Глава 3. Современная историография



Историография Татарстана

 После распада Советского Союза и последовавших за этим фундаментальных изменений в политике государства, отразившихся в либерализации всех аспектов общественной жизни, в Татарстане, как и в других республиках, началось интенсивное изучение национальной истории. Историки так называемой «казанской школы», на постоянной основе проводят исследования как в области «татарского вопроса» в целом, так и в отношении монголо-татарского ига.

Стоит отметить, что в это время в среде татарских историков появляются концепции с довольно ярким националистическим уклоном. Так стоит отметить И.Р. Тагирова, чьи взгляды на проблему последствий монголо-татарского ига отмечаются явным преувеличением этого фактора на становлении российской государственности. Он утверждает, что российские государственные институты были не просто скопированы с Орды, но выросли из нее, были ее продолжением.[28]

Политолог Р.С. Хакимов в своих работал постоянно указывает на незаслуженное преумаление и даже искажение истории татарского народа. В особенности он критикует концепцию отрицательного влияния на Русь монгольского нашествия и его вклада в деградацию русских земель, последствием чего стало их отставание от стран Запада. Исследователь считает, что оперирование данной концепцией в настоящее время просто оправдывает существующие в современной России проблемы и свидетельствует о желании свалить все на татар. Политолог, напротив, считает, что с появлением на территории Руси монголо-татар в лучшую сторону меняется даже характер славянского населения. К наследникам степной традиции он относит российских казаков, которые заимствовали образ жизни у кочевников.[29]

 Профессор А. Шакиров привел некоторые примеры абсурда, достигнутого научными исследованиями «народа», а не только историками. Он предположил, что русский язык является ответвлением тюрко-татарского. Более того, существует даже проект переименования России в Татарию на том основании, что она является законным наследником Золотой Орды.[30]

В то же время, В.В. Трепавлов отметил высокий профессиональный уровень ученых Казани,[31]. Попыткой найти компромиссы и точки соприкосновения между учеными в общей истории русского и татарского народа можно назвать выход в 2001 г. коллективной монографии «Татары», изданной совместными усилиями Российской Академии наук и Академии наук Татарстана. В данной работе отражены некоторые этнополитические процессы, происходящие на территории Золотой Орды и их исторические последствия. 

 

 

Историография центральных регионов России

 Как только коммунистическая цензура, требующая однозначности в вопросе влияния монголо-татарского ига на Россию, прекратила свое существование, дискуссия на эту тему возобновилась.

Распад Советского государства заставил задуматься многих его граждан о том, к какой части мира принадлежит их новое государство - к Европе, Азии, или же оно является самобытным образованием. Это означает, что большинство россиян сошлись во мнении, что именно из-за монгольского ига Россия стала уникальной цивилизацией, отличие которой от Запада уходит корнями в далекое прошлое.[32]

В постсоветское время  на российском пространстве были предприняты попытки по-новому истолковать проходившие на территории страны исторические процессы. Новые научные изыскания можно признать вполне успешными, так как в это время появилось множество научных трудов по теме монголо-татарского ига, которые внесли свой вклад в развитие вопроса о проблеме последствий монголо-татарского ига для русских земель.

Так, исследователь Игорь Фроянов в своих работах подчеркивал драматические перемены, произошедшие в политической жизни России в результате монгольского завоевания. Он писал о том, в период ордынского владычества княжеская власть изменила свою сущность по сравнению с периодом более ранней истории древней Руси, когда общество характеризовалось общественно-вечевым устройством. Если ранее князья занимали престол обычно по приглашению городского вече, то теперь они получали ярлык на княжение по изволению хана. Таким образом, высшим источником княжеской власти на Руси стал ордынский хан. Это, в свою очередь, сделало князя самостоятельным по отношению к вечу, что свидетельствовало о зарождении на территории Руси монархических тенденций.[33]

И. Князький также видит самую непосредственную связь между монгольским игом и становлением в России самодержавия через умаление значения представительных институтов, подобных вече. По его мнению, монголо-татарское иго в корне изменило административно-политический строй Руси. Отныне власть московских князей выходила к всевластию монгольских золотоордынских ханов. Примечает историк и то, что московский князь становится царём именно в тот момент, когда после стояния на Угре происходит падение монголо-татарского ига. "Именно от них грозные государи Московии наследуют безусловное право казнить по своей воле любого из подданных, независимо от действительной вины его"[34], - пишет Князькин.

