Методика коррекционной работы по восстановлению голоса



При параличах и порезах гортани.

После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием.

При поражениях нижнего гортанно нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особен­но это выражено при медиальной позиции голосовой склад­ки.

Для восстановления голоса выбираются такие функцио­нальные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны мак­симально увеличить подвижность здоровой половины горта­ни, а на парализованной стороне хотя бы частично восстано­вить двигательную функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного ды­хания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голо­совых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с не­подвижной половиной гортани. В этом случае при организо­ванном дыхании и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится или значительно улучшится.

I этап. Тренировки для активизации двигательной функции гортани со­четаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втя­гивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучаю­щиеся начинают тренировки с 45-60 секунд за прием, постепенно уве­личивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальней­шем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каж­дого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значи­тельно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. «Дутью в губную гар­мошку» отводится значительная роль в функциональных трениров­ках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для пра­вильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом дос­тигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и неко­торая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.

Комплекс А.Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, вдох продолжительный);

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятия упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.

Комплекс Б.Упражнения выполняются сидя:

1) исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонен головы назад с легким сопротивлением рук;

2) исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;

3) исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;

4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5) надувание щек;

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднятие мягкого нёба при зевке.

Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня 4-5 раз каждое упражнение.

На данном этапе логопедические упражнения желатель­но сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физ­культуры.

II этап. Упражнения второго этапа подготавливают го­лосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исче­зает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки.

III этап. После этого можно переходить к следующему эта­пу работы — голосовым упражнениям для тренировки ки­нестезии и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного обучения.

Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия раз­личных звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие согласные и гласные звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса (сопротивление). В момент фонации при фор­мировании различных звуков в надставной трубе возникает различное противодавление за счет меняющихся объемов по­лостей и сужений в ротоглоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний резонаторов и голосовых складок.

Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального анатомического строения артикуляционно­го и голосового аппарата, а также способа образования звуков, одни звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акус­тического эффекта. В этом и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Вы­бор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической ос­новой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

Упражнение 1. Предлагается произносить звук м кратко при спо­койном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележа­щих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.

Упражнение 2. После длительного произнесения звука м слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всем звонкими согласными звуками. Дальнейшее закрепление кинестезиий голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге.

Упражнение 3. Произнести слоги:

Ма-ма ’ ма-мо ’

Ма-му ’ на-на ’

на-но ’ на-ну ’ и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

Упражнение 4. Произнести:    

 мама-мама-мамама; нана-нана-нанана’ и т.д.

При достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.

Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с i.

Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс i и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко и твердо, а i — длительно: ай... яй..., ой... ей..., уй... юй..., эй... ей...

В дальнейшем после получения звучного голоса и закрепления кинестезий необходима координация дыхания и голосообразования. Для этой цели используется произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.

Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания:

а, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

IV этап. По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилуч­шие условия голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чте­нию стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой матери­ал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.

Одновременно с работой над речевым материалом выпол­няются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сро­ки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной - по­лутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы; трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Результаты. Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на пораженной стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными фазами.

Продолжительность коррекционно-логопедической рабо­ты 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и вре­мени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевре­менно начатые тренировки голосового аппарата при соблю­дении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок актив­нее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка голо­соведения и развитие невротических реакций.

 

Нарушения голоса

Голос - любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).

Голосовой аппарат - комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок беззвучно.

Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.

Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка.

Голос каждого человека индивидуален.

Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.

Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.

Тембр - сложное качество звука. Его составляют: основной тон (колебания поверхностей голосовых складок), который обуславливает высоту звучания и обертоны.

Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.

При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.

У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).

Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.

Можно выделить три периода мутации:

1) начальная

2) пиковая

3) конечная

Мутация продолжается от 1 месяца до 2-3 лет.

Мутационные расстройства:

· затянувшаяся мутация - смена голоса происходит на протяжении многих лет, сохраняется фальцет. Причина: нарушение координации работы голосовых складок и мышц гортани.

· замаскированные расстройства - в мутационном периоде характеризуются тем, что видимых признаков мутации в голосе еще нет, но часто возникают труднообъяснимые приступы кашля. Часто встречаются у мальчиков, поющих в хоре).

· преждевременная мутация - чаще у мальчиков, 10-11 лет появляется грубое звучание голоса, неестественное для детей данного возраста. Может быть обусловлено преждевременным наступлением половой зрелости или чрезмерной работой голосового аппарата (например, форсированное пение)

· запоздалая мутация - происходящая после наступления половой зрелости.

· поздняя мутация - голос длительно сохраняет детское звучание даже при нормальном строении гортани. Может быть связана с нарушениями функций щитовидной железы, надпочечников, половых желез.

· вторичная мутация - наступает внезапно, в зрелом возрасте. Причины: нарушение работы желез внутренней секреции, перенапряжение голоса, курение и т. п.

Во время мутации голоса у подростков необходимо соблюдать правила гигиены и охраны голоса.

Этиология голосовых расстройств:

· заболевания желез внутренней секреции и половых желез

· заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания

· воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь и пр.)

· механические повреждения голосового аппарата, послеоперационные последствия

· последствия простудных заболеваний

· нарушение центральных механизмов голосообразования

· психогенные воздействия

 

В целом выделяют две группы причин нарушений голоса:

· органические, ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела голосового аппарата или его центрального отдела

· функциональные, в результате действия которых страдает функция голосового аппарата

Классификации расстройств голоса:

По проявлениям:

1) Истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией

2) Афония - полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь

3) Дисфония - нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления:голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий,монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий и т. п.

4) Фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса

Патологическая мутация

6) Нарушение голоса после ларингоэктомии (операция на гортани)

 

По этиопатогенетическим механизмам.

Выделяет две группы нарушений голоса (органические и функциональные):

Функциональные нарушения голоса:

Основной признак функциональных нарушений голоса - не связаны с анатомическими изменениями в голосовом аппарате. Большинство авторов относят функциональные нарушения голоса к невротическим расстройствам или считают местным проявлением невроза. Терминология функциональных нарушений голоса различна:

· истерическая афония

· функциональная афония или дисфония

· гипо- или гипертонусные (спастические) афонии или дисфонии

· невроз гортани

· психогенная афония или дисфония

 

Наиболее распространенный термин - функциональная афония или дисфония

Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:

· центрально обусловленные

· периферически обусловленные

Центральные функциональные нарушения голоса:

В коре головного мозга после действия сильного раздражителя возникает очаг запредельного торможения, что нарушает нормальное регулирование процесса голосообразования.

Этиологической основой для центральных функциональных нарушений голоса является невротический фон и возникшее кратковременное отклонение от нормального голосообразования. Неправильная голосовая реакция закрепляется по типу патологического условного рефлекса. Крайнее проявление - истерический мутизм.

В патогенезе функциональных нарушений голоса выделяют 3 основных момента:

· наличие невротического фона

· наличие пускового момента (различные невротические реакции - страх, горе, предшествующие воспалительные заболевания, перенапряжение голоса)

· фиксации нервной системой механизмов неправильного голосообразования по типу патологических условных рефлексов

Для возникновения центральных функциональных нарушений голоса необходимо сочетание всех трех компонентов.

 

Периферические функциональные нарушения голоса:

Чаще всего это результат перенапряжения голосовой функции. Невротический фон отсутствует.

Для функциональных нарушений голоса характерно:

· часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием иартикуляцией

· могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности вголосовом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першениеи т. п.)

· возможны нарушения секреторных функций, которые иногда сопровождаются ощущением инородного тела в области гортани.

· (нарушения моторных, сенсорных, секреторных функций)

 

· неврологическая симптоматика (высокие сухожильные рефлексы, неустойчивый фон настроения, депрессии, нарушения сна).

Классификация функциональных нарушений голоса:

· гипотонусная (гипофункциональная) дисфония

· гипертонусная (гиперфункциональная) дисфония

· функциональная афония (спастическая, паретическая)

· острая и хроническая фонастения

Периферические функциональные нарушения голоса:

· гипотонусная дисфония - нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Чаще страдают женщины.

Этиология: перенапряжение мышц голосовых складок, голосовая нагрузка во время болезни, после перенесенного ОРЗ, бронхита, трахеита, авитаминоз, вегетососудистая дистония, гормональные дисфункции, стрессовые ситуации, хронические заболевания внутренних органов.

Жалобы: утомляемость голоса, охриплость, снижение силы голоса,"утечка" воздуха.

Объективно: слизистая гортани и трахеи без изменений, голосовые складки подвижны, тонус снижен, максимальное время фонации укорочено, аритмия вдоха и выдоха.

Лечение: преимущественно голосовой покой, психотерапия, медикаментозные средства, стимулирующие повышение тонуса мышц, ингаляция гортани при фонации, восстановительные упражнения для дыхания и голоса.

· гипертонусная дисфония - нарушение голоса, характеризующееся повышением тонуса мышц голосовых складок. В целом встречается реже, чем гипотонусная дисфония, преимущественно у мужчин.

Этиология: развивается при форсированной силовой манере речи, пения, при использовании жесткой атаки голоса. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи.

Жалобы: болевые ощущения в области гортани, шеи, желание откашляться, утомляемость голоса, охриплость, периодические спазмы; голос резкий, напряженный, громкий.

Объективно: плотное соприкосновение голосовых складок при фонации, отечность краев голосовых складок, слизь.

Лечение: психотерапевтическое воздействие, для уравновешивания процессов возбуждения и торможения в отношении мышечного тонуса гортани - внутриносовые блокады новокаина, иглорефлексотерапия, физиотерапия (электрофорез), на второй неделе лечения - дыхательная гимнастика и фонопедические упражнения.

· Спастическая дисфония. Характеризуется дискоординацией дыхания, фонации и артикуляции, спазмами мышц гортани.

Этиология: психотравма, стрессовые перегрузки, перенапряжение голосового аппарата.

Объективно: голос монотонный, низкий с различными призвуками. Фонация напряженная, сдавленная, больные предпочитают шепот.

Лечение: психотерапевтическое воздействие, физиотерапия, нейролептики для ослабления психомоторного возбуждения, через некоторое время - фонопедия.

· фонастения - расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности.

Этиология: острое воспаление дыхательных путей в сочетании с голосовой нагрузкой, что может обуславливать очаги застойного торможения в коре головного мозга, что в свою очередь вызывает нарушение координации в работе мышц голосового аппарата. Психические нарушения, гормональные отклонения, перенапряжение голосового аппарата, профессиональные заболевания (особенно, у молодых специалистов).

Жалобы: общие неврологические, сенсорные и секреторные нарушения, нарушения сна, раздражительность, изменение силы и звучности голоса, у певцов - страх перед выступлением.

Объективно: при острой фонастении в гортани нет изменений, при хронической - изменена слизистая. Асинхрония колебаний голосовых складок, их слабое натяжение.

Лечение: голосовой покой, общеукрепляющие, седативные средства, дыхательная гимнастика, фонопедия.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!