Цветовое оформление, периферийные элементы



ТЕХНОЛОГИИ ДИЗАЙНА И ВЕРСТКИ ГАЗЕ Т

 

 

Синявский Дмитрий Петрович,
старший преподаватель кафедры периодической печати
и веб-журналистики факультета журналистики
Белорусского государственного университета

 

 

Первая полоса

 

Первая полоса должна привлекать читателя и способствовать продаже газеты. Ее содержание критически важно для продвижения издания.

Основные элементы первой полосы, на которые необходимо обратить внимание:

– логотип (шапка);

– анонсы публикаций номера;

– главная иллюстрация.

 

1. Логотип.

Логотип должен быть выразительным, хорошо читаться, иметь охранное поле. В мировой прессе чаще всего встречаются логотипы, выполненные черным цветом по белой бумаге. Также часто применяются выворотки на однотонных плашках, как правило, синего и красного и черного цветов. Плашки, как правило, имеют форму квадрата или прямоугольника. Реже встречаются логотипы синего, красного и других цветов на белом фоне.

В логотипах не рекомендуется использовать тени, обводки, градиенты. Цветов у логотипа должно быть не более одного-двух.

Логотип должен иметь охранное поле – свободное пространство вокруг фирменного блока, символа или логотипа, в котором не должно находиться никаких других элементов дизайна.

Выходные сведения рекомендуется набирать одним, максимум двумя шрифтами и располагать за пределами охранного поля.

Газета Guardian недавно сделала редизайн логотипа. Его особенность –интеграция логотипа и анонсов в одну композицию, отсутствие прямоугольного охранного поля и фирменного цвета. Выходные данные скомпонованы одним блоком, который не закреплен на месте, а перемещается в композиции в зависимости от дизайнерского решения. Сам логотип находится в нижнем правом углу композиции и может менять цвет в зависимости от общего решения.

Такой способ оформления логотипа с анонсами может быть применен и для белорусской прессы.

Рекомендуется пересмотреть оформление логотипов газет в соответствии с мировыми тенденциями газетного дизайна.

 

2. Анонсы.

Анонсы публикаций номера должны быть в каждом номере газеты. Анонсы должны размещаться в верхней части полосы. Они должны быть оформлены в одном стиле, но при этом разнообразно. В нижней части полосы можно разместить анонс важной публикации следующего номера газеты.

Технология оформления анонсов:

– анонс рекомендуется структурировать на заголовок, подзаголовок и рубрику;

– номера страниц не должны слишком бросаться в глаза, акцент должен быть на содержании анонса либо его иллюстрировании;

– иллюстрации в соседних анонсах не следует повторять по форме; рекомендуется чередовать прямоугольные фото (вертикальные и горизонтальные), силуэты, рисунки, клипарты; форма круга (не овала!) также хорошо смотрится в анонсировании;

– среди нескольких анонсов можно выделить главный более крупным шрифтом или иллюстрацией;

– некоторые анонсы могут быть без иллюстрирования;

– отдельные анонсы можно размещать на цветных плашках вывороткой;

– цвета, используемые в анонсировании должны быть регламентированы фирменным стилем;

– черно-белый логотип позволяет делать анонсы более цветными; если логотип цветной, в оформлении анонсов цвета должно быть меньше.

 

3. Главная иллюстрация.

Иллюстрирование первой полосы не должно ограничиваться фотографиями. Но если ставится фотография, она должна быть достаточно крупной, иметь силовые линии (направление взгляда, движение). Обязателен комментарий к фото.

Другие способы иллюстрирования первой полосы:

– инфографика;

– рисунок;

– крупный шрифт (главный акцент номера) в сочетании с иллюстрациями по образцу западных таблоидов.

Использование фотоклише на первой полосе недопустимо.

Подробнее технологии фотоиллюстрирования см. в разделе 4.

 


Заголовочный комплекс

 

Технология оформления заголовочного комплекса.

 

Для эффективного ориентирования читателя в содержании газеты заголовочный комплекс должен быть подробным, содержательным, иногда эмоциональным.

