Жизнь в восстановленном Иерусалиме — новая община и Храм (Ис 56-66)



Великий пророк понимает, что новая жизнь на разва­линах Иудеи поначалу будет нелегкой, и чтобы люди не пали духом, он направляет к ним свою проповедь, пред­восхищая явление Служителя Господня (Ис 61:1-2)[15].

Пророк подчеркивает, что в новую иудейскую общину должно быть позволено вступать и людям из других народов, и евнухам (Ис 56), если они от души соблюдают заповеди Бога (Ис 56:6-7; ср. Рим 10:20-21).

Пророк передает важные слова Бога о Храме — Храм сам по себе не имеет абсолютного значения (Ис 66:1—2). Бог желает оби­тать не в каменном здании, а в сердцах людей, благого­веющих пред Ним и исполняющих Его волю.

Истинный и угодный Богу пост

Пророк уделяет внимание разъяснению, каким дол­жен быть пост, чтобы он соответствовал воле Бога. Люди недоумевают, но пророк их обличает т.к они постятся, но не возрастают духовно-нравственно (Ис 58:3-9).

Новый Иерусалим будущего века

Обетования Божии об ослепительном величии Иеру­салима не исполнились сразу же после возвращения из плена, и это могло послужить унынию иудеев. Но пророк убежден, что обетования непременно сбудутся, и изобра­жает славу Нового Иерусалима, который принадлежит не земной реальности, но небесной (Ис 60:1- 3,20). Сам Господь возвещает: «Теперь сотворю Я новое небо и новую землю» (Ис 65:17РБ0). Пророк пока­зывает обновленный и преображенный мир грядущего века, когда народ Божий будет жить в полной гармонии с природой, наслаждаясь долголетием и безмятежным счастьем. В людях будет царить всецелая преданность Богу, и священниками Богу будут становиться не только потомки Левия и Аарона, но множество людей. Многие народы придут в Иерусалим со своими дарами (Ис 66:14).

Еще раньше в Книге пророка Исайи описывалась бит­ва Господа с враждебными силами, восстававшими про­тив Него — они представлены в образе морских чудовищ (змей Левиафан). Картина битвы (Ис 24-27) «говорит о внутренней сущности истории и как бы делит мир на два полюса: на одном — построенные на насилии языче­ские царства, на другом — град спасения, идеальный Иерусалим». Пророк видит, что темные силы будут окончательно повержены, и даже сама смерть будет побе­ждена: «Твои усопшие оживут! Тела умерших моих вер­нутся к жизни! Проснитесь, радостно восклицайте, лежа­щие в прахе! Роса Твоя—светоносная роса! Земля отпускает мертвых» (Ис 26:19РБО). Владыка Господь «уничтожит смерть навеки» и «утрет слезы со всех лиц» (Ис 25:8).

Смерть пророка

В апокрифе «Исаии пророка Вознесение» говорится, как в присутствии царя Езекии и молодого Манассии Исайя предрекает свою мученическую кончину в правление последнего. Когда к власти приходит Манассия, пророк бежит в Вифлеем, а затем на гору в пустыне. Место, где он скрывался, царю выдает лжепророк Белкира (Велиар, Белхира и др.), которыйрый обвиняет Исайю в измене (пророк предсказывал беды Иерусалиму, сравнивая его с Содомом ср.: Ис 1:7-10) и в богохульстве (противоречил самому Моисею, утверждая, что видел Бога, но остался жив ср.: Исх 33:20; Ис 6:5). Манассия приказал посадить Исайю в темницу и перепилить его деревянной пилой. Исайя принимает мученическую кончину. Помимо изложения обстоятельств смерти пророка в апокрифе рассказано о вознесении Исайи на небеса и получении им откровения. О мученичестве Исайи также известно из апокрифа «Жизнеописание пророков».

Раннехристианские авторы были знакомы с этой традицией. В НЗ она, возможно, отражена уже в (Евр 11:37) и  и у многих Св.Отцов.

 

Книга пророка Исайи в Новом Завете.

Евангелие.

В Благовещении Пресвятой Богородицы (Мф 1:23) евангелист видит исполнение мессианского пророчества о Еммануиле (Ис 7:14).

Как и для других евангелистов, для Матфея св. Иоанн Предтеча - это «глас вопиющего в пустыне» (Ис 40:3; ср.: Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 3:4-6; Ин 1:23).

