Политическая концепция Симеона Полоцкого.



Выступил с обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии.

Защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле»). Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, в чем и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено свое место. Однако он призывал богатых «начальников» заботиться о своих «подначальных» и не доводить их до скудости, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством «наложения язв».

Среди пороков русской жизни Симеон Полоцкий критикует лень, праздность и особенно пьянство.

Активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудрыми людьми», а особенно полезно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов и «по их примеру живот свой править». Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ.

Симеон настаивает на различии между царем и тираном.

Полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах.

Мыслитель обращал также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказано правде, так как оно бывает «от лютого правды ненавидения».

Приветствует присоединение Белоруссии к России.

 

Политические и социальные идеи Ю. Крижанича.

Родился в Хорватии. Обучался в Загребе, Вене, Болонье и Риме. Изучал право, философию. С 1659 года в Москве, после чего принял православие. Основной его труд трактат «Политика». В этом трактате он сравнил России того времени с Западноевропейскими государствами. На основании этого сравнения сделал прогноз дальнейшего развития России. Составил целую программу преобразований на основе критических замечаний. Программа царской семье не понравилась и с 1661 года отправляется в ссылку в Тобольск. Крижанич был сторонником абсолютной монархии. Другого вида правления не признавал. Считал, что верховная власть имеет божественное происхождение, а царь - воплощение Бога на земле. В то же время царь д\б справедливым и обязан обеспечить в государстве: веру, суд, мир, дешевизну. Выделял правильные и неправильные формы правления (по 3м критериям). • Самовладство (правильная) - тирания (неправильная)

• Боярское правление - олигархия

• Общевладство - анархия Наилучшая форма - совершенная монархия. (как у Платона - правитель-философ) Главная опасность - когда льстецы и безграмотные (неопытные) советники окружают царя (плохая свита). В то же время ему нечуждые были идеи гуманизма и он выступал ярым противником крепостного права. В этой связи он выделял 2 вида рабства: 1. Социальное рабство (это и есть крепостничество). У них нет выбора 2. Рабство политическое - когда добровольно идут на службу = подданство. У них есть выбор Многие беды в России именно от крепостничества, люди тёмные и необразованные В то же время считал царскую власть божественной и призывал не выступать даже против тирана. Делил всех людей на сословия:

- Привилегированные (дворяне, бояре, воины, духовенство)

- Черные люди (купцы, торговцы, ремесленники, земледельцы, торговцы).

В каждом из сословий он выделял больных членов общества: ЛИХОДЕИ - смуту наводили, разбои (делом); ЕРЕТИКИ (словом); БЕЗДЕЛЬНИКИ, с подозрением относился к чужеземцам, которые ищут собственной выгоды (наёмники и т.д.). Критиковал сложившиеся на Руси порядки. Считал, что потенциал Руси далеко не исчерпан, слишком много расточительности, неустойчивости. По его мнению, Россия должна была развивать торговлю. Страна огромная, но закрытая для торговли. России не выгодно торговать сырьём (сырым товаром). А торговать готовым товаром, где стоимость выше. Для этого нужны были условия: Предлагал объединять ремесленников в цеха, торговцев селить в торговую слободу. Гарантия собственности. Либерализация законодательства и смягчение российских законов. В области правосудия предлагал судьям резко увеличить жалование! Но судья должен быть строго отобран.

Условие государевой службы: Человек сначала становится богатым, а потом идёт на службу! Справедливый суд - беспристрастность судьи (материальная независимость) и внешняя независимость (от власти). + несменяемость судей. В качестве примера судебной системы - Османская Империя. Султан Баязэт (хотел судей казнить, но потом повысил им з\п.).

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!