Заговор от зубной и головной боли.



- Месяц Булат, у тебя есть брат Игнат?

- Не болят у Игната зубы?

- Нет не болят.

- Не болит у Игната буйна головушка?

- Нет не болит.

- Так пусть и у меня (у нее, у него) рабы Божьей (имя) не болят белые зубки, не болит буйна головушка [№ 4].

На основе проанализированного материала можно сделать вывод о том, что самыми распространенными в Жигаловском районе являются "эпические" заговоры, заговоры, основанные на параллелизме и заговоры-диалоги.

 

Персонажи-посредники образуют несколько классов, которые "отражают в известной мере генезис заговора как феномена духовной культуры народа" [86, 144].

1. Самыми древними по происхождению, возникшими как отражение доаминистических мифологических преставлений, были персонажи, связанные с языческими природными культами: поклонение небу и земле, деревьям, водным источникам, камням и т.д.:

Месяц ты, месяц, серебряны рожки,

Златы твои ножки.

Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь,

Унеси боль под облака, моя скорбь не мала,

Не тяжка, а твоя сила могуча.

Вот зубы, вот два, три, все твои;

Возьми мою скорбь.

Месяц ты, месяц, сокрой от меня свою скорбь.

Аминь, Аминь, Аминь [№ 7]

или:

Сыть болотная, вода холодная,

Забери за 33 замка, 33 горы, 33 дороги

Ячмень с рабы Божьей (имя).

Закройте на все замки, на все ключи.

Не отпускайте на тело рабы Божьей (имя)

Век по веку, отныне и до веку. Аминь [№ 15].

Заговоры данного типа достаточно хорошо распространены в Сибири, а в частности, в Жигаловском районе Иркутской области.

2. Второй класс персонажей-посредников составляют мифологизированные животные, птицы, рыбы. Эти образы свидетельствуют об остатках тотемистических представлений: довольно широко представлены в заговорах Жигаловского района образы змеи, щуки, ворона, лисы:

От грыжи

Из ворот в ворота, к синему морю

В синем море щука, подойду я поближе, поклонюсь пониже.

Ты, щука, вынь с раба Божьего (имя) килу красну, белу,

Нутряную, костяную, жильную, пуповую, мудовую.

Камень крепкий, а слово мое крепче камня. Аминь [№ 21].

3. "Образы народных верований и демонологии" [36, 145] составляют третий класс персонажей-посредников. Это домовой, дворовый, покойник, духи и т.д. Данные образы связаны с мифологическими представлениями анимистического характера:

Как у мертвых зубы не болят,

Так и у раба Божия (имя) зубы не болите [№ 6].

4. Специфические фольклорно-заговорные образы, соотносимые с человеком, составляют следующую, четвертую группу. Это образы бабы, жены, девицы, царя...:

Баба шла по дороге, собаку вела за собой;

Баба пала, собака пропала;

Руда стань, больше не кань. Аминь. Аминь. Аминь [№ 13].

5. Персонажи-персонификации болезней, состояний человека, частей его тела составляют пятую группу:

Редька болючая, редька колючая,

редька сыпучая, редька нутряная, редька ветряная.

Сгинь, пропади, по рабе Божьей (имя) не ходи.

Аминь [№ 52].

6. После принятия на Руси христианства в заговорных формулах стали появляться образы "христианских заступников" [86, 146]: Христос, Пресвятая Богородица, апостолы, ангелы, святые и прочие.

За престолом сидит Матушка Пресвятая Богородица,

Она сидит со златым крестом,

заступает и помогает 12 скорби и болезни [№ 68].

7. В отдельную группу можно выделить персонажей злого, вредоносного характера, которые чаще всего встречаются в черных заговорах. Это дьявол, сатана, черт, сорок сороков и другие:

Черт идет водой, волк идет горой;

Они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят,

Плоды не плодят, плодовых речей не говорят.

Так бы и рабы Божии (назвать фамилию) мысел не мысляли,

Плодов не плодили, плодовых речей не говорили,

А все бы как кошка да собака жили [№ 92].

8. Персонажи, которые являются "порождением христианского синкретизма и заимствованы из апокрифической литературы бабушка Соломония, мертвое тело Адамово, имена злой (реже - благодетельной) силы: Ардун, Ирик и т.д." [66, 148] входят в последнюю группу: (таких образов в собранных мною заговорах не оказалось, единственным исключением является образ бабушки Соломонии в заговоре от грыжи:

Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы

Грыжу заговаривала медными щеками, железными зубами,

Так и я заговариваю у рабы Божией (имя).

