С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 68 страница



Родился в старинной дворянской семье известного историка и педагога П.П. Мельгунова. Ещё будучи студентом историко-филологического факультета Московского университета, стал сотрудником газеты «Русские ведомости», позднее был редактором «Голоса минувшего».

Главный предмет внимания Мельгунова – история Русской церкви, прежде всего старообрядчества и сектантства. Он автор работ, получивших высокую оценку современников: «Церковь и государство в России»: В 2 т.; «Религиозно- общественные движения в России XVII-XVIII вв.»; «Старообрядцы и свобода совести»; «Москва и старая вера»; «Религиозно-общественные движения в России XIX в.» и др. Мельгунов стал признанным авторитетом по вопросам истории церкви в России и на этой почве сблизился с Толстым.

В июле 1905 г. по приглашению Толстого он побывал в Ясной Поляне. Поводом для встречи послужили очерки Мельгунова в «Русских ведомостях» о сектантах с. Павловки Сумского уезда Харьковской губ. «Павловцы» считали себя толстовцами. По воспоминаниям Мельгунова, его мировоззрение «слишком радикально» расходилось с представлениями Толстого, «чтобы найти точку соприкосновения». Для Мельгунова «утопией являлось толстовское построение», для Толстого – «утопией все выводы социалистической мысли». Толстой пытался направить молодого публициста на «путь истинный» и советовал заняться исключительно изучением религиозных движений в России. После этой встречи контакты Мельгунова с Толстым продолжались: переписка, посылка книг, о которых просил писатель. При участии Мельгунова в августе 1907 г. в «Русских ведомостях» была опубликована статья Толстого «Не убий никого».

В ноябре 1910 г. Мельгунов принимал участие в похоронах Толстого. Позже вместе с дочерью писателя, Т.Л. Толстой, участвовал в подготовке издания Полного собрания сочинений Толстого в России, а затем в эмиграции.

Мельгунов неоднократно возвращался к творчеству Толстого, о чём говорят его статьи и публикации. В 1926 г. в Париже в газете «Последние новости» он опубликовал неизданные варианты повести «Хаджи-Мурат» и неизданные фрагменты редакций повестей «Детство» и «Юность». Тогда же при участии Мельгунова в Париже вышла книга: Толстой Л.Н. Неизданные рассказы и пьесы. Здесь впервые публиковались некоторые сочинения Толстого, например, «Как умирают русские солдаты», «Святочная ночь».

 

 А.П. Потапкина

 

МЕНГДЕН Елизавета Ивановна (рожд. Бибикова; по первому мужу Обо

 

306

 

ленская; 1822-1902) – переводчица, мемуаристка, друг семьи Толстых. Овдовев, в 1849 вышла замуж за барона В.М. Менгде- на (1826-1910).

Менгден была женщина разносторонних интересов. В её доме в Москве собирался цвет тогдашней интеллигенции. Часто её укоряли за приём у себя литераторов. Сын Менгден от первого брака Д.Д. Оболенский вспоминал о том, как один великосветский господин, встретив в её доме В.П. Боткина, сына крупного московского чаеторговца, спросил у неё: «Что, вы у него чай покупаете?» На что Менгден отвечала: «Нет, подаю ему чай» (47: 408). Толстой был очарован Менгден, о чём говорят его дневники и письма. 10 февраля 1857 г. он писал Боткину: «Е.И. Менгден вам нравится – я ужасно рад. Видно, мы не в одной поэзии сходимся в вкусах». «Она прелесть, и какие могут быть отрадные отношения. Отчего с сестрой я не нахожу такого наслаждения? Может, вся прелесть состоит в том, чтобы стоять на пороге любви», — запись в дневнике 3 февраля.

Менгден в течение всей своей жизни была близка с семьёй Толстого, их связывали дружеские и деловые отношения. Она переводила сочинения писателя, в частности ей принадлежит перевод «Казаков» (в «Journal de St.-Petersbourg», 1878). Толстой официально разрешил Менгден переводить свои произведения на английский язык. Часто она являлась посредником между ним и писателями-переводчиками. Так, М. де Вогюэ просил её получить разрешение Толстого на перевод «Крейцеровой сонаты» на французский язык. Перу Менгден принадлежат воспоминания о своём детстве «Из дневника внучки» (Русская старина. 1913. № 1).

