Практическое занятие № 3 «Война и мир» как роман «большого дыхания» - 2 часа.



1.Из истории создания и восприятия романа. От «Декабриста» к «Войне и миру».

2. Особенности повествования в романе:

а) «всеведение» и компетенция автора во всех событиях жизни;

б) особенности изображения исторических событий;

в) герои романа как личности.

3. Историософская концепция романа как объяснение главных закономерностей человеческого бытия:

а) соотношение в истории «свободы» и «необходимости» по Толстому;

б) роль личности в истории в трактовке автора.

4. Архитектоника романа.

5. Проблема жанра романа.

Литература.

1. Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

2. Кандиев В. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого: Комментарий. М., 1967.

1. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

2. Чичерин А. В. . Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

Задание:

Ознакомьтесь со статьёй Е. Цимбаевой «Исторический контекст в художественном образе (Дворянское общество в романе «Война и мир»)» (Вопросы литературы. 2004. № 5)и подготовьтесь к собеседованию по ней.

Вопросы для самопроверки:

«Война и мир». Творческая история романа, его источники. «Война и мир» как многопроблемный роман-эпопея. Широта охвата и глубина анализа различных сторон русской жизни начала ХIХ века. История и современность в романе.

«Мысль народная» в «Войне и мире». Изображение событий войны 1812 года как войны Отечественной. Философия истории Толстого. Образы Кутузова и Наполеона.

Россия народная в изображении Толстого. Тушин, Щербатый, Каратаев как воплощение различных сторон русского народного характера в понимании Толстого.

Картины жизни русского дворянства. Антинародность, паразитизм, праздность, лицемерие великосветского общества.

Патриархальный быт семьи Ростовых. Высокие интеллектуальные и нравственные достоинства членов семьи Болконских.

Жизненный путь Андрея Болконского, поиски истины, правды и справедливости.

Этапы духовного развития Пьера Безухова. Его сближение с народом.

Женские характеры в романе Судьба Наташи Ростовой. Народное, национальное начало в её характере.

«Война и мир» как произведение нравственно-психологического характера. Композиция эпопеи, роль философских и публицистических отступлений. Значение романа «Война и мир».

 

Практическое занятие № 4 «Роман вопросов» «Анна Каренина» - 1 час

1. Исторический контекст создания «Анны Карениной»: предварительные итоги «великих реформ».

2. «Цвет и запах эпохи» 1870 гг. в романе Толстого:

а) герои Толстого как люди своего времени. Проблемы общественного жизнеустройства в романе: взаимоотношения помещиков и крестьян, вопросы местного самоуправления, деятельность петербургской бюрократии; разорение старой земельной аристократии, укрепление дельцов буржуазного склада, социальное расслоение крестьянства;

б) отголоски в романе культурной и умственной жизни 70-ых гг.

3. «Мысль семейная» в романе.

4. Любовь-страсть как разрушительная стихия. «Огромная психологическая разработка души человеческой» (Достоевский) в романе.

5. «Упрямый помещик Левин, или Нравственное торжество искателя истины» (А. Фет)

6. «Внутренняя связь» двух основных сюжетных линий в романе.

7. Композиционная роль символов в романе. Смысл эпиграфа и его художественная реализация в романе.

Литература.

1. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978.

2. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и исследования. М., 1957.

3. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

Задание:

Ознакомьтесь со статьёй Т. Касаткиной «Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого» ( Вопросы литературы. 2001. № 4) и подготовьтесь к собеседованию по ней.

 

 

Практическое занятие № 5 «Роман ответов» «Воскресение» - 1 час.

1. История создания романа. «Коневская повесть» как ядро замысла, расширение первоначального замысла.

2. «Воскресение» – итог художественных исканий Толстого:

а) антитеза как основной архитектонический принцип;

б) комментарий как средство выражения авторской позиции;

в) особенность изображения человека поздним Толстым: борьба «духовного» и «животного» начал.

г) параллельность пути Нехлюдова и Катюши: от «духовности» ранней юности через «животность» – к последующему «воскресению» и духовности.

3. «Воскресение» – итог идеологических исканий Толстого.

4. Художественное воплощение в романе религиозного учения Толстого (идея непротивления злу насилием в сознании персонажей и организации сюжета; преломление эпиграфа в духовных исканиях главного героя и сюжете романа; эпиграф и финал романа).

Литература.

1.Бахтин М. М. Предисловие («Воскресение» Л. Н. Толстого) // Литературно-критические статьи. М., 1986.

2.Кузина Л. Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение. Историко-функциональное исследование. М., 1991.

3.Маймин Е. А. Некоторые особенности композиции романа «Воскресение // Творчество Л. Н. Толстого. М., 1959.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!