ПРИГОТОВЛЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ВОДЫ В ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ 3 страница



Вода в горной местности тоже не стоит на месте и не лежит на камнях. Часть влаги просачивается по трещинам разной ширины и глубины. По ним движутся подземные воды, которые называют трещинными. Породы, в которых больше всего трещин, залегают неглубоко. С увеличением глубины их водопроницаемость постепенно снижается, причем особенно резко — начиная примерно с 10-15 метров. Водоупором в этих случаях служат менее трещиноватые скальные породы. Трещины на глубине часто заполнены рыхлым глинистым веществом, что заметно снижает их водопроницаемость.

Подземные воды в сильно раздробленных породах — в зонах тектонических нарушений — называются трещин-но-жильными. Когда река или ручей пересекают такую зону, вода словно проваливается под землю. В обратном направлении по зонам тектонических нарушений могут поступать юве-нильные воды из недр земли.

 

 

Природные фонтаны

   

Если подземные воды ограничены сверху и снизу пластами водоупорных пород, то они оказываются зажатыми между ними и часто находятся под давлением. Если пробурить скважину сквозь верхний водоупорный пласт и вода поднимается по ней на некоторую высоту выше кровли водоносного горизонта или будет фонтанировать над землей. Такие воды называются напорными. Количество расположенных друг над другом водоносных горизонтов может быть различным. Например, в долине итальянской реки По существует 5 таких горизонтов, а в Северной Америке в районе города Батон-Руж обнаружено 14 водоносных пластов мощностью от 1,5 до 58 метров. При вогнутой форме залегания чередующихся водонепроницаемых и водопроницаемых пластов, давление, возникающее в наиболее низкой части такого подземного резервуара, оказывается настолько высоким, что при определенных условиях (пробуренная скважина, вырытый колодец) напорная вода по скважине или по колодцу поднимается выше уровня земли и фонтанирует. Такую воду называют артезианской.

   

Подводные источники

Источники подземных вод есть не только на суше, но и на дне морей и океанов. Уже много веков назад люди использовали подводные источники для получения пресной питьевой воды и пополнения её запасов на кораблях. Вблизи юго-восточного побережья Греции построена специальная плотина, которая ограждает донные источники и создает пресноводное озеро внутри моря. Эти воды идут на орошение полей. Источник около города Канны на Лазурном берегу Средиземного моря бьёт на глубине 162 м под водой. На итальянском побережье, около города Сан-Ремо пресные воды выходят на дне моря на глубине 190 м. Подземные реки в том же районе близ Ниццы впадают в море на глубине до 2000 м. При выходе на глубинах до 15 м пресная вода поднимается вверх, и рыбаки набирают её в бочонки. Но, как и надземные, подводные источники бывают не только пресные. Например, в глубоководных впадинах Красного моря солёность воды в 7 раз выше, а температура ее более 60 °С. Там бьют горячие соленые источники.

 

 

Родниковая вода

   

Лучшая вода — это вода родников, но не всех, а протекающих по чистой земле или по земле каменистой, где она лучше сохраняется от загнивания. Хороша также вода в роднике, открытом солнцу и ветру, и в потоке, текущем по глинистому руслу, поскольку глина очищает воду, забирает у нее посторонние примесИ, делает ее прозрачной. Но глина в русле должна быть чистой, без примесей ила, соли и др. К сожалению, распространённое представление о чистоте и целебных свойствах родниковой воды в наше время уже не в полной мере соответствует действительности. Воздух и почва отравлены множеством вредных веществ. Свинец из выхлопных труб автомобилей и продукты разложения пластмассы, диоксиды и ядохимикаты, нитраты и ртуть растворяются в ручьях, проникают в почву, разносятся талыми водами, проникая в почву до глубины в несколько десятков метров. Естественно, что родниковые и грунтовые воды, накапливая все эти продукты человеческого хозяйствования, не только теряют свои естественные благотворные свойства, но иногда могут представлять опасность для здоровья. И, тем не менее, остается еще множество родников, вода из которых способствует полноценному восстановлению физических и душевных сил.

