Разучивание музыкального материала



Эстрадные спектакли, театрализованные концерты, музыкальные спектакли, являясь синтетическим произведением искусства, в своих сценариях, либретто, имеют большой пласт музыкальной драматургии, музыкальных номеров, которые используются при постановке больших и малых эстрадных и театральных произведений. И здесь при создании постановочной группы надо обязательно включить или музыкального руководителя или дирижера для освоения и разучивания музыкального материала, а так же, если это потребуется оркестровки или аранжировки музыкальных номеров. Громадную помощь в этот период оказывают концертмейстеры, занимающиеся разучиванием музыкального материала, а так же участвующие в дальнейшей постановке всего сценического произведения.

Режиссеру – постановщику вместе с музыкальным руководителем необходимо присутствовать на репетициях во время выучивания музыкального материала для того, чтобы:

· Определить место и значение каждого музыкального номера в эстрадной программе, эстрадном концерте, музыкальном спектакле;

· Вместе с исполнителем раскрыть содержание музыкального номера;

· Раскрыть драматургические особенности литературного и музыкального текста;

· Определить все музыкальные нюансы номера;

· Определить в каком «ключе» пойдет поиск при постановке номера;

· Обязательно весь выученный до конца музыкальный материал сдается на общих спевках постановщикам и подвергается разбору достоинств и недостатков, выученного материала, это точность интонации, нюансировка, тембровое звучание, раскрытие смысла и образа произведения;

· Только после сдачи музыкального материала начинается совместная работа с балетмейстером по постановке музыкальных номеров.

 

Работа с балетмейстером

Театрализованные концерты, являясь синтетическим произведением искусства, предполагает широкое использование крупных творческих коллективов. Наряду с академическими и народными хорами, симфоническими и духовыми, народными и эстрадными оркестрами большое место в представлениях занимают различные хореографические коллективы. Став одним из самых доступных видов искусства, получив всеобщее признание и поклонение, балет вошел в нашу жизнь как неотъемлемая часть общего эстетического воспитания масс. Всему этому способствовало развитие и совершенствование самого балета, которое он получил в последнее десятилетие.

В последнее время получает все большее развитие одно из направлений балетного искусства – концертная хореография. Хореография стала необходимым компонентом любого театрализованного представления или массового праздника. Она начала выполнять роль «стрежня», соединяющего отдельные эпизоды в единое представление. Самые важные символические сцены доверяют именно хореографии: нашествие фашизма, счастью мирной жизни, дружба народов, солидарность молодежи мира.

· Балетмейстер решает общий пластический рисунок спектакля. Сюда входят танец во всех его разновидностях, пантомима и художественно – пластическое движение для решения батальных сцен. В работе с балетмейстером режиссер должен поставить перед ним очень точную общую пластическую задачу.

· Все это должно быть рассказано балетмейстеру, как внутреннее ощущение режиссера, а не как постановка перед ним конкретных задач по решению.

· Главное здесь в том, что в творческом содружестве всегда мысль одного должна дополнять мысль другого и выводить на совершенно новую. Не в результате диктатуры, насилия воли, а в процессе мысленного «взаимообучения» рождается новое, оригинальное решение. Такой метод общения с коллегами необходим, и очевидно, он и есть самый верный. Это в равной мере относится и к работе с художником, и с дирижером, и с балетмейстером.

· Очень важно найти точки соприкосновения и взаимодополнения режиссера и балетмейстера в представлении. Прежде всего, режиссер должен в порядке общего профессионального уровня хорошо разбираться в балетной терминологии, свободно оперировать понятиями бальной, историко-бытовой современной хореографии. Понимать и знать народно-характерный танец, следить за развитием балетного искусства и современных эстрадных течений, таких как вакинг, джаз-модерн, контемпорари, буто, хип-хоп и др. Вот при этих условиях режиссер сможет «на равных» разговаривать и работать с балетмейстером.

· Но и балетмейстер обязан мыслить как режиссер, он должен понимать драматургию и основы режиссуры. В работе с балетмейстером режиссер должен поставить перед ним очень точную общую пластическую задачу. Все это должно быть рассказано балетмейстеру, как внутреннее ощущение режиссера, а не как постановка перед ним конкретных задач по решению.

· Нельзя лишать балетмейстера права самому фантазировать и искать свое решение.

· Балетмейстер  может неожиданно предложить идею резко противоположную вашим предварительным мыслям. Это не должно вас испугать, и не надо тут же переубеждать его склоняться к вашему решению. Очень внимательно надо относиться к каждому предложению.

· Режиссер – постановщик совместно с балетмейстером составляют календарный план постановки:

– пластических и танцевальных номеров;

– план постановки массовых сцен;

– совместно определяют композиционное построение массовых сцен;

– все выходы и уходы в массовых сценах;

– балетмейстер обязательно присутствует на выпускных репетициях.

 

Свет и звук

Работа со звукорежиссером

Поиск высококвалифицированных специалистов в области звукорежиссуры театрализованных представлений является одним из ведущих направлений кадровой политики большинства театральных учреждений. Следует отметить особое значение звукорежиссуры, как одного из важнейших элементов театрального творчества. «Звуковое оформление является одним из фундаментальных критериев качественной оценки функциональности театрального искусства современности и определяет уровень его социокультурной значимости в условиях мирового инновационно-информационного общества» – так пишут сегодня исследователи театра.

В условиях современной культурной динамики определение новых выразительных средств и приёмов на эстраде, в театре, в кино, на ТВ – динамичных, действенных, способных в полной мере эмоционально захватить современного зрителя, – является одним из важнейших критериев успешности театрального звукорежиссёра. В перечень основных должностных умений и навыков, которого входят:

· звукозапись, подбор, редактирование и монтаж музыкальных, шумовых, речевых и других видов звуковых эффектов согласно творческому замыслу режиссёра – постановщика;

· твёрдое знание акустических, психоакустических и технических основ звукорежиссерской деятельности;

· озвучивание сценического пространства посредством эксплуатации профессионального звукотехнического оборудования при подготовке и проведении спектакля;

· инсталляция звукотехнического оборудования в условиях стационарной работы и гастрольной деятельности;

· владение навыками работы с аналоговым и цифровым звукотехническим оборудованием;

· знание главных принципов деятельности художественно-постановочной части театра;

· знание профессионально-технической и художественно-творческой театральной терминологии;

· готовность к коллективной творческой деятельности.

Начинающий режиссер – постановщик, придя в эстрадный театр, в концертный зал, в музыкальный театр, обязан познакомиться со звукорежиссерами этого коллектива, со всем звукотехническим оборудованием площадки, достоинствами и недостатками. За время учебы в институте он прошел обучение по работе со звуком в учебном театре.

Во время постановки звукорежиссеры сидят на репетициях и обеспечивают:

· Подбор и запись музыкально – шумовой фонограммы;

· Обеспечивают актеров, занятых в постановке, микрофонами;

· Выстраивают баланс звучания;

· Записывают звуковую партитуру всего эстрадного представления или музыкального спектакля;

· Следят и обслуживают всю звукотехническую аппаратуру эстрадной площадки, эстрадного представления.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!