Русские философы и религиозные мыслители о творчестве
Ф.М. Достоевского
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 107-223.
Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 23-45.
Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 215-233.
Булгаков С.Н. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 193-214.
Вышеславцев Б.П. Достоевский о любви и бессмертии // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 398-406.
Карсавин Л.П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 264-277.
Леонтьев К.Н. О всемирной любви по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 9-31.
Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
Лосский Н.О. О природе сатанинской (по Достоевскому) // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 294-315.
Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе. СПб., 1906.
Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М, 1988.
Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии). – // Л.Шестов. Изб. соч. - М., 1993.
5 Роман «Господа Головлёвы». Идейный смысл и проблематика романа. Художественное своеобразие романа-хроники (1 ч.) Изображение экономического распада и морального вырождения дворянства. Художественно-сатирическая обрисовка семьи (жизнь, быт, мораль) и её судьба, символический конец. Лицемерие, пустословие и стяжательство Иудушки Головлёва. Художественное своеобразие романа-хроники.
|
|
Сказки Салтыкова-Щедрина. Обличение самодержавия, бюрократизма и либерализма. Критика социального неравенства. Раздумья о народе. Своеобразие жанра сказки у Салтыкова-Щедрина.
Салтыков-Щедрин – литературный критик, публицист. Философско-эстетические взгляды. Место и значение сатиры Салтыкова-Щедрина в русской литературе.
Литература о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина:
1 Базанова В. И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М.;Л., 1966.
2 Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. №2.
3 Бухштаб Б.Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1962.
4 Бушмин А. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1959.
5 Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.
6 Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.
7 Григорьян К. Н. «Господа Головлёвы – роман Салтыкова-Щедрина». М.;Л., 1962.
8 Кирпотин В.Я. Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина. М., 1957.
9 Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.
|
|
10 Макашин С. А. Салтыков-Щедрин: Середина пути. 1860-1879-годы. М., 1984.
11 Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. М., 1989.
12 М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1975.
13 М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959.
14 Николаев Д. Сатира Салтыкова-Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
15 Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971.
16 Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина: Проблема сатирического гротеска// Вопросы литературы. М., 1971. №2.
17 Покусаев Е. «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.
18 Разумовская М. В. К вопросу о литературных аналогах «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Русская литература. 1981. №1.
19 Турков А. Ваш суровый друг: Повесть о Салтыкове-Щедрине. М., 1988.
20 Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. М., 1989. (Серия ЖЗЛ).
21 Эйхенбаум Б. М. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Комментарий) // О прозе. Л., 1969. С. 455-502.
.
6 Мастерство и самобытность Лескова-писателя (1 ч.) Исследование особенностей русского национального характера. Бытовые повести и жанр «русской новеллы» («Леди Макбет Мценского уезда»). Своеобразие образа Екатерины Измайловой. Особенности построения сюжета. Образы правдоискателей и народных праведников в творчестве Лескова («Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Левша» и др.). Внимание писателя к самобытным героям, к необычности их судеб. Хроника «Соборяне». Новизна тематики и особенности основного конфликта произведения. Особенности жанра. Традиции древнерусской литературы. Мастерство и самобытность Лескова-писателя. Излюбленные жанры творчества. Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя. Творчество Лескова в сознании поколений.
|
|
Литература о творчестве Н. С. Лескова
1 Анненский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1982.
2 Видуэцкая И. П. С. Лесков. М., 1979.
3 В мире Лескова. М., 1983.
4 Воспоминания о Н. С. Лескове.
5 Горелов А.А. Н. Лесков и народная культура. Л., 1988.
6 Гроссман Л. Н. С. Лесков. Жизнь – творчество – поэтика. М., 1945.
7 Дыханова Б. С. «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.
8 Капитанова Л. А. Лесков в жизни и творчестве. М., 2002.
9 Лесков А. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984.
10 Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Лескова. Л., 1978.
11 Троицкий В. Лесков-художник. М., 1974.
|
|
12 Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
13 Тюхова Е. В. О психологизме Н. С. Лескова. Саратов, 1993.
14 Эйхенбаум Б. М. «Чрезмерный писатель» // О прозе. Л., 1969.
7 Раннее творчество Чехова (1 ч.)
Вопросы и задания:
В чём состоит спор Чехова с традиционным изображением «маленького человека»?
Прочитайте в Приложении главу из учебника И. Н. Сухих о раннем Чехове.
8 Новаторство драматургии Чехова(1 ч.).
Русский театр до Чехова. Поэтика чеховских драм. Особенности жанра, новый характер конфликта, быт и бытие в его пьесах, лаконизм деталей, соотношение текста и подтекста. Чехов и МХТ.
Драматургия Чехова и современный театр.
Драматургические жанры в раннем творчестве Чехова. Пьеса без названия. Водевили. Сцены.
«Чайка» – пьеса об искусстве, о любви. Особенность пьесы – изображение на сцене повседневной жизни, слабо развитое действие, глубокий смысл малозначительных, на первый взгляд, эпизодов и реплик как характерные черты чеховских пьес вообще. Сценическая судьба «Чайки».
«Дядя Ваня».
Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие жанрового определения Чехова. «Дворянское гнездо» в изображении Чехова. Образы Раневской, Лопахина, Гаева, Трофимова. Художественное своеобразие пьесы, её лиризм и символика.
Значение Чехова. Чехов и искусство его времени. И. Левитан, П. И. Чайковский. Чехов и мировая литература, театр. Чехов на экране.
Вопросы и задания:
В чём поэтическое новаторство пьесы «Чайка»? Проблематика пьесы и судьбы талантливых героев.
Как показано столкновение духовности с воинствующим мещанством в пьесе «Три сестры». Символы в пьесе.
В чём состоит проблема жанра пьесы «Вишнёвый сад»? Как в содержании пьесы проявляется расхождение между авторским определением жанра и реально происходящими событиями?
Определите основные черты поэтики чеховской драматургии.
Ознакомьтесь со статьями М. Андреева «Комедия в драме Чехова» (Вопросы литературы.2008. № 3) и С. Сендеровича С. «Вишнёвый сад – последняя шутка Чехова (Вопросы литературы. 2007. № 1), И. Н. Сухих «Жизнь и судьба чеховского подтекста» (См. Приложение) и подготовьтесь к собеседованию по ним.
Литература о творчестве А. П. Чехова
1 Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М.. 1988.
2 Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.
3 Кулешов В. Реализм Чехова и натурализм и символизм в русской литературе его времени // Кулешов В. Этюды о русских писателях. М., 1982.
4 Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975.
5 Паперный З. Вопреки всем правилам... Пьесы и водевили А. Чехова. М., 1982.
6 Полоцкая Э. А. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979.
7 Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.
9 Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.
11 Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
12 Чеховиана : Сборники статей.
13 Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1976.
14 Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.
План работы:
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!