Другой исследователь А.А. Горский также задаётся вопросом: положительное или отрицательное было влияние ордынского ига? И не находит однозначного ответа. По его мнению, если говорить о военном походе Батыя, то его итоги историк оценивает как отрицательные для всех сфер жизни на Руси. Если же говорить о непосредственном влиянии завоевания на историю российской государственности, то здесь, по мнению ученого, нужно говорить о том, насколько оно было значимым. Как считает А.А. Горский, монгольское завоевание привело к коренному изменению типа государственного развития. Суть нового государственного устройства по А.А. Горскому заключалась в том, что мелкие удельные княжества были закреплены за определенными династиями и, таким образом, пересеклась  возможность легко передвигаться от младшего стола к старшему, так как все были подчинены старейшинству великого князя.[35]

Еще одним проявлением возобновившегося интереса к монгольскому наследию в постсоветской России стало возрождение евразийства. Постсоветский евразийство носит ярко выраженный политический характер: оно призывает россиян отвернуться от Запада и выбрать Азию своим домом. Движению присущ национализм и империализм. Согласно социологическим исследованиям, значительная часть российского общества разделяет эту позицию.[36]

Современные сторонники евразийства уделяют истории еще меньше внимания, чем их предшественники. Прежде всего, они заинтересованы в будущем месте России в мире. Но когда приходится говорить об истории, они придерживаются концепции, характерной для советских евразийцев. Они считают, что монголо-татарское иго позволило России не только обрести государственность, но и в будущем стать империей и покорить степь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

Вывод. По большей части современные ученые отвергли советский подход, продемонстрировав свою готовность признать значительный характер влияния монголов на все сферы российской жизни, особенно на политический режим. Современный уровень развития исторических знаний периода Золотой Орды требует осторожного подхода к такой деликатной проблеме, как влияние монголо-татарского ига. Сложность этого вопроса также заключается в том, что он затрагивает национальную тему и в этом отношении требует особенно деликатного отношения.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Заключение

Историография вопроса о влиянии монголо-татар на Русь прошла долгий путь за два с половиной столетия - почти столько же, сколько длилось само ордынское владычество. Споры о его последствиях продолжают волновать умы историков и в настоящее время.

Одним из первых, кто изложил подробную концепцию на последствия монголо-татарского игра, стал Н. М. Карамзин. Одним из главных моментов его точки зрения было то, что централизация России происходила под влиянием ханского правительства, историческим ядром которого было Московское государство. Взгляды Н.М. Карамзина о значении ига для России стали на долгие годы решающими для последующих историков, в том числе для Н.И. Костомарова, Д.И. Иловайского и многих других.

Со второй половины XIX столетия основные положения о монголо-татарском влиянии на Русь нашли свое развитие в концепциях представителей государственной школы, которые стали оппозиционными карамзинской школе. Основателем и самым ярким представителем государственной школы можно считать С.М. Соловьева, по мнению которого иго не сыграло решительной роли в становлении российских политических институтов. Корни российской государственности С.М. Соловьёв находит ещё в домонгольском периоде.

Приход к власти большевиков в 1917 г. и последующее господство марксистской идеологии сказалось на отношении по вопросу о последствиях монголо-татарского ига, которые характеризуются как крайне негативные. Главное отличие концепции марксистов заключалось в трактовке процесса объединения Руси не в результате ордынского нашествия, а вследствие активной борьбы с ним русского народа.

Одновременно с марксистской школой в среде эмиграции широко развивалось евразийское движение, которое особым образом смотрело на преемственность российских политических институтов. В основе российской государственности они видели Золотую Орду, под влиянием которой Россия смогла объединить многочисленные народы Евразии. Таким образом, в глазах евразийцев Россия стала удачным симбиозом татаро-монгольской государственности и православной религиозности, пришедшей из Византии.

В начале 1990-х годов произошли радикальные изменения в пространстве государств, входящих в состав СССР. Новая политическая система открыла возможности для переосмысления научного багажа, накопленного дореволюционной и советской историографией по вопросу последствий монголо-татарского ига. Благодаря этому стало возможным отойти от традиционной схемы марксистской школы, которая ранее оценивала последствия монголо-татарского ига в одном направлении. Основное внимание теперь сместилось с области экономического анализа на изучение влияния ига на формирование системы власти в древнерусском государстве.

В целом проблема наличия в научной литературе качественно отличающихся друг от друга точек зрения кроется в разных общественно-политических условиях, современниками которых были исследователи различных концепций.                                                                                                                                                            

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!