Степень чистоты и целебных свойств источника, по народным верованиям, не была одинаковой в разное календарное время. По белорусским свидетельствам, самые массовые паломничества к родникам и святым источникам начинались весной после первого грома, т. к. считалось, что гром, преследующий чертей, очищает водоемы от нечистой силы. Родники (ключи, студеницы, криницы) и реки, стекающие с гор и возвышенностей, всегда были в почете у славян. К родникам ходили не только за святой водой. Чай, приготовленный Из ключевой воды, подавали к праздникам или к приходу гостей. Воду из родника брали с молитвой. За километр до родника уже нельзя было разговаривать и смеяться, а ходить туда можно только в первой половине дня. Считалось, что у родника можно было даже оставить свои беды и болезни. Воплощением этого представления является ритуал завязывания у источника белой тряпочки. Повсеместно было распространено поверье, что если прочитать у родника определенную молитву или заговор против болезни, жизненной неурядицы и тому подобного, а потом завязать на дереве у источника белую тряпочку, то твоя проблема в этом узле и останется. Делать это следовало на рассвете или закате. Кстати, развязывать узелки строго воспрещалось, иначе болезнь перекинется на развязавшего.

На Руси существовал такой интересный обычай, связанный с родником. При болезнях, приписываемых сглазу, рано до восхода солнца или на утренней заре отправлялись к ключу, зачерпывали воду по течению, сосуд с водой плотно закрывали и, возвращались домой. Шли туда и обратно молча, не оглядываясь, не здороваясь со встречными. При набирании воды старались опередить друг друга, чтобы набрать самую целебную, никем не потревоженную («непочатую») воду; при набирании воды бросали в источник монеты, хлеб, обращались к воде с ритуальными приветствиями и поздравлениями; на берегу и прибрежных кустах оставляли (как жертву источнику) свои платки, шейные кресты, лоскутки одежды и т. п. Возвратившись домой, опускали в принесенную воду три горячих уголька, комочек печной глины, щепоть соли и сбрызгивали этой водой больного или обливали его по два раза в сутки на утренней и вечерней заре с приговором: «С гуся вода, с лебедя вода, с тебя — худоба». Иногда давали больному испить этой воды, смачивали ею грудь против сердца и затем все, что осталось в чашке, выливали под притолоку.

Нередко использовалась для лечения речная и колодезная вода. Правда, целебной считалась лишь та, которая бралась до восхода солнца, пока никто еще ее не зачерпнул, так называемая непочатая вода. Причем, если воду для лечения брали из реки, черпать ее надо было обязательно против течения.

Однако на праздник Купалы (7 июля) целебными свойствами наделялась всякая вода. Поэтому в этот день все старались искупаться в каком-нибудь водоеме, твердо веря в то, что, если выкупаться между утреней и обедней, пройдут все болезни. Этот обычай сохранился среди нашего народа и по настоящее время.

Одним из самых религиозных представлений человечества была вера в благодетельных духов ключей и источников. В России источники часто считаются святыми, на места их выхода ставятся часовни. Особенным почитанием издавна пользуются целебные источники, благотворное действие которых приписывалось не естественным свойствам воды, а таинственному существу — духу ключа. Тот, кто хотел исцелиться, должен был прежде всего умилостивить божество, и отсюда возник обычай бросать в источник маленькие предметы высокой ценности: серебряные монеты, иголки, кольца й т. д. Чудодейственными и священными считались в народной традиции источники, стекающие с гор или бьющие из-под камней, из-под корней старых деревьев, а также «громовые» источники. По русским поверьям, «громовые» или «гремячие» источники появлялись от удара в землю грома. Обнаружив такие пробившиеся из земли новые ключи, крестьяне ставили рядом с ними часовни с образами. К таким источникам ходили больные в надежде на исцеление, здоровые — с целью предохранения себя от болезней. Во многих славянских лечебных заговорах встречаются образы ключевой воды (быстрых потоков), как средства «смывания» грехов и болезней или очищения от

'Вода в жи^и геловекА Ш 27

скверны. Целебные свойства приписывались родниковой воде в связи с тем, что она якобы вытекает из святого первоисточника; болгары называли его «материнский источник».