Будьте мои слова крепки и лепки.

Аминь. Аминь. Аминь [№ 26].

Классификация, предложенная О.А. Черепановой, является в известной мере условной, так как многие образы представляют собой сложное образование, составляющие которого могут иметь разное происхождение, "различную мифологическую или фольклорную семантику" [86, 149]. Например, персонажи, выделенные в первую группу, могут входить и во вторую, так как растения также могли быть объектами языческого культа, то есть быть тотемами.

Вместе с тем данная классификация персонажей помогает увидеть развитие заговора во времени, диалектику мифологических и христианских воззрений, нашедших отражение в заговоре, их взаимопроникновение.

Теперь рассмотрим образы, характерные для заговоров Жигаловского района, в сравнении с образами других сибирских заговоров.

Как уже говорилось, заговоры обследованного региона обычно начинаются с молитвенного вступления; после него следует зачин; далее эпическая часть (описание определенных обрядовых действий, действительных или символических, по Е.Г.Кагарову [11, 79]). В зачине и далее в эпической части присутствует образ пути и движения по этому пути. Это не просто дорога в никуда, а путешествие, конечная точка которого - "бел-горюч камень Латырь" [48, 171]. Именно на камне, выступающем в роли центра, и происходит основное действие заговора: там, на камне или под ним, сидит главный персонаж, к которому обращаются с просьбой и который должен произвести желаемое действие:

На море-на окиане, на острове на Буяне

Лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне, Алатыре,

Сидит красная девица - швея-мастерица, держит иглу булатную,

Вдевает нитку шелковую, руда желтую, зашивает раны кровавые.

Заговариваю я раба Божия (имя) от порезу.

Булат прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань.

Аминь. Аминь. Аминь [№ 45].

Главное действующее лицо заговора сидит на камне или под ним не случайно - камень придает ему больший вес, еще больше укрепляет его силу. Под камень в заговорах бросают ключи, которыми замыкают сам заговор, с камнем же сравнивается крепость заговорных слов.

Камень Латырь может лежать не только посреди моря-океана, на острове Буяне, в некоторых заговорах данного района он лежит и в чистом поле, а называется "свят окиан-камень":

В чистом поле стоит свят окиан-камень,

на святом окиане-камне сидит красная девица

с шелковой ниткой... [№ 14].

Встречаются в этом районе заговоры, в которых вместо камня на острове Буяне стоит господский престол или церковь. По мнению В.Н. Ильинской, это связано с более поздним выделением в текстах заговоров двух пластов - языческого и христианского. Происходит смена персонажей на Алатыре-камне от красной девицы до Богородицы, от железного мужа до Христа, а значит, меняется и место действия, на смену магическому камню приходит церковь и господний престол, на котором сидят главные персонажи [91, 38]:

На море на окиане, на острове Буяне стоит церковь;

в этой церкви сидит Мать Пресвятая Богородица и

Преподобный Антипий, зубной исцелитель.

Он просит и молит угодников Божиих о рабе Божием (имя) [№ 2].

Вместо камня также в океане-море может плавать утка-селезень. Она является главным образом в заговоре, но утка-селезень не выполняет ни чьи желания. В таких заговорах приводится сравнение с водой-матушкой:

...Есть на Окиане-море, на самой середине купается утка-селезень

Купается, полоскается, матушкой-водой умывается.

Вода с нее стекает до чиста, также порчи, уроки,

Озевы, стеки до чиста с рабы Божия (имя)

Аминь. Аминь. Аминь [№ 31].

В конце второй главы можно сформулировать следующие выводы:

1. Заговоры представляют собой "заключительный комплекс, состоящий из текста, ритуала и предмета" [40].

2. В процессе исторического развития структура заговоров Жигаловского района изменялась и утратила свой первоначальный вид.

3. В структуре этих заговоров выделяются несколько структурных типов, каждому из которых присущи свои приемы и определенные свойства.

4. Самыми распространенными в Жигаловском районе являются "эпические" заговоры, заговоры, основанные на параллелизме и заговоры - диалоги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Заговор возник в глубокой древности, когда абстрактное значение слова еще не получило своего развития. Текст заговора первоначально служил дополнением к обрядовому действию, возникал на его основе.