Выйдя на общественное служение в Галилее, Иисус Христос, согласно евангелисту, исполняет пророчество о «свете великом» для «народа, сидящего во тьме» (Мф 4:15-16; ср.: Ис 9:2). Исцеления Им больных (Мф 8:17) и Его провозвестие (Мф 12:18-21) обретают окончательный смысл в описанном пророком образе Раба Господня ( Лк 22:37 ср.: Ис 53:4-12; 42:1-4).

Вход Господа в Иерусалим (Мф 21. 5) исполняет пророчество о вхождении Мессии в Сион (Ис 62:11; Зах 9:9).

В проповеди в синагоге Назарета Христос говорит об исполнении в Его служении пророчества (Ис 61:1-2 ср.: Лк 4:18-22).

В произнесенной в Капернауме речи о хлебе жизни Христос ссылается на слова из Ис 54:13: «И все сыновья твои будут научены Господом...» (Ин 6:45: «и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне». Неверие, с которым столкнулся Раб Господень (Ис 53:1), прообразовало и ситуацию проповеди Иисуса (Ин 12:38; ср.: Рим 10:16). Наконец, евангелист прямо утверждает, что пророк говорил о Христе, когда он «видел славу Его» (Ис 6; ср.: Ин 12:41).

Деяния.

Ссылка на (Ис 66:1-2) в конце речи Стефана (Деян 7:49-50) подчеркивает слепоту иудеев; о ней же со ссылкой на (Ис 6:9-10) говорит в последней речи ап. Павел (Деян 28:26-27). Слепота иудеев оправдывает начало миссии к язычникам, которую апостолы Павел и Варнава уже в Антиохии обосновывали словами из пророчества (Ис 49:6): «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (ср.: Деян 13:47).

Ап. Филипп благовествует евнуху об Иисусе, указывая на исполнение в Нем пророчества о страдающем Рабе Господнем (Ис 53:7-8): «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился» (Деян 8:32-33). Пророчество о «завете вечном, неизменных милостях, [обещанных] Давиду» (ср.: Пс 15:10), последняя явная цитата из (Ис 55:3), понято как пророчество о Воскресении (Деян 13:34).

Откровение.

Она содержит ок. 40 образов из И. п. к., большинство из к-рых не встречаются более в НЗ. Образы видения из Ис 6 присутствуют также в описаниях откровения небесного трона (Откр 4: 2, 8) и явления Бога «в дыме от славы», наполняющем храм (Откр 15:8). В обличении идолопоклонства и гордыни вавилонской блудницы (Откр 17-18) получают развитие темы плача пророка о Вавилоне (Ис 47:8-9) и его пророчества о Тире (Ис 23:8, 17). Образ кубка с вином гнева Божия (Откр 14:8, 10; 16:1, 19) присутствует уже в Ис 51, о виноградном точиле, в котором Мессия в кроваво-красной мантии топчет народы (Откр 19:15), говорится уже в (Ис 63:3). Точно так же описания кары (напр.: Откр 6:13-14; 8:10; 14:11 и др.) и падения Вавилона (Откр14:8) сближаются с пророчествами Исаии о Вавилоне (Ис 14:12; 21:9) и Эдоме (Ис 34:4, 10), под которыми в иудаизме того времени понимался Рим. Мессианские пророчества (Ис 25:8; 49:10; ср.: Ис 55:1) указывают на участь избранных (Откр 7:13-17). Много общих с Исаией образов в откровении Тайнозрителя о Новом Иерусалиме (Откр 21): «новое небо и новая земля» (ср.: Ис 65:17), «убранство невесты», «венец жениха» (ср.: Ис 61:10), присутствие Бога среди людей (= Еммануил; ср.: Ис 7:14), место, где не будет слез и плача (ср.: Ис 25:8; 35:10), которое станет светом для народов (ср.: Ис 60:3-5) и где живет слава Господня (ср.: Ис 60:1-2). Наконец, многие формулы, заимствованные из И. п. к., становятся в Апокалипсисе христологическими: Мессия - Тот, Кто получит новое имя (Откр 2:17), будет владеть ключом Давида (Откр 3:7; ср.: Ис 65:15; 22:22), открывающим запечатанную книгу (Откр 5:1; ср.: Ис 29:11), Первый и Последний, Тот, Кто «грядет скоро» (Откр 22:12-13; ср.: Ис 40:10; 44:6).