 

 

Колодезная вода

   

С родниками и колодцами в народе связано множество самых различных поверий. Чист, как родник, — говорили о честных людях. У казахов о тех, кто копал колодцы, слагали песни и легенды. Многие колодцы и родники посвящались отдельным людям, носили их имена. Никто не смел присваивать их себе и назвать своим именем. Потомки копателя каждый год очищали эти колодцы, чинили и освящали, угощая тут же всех, присутствующих. Люди верили, что за устройство колодцев Бог пошлет дожди и даст им царствие небесное. Белорусы считали, что нельзя есть в погребе и над колодцем, а украинцы— что идя к колодцу нельзя есть, заведутся жабы. По этим же поверьям считалось, что количество колодцев и родников взаимосвязано с числом звезд на небе. И если вырыть новый колодец, то зажигается новая звезда. И наоборот, если засохнет колодец или засыпать родник, то погаснет и звезда. Поэтому, говорили старики детям, если желаешь иметь на небе свою звезду — выкопай колодец или расчисти родник. У народа по отношению к колодцу сложились уважительно-экологические традиции. Кринице было принято кланяться, освящать, давать собственные имена, обращаться к воде и колодцу по имени, чистить колодцы, после первого грома мыться в колодезной воде.

С освященной водой связано множество славянских обрядов. Подобные обычаи существовали у многих народов. Практически везде загрязнять воду источников считалось большим грехом. Так как источник — это глаз Божий. По поверьям, родники и криницы теряют свою святость, если в них купаются, стирают, и если пьют воду животные. Плевать в воду вообще предосудительно, а в «живую» в особенности. Вода в кадке для питья должна быть закрыта, иначе войдет в нее нечистая сила». Крестьяне приписывали ей целебные свойства, особенно при болезнях глаз. Белорусы считали, что вода лечит тогда, когда просят у нее прошения, потому родники Белоруси иногда именуют «прощаны».

В некоторых регионах Украины запрещается садиться на сруб колодца или идти к нему по воду и лузгать семечки. Возле колодцев, особенно общественных и выкопанных «громадой» на открытом месте, собиралась молодежь на различные праздники. Пели песни, водили хороводы, веселились, влюблялись. Колодцы всегда были местом сбора общественности. Здесь обменивались информацией, принимали важные решения. В народе считалось, что колодец охраняют добрые духи —.\ опекуны человеческого рода. Колодцы обсаживали вербой. Считалось, что добрые духи сидели на ветках и сторожили, чтобы злые духи не проникли в колодец. С веток вербы духи вод и духи-опекуны могли видеть воду в колодце. Если деревья уже росли, то проводилась символическая посадка.

Русские люди ходили слушать воду в колодце на 9 декабря: если водица тихая, не волнуется г- зима будет тихая, а если слышатся звуки — надо ждать сильных вьюг и крепких моро-j зов. В Новгородской губернии молодицы на Новый год запирали колодцы- Если колодец не запирался, то просто закрывали замок и кидали в снег около колодца. Ключ брали с собой. Ложась спать, девушки молились: «Суженый, ряженый, приходи коня поить!». Считалось, что девица выйдет замуж за того, кто приснится.

Вода колодцев и подземных каналов хуже родниковой воды, так как состоит из спертых вод, в течение долгого времен ни смешанных с частицами земли и не свободных от некоторой гнилости. Не следует пить одновременно колодезную и речную воду. Между приемами воды разного происхождения должно пройти определенное время (1,5 ч).