На современном этапе развития данного жанра фольклора прослеживается тенденция постепенного отмирания ритуальных действий.

2. Заговор всегда был тесно связан с бытом, этот жанр имеет явную практическую направленность: излечение человека, предохранение от зла, обеспечение успеха и т.д.

В отличие от всех остальных фольклорных жанров заговор - жанр, требующий индивидуального исполнения.

3. Хранение и передача заговоров в Жигаловском районе составляют неотъемлемую часть заговорно-заклинательной традиции района. Способ их передачи традиционен, они обычно передаются от старшего к младшему, чаще родственникам.

Глубокая вера в силу заговора, казалось бы, предполагает неизменность их текстов. Между тем, заговоры видоизменяются, варьируются. Это свидетельствует о творческом отношении к ним исполнителей.

4. По своей тематике заговоры Жигаловского района разнообразны. Четко выделяются все известные в русской традиции типы заговоров:

1) лечебные;

2) хозяйственные;

3) любовные;

4) социально-бытовые заговоры.

Наиболее распространены лечебные и любовные заговоры.

5. В заговорах Жигаловского района выделяются несколько структурных типов, каждому из которых присущи свои приемы и определенные свойства.

Самыми распространенными являются "эпические" заговоры, заговоры, основанные на параллелизме, и менее распространенные, чем два вышеупомянутых типа, заговоры - символические диалоги.

6. Для заговоров этого района характерен ряд тематических формул, в частности:

1) формулы отгона или изгнания болезни;

2) отсылки болезни;

3) формула счета;

4) угрозы;

5) просьба забрать болезнь;

6) формула забадривания.

7. Для заговоров как для жанра устного народного творчества характерен устойчивый круг образов. В заговорах Жигаловского района встречаются образы, связанные с языческими природными культами (месяц, заря...); образы, свидетельствующие о остатках тотемических представлений у людей (мифологизированные птицы, животные); "образы народных верований и демонологии" (домовой, покойник...); персонажи, соотносимые с человеком (баба, девица...); образы - "персонификации болезней, состояний человека" (зубы, тоска...); персонажи "христианских заступников" (Христос, Матушка Пресвятая Богородица); образы вредностного характера (черт, сатана...).

Каждый образ в заговоре употребляется со строго определенной магической целью. Исходя из этого, все образы делятся на два типа: персонажи, избавляющие от бед, болезней, зла, они встречаются в белых заговорах; и образы, причиняющие зло, - они используются в черных заговорах.

Таким образом, заговоры занимают особое и своеобразное место в системе фольклорных жанров. Возникнув в глубокой древности, они продолжают бытовать и в настоящее время.

Подводя итоги, можно сказать, что в Жигаловском районе сохраняется устойчивая заговорно-заклинательная традиция. Эта традиция сохраняется, бережется и передается из поколения в поколение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева Р.А. Царица-водица в заговорах восточных славян. М., 1988, с.465.

2. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Славянские заговоры, обращенные в бузине, в составлении с германскими//Этнолингвистика текста - М., 1988 ч.1.

3. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. - Л.: Наука. 1977.

4. Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. - М.: Наука. 1964.

5. Астахова А.М. Заговорное искусство на реке Пинеге//Искусство Севера. Л., 1928.

6. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. т.1, 3. гл. 26. М., 1995.

7. Афанасьева-Медведева Г.В. В поисках древней поэзии. Рождественская ночь.

8. Афанасьева-Медведева Г.В. Восточносибирские ареалы распространения номинаций колдуна, колдуньи: (По материалам мифопоэтических рассказов)//Русский фольклор Сибири: Худож. образ. Исслед. и материалы. Улан-Удэ, 1997 - с.58-66.

9. Афанасьева-Медведева Г.В. Знахарство и колдовство в Сибири. Иркутск, 1991.

10. Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике - М.: Наука, 1988.

11. Барташевич Г.А. Заговор//Восточно-славянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. - М.: Наука и техника, 1993.

12. Барташевич Г.А. Статьи о народной поэзии. Полное собрание сочинений. т.5, М., 1977.

13. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний//Русские заговоры. - М.: Пресса. 1993.

14. Богатырев П.Г. Заговоры//Русское народное поэтическое творчество. - М.: Высшая школа, 1966.

15. Богданов К.А. Заговор и загадка: (Формульности фольклора)//Русский фольклор: материалы и исследования. СПб, 1996 - т.29. - с.3-13.