 

Лит.: Бельгард С.В. «Макле» // Столица и усадьба. 1916. № 11; Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

 Т.В. Белова

 

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834—1907) – учёный-химик; знакомый Толстого; упоминается в его дневниках, письмах. Впервые имя Толстого появилось в письме Менделеева из Крыма в Москву в 1855 г., где автор рассказывал про «весёлого батарейного командира Льва Николаевича Толстого», который «и песни писал весёлые, и начальства не боялся» (имелась в виду песня «Как четвёртого числа...», распространявшаяся в армии; цит. по: Надинский П. Л.Н. Толстой в Крыму. Симферополь, 1948. С. 57-58).

В 1897 г. в Петербурге у художника Н.А. Ярошенко Толстой познакомился с Менделеевым и с тех пор следил за его научной деятельностью.

  17 июля 1906 г. он выписал книгу Менделеева «К познанию России» и прочёл её с большим интересом. 2 августа Д.П. Маковицкий записал, как Толстой оценил книгу: «Данные интересные, но рассуждения плохие. Читал место, где ничего нельзя понять. Валяет с плеча, никакой обработки, чтобы мысль была ясно выражена. Я знаю, какой это труд — выражаться ясно». Не вызвали у Толстого доверия идеи учёного о деторождении и промышленном развитии России; он спорил об этом с Н.Л. Оболенским: «Л.Н. спорил с горячностью: “Он и меня вспоминает. Я хотел ему написать. Идеал его — размножаться; а чтобы можно было прокормиться — заводить промышленность и добывать пищу фабричным путём. Земледелие второстепенное. <...> Идеал не есть размножение (у кроликов — да), а совершенствование. Идеал — целомудрие”» (ЯПЗ. 2. С. 194).

В библиотеке Менделеева сохранилось 14 произведений Толстого с пометками и записями на полях и подчёркиванием слов в тексте. Первая по времени книга, содержащая большое число помет, — «Краткое изложение Евангелия» (1890). Суть возражений Менделеева состоит в защите материалистического воззрения на жизнь. Одним из последних произведений Толстого, которое внимательно прочитал учёный и где много его замечаний, была работа «Об общественном движении в России» (Берлин, 1905).

С.Л. Толстой вспоминал свои встречи с Менделеевым, по совету которого ездил с Олсуфьевым и Орловым осматривать шахты и промышленные предприятия Донбасса: «Очевидно, я смотрел на него с восхищением и подобострастием; но не только потому я подпал под его влияние; он был на самом деле обаятельным человеком... Виден был большой ум, чувствовалась большая жизненная энергия. Он любил говорить и говорил горячо и образно, хотя не всегда гладко. Он крепко верил в то, чем в данное время увлекался, и не любил возражений на свои, иногда смелые, парадоксы. Этим и некоторыми другими чертами он мне напоминал моего отца». «Он только что прочёл “О жизни”. “Ваш отец, — говорил он, — воюет с газетчиками и сам становится с ними на одну доску. Он духа науки не понимает, того духа, которого в книжках не вычитаешь, а который состоит в том, что разум человеческий всего должен касаться; нет области, в которую ему запрещено было бы вторгаться...” Я ему говорил, что отец, главное, борется против позитивного мировоззрения, по которому,

 

307

 

для того чтобы решать насущные вопросы об отношении к людям, нужно пройти через всю контовскую <от О. Конт. – В.Л.> лестницу наук, а нам нужно не это, а ответ на вопрос: что сейчас делать? Менделеев на это ответил, что ведь мы питаемся каждый день, а разве поэтому нельзя рассуждать и исследовать научным путём вопрос о том, чем лучше всего питаться. (Хотя он говорит, что и об этом мы очень мало знаем.) Зачем же отрицать другие науки — точные? Разве они несовместимы со взглядами Льва Николаевича?» (Очерки былого. М., 1949. С. 168, 181-182).