Водой лечили различные болезйи. Чтобы избавиться от чесотки больные места следует крепко тереть тряпкой из грубого холста, смоченной в свежей колодезной воде, до тех пор, пока кожа сильно согреется, что обыкновенно бывает ч^рез 2-3 минуты. Затем кожу покрывают другой тряпкой, смоченной также в свежей колодезной воде (9-10 °С); тряпку эту довольно сильно выжимают и плотно покрывают шерстью; при чесотке на ногах накладывают в 3—4 раза сложенный бинт, на живот же кладут в 6 раз сложенный войлок. Когда кожа доста точно разгорячена, что обыкновенно случается через 1,5—2 часа, бинт снимают и повторяют обтирание свежей колодезной водой; затем больное место насухо вытирают соломой и снова накладывают согревающие компрессы и т. д. Не слишком застарелую чесотку можно излечить таким образом в 24 часа; в худшем же случае требуется от 8—14 дней, причем, достаточно бывает менять компрессы и растирать три раза в день. Этот способ избавления от паразитов обосновывали тем, что они не выносят внезапных перемен температуры, какие бывают при этом лечении (от свежей воды в 10* до 39 — температуры крови).

Но самые трудные болезни, как считалось, лечатся только «непочатой» водой. По старинным рецептам, набирать ее надо до восхода солнца при полном молчании из того колодца, где еще с ночи никто воду не брал. Самое лучшее, если бы вода эта была взята с трех колодцев. Человек, несущий «непочатую» воду не должен ни с кем из встречных разговаривать, иначе целебная сила может уйти. Если вода для лечения берется в речке, то ее необходимо зачерпывать против течения, а в колодце — с запада на восток, против солнца. Возвращаясь с водой, нельзя оглядываться.

Для исцеления от многих неизвестных заболеваний, которые современная медицина не в состоянии определить, надо собрать зверобой и тысячелистник, смешать их в равных частях. Набрать колодезной воды и с вечера замочить в ней смесь этих растений в соотношении 1 чайная ложка травяной смеси на 1 стакан колодезной воды. Утром нагреть этот настой, поставить на огонь и кипятить 3 минуты, остудить. Принимать по 1 стакану лечебного раствора 3 раза в день за 30 мин до еды. Лечение проводить 7 дней подряд, затем перерыв 14 дней, а после повторить лечение. Такие курсы лечения можно повторять 5 раз подряд. Во время лечения следует соблюдать особый режим питания. Очень хорошо употребление кисломолочных продуктов (простокваши, кефира). Нельзя употреблять свежее молоко, орехи, шиповник в любых видах, березовый сок. Во время лечебного курса нельзя употреблять мясо, исключение составляет курица. В меню должна доминировать овсяная каша. Следует исключить употребление острых продуктов, лука, чеснока. В процессе лечения обязательно надо делать перерыв, иначе могут появиться побочные эффекты. В начале лечебного курса обязательно надо сменить зубную щетку, мочалку, мыло, расческу. И вообще, неплохо знать, что зубную щетку, мочалку надо менять каждые три месяца. А обмылки следует собирать вместе и один раз в три месяца оставлять их под открытым небом. Этим самым вы избавитесь от многих плохих наговоров. К тому же 21-го числа желательно не смотреться в зеркало. Во время лечебного курса рекомендуется каждый вечер принимать ванну с добавлением шалфея в любом виде (трава, ароматическое масло, соль). Температура воды должна быть 36—37°С. Продолжительность водной ~ процедуры примерно 20 минут.