16. Богданов К.А. Заговор и молитва: (К уяснению вопроса)//Русская литература - 1991, № 3 - с. 65-68.

17. Буслаев Ф.И. Сибирские наговоры//АИЮС.1854. кн. 2. с.50.

18. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб. - 1861, т.1-2.

19. Варламова Г.И. Новые фольклорные материалы по эвенкийскому шаманизму//Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Филология. 1994, № 4, с.48-53.

20. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха//Сборник отделения русского языка и словесности. Имп. Академии наук. СПб, 1890, т.46.

21. Виноградов Н.Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.//Живая старина. 1907, вып. IIV; 1908, вып. I, III, IV; 1909, вып. IV.

22. Виноградов Н.Н. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири (Материалы по народной медицине и ветеринарству)//Живая старина. 1915. Вып. IV. Петроград.

23. Власов З.И. К изучению поэтики устных заговоров//Русский фольклор: Русская народная проза. т.13, с. 194-201. Л.: Наука, 1972.

24. Гончаров Б.П. Звуковая организация Восточно-славянских заговоров//Русская литература. 1987, № 3. с.112-113.

25. Гладких Е.П. Рукописная заговорная традиция на Кубани//Живая старина. 1996, № 4 с. 38-39.

26. Гуляев С.И. Этнографические очерки Южной Сибири//Библиотека для чтения. СПб. 1848. т.90. отд. III.

27. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб. 1880.

28. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1955, т. 1-3.

29. Дмитриева С.И. Сравнительный анализ мировоззренческих элементов русских заговоров и гаданий//Этнографическое обозрение. 1994, № 4. с.66-75.

30. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сборник трудов М.: Индрик. 1994.

31. Елеонская Е.Н. Заговор и колдовство на Руси в XVII и XVIII столетии//Русский архив, 1912, № 4.

32. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука. 1978.

33. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, ч.1. Описание внешнего и внутреннего быта. М., 1877.

34. Ильинская В.Н. Заговоры и историческая действительность//Русский фольклор. 1976. т.16. с.200-207.

35. Ипатова Н. Заговоры сегодня: Заметки фольклориста//Наука и религия. 1988, № 8, с. 41-43.

36. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. 2-е издание - Киев: Украина. 1993.

37. Исследование в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М.: Наука. 1993. с.240.

38. Капица Ф.С. О книге Н.Ф. Познанского. М.: Индрик, 1995.

39. Кашин Н. Домашние средства, употребляемые жителями Приаргунского края при лечении болезней и народные врачи приаргунцев//Вестник ГО. 1860, ч.30, отд. II, с.121-146.

40. Киселева Ю.М. О функционально-смысловой структуре русского любовного заговора//Вестник Московского института. Серия 9. Филология. 1992, № 6. с.12-19.

41. Кравцов Н.И. К изучению эпитета в русской фольклористике//Эпитет в русском народном творчестве. М., 1980.

42. Кривошапкин М.В. Енисейский округ и его жизнь. СПб. 1865.

43. Крушевский Л. Заговоры, как вид русской народной поэзии//Варшавские университетские известия. Варшава. 1876. № 3.

44. Лазутин С.Г. Заговоры//Русское устное народное творчество. М., 1985.

45. Ломанский В.И. Заговор от грыжи.//Вестник ГО. 1860., ч.30. отд. II. ч.146-147.

46. Липатов В.А. К проблеме реальной специфики фольклора: О вариативности заговоров//П.И. Чайковский и Урал. Ижевск, 1983. с. 99-108.

47. Липатов В.А. Любовь и железо: Уральский любовный заговор//Родина. 1994, № 2. с. 112-113.

48. Майков Л.Н. Великорусские заклинания. М. 1994. с.168-174.

49. Максимов С.В. Колдун-чародей//Нечистая, неведомая и крестная сила. М. 1988.

50. Мансикка В. Представители злого начала в русских заговорах//Живая старина. Вып. IV. 1909.

51. Матвеева Р.П. Собрание русского фольклора Сибири//Русский фольклор. 1984. т.22. с.61-67.

52. Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства//Ранние формы искусства. М. 1972.

53. Мельников М.Н. Региональное своеобразие фольклора сибиряков//Русский фольклор. 1984. т.22. с. 68-76.

