Рождества Христова и Богоявления (25дек/7янв и 6янв/19янв)



РХ (Навечерие): (Ис 9:6-7) читается в качестве 7-ой паремии в Навечерие и на 9 часе Рождества Христова, здесь говорится о свойствах Эммануила, которые заключаются в данном Ему длинном многосоставном имени: «велика совета Ангел, чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века». (Ис. 11:1-10) читается как 4-я паремия в праздник Навечерие Рождества Христова, поскольку празднуемое событие является исполнением пророчества Исаии о рождении Христа Спасителя из рода Иессеева. 8-я паремия Навечерия и 6 часа из Книги пророка Исаии (7:10-16; 8:1-4, 8-10) в наибольшей степени (по сравнению с другими ветхозаветными чтениями) соответствует теме праздника, так как здесь приводится пророчество о рождении Эммануила от Девы.

КГ (Навечерие): (Ис. 35:1-10) на первом часе. Эта паремия является частью так называемого малого апокалипсиса Исаии (Ис. 34-35), здесь описано будущее возвращение из Вавилонского плена и славное состояние Израиля. Ключевую роль в связи текста паремии с празд­ником играет образ земли Израиля как пустыни жаждущей (безжизненное место, в котором отсутствует вода), которая в будущем преобразится. Кроме того, в этой паремии упоминается Иордан— место, где произошло событие Кре­щения Господня.

3-й час, Паремия и 7-я Навечерия — Ис. 1:16-20. В этой паремии буквально вода не упоминается, однако речь идет об омовении.

6-й час, Паремия — Ис. 12:3-6. Краткое чтение, ключевую роль в котором играет начальная фраза: «почерпите воду с веселием от источник спасения»

9-й час, Паремия и 13-я Навечерия — Ис. 49:8-15. В этом отрывке пророк обращается к иудеям, находящимся в рассеянии, и призывает к возвращению в землю обетованную, к новому исходу, во время которого Господь силен совершить те же знамения, что во время первого исхода. Но именно после крещения Господня наступило это время.

Дни памяти архидиак. первомч. Стефана (22/ янв.)

Сретение Господне (2/15 февр.): 2-я паремия (Ис 6:1-12) содержит описание призвания Исаии на пророческое служение; 3-я паремия (Ис 19:1,3 -5, 12, 16, 19-21) в паремии говорится, что Господь «приидет в Египет», а мы знаем, что вскоре после событий Сретения в Иудею пришли волхвы с дарами, после же их прихода праведный Иосиф, Богородица и Младенец Иисус вынуждены были бежать в Египет.

Мучеников Севастийских (9/22 марта)

День пр. Исаии (9/22 мая)

В дни памяти Иоанна Предтечи (24 февр., 25 мая, 24 июня, 29 авг.) и нек-рых мучеников (Ис 43:9–14) (13 дек., 9 марта, 27 июля). (Ис 40:1–3, 9; 41:17–18; 45:8; 48:20–21; 54:1). Здесь говорится о «гласе вопиющего в пустыне».

В подвижном богослужебном круге И. п. к.: с отрывка Ис 1. 16-20 в 5-й понедельник Великого поста начинался цикл чтений для оглашенных, книга пророка читалась как в будни, так и в воскресные дни Великого поста, в особенности в Неделю ваий, в Великие четверг, пятницу и субботу. В будние дни 6 седмиц Великого поста на 6-м часе, в Великие четверг, пятницу (Ис 52-53 – о страдающем Рабе/Отроке Господнем) и субботу (Ис. 61:1-10) - о Помазаннике Господнем и Его Церкви.

Преполовение Пятидесятницы (Ис 55:1; 12:3-4; 55:2-3, 6-13). Здесь более чем явно видно аналогию благодати Божией с водой.

Вознесение Господне: 1-я паремия — Ис. 2:2-3. В этом коротком фрагменте содержится мессианское пророчество о возвышении горы дома Божия. Вместе с тем в пророчестве говорится об обращении к истинному Богу многих народов (ср. Деян. 1:8). 2-я паремия — Ис. 62:10 - 63:3, 7-9. Данная паремия выбрана для праздника Вознесения во многом ради диалога (Ис 63:1-3). По объяснению Отцов и учителей Церкви с вопросом: Кто Сей, пришедый от Едома? обращаются к вознесшемуся на небеса Христу Небесные Силы.

Неделю всех святых: первая паремия (Ис 43:9-15). В историческом ключе здесь говорится о возращении Израиля из плена вавилонского, как Божественного плана исполнение. Для нас же Израиль это прообраз Церкви в которой святые это свидетели истинности обетований Божиих.

Молитвословия:

 (Ис 6:3) - слова Серафимской песни - троекратное "свят, свят, свят, Господь Саваоф" - послужили основанием трисвятой песни, употребляемой в Православной Церкви за богослужением и в частной молитве верующих. Эти же слова постоянно воспеваются на Божественной литургии во время евхаристического канона.

(Ис 6:7) - слова Серафима, прикоснувшегося горящим углем к устам пророка: "Се прикоснуся сие устнам твоим и отымет беззакония твоя и грехи твои очистит" - произносятся священнослужителями при целовании Св. Чаши после причащения.