 В.В. Алексеева

МЕНШИКОВ Александр Сергеевич («Менщиков», «Менчиков»; «Менщик»; 1787-1869), князь – один из крупнейших военачальников времён Крымской войны, главнокомандующий русской армией в Крыму; генерал-адъютант, начальник морского штаба, член Гос. совета. В своё время участвовал в войнах 1809 и 1812 — 1814 гг. В Крымскую кампанию проиграл Алминское и Инкерманское сражения с потерями в несколько тысяч солдат и офицеров. Предпринятое им наступление на Евпаторию закончилось неудачей, после чего Меншиков, к тому времени уже серьёзно больной, был отправлен в отставку. Никаких важных гос. постов он уже больше не занимал, поселился в своей деревне.

У Толстого было разное мнение о Меншикове: «Менщиков <так фамилию генерала произносили солдаты. - Н. Б.> кажется мне хорошим главнокомандующим, — писал он в дневнике осенью 1854 г., — но несчастно начавшим своё военное поприще с меньшими силами против втрое сильнейших и лучше вооружённых». С другой стороны, молодой подпоручик прислушивался к солдатским и офицерским толкам после проигранных Алминского и Инкерманского сражений, все обвиняли Меншикова, среди солдат ходили слухи об его измене, и даже фамилию главнокомандующего «солдатики» то ли с издёвкой, то ли с досадой переделали на «Изменщиков».

После Алминского боя была сочинена и распространялась в войсках солдатская песня «Как восьмого сентября...», к которой ещё на протяжении долгих месяцев присочинялись новые и новые куплеты; есть версия, что в этом «присочинении» наряду с другими авторами участвовал и Толстой. Сам Толстой признавал это участие в письме к М.Н. Милошевич в 1904 г. В песенке есть несколько куплетов про Меншикова:

 

«Князь Лександра-адмирал

Судёнышки затоплял

В море-пучине.

 

Молвил: «Счастия желаю,

Сам ушёл к Бахчисараю:

Ну вас всех в пизду…»

 

Просит Менщик подкрепленья:

Царь ему во утешенье

Сакена прислал (bis).

 

Менщик — умный адмирал,

Царю прямо отписал:

«Батюшка - наш царь,

 

Ерофеич твой не крепок,

От твоих же малолеток

Проку ни хуя!»

 

Царь на Менщика серчает,

Как в ту пору захворает

На одном смотру

 

И отправился на небо,

Видно, в нём была потреба,

Хоть давно пора.

 

А когда он умирал,

Свому сыну наказал:

«Ты теперь смотри».

 

Сын же Мешцику писал:

«Мой любезный адмирал,

К чёрту, брат, тебя.

 

Назначаю я иного

Того князя Горчакова,

К турке что ходил.

 

Много войск ему не надо,

Будет пусть ему награда

Красные штаны».

 

Все имена и события в песне подлинные и достоверные: по приказу Меншикова в Большой Севастопольской бухте были затоплены корабли русского флота, чтобы закрыть неприятелю вход в бухту; на подмогу Меншикову был прислан Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен и на короткое время приехали сыновья Николая I (здесь игра слов: «Ерофеич» — сорт русской водки, «малолетки» — великие князья, царские сыновья); после смерти Николая I его сын, новый император Александр П, отправил Меншикова в отставку, назначив главнокомандующим князя М.Д. Горчакова. Какие из этих куплетов сочинил Толстой, сейчас сказать невозможно, поэтому песня «Как восьмого сентября...» не значится среди произведений писателя. Полностью текст песни можно прочитать в 4-м томе Юбилейного издания Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого в разделе «Приложение» (с. 424-426).

 Н.И. Бурнашёва

 

308

 

МЕНЬКОВ Пётр Кононович (1814 - 1875) – генерал-лейтенант, участник обороны Севастополя; военный писатель, позднее редактор газеты «Русский инвалид». Менькову армейская молва приписывала авторство некоторых солдатских песен, а в его «Записках...» в 1898 г. была напечатана севастопольская песня Толстого «Как четвёртого числа...» под заглавием «4 августа». В коротком редакционном вступлении сообщалось, что «песнь крымских солдат, касающаяся сражения на Чёрной речке», приложена к запискам Менькова, имя автора не упомянуто и потому издатели «склонны считать таковым П.К. Менькова или целый кружок лиц главной квартиры князя Горчакова». Спустя несколько лет, весной 1904 г., корреспондент газеты «Новое время» К.А. Скальковский, опираясь на авторитет издателей «Записок» Менькова, неосторожно упомянул его как автора севастопольской песни. Это упоминание вызвало протест у читателей газеты, определённо считавших автором песни Толстого.