Структурные части заголовочного комплекса:

1. Полосная рубрика (тематическое название страницы).

Полосные рубрики заверстывают крупным шрифтом строчного или прописного начертания вверху полосы. Чаще всего полосная рубрика размещается в группе элементов колонтитула (номер страницы, название газеты, дата выхода). Однако, если дизайн колонтитула не предусматривает крупных элементов, можно полосную рубрику разместить непосредственно под колонтитулом. В многополосных газетах встречаются полосные рубрики, которые для лучшего ориентирования читателя в контенте газеты состоят из двух элементов: главного и уточняющего. Например: культура / театр.

Использование полосных рубрик должно стимулировать редакции группировать публикации по темам, а не разверстывать как их придется в зависимости от занимаемой площади. Верстка должна быть подчинена содержанию.

 Крайне нежелателен формальный подход к содержанию полосных рубрик, когда материалы одной и той же тематики попадают под разные рубрики.

Недопустимо чередование одинаковых полосных рубрик в пределах одного номера, публикации должны размещаться едиными неразрывными блоками.

 

2. Рубрика.

Если на полосе несколько публикаций, помимо полосной рубрики, можно применять рубрики для более эффективного ориентирования читателя в контенте. Рубрики должны оформляться просто. Акцент может быть на прописном начертании, цветном буллите, подчеркивании или написании на выворотке. Подложки, градиенты, затрудняющие прочтение, недопустимы.

Рубрики рекомендуется размещать слева вверху. Размещение рубрик по центру и справа замедляет прочтение заголовочного комплекса.

Для экономии места и более интересного дизайна можно размещать рубрику в начале лида или текста контрастным шрифтовым или (и) цветовым выделением. Это может быть название населенного пункта, темы публикации или другой важный акцент. Рубрика может иметь уточняющую подрубрику.

 

3. Заголовок.

В качественных изданиях (не таблоидах) заголовки печатаются черным цветом строчным начертанием шрифта с выключкой по левому краю. Крайне редко встречается выключка по центру. Прописное начертание может иногда использоваться для выделения заголовка как титульной темы номера.

Заголовки, размещенные вверху полосы должны быть крупнее нижних (за исключением колонок с небольшими заголовками).

Шрифты заголовков должны быть читабельными. Использование акцидентных шрифтов для всех заголовков в газете недопустимо. В заголовках можно использовать не более 2-х шрифтов. Например, один шрифт для больших материалов, другой – для подборок информации.

Цветом можно выделять только отдельные заголовки или их части для акцента. Цвет в этом случае должен сочетаться с общим стилем газеты или с оформлением полосы, нести смысловую нагрузку (в полосах с разной тематикой могут быть соответствующие цветовые маркеры).

Если заголовок содержит несколько строк, обязательно необходимо уменьшать межстрочный интервал (интерлиньяж). Он должен быть примерно равен кеглю заголовка.

Вокруг заголовка должно быть достаточно воздуха. При этом заголовок может быть ближе к рубрике, чем к тексту или лиду. Воздух под заголовком создает небольшую паузу для лучшего его осмысления.

 

4. Подзаголовок.

При достаточно подробной рубрикации и использовании содержательных заголовков применение подзаголовка не всегда целесообразно. Если заголовок не отражает сути материала, рекомендуется делать подзаголовок. В современном дизайне газет место подзаголовка строго не регламентируется. Он может размещаться над заголовком как продолжение рубрики. Использовать цвет в подзаголовках не рекомендуется.

 

5. Лид.

Лиды печатаются с выключкой влево без абзацного отступа (красной строки). Может быть два типа лида в издании для разных материалов: один – намного крупнее основного текста светлым начертанием, другой – жирным рубленым шрифтом кегля основного текста для небольших публикаций и подборок новостей. Переносы в лидах нежелательны. Лид должен быть кратким (2-3 предложения) и конкретным. Использование цвета, рамок и фоновых подложек в дизайне лида качественных изданий недопустимо.

