Проблематика журналистики в период оттепели.



Журналистика периода хрущевской “оттепели”. Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется “оттепелью” шестидесятых, а его участников – “шестидесятниками”. СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Публиковать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы - прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом. Но эпоха относительного свободомыслия продолжалась недолго. Она была несовместима с волюнтаристскими реформаторскими идеями строительства коммунизма к 1980 г., ускоренными непродуманными экономическими преобразованиями в деревне, приведшими к продовольственному кризису в стране, другими спорными новациями. Еще при Хрущеве в прессе началась кампания критики новых литературных и художественных направления. После отстранения Хрущева от власти тенденции по сворачиванию “вольностей” в прессе усилились. А введение советских войск в Чехословакию для подавления антисоветских выступления привело к новому витку ужесточения контроля за СМИ.

В 1956–1958 гг. изменился характер выступлений прессы. Совершенно иным стал подход к оценке фактов. В выступлениях прессы начали преобладать творческий подход к рассмотрению той или иной проблемы, стремление глубже проникнуть в жизнь, подвергнуть критике разного рода отрицательные явления в хозяйственной и общественно-политической жизни, порожденные тоталитарной системой и культом личности Сталина.

После XX съезда КПСС - принята установка на строительство коммунизма. Хрущев заявил, что коммунизм у нас будет построен при жизни одного поколения. Началось интенсивное форсирование развития промышленности. Развернулось жилищное строительство, введено всеобщее 8-летнее образование. В с/х главная цель: догнать и перегнать в ближайшие годы США по производству мяса, молока и масла на душу населения, многочисленные реформы Хрущева.

В СМИ сложилось 2 ведущих типа хоз. руководителя: Тип хозяйственного руководителя, нерадиво относящегося к делу, демагога и крикуна, человека «занятого бездельничанием» - писали множество фельетонов. Ему противопоставлялся тип хозяйственного руководителя – честного, добропорядочного, человека дела, ставящего интересы общества, государства выше личных и ведомственных. Периодические изданий стремились разъяснять суть государственных народнохозяйственных программ, показать усилия трудовых коллективов, прилагаемые для их выполнения, то новое, что рождалось в борьбе за пятилетки, семилетку.

Проблемы

Н.С. Хрущев становится единоличным лидером. С ликвидацией коллективного руководства начинается приглушение критики, утрата позиций, завоеванных на XX съезде партии. В условиях однопартийности и единомыслия процессы демократизации зашли в тупик. Отставание производства продуктов питания и товаров народного потребления от спроса, «кукурузная эпопея», хлебный кризис 1963 г., постоянная ломка органов управления, волюнтаризм в управлении народным хозяйством.

Последствия неудачных реформ (напр. кукурузная эпопея) замалчивались, а если о них говорили, то винили во всем недостатки руководства. ( в прессе публиковались многочисленные выступления Н. Хрущева на эту тему).

Оттепель не была однозначной (одних прощали, других – травили) Травили: Твардовский в Новом мире (то уходил, то приходил), процесс Даниэля и Синявского и т.д.

2. Тема юмора и сатиры в 30-ые гг. Сатиру можно рассматривать как модификацию комического, но так же сатира — это и род литературы, и особая сфера критики. К сатире присущи: злободневность, связь с общественно-политической ситуацией, несомненная моралистическая направленность.

В XX веке произошла жанровая и художественно-стилевая дифференциация сатирической публицистики, которая становится более разветвленной и разнообразной по своим формам и поэтическим приемам. Каждый жанр располагает своими экспрессивными возможностями. Главными формами выражения авторского отношения к предмету изображения в этих жанрах являются ирония, юмор, сарказм.

Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров:

- инвектива,

- пародия,

- памфлет,

- фельетон,

- эпиграмма,

- басня,

- шарж,

- карикатура,

- анекдот.

В начале 1931 г. в ходе работы IX съезда ВЛКСМ возрождается традиция издания сатирико-юмористической газеты съезда "Подзатыльник". Вскоре десятки таких "Подзатыльников" начинают издаваться на местах (в Вышнем Волочке, в Ростове-на-Дону, в Оренбурге, Хабаровске и др.). Они часто сопутствуют работе местных комсомольских конференций, пленумов, расширенных совещаний и т. п., способствуют развертыванию критики и самокритики в молодежной среде. Многочисленные рукописные "Подзатыльники" и другие стенновки активно вмешивались в повседневную жизнь, работу и учебу советской молодежи.

