Нравственная проблематика периода оттепели (Тэсс, Богат, Эренбург)



С 1956 по 1964 - период оттепели. Проблематика СМИ после 20 съезда касалась в основном тех решений, которые были приняты на съезде. Работала установка партии на построение коммунизма в стране. На 22 съезде Хрущев заявил, что коммунизм будет построен в одном поколении, до 1980-го года. Во многом планы эти реализовывались: повышалась выработка металла, развернулось широкомасштабное строительство жилья. Перед страной стояла задача "догнать и перегнать" Америку. Печать активно писала об успехах в космосе. Со статьями о космосе выступал академик Королев.

В журналистике первым признаком оттепели стал способ подачи партийной темы. Вся страна скорбела о смерти великого вождя, содержание всех советских газет были посвящены именно этой теме. Однако проходит месяц-два, и имя Сталина начинает исчезать. Постепенно другая тема начинает звучать со страниц СМИ: коллектив - опора партийных комитетов. Нужно было "укреплять и множить связь с массами" ("Правда"). Коллективность должна была стать высшим принципом партийного производства. Начинают преодолеваться последствия культа личности Сталина. Заговорили о методах взаимодействия между верхами в лице партийных комитетов и низами, о недопустимости волюнтаристских методах руководства.

Критический характер носит материал "Два костра" ("Правда"), где рассматривается вопрос о выполнении решения одного из пленумов об укреплении руководящих колхозных кадров, когда использовалась практика направления ведущих партийцев в колхозы, совхозы и МТС их председателями. В этом материале автор поднимает вопрос о том, как иногда на деле работает принцип руководящих кадров, утверждая, что иногда в село отправлялись люди сомнительной репутации, которые приводили хозяйства в еще больший убыток.

Изменилась материально-техническая база: появляются диктофоны, телетайпы, и.т.д. Приходит Т. Тэсс, Аграновский, Рябова, Колосова, Лисичкин, Богат, и т.д. Освещались проблемы людей с нелегкой судьбой.

Изменилась установка подачи международной темы: если раньше мир капитализма и мир социализма противопоставлялись, то теперь мирное сосуществование этих миров стало возможным. Об этом неоднократно говорил Хрущев.

Произведением, наложившим отпечаток на сознание общества и «лицо» отечественной журналистики тех и последующих лет, стала повесть Ильи Эренбурга «Оттепель». Она появилась в майском номере журнала «Знамя» за 1954 г. К этому времени уже был осужден и расстрелян Л.Берия, лично повинный в репрессиях 1930-1940 гг., шла реабилитация незаконно репрессированных: в частности, было пересмотрено «ленинградское дело» и сняты обвинения в отношении ряда высокопоставленных партийных работников, расстрелянных по приговору суда — Председателя Госплана СССР Н.Вознесенского, секретаря ЦК А.Кузнецова и других. К началу 1954 г. по инициативе Хрущева появился документ о масштабах политических репрессий.

Все это во многом подтолкнуло И.Эренбурга к написанию повести, название которой предопределило развитие всего хрущевского периода. «Я сел за «Оттепель», — вспоминал Илья Эренбург спустя много лет, — мне хотелось показать, как огромные исторические события отражаются на жизни людей в небольшом городе, передать мое ощущение оттаивания, мои надежды». Его повесть — художественное, а не документальное осмысление ситуации. В ней нет упоминания о Сталине, сталинизме, однако в настроениях героев нельзя не уловить духа переломного времени. Закономерно, что и само произведение воспринималось как антикультовое. В чем? Показав жизнь приволжского города, судьбы различных людей, Эренбург подмечает новые черточки жизни. Скажем, в ситуациях, когда его герои спорят об искусстве: театре, живописи. Спорят о том, о чем не могли заговорить вслух еще несколько лет назад. Необычны с тогдашних традиционных позиций и описанные судьбы: инженера Соколовского, который боится упоминания о том, что его дочь живет за границей, Веры Григорьевны Шерер, на судьбе которой отразилось «дело врачей» 1953 г., наконец, художника Пухова, «тихого приспособленца». И знакомясь с повестью, понимаешь; она могла появиться именно в середине 1950-х гг., когда общество поистине лихорадочно пыталось осмыслить, что же с ним происходило на протяжении

стольких лет. «Оттепель была героем «Оттепели», — скажет сам Эренбург через шесть лет после ее опубликования.