Лиды должны быть контрастными, достаточно выделены относительно основного текста.

 

6. Внутренние подзаголовки.

Большие массивы текста обязательно должны разбиваться на части для лучшего восприятия читателем.

Внутренние подзаголовки могут быть на отдельной строке с выключкой влево или по центру. Предпочтительно строчное написание символов, но если внутренние заголовки не содержат много символов, можно использовать прописное начертание. Для отбивки внутренних подзаголовков от текста можно использовать линии или контрастное шрифтовое выделение. Отбивка от предыдущего текста обязательна. Стиль оформления внутренних подзаголовков должен быть единым для газеты, но в его рамках возможны различные вариации (например, использование вывороток).

Второй вариант оформления внутренних подзаголовков – выделение их в тексте жирным рубленым шрифтом. Над такими подзаголовками обязательно необходимо оставлять отбивку в одну строку.

Третий вариант разделения текста на смысловые части – использование буквиц. Буквицы должны быть достаточно крупными и занимать от 3 до 6 строк. Над буквицами также необходимо оставлять отбивку в одну строку.

 

7. Врезки.

Врезки могут содержать текст, фото, рисунки и инфографику. Располагаться врезки могут как внутри текста, так и в конце. В конце текста приводится, как правило, подборка справочной информация (справка, факты). В середине текста может быть цитата или важная короткая информация. Большие по площади комментарии специалистов рекомендуется заверстывать отдельным прямоугольным блоком.

Врезки должны иметь свой стиль оформления. Они обязательно выделяются большим количеством воздуха и дополнительными буллитами (кавычка, птичка и т.д.) или линиями. При размещении врезки с обтеканием текста отбивка должна быть больше, чем ширина межколонника. Применение цвета для акцентирования врезок вполне целесообразно. Лучше применять цвет для периферийных элементов врезок (буллитов, линеек). Но можно выделять цветом и короткие тексты, при условии, что они набраны крупным шрифтом.

Один из современных вариантов верстки врезок – в узкую колонку с воздухом под ней. Например, полоса делится на 9 колонок. На 4 двойных колонки разверстывается текст, а на оставшуюся одну колонку – врезка. Причем она может быть между любыми колонками или с краю публикации, в зависимости от смыслового наполнения.

 

Хорошо структурированный и грамотно заверстанный заголовочный комплекс позволяет сразу донести до читателя суть материала, захватить его внимание, что важно в наше время избыточного предложения информации.

 

 


Верстка основного текста

Технология верстки основного текста.

Главный критерий основного текста – читабельность. Форма заверстанного текста при открытой верстке должна быть прямоугольной, так же как и форма группы иллюстраций в публикации. Небольшие иллюстрации могут быть в тексте (но не разрывая его). Подробнее о заверстке текста с иллюстрациями см. в разделе 4, пункте 4 «Особенности верстки иллюстраций».

 

1. Кегль.

Во всех программах компьютерной верстки используется англо-американская типометрическая система измерения. Поэтому размер шрифта будем рассматривать в данной системе.

Кегль основного текста для хорошей читабельности должен быть ориентировочно от 9,5 до 10,5 пт в зависимости от шрифта. Интерлиньяж 10,5–11,5 пт.

 

2. Гарнитура, начертание.

При выборе шрифта необходимо учитывать его читабельность. Шрифт не должен быть слишком узким (большие тексты с узким очком шрифта плохо читаются) и слишком широким (при разбиении на колонки будет много переносов и разрядок).

В некоторых изданиях используются 2 шрифта основного текста. Например, шрифт с засечками для основных материалов, а рубленый шрифт для коротких новостей и врезок. При использовании двух шрифтов основного текста необходимо четко разграничить сферы их применения.

Ни при каких обстоятельствах нельзя менять кегль, интерлиньяж и ширину символов основного текста! Проблемы верстки нельзя решать за счет изменения основного текста.

Самое читабельное начертание любого текста – строчное светлое! Остальные начертания – курсивное, жирное, прописное, с подчеркиванием и их сочетания – должны служить для выделения только небольших фрагментов текста. Например, если большая часть публикации состоит из цитаты, не нужно ее выделять курсивом.