54. Миненко А.А. К истории русской народной медицины в Сибири XVIII - первой половины XIX веков//Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири: (Сборник научных трудов). Новосибирск, 1983. с.88-103.

55. Михайлова Т.А. К "грамматике" заговора: (О словесной магии в древнеирландской поэтической традиции)//Вопросы языкознания. 1997. № 2. с.132-141.

56. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1975.

57. Ожегова С.С. Композиция и типы северно-русских заговоров.

58. Одабашян А.А. Мифологический образ центра мира в армянских заговорах//Этнолингвистика текста, М., 1988, ч. 1.

59. Петров В.П. Заговоры//Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981. с.77-142.

60. Песков А.М. Об устойчивых поэтических элементах русского заговора. В кн.: Филология: Сборник студенческих и аспирантских работ. Изд.МГУ. М., 1977. Вып.5. с.26-39.

61. Познанский Н.Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул//М.: Индрик, 1995.

62. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н. Теншиева. СПб. 1903.

63. Потебня А.А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. Варшава. 1887.

64. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собран М.Забылиным. Иркутск, 1992, с. 544.

65. Русское колдовство, ведовство, знахарство: Сборник, отв. ред. Стерлигов. СПб. Литера. 1994 с.46.

66. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука. 1981.

67. Савушкина Н.И. Русские заговоры. М.: Пресса. 1993.

68. Савушкина Н.И. Заговоры//Русское народное поэтическое творчество. М.: Просвещение, 1971.

69. Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. СПб. 1841. т.1 кн. 2.

70. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. М. 1959.

71. Сказки и мифы Океании. М., 1970.

72. Соктоев А.Б. Фольклор народов Сибири и Дальнего Востока. Путь к книге//Новосибирск. 1990. с.76-90.

73. Соктоев А.Б. Академическая серия "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". Принципы издания//Изв. Сиб. отделения АН СССР. Серия: истории, филологии и философии. 1989. Вып.3 с.61-64.

74. Славянская мифология. Издательство "Эллис Лак". 1995.

75. Степанова Н.Н. Магия белая и черная. М. 1997.

76. Стародумова И. Заговорщики: О народных заговорах//Отчий край. 1994. т. 2. с.200-202.

77. Топоров В.Н. Заговоры и мифы//Мифы народов мира. т.1. М., 1980.

78. Топоров В.Н. О статусе и природе заговора//Этнолингвистика текста. М. 1988 ч.1.

79. Топорова Т.В. Индоевропейские параллели древнегерманских заговоров//Вопросы языкознания. 1997. т. 2. с.142-149.

80. Трубачев О.Н. Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М.: Школа-Пресс. 1994.

81. Харитонова В.И. Жанровая дифференциация заговорно-заклинательной поэзии//Филологические науки. М., 1988. № 4. с.7-13.

82. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательная традиция: текст и заклинатель//Филологические науки. М., 1990. № 3. с. 33-41.

83. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательный текст: композиционные основы, воздействие на пациента и заклинателя//Филологические науки. М., 1991. № 5. с.45-54.

84. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательный акт в народной культуре восточных славян//Этнографическое обозрение. М., 1993. № 4. с.91-106.

85. Художественные средства русского народного поэтического творчества: Символ, метафора, параллелизм. Вып. 5. М., 1981.

86. Черепанова О.А. Типологическая и лингвистическая интерпретация некоторых элементов заговоров//Русский фольклор. т.26. с.143-154. Л., 1991.

87. Чернов И. О структуре русских любовных заговоров. Ученые записи Тартуского университета. Вып. 181. 1965.

88. Шуклин В.В. Мифы русского народа. Екатеринбург. 1995. с.336.

89. Щуров И. Знахарство на Руси//Чтение в Обществе истории и древнописей российских. 1867. кн. IV. с.143-174.

90. Цыбин В.Д. Вести с того света: Пророки, маги, колдуны. М.: Молодая гвардия. 1995. т.3.

91. Этнолингвистика текста: семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. ч.1.

92. Юдин А.В. Имена персонифицированных лихорадок в восточнославянских заговорах: проблема вариативности//Славяноведение. 1998. № 3. с.54-64.

93. Юматова Т.С. К лексико-семантической интерпретации явления олицетворения в языке фольклора: На материале русских народных заговоров//Вестник Ленинградского института. Серия 2. История, языковедение, литературоведение. 1988. Вып. 4. с.93-95.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!