Журналистика первого послевоенного десятилетия.



Победное окончание Великой Отечественной войны стимулировало дальнейшее усиление пропаганды вели­чия Сталина, обожествления его личности во всех сфе­рах жизни. В условиях тоталитарного режима журналистика настойчиво призывала на­род к новым подвигам на фронтах экономического возрожде­ния страны. Административно-командная система, используя политическую и организаторскую силу журналистики, направ­ляла ее на привлечение широких слоев населения к самоотвер­женному труду по восстановлению народного хозяйства, на уси­ление идеологической пропаганды.

С окончанием войны возникла острая необходимость в пе­рестройке и дальнейшем развитии прессы, в изменении харак­тера ее работы.

Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы

К маю 1945 г. структура советской печати пред­ставляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и направить ее усилия на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Однако речь идет не только о реорганизации прессы. Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях системы средств массовой информации - в первую очередь к реорганизации их структур.

После окончания войны почти все местные газеты - рес­публиканские, краевые, областные, городские, районные - выходили в уменьшенном объеме - на двух полосах (городские и районные - половинного формата «Правды»). Ограниченные размеры газетной площади лишали их возможности наиболее полно освещать жизнь страны и своего района. Остро ощуща­лись бедность материально-технической базы, недостаток жур­налистских кадров, что в значительной степени сказывалось на качестве периодических изданий. Возникла крайняя необходимость всесторонней помощи пе­чати: высвободившиеся из военной печати журналисты, денежные средства, полиграфическая техника, бумага направлялись в централь­ные и местные газеты, что способствовало их укреплению. Постепенно увеличивался объем изданий. Шаг за шагом шло восстановление сети республиканских, а затем и областных, молодежных газет.

В региональной и местной печати осуществлялся выпуск новых центральных отраслевых изданий, потребность в кото­рых диктовалась неотложными задачами восстановления народ­ного хозяйства (в числе первых создаются газеты «Промышленность стройматериалов», «Водный транс­порт». Выходят также «Культура и жизнь», «За прочный мир, за народную демократию», затем реорганизованная в журнал «Про­блемы мира и социализма» и др.).

В структуре советской журналистики появились новые рес­публиканские и областные газеты. С 1946 г. издаются «Львов­ская правда», «Калининградская правда», «Минская правда». Уве­личилось и число городских газет. За послевоенное десятилетие только в Российской Федерации их было создано более 30 («Заполярная правда» (Норильск), «Знамя коммуниз­ма» (Ангарск), «Новая заря» (Всеволжск, Ленинградская обл.) и др.). Вновь создаются вечерние газеты («Вечерний Ленинград»).

Значительное развитие получила пресса на национальных языках. В 1945 г. в Молдавии выходит на молдавском языке га­зета «Жизнь села», в 1949 г. Сахалинский обком партии начал выпускать на корейском языке газету «По ленинскому пути», под тем же названием выходит республиканская газета на дун­ганском языке в Киргизии. Выходят новые газеты на узбекском, грузинском, киргизском и других языках. Развитие сети газет­ной периодики шло одновременно с укреплением ее матери­ально-технической базы.

В 1946 г. в стране выходило 7 039 газет, разовый тираж кото­рых составлял около 30 млн экз. (ср.: в 1942 и вплоть до окончания Великой Отечественной войны издавалось еже­годно немногим более 4,5 тыс. газет, а их разовый тираж со­ставлял 18 млн экз).

За первое послевоенное 10-летие было принято около 50 документов о печати и других средствах информации. Класси­фикация их позволяет обозначить три основные группы вопро­сов, на которые в первую очередь обращалось внимание.

Первая из них – наиболее многочисленная - была связана с необходимостью усиления проблемно-тематического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся (постановление «Об

улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет "Молот" (Ростов-на-Дону), "Волж­ская коммуна" (Куйбышев) и "Курская правда"» (июль 1946 г.) и др.). Анализ различного типа газет, проведенный ЦК ВКП(б), показал, что профессиональный и культурный уровень боль­шинства из них былнизким. Редакции некоторых газет не располагали необходимой информацией о положении дел на мес­тах, уходили от проблем местной жизни.

