Самая глубокая основа Я: бытие Person



Франкл (1975, s.214) называл Person "свободным в человеке" и в антропологическом аспекте отводил данному измерению центральное место в бытии человеком. Говоря о бытии самим собой, мы можем сформулировать это еще и следующим образом: Person – это самая глубокая основа Я. С другой стороны, одна из важнейших функций Я – создание человеку доступа к этой основе.

Если мы теперь перебросим мостик от этой темы к нарциссизму, то увидим, насколько тесно она связана с поисками и страданиями нарциссической личности: в нарциссизме речь идет именно о поиске Я, о вечном поиске того, на чем основано Я в своей ценности. Вследствие того, что все в нарциссическом поведении безрезультатно вращается вокруг тематики Я, оно всегда столь эгоистично. Вопросы "Кто я?", "Есть ли во мне хоть что-нибудь, что составляет действительную ценность?" потому превращаются в страдание, что ответа на них не находится. Эта рана, зияющая в одной из фундаментальных экзистенциальных мотиваций, не дает покоя. Без весомого внутреннего обоснования успокоения не происходит – в нарциссизме человек не находит того места, где в нем говорит «Я», где «Я» говорит из него. И поэтому ему приходится напряженно и неустанно продолжать и продолжать поиски всего того, что может иметь отношение к его «Я». Так как внутри ничего не обнаруживается, он может найти себя только в том, что относится к внешней части его бытия.

Для того чтобы лучше понять главный болезненный дефицит в нарциссическом страдании, необходимо более внимательно рассмотреть соотношение Я и Person.

Быть Person означает быть способным проживать свое Я из глубины, и тем самым быть Я в полном смысле. Несмотря на то, что собственное бытие Person не находится под контролем человека и он не может им распоряжаться, именно Person предоставляет почву для Я. Поэтому можно утверждать, что Person является «основой» Я. «Person» мы можем назвать то, что «Я» говорит во мне (Längle, 1993, 136ff).

Мы переживаем соотношение Я и Person так, как будто в середине Я раскрывается некая глубина, из которой что-то начинает «говорить». Создается впечатление, что во всем, что я делаю, говорит «Я». Однако не только «Я», но также и другое говорит из этой непостижимой глубины и поднимается нам навстречу: чувства, интуитивное чутье, образы, слова. Все это говорит во мне и адресовано мне, всплывая из непостижимости, подступающей ко мне словно грунтовые воды – незаметно, но пропитывая все насквозь. „Это“ говорит мне и во мне – но и сам я также есть Это. Аналогично фундаментальной основе бытия, которая сообщает нам чувство того, что нас в жизни что-то поддерживает, и аналогично фундаментальной ценности, которая во всех случаях

 

 


Надсознательное

 

 

Сознание                        

                        

Бессознательное

МИР                                   P         Я с СОБОЙ (я с моим, идущим                               из глубины, «укладка  Е           источника»: я беру это к себе)                                                                            R S                O N                                                                                  Я как «ЭТО»,                      глубинный Person ГЛУБИНА (бессознательное бытие Person) То, что начинает говорить во мне, некое „Это“, происходит из большей глубины и шири, чем я способен охватить.

 

Рис.2. Схематическое изображение соотношения Я и Person.

Из непостижимой глубины в человеке возникает «говорение», которое

 подразумевает его и обращается к нему. Структуру, которая принимает

«говоримое», мы называем Я. Это та структура, которая может оформить

или «заключить в берега» то, что всплывает из бессознательной глубины.

 

узнаваема как переживаемая нами ценность нашей собственной жизни, точно так же Person представляет собой ту пра-основу, из которой Я черпает свою духовную силу.                           

Рисунок 2представляет собой попытку схематично изобразить соотношение, в котором мы рассматриваем Я и Person.

Если, с целью лучшего понимания прибегнуть к метафоре, еще раз уподобив Person грунтовым водам, то Я окажется обрамлением источника, из которого вода попадает в «просвет бытия» (Heidegger, 1957). То, что индивидуум способен вобрать из этого источника, содержимое которого абсолютно свободно и непостижимо течет к каждому человеку из его глубины, и составляет истинное в нашем Я. Возможность черпать из этой глубины придает человеку силы и достоинство.В виду непостижимости ее природы мы можем лишь преклоняться перед этой глубиной.

8. Нарциссическая потеря Person –


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!