Богословие книги пророка Исайи

Культ и нравственность. Истинное богопознание невозможно без обращения к Богу, без нравственного изменения личности и стремления творить добро, жить по правде (Ис 1:16-18). Здесь Исайя близок к проповеди пророков социальной справедливости, таких как Амос и Осия, которые провозглашали высоту нравственности и социального равенства над культом.  «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Ис 1:11; ср.: Ос 5:4; 6:6). «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня…» (Ис 29:13; ср.: Ам 5:21-24).

Истинный пост. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:6-7).

Сотериология. Если взглянуть на Библейское понимание Суда Божия, то Господь будет судить нас не за грехи, а за добродетели: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю» (Ис 1:17-18; ср.: Мф 25:31-46).

Спасение будет универсальным для всех: В «последние дни» Сион станет местом служения Мессии, к которому обратятся язычники и куда вернется остаток Израиля (Ис 11:10-12; ср.: Мф 25:31). В тот день на Сионе будет приготовлена трапеза для всех народов (Ис 25:6); в христианской традиции эти слова понимаются как пророчество о таинстве Евхаристии.

Отрок Господень. Так, блж. Иероним подчеркивает, что это именование указывает не на народ Израиля, но на Того, Кто родился от жены, Кто, «бывший под законом», «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2:6-7).

В пророчестве (Ис 50:4-11) Отрок Господень возвещает о Своих страданиях, которые в деталях прообразуют Страсти Христа. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис 50:6; ср.: Мф 26:67-68; 27:30). Традиционная христианская экзегеза понимает данное пророчество как указание на добровольные страдания Мессии, на Его победу через страдания и унижения: «...Я держу лицо Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (Ис 50:7). В завершение Отрок предсказывает гибель Своим врагам.

Пророчество (Ис 52:13-53). (Ис 52:12) начинается словами Самого Господа (Ис 52:13). Так же как и пророчество (Ис 50:4-11), 4-я песнь говорит о жертве Христовой и более подробно объясняет ее значение. Смысл мессианской жертвы раскрывается пророком в образах страдающего и уничиженного Раба Господня (Ис 52:14; 53:2-3), Который «взял на Себя наши немощи и… болезни» (Ис 53:4). Прор. Исаия уподобляет его овце, ведущейся на заклание (Ис 53:7), Его страданиями люди получат исцеление от грехов (Ис 53:5). Но Исаия возвещает и о смерти Отрока, и о Его погребении (Ис 53:9), подчеркивая Его невиновность и заместительный характер страдания (Ис 53:9-12). В этой песни Господь именует Своего Раба «Праведником» (Ис 53:11; ср.: Деян 7:52). Пророк описывает изумление царей и народов перед этим таинственным Посланцем. Агнец Божий погибнет, но, принеся Себя в жертву, непостижимым образом вернется к жизни и будет с радостью смотреть «на подвиг души Своей» (Ис 53:11). Причтенный к злодеям и умерший, Он станет Ходатаем за мир (Ис 53:12).

В этом пророчестве об уничиженном Мессии Церковь Христова с первых дней видела Откровение спасительной тайны. Через слова древнего пророка она осмысляла земной подвиг Иисуса Христа (Деян 8:26-39).

Богослужебное использование книги:

Паремии[16]:

Церковное Новолетие (1/14 сен). (Ис. 61:1-10) - Помазаннике Господнем и Его Церкви. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (Ис 61:1-2). Свою миссию пророк называет «благовествованием» и выступает как прообраз Мессии (Ис 61:1-3; ср.: Лк 4:16-21).

Крестовоздвижение (14/27 сент.). (Ис 60:11-16) содержит описание будущей славы Иерусалима и храма. Здесь говорится о восстановлении города Иерусалима и Иерусалимского храма, для украшения которого, как и при Соломоне, будут использоваться драгоценные породы дерева из Ливана.

Собор архистратига Михаила (8/21 нояб). Третья паремия (Ис 14:7-20),в паремии упоминается о деннице, утренней звезде, ниспавшей с неба. Ближайшим образом сказанное о деннице относится, как мы видели, к Вавилонскому царю.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!