Этапы развития Поволжской историко-этнографической области



Начало формирования Поволжской историко-этнографической области началось еще в IV – III тысячелетии до н.э., когда в результате ухудшения климата в Западной Сибири часть финно-угров мигрировала на запад (12). Сложение финно-угорской этнолингвистической общности сопровождалось воздействием окружающих природно-геграфических факторов и развитием специфических форм хозяйства и культуры населения региона. В целом к середине I тысячелетия нашей эры в Волго-Уральской области складывается пестрая картина хозяйственно-культурной деятельности населения, которая включала: 1) пашенное земледелие с применением упряжных железных почвообрабатывающих орудий; 2) комплексное земледельческо-скотоводческо-охотничье-рыболовческое хозяйство с применением ручных почвообрабатывающих орудий и с различным удельным весом и соотношением тех или иных занятий; 3) самостоятельное существование в лесной зоне традиционного вида хозяйства охотников и рыболовов; 4) кочевое скотоводство в степных районах. Исторические процессы развития этих форм хозяйства обусловили также неравномерное их распределение по территории региона (Кузеев,1992). Весьма схематично картину можно представить так: вокруг сравнительно небольшого очага пашеноого земледелия в Нижнем Прикамье и прилегающих районах обширные зоны господства комплексного хозяйства; на северной, северо-восточной и северо-западной переферии население продолжало заниматься охотой и рыбаловством; южные поволжские и приуральские степи освоили кочевники. Разнообразие природно-географических условий региона, обширность территории, сравнительно небольшая плотность расселения, многовековое и постоянно растущее влияние мигрирующих с юга, юго-востока и из Западной Сибири разноэтнических групп населения способствовали длительному сохранению описанной ситуации во всей ее сложности и разнообразии.

В материальной культуре насельников Волго-Камья также наблюдалось большое разнообразие. Исторические процессы I тысячелетия до н.э. – первой половины I тысячелетия н.э., активные связи с югом, контакты с Западной Сибирью способствовали усложнению этнического состава населения региона и возрастанию разнообразия культурных явлений. В то же время на фоне этой сложности и пестроты сохраняется от прошлого и постоянно углубляется некое культурное единство, которое характеризует преимущественно финно-угорское население Поволжья. Еще в ананьинской среде оформляются основные черты восточнофинского женского костюма, в частности каркасные головные уборы с налобной основой из бересты или кожи, богатые шейные, нагрудные, поясные украшения. В лесах Поволжья складывается богатый набор охотничьего и рыболовческого снаряжения – луки, разнообразные стрелы, ловушки, капканы, запорные (для рыбы) устройства и т.д. Истоки ареальных явлений материальной и духовной культуры восходят к этой эпохе. Многие их хозяйственных и культурных навыков (таежные способы охоты и соответствующие охотничьи снаряды, приемы запорного рыболовства, навыки и орудия бортничества, женские головные уборы и украшения, комплексы орнаментальных мотивов и др.) впоследствии становятся общим культурным достоянием всех народов Поволжья.

Во второй половине I тысячелетия н.э. в Среденее Поволжье проникают тюркоязычные группы населения с юга и востока, и происходит активное этнокультурное взаимодействие и смешение с местным, преимущественно финно-угорским населением. Экономическое, политическое и культурное влияние Волжской Булгарии распространилось на мордву, марийцев, буртасов, мурому, мещеру, а также на удмуртов, пермь и другие племена края (12). В течение VIII – XII вв. миграция булгар и других тюркских родоплеменных образований, возникновение и развитие феодального Булгарского государства, подчинившего себе население довольно обширной территории, существенно изменили этнокультурную ситуацию в Волго-Камской области. В хозяйственном отношении местные финские племена и тюркские мигранты в первое время заметно различались. Для булгар, а также для многих других тюркских пришельцев переселение на Волгу было связано с перестройкой хозяйства, с переходом от кочевого скотоводства к оседлому земледельческому хозяйству. Формирующийся Камско-Волжский очаг пашенного земледелия и ремесленного производства стал хозяйственной основой растущей политической организации булгар. Эта эпоха характеризуется новым и качественным подъемом в развитии земледельческого хозяйства плужного типа, которое у все более значительной части населения становилось основным занятием. Однако, неспмотря на эти изменения, разнообразие хозяйственных занятий, сформировавшееся еще в I тысячелетии н.э., сохранилось. Все также оставались районы кочевого скотоводства, комплексного хозяйства, охоты и рыбалки (Загребин, 2006). Сосуществование различных типов хозяйства составляло постоянную специфику Поволжского региона в течении длительного времени и в тех или иных признаках сохранялось вплоть до начала XX в, выступая важнейшим фактором , обусловившим сложную и многослойную культуру населявших ее народов. Тюркские мигранты, издавна хорошо знакомые с тканьем шерстяных изделий и горизонтальным ткацким станом, здесь, на основе традиционных ткацких приемов и орудий, освоили новые материалы и новую технологию ручного ткачества. Имеются достаточно убедительные доказательства того, что этот процесс сопровождался взаимообменом и взаимообогащением орнаментальных мотивов и формированием довольно мощного слоя общих для населения всего ареала орнаментальных комплексов. В этот период внедряются и распространяются тюрко-булкарские элементы материальной и духовной культуры: тюркский покрой одежды, женские украшения, изготовленные булгарскими мастерами и ювелирами и др. Подъем хозяйства, ремесел, культуры, исскуства в Волжской Булгарии не только способствовал дальнейшему укреплению государства, но и явился основой для устаановления контактов и хозяйственно-культурных связей с другими народами. Одновременно происходит активное взаимодействие с восточнославянским этнокультурным миром всвязи с усиливающимся стремлением северо-восточных русских княжеств к установлению своего господства на Волжском торговом пути.