(2)Причины серьезных недостатков в деятельности прессы ЦК ВКП(б) усматривал в оторванности редакций газет от партий­ных органов, в ослаблении партийного руководства печатью. Целям укрепления партийного руководства служили постанов­ления, принятые во второй половине 40-х - начале 50-х гг., касавшиеся почти всех типов газет: центральных, республикан­ских, краевых, областных, городских, районных (постановление о газетах «Труд» (1946), «Социалистическое зем­леделие» (1948), «Гудок» (1951), «О мерах по улучшению район­ных газет» (1952) и др.). При всем директивном характере прини­мавшихся документов в целом они способствовали росту идейного и организационного воздействия журналистики на различные стороны жизни общества.

(3) Совершенно иную, пагубную для советской литературы и искусства роль сыграли постановления ЦК ВКП(б) «О журна­лах "Звезда" и "Ленинград"» (1946), «О репертуаре драмати­ческих театров и мерах по его улучшению», «Об опере "Великая дружба"» (1948) и ряд др. По мнению А. Жданова, основного инициатора принятия этих документов, они призваны были поднять идейный уровень советской литературы, публицисти­ки, журналистики, искусства, поэзии, драматургии. Лишенные объективной оценки, эти постановления подвергли грубой, же­сткой, ничем не обоснованной и не оправданной критике мно­гих известных деятелей советской культуры - Анну Ахматову, М. Зощенко, Дм. Шостаковича, В. Мурадели, Дм. Кабалевского и др.

На страницах печати и в творческих коллективах разверну­лась травля деятелей культуры, литературы и искусства, обви­нявшихся в космополитизме. Вскоре эта кампания переплелась с еще одной политической акцией, получившей название «кам­пания борьбы за чистоту материалистической науки, против вейсманизма и морганизма». В космополитизме, преклонении перед буржуазным Западом обвинялись сотни талантливейших советских ученых, работавших в области естественных наук, в том числе биологии, генетике.

Фельетоны 30-ых гг.

Советская журналистика конца 20–30-х годов многообразна. Широкую популярность завоевали в те годы фельетонисты К. Радек, Д. Заславский, А. Зорич, Г. Рыклин.

Характеризуя публицистику 30-х годов, школа эта в большей степени определялась ее фельетоном.

Правофланговым советских фельетонистов был Михаил Кольцов (Фридлянд Михаил Ефимович). За 18 лет работы (с 1920–1938 гг.) им опубликовано в «Правде» около 1800 фельетонов. Каждодневная писательская хлопотливая работа доставляла

 

Кольцову, по его признанию, огромное удовольствие. «Вот этак, между делом, –отмечает он в книге «Писатель в газете», – написано уже более пятидесяти печатных листов, обслужено целое десятилетие нашей революции»[24]. Одним из основных принципов в своей работе М. Кольцов считал выбор темы. Отбирайте до бесконечности, – советовал он начинающим журналистам. Выбирайте такой объект для фельетонного удара, который заслуживает его, которым ты действительно попадешь в цель. Фельетонист брал темы, которые интересовали миллионы читателей, мобилизовали на строительство социализма. Мишенью кольцовских фельетонов были бюрократы («Воронежские пинкертоны»), подхалимы («Медвежьи углы»), сутяги («В самоварном чаду»), головотяпы («Свежие воспоминания»), морально опустившиеся типы («Иван в раю», «Устарелая жена»), жулики («Люди с размахом»), –пытавшиеся приспособиться к новому строю.

Основным методом литературного «делания» фельетонов М. Кольцов считал метод столкновения фактов: столкнуть факты так, чтобы они при соприкосновении дали «некую фельетонную искру». Типичны в смысле использования этого приема фельетоны «Иван в раю», «Воронежские пинкертоны», «Лида, Лиза и Губсуд», «Рельсы красного цвета», «Яблони цветут». Тема фельетона «Воронежские пинкертоны» – бюрократизм в судебных органах, здесь фельетонная искра высекается путем иронического сопоставления советского бюрократа-следователя с буржуазными сыщиками.

Сатирический смех и гнев против обывателей, бюрократов, подхалимов вызывали у читателей «Правды» фельетоны А. Зорича (Василия Тимофеевича Локтя). Он пришел в «Правду» в 1922 г. и работал здесь до 1928 г. в бюро расследований. За это время он завоевал всесоюзную известность как автор многочисленных фельетонов и рассказов, печатавшихся в «Правде» и в ряде журналов. Затем работал разъездным корреспондентом газеты «За индустриализацию», а с 1932 по 1937 г. – фельетонистом «Известий». А. Зорич стремился образно представить обстановку, переживания людей, передавал их жесты, диалоги, прибегал к художественному домыслу. Основную цель своих разоблачительных выступлений видел в том, чтобы фельетон взял за живое, чтобы у читателя материал вызывал «боль за те уродства, которые сохранились еще в нашей жизни, и стремление эти уродства пресечь и уничтожить»[27].