 

3. Трекинг.

Изменять трекинг можно незначительно, так, чтобы это не было заметно на распечатке полосы. Трекинг текста не должен быть слишком свободным или зажатым. Особенно в соседних колонках.

 

4. Выключка, длина строки.

Выключку основного текста рекомендуется делать по формату с концевой строкой влево. Но допустимо также применение выключки текста влево. Осмысленное чередование выключки в разных публикациях при сохранении остальных параметров текста может привнести динамику и разнообразие в оформление номера газеты.

Оптимальная длина строки основного текста – 25–35 символов, включая пробелы, что соответствует 4–6-колонной верстке полосы А3. Слишком длинная строка ухудшает читабельность.

 

5. Абзацные отступы.

Оптимальный абзацный отступ (красная строка) – 3 символа. Первый абзац после лида или внутреннего подзаголовка рекомендуется делать без абзацного отступа. При использовании буквицы абзац также начинается без отступа, но с отбивкой в одну строку.

 

6. Пунктуация.

Недопустимо использование дефисов ( - ) вместо тире ( – ). Существует два вида тире: короткое ( – ) и длинное ( — ). В книжных изданиях короткое тире используется между числительными, а длинное между частями предложения. В газете можно использовать одно короткое тире ( – ). Если тексты набраны с разными тире, с дефисами вместо тире, рекомендуется сделать единообразно при помощи автозамены (пробел дефис пробел заменить на пробел тире пробел).

Использование короткого тире между числительными – признак высокой культуры верстки.

Кавычки также необходимо использовать одного вида. Их называют типографскими или «елочками» ( « » ). Исключение – использование кавычек внутри закавыченного текста ( « “ ” » ).

 

7. Межколонник.

Стандартный межколонник должен быть 4–5 мм. Между публикациями для хорошей вертикальной отбивки межколонник необходимо увеличивать до 8–15 мм.

 

8. Фоновые подложки.

Весь или почти весь текст в газете должен быть черным по белому. При необходимости отделить какой-то текст от остальных материалов рекомендуется использовать рамки без фоновой заливки.

Только для небольших врезок можно использовать однородные фоновые подложки светлых пастельных тонов.

В изданиях с элементами таблоидного оформления можно печатать небольшие тексты вывороткой (белым по черному). При этом размер шрифта необходимо увеличить на 1–2 кегля и (или) сделать жирное начертание.

 


Иллюстрирование

 

Технологии иллюстрирования газеты.

 

Иллюстрирование публикаций должно быть важнейшей задачей всего творческого коллектива редакции, а не только отдела верстки. Редактор и журналисты уже при планировании материала должны думать об интересном и разнообразном его иллюстрировании. Иллюстрирование не должно сводиться только к фотографии. Одним из показателей качества издания можно считать публикацию рисунков и инфографики.

 

1. Фотоиллюстрирование.

Фотографии в газете имеют огромное значение. Уже давно не секрет, что у современного человека клиповое мышление, появившееся в ответ на геометрически возросшее количество информации. Только самый преданный подписчик будет читать серые колонки текста ничем не проиллюстрированные. Если вы хотите привлечь внимание потенциального читателя, фото становится важнее текста.

Для успешного фотоиллюстрирования есть ряд правил:

1. Фото должно иметь четкий центр внимания и, желательно, силовые линии (жестикуляция, направление взгляда, движение).

2. Фото должно сопровождаться комментарием, подписью, расположенным непосредственно под фото или рядом с ним. Подпись к фото лучше расширить до комментария. Хорошо, если это не простая констатация очевидного. Ни в коем случае не ставьте подписи к фото в конце материала! Это создает неудобства читателям.

3. Лица на фото должны быть размером не менее монеты в 1 копейку. Вручите по монетке каждому верстальщику. Зачем публиковать групповые снимки, где не видно лиц?

4. Фото должны быть достаточно крупными. Если стоит выбор поставить три маленьких фото или одно большое, ставьте большое.