 

 Н.И. Бурнашёва

МЕНЬШИКОВ Михаил Осипович (1859-1918) — публицист, писатель. Посетитель, корреспондент и адресат Толстого.

Меньшиков окончил Морское техническое училище в Кронштадте, участвовал в морских походах. Служил в Главном гидрографическом управлении, с 1892 г. – в отставке. В 1890-е гг. – журналист, сотрудник газеты «Неделя». Переписывался и общался с А.П. Чеховым, А.С. Сувориным и др. известными русскими литераторами и издателями. С 1901 г. – сотрудник газеты «Новое время». Меньшиков писал о различных сторонах русской общественной, культурной, социальной жизни. Широкую известность получил цикл его статей «Письма к ближним» (1902-1916). В 1917 г. с семьёй переселился на Валдай. В 1918 г. арестован и расстрелян по приговору Чрезвычайного полевого штаба.

Сближение Толстого и Меньшикова произошло в 1890-е гг. Толстому и Черткову понравились отзывы журналиста на трактат «Царство Божие внутри вас» и статью «Неделание». В январе 1894 г. Меньшиков посетил Толстого в московском доме в Хамовниках. Они нашли общий язык; в дневнике 24 января Толстой записал, что Меньшиков – его умный последователь. Многие работы Меньшикова, печатавшиеся в «Неделе» в 1890-е гг., были близки религиозным взглядам Толстого. Так, прочитав в 1896 г. его статью «Ошибки страха», о «непротивлении злу», Толстой отметил в дневнике, что статья «прекрасная» и ему радостно было её читать, а затем 9 июня написал автору письмо: «Дорогой Михаил Осипович. Вчера прочёл вслух вашу третью статью “Ошибки страха”. Очень благодарю вас за ту радость, которую я испытывал, читая эти статьи. Они прекрасны и сделают много добра людям. Любящий вас Л. Толстой».

Иногда в переписке Толстой и Меньшиков обсуждали важные философские вопросы, бывали и несущественные расхождения: например, по-разному они трактовали образ Никиты в рассказе Толстого «Хозяин и работник», по-разному относились к вопросу об упадке народного духа... Тем не менее между ними тогда существовало согласие и внутреннее единство. Меньшиков очень высоко ценил Толстого: «Толстой подобен Волге: явившись в русскую землю, он будет орошать её целые века, целые поколения будут питаться им и плыть в волнах его духа к вечности», -- писал он (Меньшиков М.О. Из записных книжек // Прометей. 12. С. 246-256). «Побывши с Толстым, ещё приближаешься к нему, чувствуешь (т.е. я чувствую) истинное воскресение всего хорошего, на что моя природа когда-либо была способна. Мне хочется плакать и любить всех, и молиться, и быть святым. Казалось бы, всё сбросил с себя дурное, всё отдал бы Богу. Одно воспоминание о нём приподнимает необычайно» (там же. С. 251-252). С любовью относился к Меньшикову и Толстой. 2 октября 1897 г. он писал ему: «Узнал от Буланже, что вы больны, и захотелось сказать вам, что я вас люблю и общаюсь с вами душою, читал ваши прекрасные, совсем не похожие на то, что и как пишется теперь, особенные статьи и радуюсь».

Часто Толстой обращался к Меньшикову с различными просьбами, чувствуя в нём «своего» человека, которому можно доверять. Время от времени журналист посещал Толстого: в августе 1895 г. гостил несколько дней в Ясной Поляне, 3 февраля 1898 г. был в Хамовниках, в начале августа 1900 г. и в июле 1901 г. – вновь в Ясной Поляне, в мае 1902 г. – в Крыму.