Эта повесть важна нам и тем, что после своего выхода она вызвала ряд критических публикаций в прессе. Две из них, появившиеся в «.Литературной газете» в июле 1954 г., принадлежали перу ее редактора писателя Константина Симонова. Он оценил само произведение как слабое; по его мнению, Эренбург, описал «исключительных», а не типичных людей, и тем самым отошел от правды жизни

Эренбург точно нащупал те вопросы, которые волновали очень многих, живущих в нашей стране, а именно: расстаемся ли мы с прошлым, и если да, то в какой степени несем за него ответственность?

Конечно, журналистика в силу ее специфических особенностей не поднимала перед своей аудиторией столь непростые философские вопросы. Однако литературное творчество, политические изменения в стране напрямую влияли на ее развитие, формируя своеобразие тематики и жанровые особенности многих материалов.

С именем Татьяны Тэсс, чей приход в журналистику состоялся еще в 1930-е гг. с благословения Михаила Кольцова, связано в первую очередь развитие очерка натему морали. Очерк, как жанр, и раньше был одним из основных в нашей Прессе. Он воспевал эпоху «великого перелома»: героический труд людей, их готовность к испытаниям. Очерки Т.Тэсс—тоже своеобразная летопись эпохи, но другой, ставшей началом отхода от догм и стереотипов мышления. Именно поэтому ее публицистика гораздо менее заданна и схематична. В основе каждого материала— личность отдельного человека (не обязательно, кстати, положительного, что было во многом внове). Т.Тэсс стремится понять мотивы поведения своих героев, возможность дальнейшего развития ситуации. Таков, например, ее очерк «Отец», героем которого становится человек, бросивший семью, или «Перестань, Мадлен» — о бывшей узнице концлагеря, пытающейся найти в жизни свое счастье. Хотя с позиций сегодняшнего дня отдельные материалы воспринимаются идеализированными, в творчестве этой очеркистки нельзя не разглядеть человечности, которой не достаете СМИ сегодня и потребность в которой по-прежнему живет в сознании многих наших читателей. В этом смысле творчество Татьяны Тэсс было и остается значимым для понимания «лица» журналистики периода «оттепели»

Как правило, Т.Тэсс при подготовке материалов на тему морали отталкивалась от писем, приходивших в редакцию. В отношении тем для выступлений она в чем-то смыкалась с С.Нариньяни, написавшим в послевоенные годы не один десяток фельетонов, в основе содержания которых нередко стояла критика личностных недостатков людей. Однако, в отличие от своего коллеги, Татьяна Тэсс не была склонна к назидательности. Наоборот, она нередко оставляла тему открытой, как бы призывая читателя самостоятельно домыслить сюжетную канву. И в этом также было принципиальное отличие ее очерков от творчества многих других публицистов. Сама она признавалась так: «Когда журналист пишет о морали, нравственности, он становится одновременно и судьей, и защитником, и обвинителем, и следователем. В чем-то обязательно педагогом, потому что кого-то в какой-то степени он учит... Вот это... очень важно и ответственно» Фактически Т.Тэсс своим творчеством продолжила цепочку «нравственной журналистики», прерванную в нашей печати после 1917г. Это за ней в последующие годы пошли в своем творчестве Вера Ткаченко из «Правды», Ольга Чайковская из «Литературной газеты» и другие. Во многом под влиянием Татьяны Тэсс очерк на тему морали появился впоследствии и в местной печати.

ПРО БОГАТА НЕТ НИХУЯ, ПРОСТИТЕ (чуть-чуть есть в 2.2)


Билет 8.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 837; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!