5. Избегайте фотоклише! По мнению Тима Харроуэра, автора «Настольной книги газетного дизайнера», не заслуживают прощения следующие типы фотоклише:

получи и улыбнись (вручение грамот, дипломов и т. д.);

мужик за столом (чиновники, руководители в кабинете разговаривают по телефону, пишут что-то, просто смотрят в объектив, сидя в кресле);

расстрел на рассвете (любая группа людей, выстроенных, чтобы быть сфотографированными);

заскучавшее собрание (президиумы семинаров, совещаний, грустные люди в зале).

Можно добавить к этому разрезание ленточек и встречи с рукопожатием.

6. На полосе должны быть главное (ведущее) и второстепенные фото. Сделайте одну фотографию в разы крупнее остальных и разместите вверху.

7. Лучшая форма фотографии – прямоугольник! Хорошо, если встречаются вертикальные фото. Эта форма наиболее динамичная. Нестандартные геометрические формы фото искажают суть, загромождают страницу и запутывают читателя.

8. Фото не должны разрывать заголовок и текст. Желательна прямоугольная форма текста на странице с фото.

9. Избегайте обтекания фото текстом. При необходимости можно поменять количество колонок. Если все же обтекание применяется, отбивка должна быть не менее 4 мм.

10. Обтравка фото (силуэт) не должна применяться часто. Силуэт – не для информационных материалов. Искажение содержания фото подрывает доверие к информации. Кроме того, частое использование силуэтов делает полосу газеты неаккуратной.

11. Признаки качественного фоторепортажа:

– использование главного (намного более крупного) и второстепенных фото;

– наличие разных планов (крупного, среднего, общего);

– наличие силовых линий на фото;

– разные формы прямоугольников (вертикальные, горизонтальные);

– отсутствие фотоклише;

– комментарии к фотографиям.

 

2. Инфографика

Инфографику – это не просто иллюстрирование газеты, а отдельный жанр в журналистике. Создание качественной сложной инфографики по трудозатратам может быть сопоставимо с написанием аналитической статьи или фельетона. Но некоторую информацию можно преобразовать в инфографику быстро при помощи онлайн-приложений и инструментария Adobe Illustrator.

Основные виды инфографики для использования в газете:

– карты;

– диаграммы и графики;

– прогноз погоды в пиктограммах;

– схемы;

– пошаговые инструкции;

– рейтинги;

– таблицы с иллюстрированием;

– наглядная хроника с использованием линии времени.

Четыре основных способа создания инфографики для газеты:

1) c помощью онлайн-приложений, такие как piktochart.com, rawgraphs.io, infogram.com, www.datawrapper.de, flourish.studio, canva.com имеют в арсенале много инструментов и способов визуализации информации (карты, диаграммы, графики переменной толщины и др.);

2) с помощью программы Adobe Illustrator. В данной программе есть инструмент «Вертикальные полосы». Значения вводятся в табличном виде и преобразуются в любую из девяти видов диаграмм. При помощи закладки «Трассировка изображения» можно преобразовывать любые растровые изображения в векторные. Векторные изображения можно разбирать по частям и использовать как пиктограммы и другие оформительские элементы инфографики для создания целостного образа. Инструментарий программы позволяет создавать статическую инфографику любой сложности. Для создания разнообразной инфографики на основе карт в программе Adobe Illustrator можно рекомендуется создать подробную карту своего региона в слоях (гидрография, населенные пункты, дороги, леса, поля, границы и названия хозяйств и т.д.). При необходимости можно будет включать те слои карты, которые важны для визуализации определенной информации;

3) инфографика handmade (ручной работы) – очень притягательный для читателя способ визуализации. Можно рисовать, делать аппликации из бумаги, выкладывать различные предметы в виде графиков, схем, прогноза погоды, карт и т.д. Потом результат работы фотографируется и при необходимости в программе верстки на него наносятся текстовые и числовые данные;

4) инфографика на основе фотографии. Расставляются различные объекты (люди, предметы). На фото в программе верстки делаются выноски с подписями. Например, фото сверху накрытого стола с различными блюдами к празднику с комментариями к каждому из них.