Еще один этап формирования Поволжской ИЭО охватывает XIII – XVI вв. с начала монгольской экспансии до присоединения Поволжья и Южного Урала к Русскому государству (12). Главным политическим событием эпохи был разгром монгольскими завоевателями Булгарского государства. Это привело к установлению на длительное время господства Золотой Орды. Злолотоордынский этап коснулся преимущественно этнического формирования татар и башкир, несколько усилив монголоидную примесь в антропологическом типе этих народов по сравнению с финнами, а также придав новый импульс развитию кочевнических традиций (предпочтение мясо-молочной пищи в рационе, устройство отдельных усадебных построек, жилищ и т.д.) в культуре обоих народов. Позднее, в XV в., когда окончательно определился процесс распада Золотоордынского государства, образовалось Казанское ханство, распространившее свое влияние на территорию Среднего Поволжья. Часть башкир и другого тюркского населения оказалась под властью Ногайской Орды и Сибирского ханства, что сказалось на особенностях хозяйственно-культурного развития Волго-Уральского региона. Казанское ханство, будучи в территориальном и культурном отношениях наследником Булгарского государства, образовалось в основном как земледельческое и ремесленно-торговое государство. А в Сибирском ханстве и Ногайской орде главным занятием большинства населения оставалось кочевое скотоводство. В целом, к концу периода можно зафиксировать сохранение трех хозяйственно-культурных подобластей в регионе – кочевнического юго-востока с посевами ячменя и проса; Среднего Поволжья с культурой пашенного зернового земледелия; лесного севера с земледельческо-скотоводческим комплексным хозяйством, но со значительным удельным весом лесных занятий – охоты, бортничества и т.д. Также стоит отметить, что в XIV в. происходит укрепление исламской религии в Среднем Поволжье и на Южном Урале, всвязи с чем все шире распространялись письменность и письменная культура. Таким образом, на протяжении XIV – XV вв., сложившиеся политические, конфессиональные и другие факторы имели следствием образование более четкой границы между татарами и башкирами с одной стороны, мари, мордвой, удмуртами и чувашами – с другой.

В XIV – первой половине XVI в. в основном завершилось формирование современных очертаний этнических территорий всех волго-уральских народов, в том числе тюркских. Это был период перемещения на правобережье чувашей, расширения к северу этнической территории татар и башкир. Башкиры заселили весь бассейн р. Белой, включая левобережье Средней камы и Южный Урал. Происходят изменения в этнической территории мордвы и марийцев под натиском продвигающихся на север и северо-запад чувашей и татар-мишарей. Заметные изменения происходят в XIV – XVI вв. в расселении удмуртов. В ходе продвижения марийцев на север и русских на восток удмурты с Вятки стали отходить в глубинные районы края (Кузеев, 1992).

Основным содержанием исторического развития региона в XVIII – XIX в. является присоединение народов Среднего Поволжья и Приуралья к Русскому государству, заселение края восточнославянским населением. Ввиду политики царизма по христианизации, русификации и культурному нивилированию населения, практически все финно-угорские народы ИЭО, а также чуваши в XVIII в. на основных этнических территориях были приобщены к христианству. Но тем не менее народы Поволжья сохранили свою этничность, хотя и с сильно изменившимися границами этнических, культурных и конфессиональных ареалов. Русские привнесли в регион и свои способы ведения хозяйсва. Под влиянием русского крестьянства развивается и поднимается на качественно новый уровень плужное земледелие и соответственно распространяется материальная культура (типы русских поселений, усадеб, жилищ, сельскохозяйственных орудий и т.д.), которая постепенно становится общим достояние ИЭО (12). В западных районах, где мордва, чуваши, марийцы издавна были оседлыми земледельцами, земледельческое хозяйство обогащается за счет освоения более развитых приемов ведения полеводства, освоения картофелеводства и огородничества, а также садоводства. В земледельческих занятиях народов Среднего Поволжья этнические особенности уже не просматриваются. Башкиры к рубежу XIX – XX в. также переходят от кочевого (полукочевого) скотоводства к оседлому земледелию, и это становится основным и ведущим направлением хозяйства, кроме юго-восточных горно-лесных районов (Кузеев,1992).В XVI – XIX вв. продолжался обмен опытом, навыками, техникой и в других отраслях хозяйственной деятельности. Тюркские и восточнославянские народы широко воспользовались издревле накопленным опытом финно-угорских народов регионат в лесных занятиях – охоте и бортничестве. Особенно высокого уровня развития бортничество достигло среди башкир.

В заключение можно отметить, что все народы Поволжья в той или иной степени прореагировали на распространение и повышение активности разных сфер русской культуры, но в то же время все народы ИЭО, как тюркские, так и финно-угорские, сохранили свою этнокультурную самобытность и пронесли ее сквозь века до нашего времени.

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!