В связи с огромным количественным и заметным качественным ростом фабрично-заводской печати в первой половине 30-х годов намечается тенденция к изданию заводских сатирических журналов при многотиражках. Такие сатирические журналы возникают в Москве, Ленинграде, Горьком, Луганске, Николаеве ("Догнать и перегнать", "Паяльник", "Ток", "Луганский крокодил" и др.). Выпускались они силами рабкоровского актива газет, начинающими сатириками из рабочей среды, строились исключительно на заводской тематике, отличались большой конкретностью в критике недостатков.

Однако наладить сколько-нибудь длительный выпуск подобных изданий, печатавшихся иногда в несколько красок, на 12-16 страницах, редакциям многотиражных газет оказалось, естественно, не под силу. С 1935 г. количество этих изданий неуклонно сокращается.

Во второй половине 30-х годов под влиянием культа личности сатира теряет свое главное достоинство — конкретность, все дальше отходит от постановки острых и актуальных проблем хозяйственной жизни. На смену острому фельетону, критическому сигналу с места приходит юмористический рассказ, осторожная аллегория, легковесная шутка.

Некоторые национальные сатирические органы прекращают в эту пору свое существование. Так, например, в конце 1934 г. перестает выходить украинский "Красный перец". В начале 1937 г. прекращаются башкирский сатирический журнал "Хэнэк", таджикский сатирический журнал "Мушфики", в 1940 г.- чувашский сатирический журнал "Капкан".

Таким образом, можно заключить, что тематика сатирических журналов и газет 20-30-х годов, основана на конкретных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из читательских писем, была весьма пестра.

ТЕМЫ САТИРЫ:

1) сатира на «буржуев», представителей многих политических партий. Пример: поэт Демьян Бедный в басне «Кто с кем» высмеивает двух враждующих богачей, которые забывают все распри между собой при виде восставших батраков. Автор выносит «господам» свой приговор: Всем, кто пугает нас «союзными» штыками, Скажу: морочьте дураков, Чтоб батраков душить батрацкими руками, — Да где ж найдете вы подобных батраков? 2) Критика «продажных писак» из тогдашних оппозиционных изданий. Ход литературно-художественного процесса в целом. Примеры: «Отдайте ему курсив», «Саванарыло», «Когда уходят капитаны», «Литературный трамвай» - авторы Ильф и Петров Пример: Демьян Бедный писал: Я вас приветствую, предательские перья! И рад я каждому гнуснейшему листу... Валите все начистоту!» 3) презрение к бывшим «хозяевам жизни» 4) бытовые проблемы советской жизни : «Веселящаяся единица» (о проблеме культурного отдыха),« Человек с гусем» (об отношениях между людьми, построенных по принципу: ты — мне, я — тебе), «Костяная нога» (о бюрократизме, мешающем созданию семьи). Авторы Ильф и Петров

ПРЕДСТАВИТЕЛИ САТИРЫ:

Михаил Кольцов. Сторонник советской власти и режима. О новом читателе сам Кольцов высказывался так: он «смеется над врагом, и это больше не смех слабого. В книгах и песнях рождается новая сатира, дерзкая и радостная, рождается для защиты культуры, для нападения на грязь, позор и рабство нового мира». Обощает социальные проблемы сатирой. в показе своего героя характерны беседа, анекдот, игра слов.ФЕЛЬЕТОН-ОЧЕРК Александр Зорич: в своих фельетонах формирует три основных принципа, на которых строится его сатира: 1) спрос по большому счету («Не беспечный фельетон»), 2) смелость выступления («Я рискну») 3) доказательная критика («С десятками фактами в руках»). Делает акцент на деталях, часто создавая своеобразный и неожиданный подтекст изображения события или явления. Он «ворочает» фактом, дополняя к нему анекдотические детали, в результате чего сама изображаемая ситуа- ция становится смешной и выразительной. Илья Ильф и Евгений Петров в своих фельетонах нередко доводят типичные черты и ситуации до абсурда, беллетризованность у них выходит на первый план. Тем самым стремятся показать полное несоответствие негативного явления логике жизни, его несовместимость с нравственными критериями советского общества. КОРОТКИЙ САТИРИЧЕСКИЙ РАССКАз рассказать подробно о «Равнодушие» из хрестоматии


Билет 13.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!