ПАСХА. Задостойник Пасхи: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис. 60:1). Раздел (Иc 60-62) начинается словами: «Восстань, светись, [в синодальном переводе добавлено - Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис 60:1). То, что Господь обращается именно к Иерусалиму, следует из глав 49-54, где Иерусалим назван женой Господа, матерью Его детей. Этот свет, который должен воссиять над Сионом, будет светить и всему миру, будет привлекать в Иерусалим народы и их царей (стихи 2-3). С ними придут «сыновья и дочери» Сиона, иудейская диаспора (стихи 4, 9), и в Иерусалим-Сион они принесут богатства народов (стихи 5-9).

Библиография:

Исаия, пророк. Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B8%D1%8F

Исаия, пророк // Православная энциклопедии // http://www.pravenc.ru/text/674804.html

Исайи пророка книга // Православная энциклопедии // http://www.pravenc.ru/text/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0.html

Исаия, пророк. Электронная еврейская энциклопедия // https://eleven.co.il/bible/heroes-and-characters/11850/

Видео:

Исайя, пророк. Студия Неофит // https://www.youtube.com/watch?v=Tau7xmG-Rng&vl=ru

 


[1] Книга пророка Исайи по первым ее строкам была также известна как «Видение Исайи, сына Амосова» (2 Пар 32:32).

[2] Образ виноградника впоследствии станет одним из наиболее распространенных в Новом Завете — ср. притчи Иисуса Христа о работниках в винограднике (Мф 20:1-16), о злых виноградарях (Мф 21:33-46), о виноградной лозе (Ин 15:1-10).

[3] Апостол Павел, говоря об обратившихся к вере в Иисуса Христа иуде­ях, отождествляет их с Остатком, о котором пророчествовал Исайя: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился Оста­ток» (Рим 11:5; ср. 11:25-27).

[4] Второй сын Исайи также имел символическое имя; Господь сказал пророку: «Назови его Магер-Шалал-Хаш-Баз [евр. «спешит к добыче, торопится на грабеж»]. — «Еще до того как этот мальчик научится го­ворить “отец” и "мать”, богатства Дамаска и добычу из Самарии поне­сут перед царем ассирийским!» (Ис 8:4 РБ0).

[5] «...Следует отметить, что мысль о рождении Мессии от Девы (Мф 1:22-23) не вошла в сознание ветхозаветного человека. В народ­ных представлениях о Мессии во времена Христа сверхъестествен­ному рождению Помазанника не было места (см.: Се. Иустин Муче­ник. Диалог с Трифоном, 48-49; блж. Иероним. Толкование на пророка Исайю, кн. III)». —Мень А., прот. Исагогика. Ветхий Завет.

[6] Текст И. п. к., с которого делался перевод Септуагинты, значительно отличался от МТ. В наст. время эти разночтения принято связывать с творчеством переводчиков, к-рые в ряде случаев руководствовались определенными богословскими принципами и создавали экзегетический перевод или актуализировали текст перевода, включая в него отсылки к современным им событиям. Так же есть мнению, мн. элементы греч. текста книги, к-рые принято считать экзегетическим переводом, являются свидетельством разночтений в древнеевр. тексте, выбранном для перевода.

[7] «Символические имена раскрывают сверхъестественную природу Мессии. Чудный Советник означает Его высшую мудрость; Бог Креп­кий— Его Божественную силу; Отец вечности — несокрушимость Его Царства; Князь мира (евр. Саршалом — князь покоя) — благосло­венный мир, который воцарится в мессианском Царстве». — Менъ А., прот. Исагогика. Ветхий Завет.

[8] Первая часть пророчества исполнилась с приходом в мир Иисуса Хри­ста, а вторая часть относится к будущим временам, когда евангель­ские идеалы настолько проникнут в человеческие отношения, что станут определять жизнь народов.

[9] Первая часть Книги Исайи завершается историческим разделом (Ис 36-39), содержание которого во многом совпадает с повествова­нием 4 Цар 18-20 о нашествии Ассирии на Иерусалим в 701 г. до Р.Х.

[10] В текстах Нового Завета это пророчество интерпретируется как ука­зание на Иоанна Крестителя, предтечу Иисуса Христа (Мк 1:3-4, «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сде­лайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя креще­ние покаяния для прощения грехов»).

[11] Именование «Служитель Господень» есть предвосхищение Иисуса Христа, Которой сказал о Себе, что пришел на землю «послужить» спасению людей (Мф 20:28; Мк 10:45).

[12] Четыре гимна о Служителе Господнем расположены в разделах Ис 42:1-7; 49:1-26; 50:4-10; 52:13-53:12. Вероятно, именно эти про­рочества имел в виду апостол Павел, говоря, что Христос принял «об­раз раба», то есть служителя (Флп 2:7).

[13] Ср. слова старца Симеона Богоприимца об Иисусе Христе как о «свете во откровение язычников» (Лк 2:29-32). Иисус Христос, истинный Служитель Господень, будет совершать Свое служение не земной си­лой, а духом кротости (ср. Мф 11:29).

[14] Иудейские комментаторы не считали этот гимн о Служителе Господ­нем пророчеством о Мессии — крайне трудно было представить, что Мессия может быть страдающим и униженным. Но апостолы и про­чие ранние христиане увидели в этом тексте драгоценное пророче­ское свидетельство о земном пути Господа Иисуса Христа (см. Деян 8:30-35; 1 Пет 2:21-25).

[15] Иисус Христос, придя в синагогу Назарета, прочитал это пророчество и сказал, что оно исполнилось в Его лице (Лк 4:14-22). Показательно, что Он опустил заключительные слова «и день мщения Бога нашего».

[16] Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из книги пророка Исайи // https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/tolkovanie-na-parimii-iz-knigi-proroka-isaii/


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!