Особенности размещения инфографики.

Важно, чтобы инфографика в виде обычных диаграмм занимала больше места, чем требуется для прочтения информации. Диаграммы можно использовать как элемент оформления врезок.

Если инфографика несет в себе некий образ (в основном это handmade и фотоинфографика), то она чаще всего должна быть ведущей иллюстрацией на полосе.

 

3. Рисунки, карикатуры.

Это один из самых эффективных способов привлечения внимания и воздействия на читателя. Рекомендуется в каждом номере публиковать карикатуры или тематические рисунки к материалам.

 

4. Особенности верстки иллюстраций.

В большей части региональных газет Беларуси в 2018 году фото разрывают текстовые блоки, отбивает заголовки от текста. Фотографии зачастую просто разбросаны по полосам и текст заверстан с обтеканием по остаточному принципу. Это ошибочный прием верстки. Вот что пишет об этом Т. Харроуэр: «Не смейте издеваться над читателем, принуждая его вчитываться в скачущий взад-вперед текст!»

Рекомендуется прямоугольная форма открытой верстки текста и иллюстраций. Один прямоугольник – иллюстрация или группа иллюстраний. Второй блок – заголовочный комплекс с текстом. Иногда допустимо в блок с иллюстрациями встраивать врезки, реже – заголовки и лиды. Блок иллюстраций должен размещаться сверху или слева от блока текста.

При закрытой верстке иллюстрации также рекомендуется размещать одним прямоугольным блоком, за исключением маленьких иллюстраций, семантически взаимосвязанных с текстом или врезками.

При размещении нескольких иллюстраций необходимо помнить о том, что должна быть ведущая и второстепенные иллюстрации на полосе.

 

5. Обтекание иллюстраций текстом.

При верстке иллюстраций необходимо избегать обтекания текстом за исключением мелких фотографий на 0,5 колонки и меньше, которые можно рассматривать как врезки. Если необходимый размер иллюстрации не вписывается в основную сетку верстки, рекомендуется изменять количество колонок верстки конкретной публикации для того, чтобы избежать обтекания тектом. При этом необходимо учитывать оптимальную длину строки (25-35 символов включая пробелы).

 


Цветовое оформление, периферийные элементы

 

Технологии использования периферийных элементов и цветового оформления.

 

Цветовое оформление тесно связано с периферийными элементами. Выделение некоторых элементов цветом, как правило, не перегружает полосу, а создает акценты для оптимального восприятия информации.

Цветовое акцентирование должно быть в рамках единого стиля газеты.

Периферийные элементы:

– линии, рамки;

– буквицы, крупные цифры;

– глифы (символы, буллиты);

– элементы колонтитулов.

Периферийные элементы должны способствовать усилению контраста в верстке. Поэтому рекомендуется сочетать крупные и мелкие элементы и линии.

 

1. Линии, рамки.

Линии и рамки должны быть сплошными. Пунктиры, волнистые, двойные, тройные линии лучше не использовать. Основные линии и рамки должны быть тонкими (0,25 пт). На контрасте с основными линиями для акцентирования можно ввести в стиль издания толстые линии (2–8 пт), но их должно быть намного меньше. Сочетанием толстых и тонких линий можно оформлять врезки. Толстые линии можно выделять цветом.

 

2. Буквицы, крупные цифры.

Буквицы являются хорошим акцентом входа в основной текст публикации или его смысловых частей. Над буквицей должна быть отбивка (пустая строка). Буквицы должны быть достаточно крупными (не менее 3–6 строк). Буквица делается без абзацного отступа (красной строки). Шрифт буквицы может отличаться от основного шрифта текста.

Для акцентов на полосе также рекомендуется использовать крупные цифры. Они могут выделяться во врезках и нумерованных списках. Крупные цифры должны быть обязательно в начале предложения. Во врезках крупные цифры желательно размещать на отдельной строке.