 

Фельетоны А. Зорича, направленные против подхалимов («С натуры»), мещан («Общий знакомый»), равнодушных («О человеке»), расточителей государственных средств («О чем рассказал бухгалтер»), бюрократов («Медаль»), позеров («Елки-палки»), действительно брали читателя за живое.

 

Типичным для А. Зорича (его метода свободного беллетристического изложения факта) является фельетон «С натуры». Давая зарисовку отдыхающих на Черном море бухгалтера Воронежского финотдела Пестрякова и его жены Манюси, занятых разрешением проблемы, кто же будет назначен в Воронеж заведующим финотделом и как бы суметь угодить будущему начальству, Зорич мастерски высмеял угодничество. Сатириком советского пошехонья метко назвал А. Зорича Д. Заславский.

 

День за днем разоблачал бюрократов, мещан, обывателей Д. Заславский. По-современному злободневно звучат его фельетоны «Портные особого рода» (против клеветников), «Слон, похожий на веревку» (против обывателей, распространяющих всевозможные нелепые слухи). Важное место в творчестве Д. Заславского занимали статьи и фельетоны на международные темы: «Пять миллионов амазонок», «Язык виконтов и маркиз» и др.

 

Немало фельетонистов-сатириков вырастила газета «Гудок». Здесь выступили Ю. Олеша (псевдоним «Зубило»), В. Катаев (псевдоним «Старик Саббакин» и «Оливер Твист»), Илья Ильф, Евгений Петров.

 

Литературная деятельность И. Ильфа (Ильи Арнольдовича Файзильберга) началась в «Гудке» в 1923 г. Он сотрудничает в отделе «Рабочая жизнь» (более известном под названием «четвертой полосы»), правит рабселькоровские письма. Первые фельетоны, написанные зачастую на материале рабочих писем, публиковались, кроме «Гудка», в журналах «Красный перец», «Смехач», «30 дней». Против организаторов «всякого рода нелепостей» были направлены лучшие фельетоны И. Ильфа – «Диспуты украшают жизнь», «Случай в конторе», «Банкир-бузотер», «Источник веселья», «Новый дворец». Для творческой манеры И. Ильфа характерны точные и неожиданные эпитеты, стремление воплотить сатирическую мысль в острой комической детали: «в конторе по заготовке рогов и копыт», «это было нелогично, но красиво», «человек по фамилии Мармеладов», «профорганизация парикмахеров «Синяя борода», «агроном arpo-Удобрягин» и т.д.

 

Не менее успешно выступал в «Гудке» Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев), который пришел в эту газету в 1926 г. (до этого работал в журнале «Красный перец»). До сотрудничества с И. Ильфом опубликовал свыше 50 юмористических рассказов в журналах «Красный перец», «Смехач», «Огонек» и в газете «Гудок». Главное внимание он уделял комическому сюжету. Таковы его рассказы «Беспокойная ночь», «Гусь и украденные доски», «Проклятая проблема», «Рассказ об одном солнце», «Дядя Силантий Арнольдыч». Острие сатиры Е. Петров направлял против мещан («День мадам Белополянкиной»), летунов («Энтузиаст», «Знаменитый путешественник»), склочников («Его авторитет»).

 

Вершиной художественно-публицистического творчества И. Ильфа и Е. Петрова явились их совместные выступления в «Правде», начиная с 1932 г. Фельетоны «Как создавался Робинзон», «Веселящаяся единица», «Равнодушие» и многие другие, близкие к сатирическому рассказу, были «на уровне большой литературы». Нередко И. Ильф и Е. Петров прибегают к гротеску. Сатирическое преувеличение порой доводится до абсурда. В фельетоне «Клооп» сотрудники учреждения под этим странным названием не знают, зачем оно существует и как расшифровать его сокращенное название. «Такой гротеск – сложное художественное средство. Его может позволить себе только тонкий художник, знающий и понимающий жизнь так глубоко, что фантастика картин не исказит правду, а заострит, подчеркнет ее»[28], – замечает исследователь творчества сатириков Л.М. Яновская.

 

Михаил Кольцов, Илья Ильф, Евгений Петров, А. Зорич, Давид Заславский, произведения которых вошли в золотой фонд советской публицистики, с наибольшей силой выразили лучшие традиции дореволюционного русского демократического фельетона.


Билет 12.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!