До 1902 г. Меньшиков был близок к Толстому по взглядам. В 1900 г. искренне возмущался, прочитав текст «Трёх разговоров» Вл. Соловьёва, направленных против толстовства, в 1901 г. одобрительно отозвался об «Ответе Синоду» Толстого. Однако вскоре после того, как он перешёл на работу в газету «Новое время», характер его публицистических статей изменился. Журналист занял национал-патриотические, имперские позиции, про –

 

 

 309

 

поведуя антисемитизм; стал критиковать Толстого и его взгляды с гос. точки зрения. Толстой по-своему объяснял нападки Меньшикова. 13 марта 1903 г. он записал в дневнике: «Второй раз встречаю в жизни незаслуженную, ничем не вызванную ненависть от людей только за то, что им хочется иметь такую же репутацию, как моя. Они начинают любить, потом хотят быть тем, что любят, но то, что они любят, не они, и мешает им быть таким же, и они начинают ненавидеть: Меньшиков, Лёва. Вот доказательство зла славы».

Тем не менее Толстой в последние годы жизни регулярно читал статьи Меньшикова в «Новом времени» и, высоко оценивая его публицистический талант, говорил, что у него «большое, огромное дарование», «эпитеты верные, как одежда, которая хорошо идёт» (ЯПЗ. 2. С. 369, 384). Наряду с этим, Толстой подчёркивал, что непрерывным «писательством» ради денег Меньшиков загубил часть имеющегося у него таланта, что такая «бойкость писания с серьёзностью мысли не идёт» (ЯПЗ. 3. С. 217).

Несмотря на различия во взглядах, Толстой и Меньшиков не прекратили контакты. 11 августа 1906 г. журналист посетил Ясную Поляну. Разговор шёл о значении современной науки, религиозном и научном миросозерцании. Толстой, считавший, что религия бесконечно выше науки, что безграмотная «баба, молящаяся Богородице, выше Геккелей», ибо она стремится к Богу, спорил с Меньшиковым, отстаивавшим научное мировоззрение, считавшим, что, «может быть, есть что-нибудь выше Евангелия». Спор был очень острым. Толстой закончил его обвинением в адрес Меньшикова: «Не вы одни – целая артель учёных лишена религиозного чувства, ей недоступно религиозное миросозерцание – виновны в том, что делается теперь в России» (ЯПЗ. 2. С. 202-203).

Меньшиков в своих «Письмах к ближним» (1904) отразил разные взгляды на жизнь и творчество Толстого. С одной стороны, он подчёркивал моральный авторитет писателя, признавал, что «под безотчётным влиянием этого мыслителя» он «написал свои лучшие статьи и книги». Однако есть пункты в учении Толстого, с которыми Меньшиков «никогда согласиться не мог. Эти пункты — заповеди абсолютного непротивления, абсолютного целомудрия, абсолютной нищеты» (с. 418-431). 23 января 1907 г., прочитав очередной фельетон Меньшикова, Толстой написал ему о картине М.В. Нестерова «Святая Русь», о которой шла речь в фельетоне: «Спасибо, Михаил Осипович, за ваше вступление к фельетону “Две России”. Я заплакал, читая его. И теперь, вспоминая, не могу удержать выступающие слёзы умиления и печали. Но умру всё-таки с верой, что Россия эта жива и не умрёт». В 1908 г., после выхода в свет статьи Толстого «Не могу молчать», Меньшиков опубликовал статью «Лев Толстой как журналист», в которой заявлял, что статья Толстого написана слабо, она не волнующая, не убедительная, что Толстой лишён таланта публициста. Как и большинство консервативных журналистов, Меньшиков не соглашался с протестами Толстого против смертных казней, считая, что протестовать нужно прежде всего против бесчинств бунтовщиков. В статье «Толстой и власть» он упрекал писателя в том, что тот «стремится подговорить власть к величайшему насилию, какое мог бы придумать тиран, — к отмене частной земельной собственности» (Меньшиков М.О. Письма к ближним. СПб., 1908. С. 500). Эта статья Меньшикова, вышедшая незадолго до юбилея Толстого, возмутила С.А. Толстую, которая 17 августа опубликовала в «Русском слове» свой протест. Журналист ответил ей статьёй «Выкуп Ясной Поляны» (там же. С. 518-522). В марте 1908 г., когда вся Россия ждала предстоящий юбилей Толстого, Меньшиков выступил с предложением «никак не чествовать старца, а дать ему покой и отдых, в которых он больше всего нуждается» (там же. С. 156). Таким было и пожелание самого Толстого. В день юбилея Меньшиков опубликовал статью «Россия и Лев Толстой», в которой сравнивал судьбу Толстого и исторический путь России.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!