 

 

Дождевая вода

   

Дождевая вода — это природная дистиллированная вода. Содержит минимальное количество солей и органических примесей, не «перегружена» отрицательной памятью, заряжена Солнцем, атмосферным электричеством и другими природными энергетическими потоками. Дождевая вода хорошо усваивается организмом и содержит минимальное количество вредных примесей. Она способствует более качественному перевариванию и усвоению пищи. Сохраняет влагу кожи и поддерживает ее в равновесии. Но все это относится к чистой дождевой воде. В современных условиях нащей жизни обычная дождевая капля массой 50 мг, падая, промывает 16 л воздуха. А один литр ее поглощает примеси, содержащиеся в 3000 л воздуха. Стало быть, состав дождевой воды зависит и от того, над какой территорией образовалось облако, насколько сильно загрязнена там атмосфера. Соединения серы и азота, вступая в атмосфере в реакцию с водой, превращаются в кислоты и выпадают на землю в виде так называемых кислотных дождей. При нынешнем экологическом неблагополучии любой дождь можно назвать «кислотным». Поэтому сейчас дождевую воду нельзя не только пить, но даже мыть в ней голову и стирать белье.

Такими же свойствами, как дождевая вода и роса, обладает , град. Особенно часто им пользовались в старину при зубной боли. В этом случае народные лекари предлагали либо жевать градины, либо полоскать рот водой, полученной после оттаивания собранного града.

 

 

Росная вода (роса)

   

Роса — это влага, собирающаяся на растениях в утренний, вечерний и ночной периоды.

Утренняя роса способствует лечению глазных болезней, мозолей, шпор. Ее лучше всего собирать с клевера.

Вечерняя роса обладает успокоительным действием. Ее лучше всего собирать с ромашек.

Ночная роса действует тонизирующе. Ее можно собирать с разных трав, но собирать подальше от дорог, свалок, полей, на которых порой используют вредные химикаты. Внутрь ночную росу можно употреблять только при онкологических заболеваниях.

Обычно для сбора росы надо расстелить на поляне (лугу, лесной опушке) полотенце, простыню или скатерть, подождать, когда она пропитается росой, а потом отжать материю в деревянную или стеклянную банку (но только не железную), эмалированную кастрюлю или таз. Собранную лечебную жидкость перелить в стеклянную бутылку или банку.

Самое большое количество целебных веществ растения выделяют утром, вода растворяет их и остается в виде небольших капелек — росы на листьях и цветах растений. Роса как бы собирает пыльцу и ферменты с растений. Поэтому наиболее целебна утренняя роса.

Очень полезны росы, собранные с лекарственных трав. Роса, собранная с тысячелистника, обладает кровоостанавливающими свойствами и благотворно действует на внутренние органы пищеварения, роса с пустырника помогает при сердечных заболеваниях, с череды — при кожных, васильки издревле считались прекрасным средством при заболевании глаз, поэтому полезно по утрам умываться росой, собранной с васильков.

Самыми лучшими считаются купальские росы, выпадавшие надень Купалы (с 6 на 7 июля). Купальский праздник приходится на самый разгар лета, когда большинство трав уже цветут и их  наземные части содержат наибольшее количество полезных веществ. А если до праздника стояла еще и теплая сухая погода с ежедневными росами, то целебная сила купальской роры многократно увеличивается. Если роса выпадала в течете недели каждое утро, то она постепенно обогащается веществами, которые удалось извлечь из растений в прошедшие дни Когда солнышко высушило росу, на цветках и листьях ос1аюТся вещества, которые она извлекла вечером и утром. На следующий день новая роса будет настаиваться на тех же трава^, но в ней растворится также экстракт, оставшийся от пред-bWpwx рос. В росе не только Купались, катаясь по траве, но и со^ирали купальскую росу впрок, таская по лугу льняное подано, которое периодически выжимали, для консервации добавляли спирт.

 

Неродная медицина рекомендует ряд рецептов, в которых используются целебные свойства росы: : бессонница, истерия, нервное расстройство. Обвя-: зать голову полотенцем, смоченным вечерней росой. ; Утром обтереть все тело полотенцем, смоченным в вечер-: «ей росе. Можно принимать внутрь по S стакана вечерней | росной воды. Лечиться до исчезновения болезни, но не I более 3 недель.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!