Буквицы и крупные цифры можно выделять цветом.

 

3. Глифы (символы, буллиты).

Крупные глифы (кавычки, птички, знаки вопроса, простые пиктограммы и т.д.) рекомендуется использовать для выделения врезок. Мелкие глифы (кружки, квадратики, стрелки и т.д.) рекомендуется использовать в перечнях, ссылках на следующие страницы. Глифы можно выделять цветом.

 

4. Элементы колонтитулов.

Элементы колонтитулов: номер страницы, название газеты, дата выхода, линии, плашки. Полосные рубрики также можно отнести к элементам колонтитула, т.к. они чаще всего оформлены в единой композиции.

Номера страниц (колонцифры) должны быть заверстаны на внешних сторонах полосы набора. Колонцифра внутри полосы затрудняет навигацию по газете, читателю необходимо полностью раскрыть разворот, чтобы найти нужный номер страницы.

Полосная рубрика способствует систематизации публикаций газеты и должна быть достаточно крупной, бросаться в глаза. Варианты размещения полосной рубрики:

– рядом с колонцифрой;

– по центру колонтитула;

– под колонтитулом на отдельной строке с выключкой влево.

Любые элементы колонтитулов, кроме даты, можно выделять цветом, но важно не перегрузить цветовым оформлением. Большая часть элементов колонтитула должна быть черного цвета.

 

5. Фон под текстом.

Фон под текстом допустим только сплошной для небольших врезок. Светлых пастельных тонов для черного текста и насыщенных тонов для выворотки (белого текста). Фоном можно выделять небольшие участки текста.

Выделение целой колонки фоном нежелательно. Выделение фоном большей части текста на полосе – недопустимо.

Нельзя использовать под текстом неравномерный фон, затрудняющий прочтение: градиенты, фоновые иллюстрации.

 

6. Цветовое оформление.

Газета должна иметь один-два фирменных цвета, которые необходимо применять на всех полосах.

Как вариант, могут быть дополнительные цвета для оформления тематических страниц или приложений. Например, основной синий цвет – политика и общество, зеленый – культура, оранжевый – экономика, красный – спорт. Использование цвета должно способствовать навигации читателя по газете, а не запутывать его.

Случайных цветов, выбивающихся из общего стиля, в газете быть не должно.

Самые яркие акценты на полосе – это цветные иллюстрации, а цветовые выделения чаще всего играют второстепенную роль.

Цвет можно использовать для выделения:

– толстых линий, рамок;

– буквиц, крупных цифр;

– крупных и мелких глифов;

– элементов колонтитулов;

– рубрик;

– коротких врезок крупным шрифтом;

– небольших заголовков к врезкам;

– заголовков или рубрик отдельных анонсов;

– отдельных слов в начале лидов (например, названия населенных пунктов или темы публикаций);

– плашек под небольшими врезками или анонсами (если текст черный, плашки должны быть светлых пастельных тонов, если текст белый по цвету, шрифт должен быть крупнее, а плашка насыщенного цвета).

Цвет НЕЛЬЗЯ использовать для выделения:

– основного текста;

– больших фоновых плашек под текстом (исключение – верстка таблоидного типа: на плашках темных цветов текст жирного начертания печатается белым на 1–2 кегля крупнее основного текста);

– заголовков;

– лидов;

– тонких линий (0,25–0,5 пт).

Цветных элементов на полосе (за исключением иллюстраций) должно быть не более 5–10 % площади.

Каждая редакция по экономическим соображениям самостоятельно определяет, сколько цветов печатать и на каких разворотах. Естественно, полноцветная газета стоит значительно дороже одноцветной с одним дополнительным цветом на первой и последней полосе и центральном развороте. И в этой ситуации, наверное, было бы неправильно подталкивать редакции к всеобщему переходу на полноцвет, использование которого ведет к удорожанию газеты для читателей.

При грамотной верстке черно-белая и 2-цветная газета может выглядеть более привлекательно для читателя, чем полноцветная.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 756; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!