Текст 5. Чем рассержен Джимми Портер?



Подумайте, что является общим предметом недовольства Холдена Колфилда и Джимми Портера. Прокомментируйте начало первого действия пьесы «Оглянись во гневе» (перевод Дмитрия Урнова):

 

Однокомнатная квартира Портеров в одном из крупных городов Средней Англии. Ранний апрельский вечер.

Сцена представляет собой довольно просторную мансарду на верхнем этаже большого дома в стиле прошлого века. Потолок круто спускается слева направо. Внизу справа два окна. Перед ними туалетный столик из темного дерева. Обстановка в основном скромная и весьма подержанная. В глубине справа почти во всю длину задней стены стоит двуспальная кровать. Остальное пространство этой стены занято книжными полками. Справа перед кроватью массивный комод, заваленный книгами, галстуками и всякими случайными предметами; среди них потрепанные игрушки — плюшевый медведь и пушистая белка. Слева дверь. Возле нее небольшая вешалка. Большую часть левой стены, почти целиком занимает огромное окно. Выходит это окно на лестницу, но солнечный свет все-таки проникает через него. Около вешалки газовая плита и деревянный буфет, на котором стоит радиоприемник. В центре — прочный обеденный стол и три стула. Впереди слева и справа два глубоких потертых кожаных кресла.

Когда поднимается занавес, Джимми и Клифф сидят каждый в своем кресле. Видны лишь две пары, ног, торчащих из-за газет. Оба читают, их окружают горы газет. Скоро мы их разглядим. Джимми — высокий худощавый молодой человек лет двадцати пяти, одетый в поношенную спортивную куртку и тренировочные брюки. Курит трубку, облака дыма от которой наполняют комнату. Джимми представляет собой раздражающую смесь искренности и насмешливой злости, мягкости и беззастенчивой жестокости. Он нетерпеливый, навязчивый и самолюбивый — сочетание, которое может равно оттолкнуть и чувствительных и бесчувственных. Въедливая и бескомпромиссная честность, которая ему свойственна, привлечет немногих. Одним он покажется чувствительным до неприличия, другим — просто крикуном. Столь яркий темперамент помогает ему почти всегда оставлять за собой последнее слово. Клифф одних лет с Джимми, невысокий, темноволосый, коренастый, на нем свитер и серые новые, но совершенно мятые брюки. Он спокоен и медлителен до апатии. На его грустном лице лежит печать природного ума — достояние самоучки. Если Джимми отталкивает от себя людей, то Клифф не может не вызывать симпатии или хотя бы внешнего расположения даже у людей осторожных. Он — неизбежная, умиротворяющая противоположность Джимми.

Слева, возле буфета, стоит Элисон. Она склонилась над гладильной доской. Рядом с ней груда белья. Элисон — наиболее трудно уловимый характер в этой сложной полифонии из трех человек. Она — в другом ключе: нечто вроде нежной мелодии, которая тонет в звуках джаза — в присутствии двух грубоватых парней. На ней рваная, но дорогая юбка и вишнево-красная рубашка Джимми навыпуск. Однако, как ни странно, выглядит она в этом наряде весьма элегантно. Элисон примерно одних лет с мужчинами. Их диковатый внешний вид еще ярче оттеняет ее красоту. Она высокого роста, изящная шатенка с тонкими чертами породистого лица. В ее больших и глубоких глазах есть какая-то затаенная строптивость, которая заставляет с ней считаться.

В комнате тихо и дымно. Слышен только стук утюга о гладильную доску. Стоит один из прохладных весенних вечеров, весь в облаках и тенях. Неожиданно Джимми швыряет газету на пол.

 

Д ж и м м и. И зачем я занимаюсь этим каждое воскресенье? Ведь даже обзоры новинок те же самые, что на прошлой неделе. Книги новые — обзоры старые. Ты свою дочитал?

К л и ф ф. Нет еще.

Д ж и м м и. Я осилил целых три колонки об английском романе. До черта французских слов. Ты не чувствуешь себя полным невеждой после чтения газет?

К л и ф ф. Не чувствую.

Д ж и м м и. Ты и так ничего не знаешь. Плебей. (К Элисон.) Послушай, а как реагирует благородная публика?

Э л и с о н (рассеянно). Что?

Д ж и м м и. Я говорю, ты после чтения газет, конечно, не сомневаешься в своих умственных способностях?

Э л и с о н. А-а... Я еще сегодня газет не читала.

Д ж и м м и. Не о том речь. Я вообще...

К л и ф ф. Оставь бедную девочку в покое. Она занята.

Д ж и м м и. Скажите! Она же может ответить! Ты можешь ответить? Высказать свое мнение? Или бремя белой женщины слишком давит тебе на мозги?

Э л и с о н. Извини. Я не прислушивалась.

Д ж и м м и. Разумеется! Этот проклятый Джимми о чем-то там бормочет, а всем это уже надоело и все хотят спать. И Элисон зевает первой.

К л и ф ф. Слушай, оставь ее в покое.

Д ж и м м и (кричит). Отлично, дорогая! Спи спокойно! Это всего-навсего я обращался к тебе с вопросом. Не забыла этого слова? Прости, ради бога.

К л и ф ф. Не вопи. Я читаю.

Д ж и м м и. Напрасный труд, ты все равно ничего не поймешь.

К л и ф ф. Мм...

Д ж и м м и. Ты слишком туп.

К л и ф ф. Да, и не образован. А теперь заткнись, ладно?

Д ж и м м и. А почему тебе не попросить мою жену объяснять тебе прочитанное? Она же у нас образованная. (К Элисон.) Верно?

К л и ф ф (продолжая читать, толкает его ногой). Да оставь же ее в покое.

 

Какое место занимают в пьесе Осборна политические мотивы? Почему Джимми Портер, выходец из рабочей среды, называет себя «правым уклонистом», а Элисон называет его «выдающимся викторианцем»? Обратите внимание на то, что «Оглянись во гневе», по авторскому определению, – комедия.

Вспомните других персонажей литературы и кино, конфликт которых с обществом приобретает формы, сходные с теми, которые изображены у Сэлинджера и Осборна (Гамлет, Альсест в мольеровском «Мизантропе», Чацкий, Базаров и др.). Посмотрите фильмы 50-х, изображающие «бунтующего» героя («Дикарь» 1953 с Марлоном Брандо, «Бунтовщик без причины» 1955 с Джеймсом Дином).

И роман Сэлинджера, опубликованный по-русски в 11 номере журнала «Иностранная литература» за 1960 год, и пьеса Осборна, поставленная театром «Современник» в 1965, произвели сильнейшее впечатление на отечественную публику. Подумайте, почему. Вспомните произведения отечественного искусства 1950 – 1970-х годов, сходные по проблематике (напр., «Шумный день» Натансона и Эфроса по пьесе Виктора Розова «В поисках радости»(1960)).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!