе анализа феноменологии бодимодификаций было выявлено разнообразие форм аутоагрессивного парасуицидального поведения, существующего и развивающегося в наши дни. Особенностью всей совокупности бодимодификаций является объединение в себе и интегрирование противоположных течений различных культур и традиций народов большинства континентов земного шара. Традиции племени Масаев в Кении сплетаются с европейским мировоззрением и взглядами на искусство, традиции племен на Новой Гвинее берутся на вооружение бодимодификаторами и предстают перед нами в новом стилизованном виде. Также необходимо отметить постоянное развитие форм бодимодификаций. У подростков и юношей преобладает стремление конкурировать друг с другом в новизне и уникальности модификаций, изобретать все более новые и изощренные формы преображения себя.

В рамках эмпирической части аттестационной работы было проведено исследование эго-состояний личностей подростков и юношей с аутоагрессивным поведением, занимающиеся бодимодификациями. В составе основной группы испытуемых участвовали подростки и юноши в возрасте от 11 до 20 лет, активно занимающиеся бодимодификациями собственного тела. Исследование данной категории испытуемых позволило выявить ряд клинических особенностей, присутствующих у исследуемых, в разном процентном соотношении. Это такие особенности как: диссоциативность, принадлежность к субкультуре, наличие признаков попыток совершить суицид, желание совершить суицид, высокий порог чувствительности боли. Данные клинические особенности могут быть косвенными признаками, указывающими на наличие как невротических расстройств, так и на наличие психотических заболеваний. Для формирования более точного и объективного вывода о наличии тех или иных психических отклонений необходимо комплексное обследование специалистов по профилю: психология, патопсихология, нейропсихология и психиатрия.

В результате анализа микросоциальных отношений подростков и юношей с аутоагрессивным поведением, занимающихся бодимодификациями, было выявлено, что бодимодификации используются рядом подростков в качестве знаков отличия, помогающих сформировать идентичность и принадлежность к той или иной субкультуре. Зачастую, они носят демонстративный ярко выраженный характер. Помимо идентичности, подростки и юноши прибегают к бодимодификациям с целью подражать своим «культовым» кумирам, стремятся копировать их яркий харизматичный образ, копировать манеры поведения и ход мысли. Все это приводит к потери собственной идентичности и переплетению своего Я с многочисленными мало реалистичными «идеалами».

Проведённое клинико-психологическое исследование с использованием структурированного интервью позволяет сделать вывод о возможной связи между спецификой эго-состояний подростков и юношей, занимающиеся бодимодификациями, и проявлением у них аутоагрессивных тенденций. Таким образом, мы можем говорить об обоснованности выдвинутой гипотезы. Однако, для её подтверждения необходима организация дальнейшего исследования с использованием релевантных психодиагностических методов и методов математической статистики.

В ходе исследования были применены теоретические и эмпирические методы. Для подтверждения обоснованности исходной гипотезы была разработана и применена методика структурированного интервью.

Результаты проведенного исследования показывают, что его цель достигнута, а задачи решены: проведен теоретический анализ научной литературы по теме исследования; проведен анализ феменологии бодимодификаций, выявлены основные формы деструктивного аутоагрессивного поведения; проведен анализ эго-состояний личностей подростков и юношей с аутоагрессивным поведений; проведен анализ специфики микросоциальных отношений подростков и юношей с аутоагрессивным поведением, занимающихся бодимодификациями.

В будущем представляется перспективным проведение расширенного исследования о влиянии деструктивных эго-состояний и микросоциальных отношений на аутоагрессивное поведение не только подростков и юношей, но и лиц более старшего возраста. При этом, для получения более объективных и точных эмпирических данных целесообразно расширить количество исследуемых до 100 человек.


 

Список литературы

1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Издательство «Голодец», 2016 г.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М.,2008 г.

3. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим поведением // Вестник Томского Государственного Университета, 2010, №332, С.149-154.

4. Войцех В.Ф. Что мы знаем о суициде. Под редакцией профессора В.С.Ястребова. - М.,2007Г.

5. Невский Д.С. Татуировки. Философия, история и психология // М.,2009

6. Тхостовм А.Ш. Психология телесности. - Издательство "Смысл", 2002г.

7. Шустов д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия. - М.: "Когито-Центр", 2005г.

8. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Аутоагрессия: современные проблемы и тенденции: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.

9. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы: Пер. с англ. - М., 2007 г.

10. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения. - М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2003г.

11. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - М., 2000.

12. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. М.: Просвещение, 2008 г.

13. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций // шестой Всеросийский съезд психиаторов, г. Томск, 24-26 октября 1990: Тез.докл. - т.1. - М.,1990

14. http://www.bugaga.ru/interesting/1146748225-top-25-neveroyatnye-modifikacii-tela.html

15. https://ruposters.ru/life/30-10-2015/6-samyh-chudovishhnyh-bodimodifikacij

16. http://quibbll.com/5178-16-primerov-ekstremalnogo-izmeneniya-chelovecheskogo-tela/

17. http://fb.ru/article/168270/mikrodermalyi-chto-eto-takoe-i-chto-nujno-znat-o-dannom-vide-ukrasheniy

18. http://medviki.com

19. Пилягина Г.Я.К вопросу о клинико-патогенетической типологии аутоагрессивного поведения / Таврический журнал психиатрии. —2000. —Т. 4,

20. Вершинин М.В. Психологическое консультирование «жертв» деструктивных культов. // Материалы научно-практической конференции «Экстренная психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях». – Астрахань, 2009.

21. Пилягина Г. Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор? // Таврический журнал психиатрии. — 1999. — Т. 3, № 3. — С. 24–27.


 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!