Проблема принципиальности журналиста.



Как бы хорошо ни была разработана система принципов и совокупность их требований к журналисту, вопрос о верности принципов всегда соседствует с вопросом о верности принципам. Одна из проблем в этой с вязи – разработанность системы принципов теоретиками или самими журналистами, которым под силу такая теоретическая работа. Если же система принципов не разработана или, будучи разработанной теоретически, не воспринята журналистами в сколько-нибудь целостном виде, говорят о недостатке принципиальности, о беспечности в журналистике.

Невыработанность принципиальной линии журналистского творчества неизбежно ведёт к интуитивному принятию решений, к влиянию случайных, ситуативных факторов, к неопределённости суждений, подчинению или неподчинению распространённым суждениям. И даже если такие суждения будут верными, их нельзя назвать выработанными на прочном фундаменте глубоких убеждений.

Но недостаток принципиальности надо отличать от отступления от принципов (уступка обязательствам) и тем более от беспринципности – сознательного отказа от каких бы то ни было принципов. Беспринципность может проявляться в разных формах. Мягкая – в стремлении обойти острые углы, избежать чёткого высказывания суждений и выводов. Жёсткая беспринципность – это сознательная позиция политического флюгера, ищущего не правды и справедливости, а выгоды.

С беспринципностью своеобразно смыкаются догматическая принципиальность – прямолинейное, негибкое применение позиций, отставших от жизни. Такая «принципиальность» может принести только дурные плоды, поскольку явлениям жизни «прикладываются» неверные, устаревшие мерки. Поэтому это явление сродни беспринципности – ведь в том и другом случае результате неадекватен действительности.

Подлинная принципиальность не имеет ничего общего с догматизмом и ханжеством. Она объединяет глубокую убеждённость, основанную на максимально верном осознании действующих законов общественной жизни, с умением творчески, гибко и последовательно применять их в качестве инструмента познания действительности. Не последнюю роль в проявлении подлинной принципиальности играет и мужество, готовность нести ответственность за свои суждения и приговоры, терпение, чтобы пробиваться сквозь неприятие, скептическое отношение, нападки. Принципиальность требует внимательность отношения ко всем возражениям, умение вести диалог, полемику. Ведь даже исходя из верных принципов можно ошибаться, ибо трудности познания сложных явлений огромны. Однако неточности и ошибки следует отличать от использования неверных подходов. Принципиальный журналист, обнаружив ошибку до или в ходе дискуссии, не только должен честно признать и исправить её, но и уметь учиться на своих ошибках, извлекать из них уроки.

Это значит, что применение принципов должно быть гибким, учитывающим конкретную ситуацию в обществе, где действуют различные силы со своими различными позициями и подходами. Гибкое применение принципов может и должно сочетаться также с гибкостью самих принципов, их способностью к изменению и преобразованию. Принципы внутренне связаны с закономерностями общественной жизни, а значит, изменение закономерностей ведёт к изменению и совокупности, структуры, наполнения принципов.

 

 

Журналистика как социальный институт. Роль СМИ в информационном обеспечении демократии.

Жизнедеятельность общества во многом определяется как взаимодействие различных СИ. СИ – это совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в какой-либо общественной сфере, приобретающая организационное оформление. Неслучайно СИ может определяться и следующим образом: система взаимодействующих друг с другом организаций, объединённых общим направлением деятельности. Наличие законодательной базы является признаком высоко развитого СИ.

Журналистика – это один из важнейших СИ современного общества, причём Ж может активно вмешиваться в деятельность всех других СИ, поскольку имеет закреплённое законом право публично обсуждать их деятельность, в т.ч. критически.

В авторитарном обществе трудно говорить о Ж как о самостоятельном, независимом СИ. Ж здесь скорее является одной из структур гос.власти и представляет собой инструмент реализации гос.политики. Только в демократическом обществе СИ Ж может приобретать настоящую независимость, самостоятельность. Ж демократического общества неоднородна, и в целом разделяется на 3 соц.типа СМИ:

Государственные СМИ

Частные СМИ

Общественные СМИ

Государственные СМИ могут учреждаться различными органами гос.власти как федерального, так и регионального уровня. Таким образом, государственные СМИ содержатся на средства налогоплательщиков. Получается, что государственные СМИ должны выражать интересы общества в целом, учитывать все существующие в нём социальные силы. На практике такого никогда не получится. Гос.СМИ в первую очередь выражают интересы собственно государства и, значит, тех социальных сил, которые представлены в гос.власти. Сам факт существования таких СМИ часто подвергается критике, а в развитых демократических странах они, как правило, отсутствуют. В РФ государство представлено во всех видах СМИ: РГ, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, РИА Новости. Наиболее близки к выполнению значимых для всего общества функций из гос.СМИ – СМИ, специализирующиеся на таких сферах, как культура и спорт.

Частные СМИ. Гражданин демократического государства отличается от подданного авторитарного тем, что его права гарантированы, и он может их реализовать, в .т.ч. без участия государства. Для этого могут создаваться различные организации, которые и объединяются в понятие ГО. Сюда входят любые негосударственные организации. Это широкое понимание. В узком же ГО не включает коммерческие организации, создаваемые исключительно для получения прибыли. Уровень развития ГО – это один из главных критериев уровня демократии государства в целом. Соответственно, СМИ ГО также объединяет следующий признак: среди их учредителей отсутствуют органы гос.власти. Условно частные СМИ можно разделить на 3 группы:

Общественно-политические СМИ. Основной темой для этой группы СМИ является политика. Информационная политика таких СМИ соответствует политической позиции их учредителей (СМИ влияния).

Коммерческие СМИ создаются для получения прибыли. Активной политической деятельностью они, как правило, не занимаются, только бизнес. Или нечёткая политическая позиция.

Социальные СМИ, для которых политика не является основной темой, которые выполняют в первую очередь именно социальные функции, связанные с соц.защитой населения, политические вопросы затрагиваются только по мере необходимости..

Общественные СМИ. Организацией деятельности общественных СМИ, их материальным обеспечением занимается, как правило, государство. Но при этом государство не может определить их информационную политику. Для этого государство совместно с ГО создаёт специальные общественные организации (наблюдательные советы). Помимо государства в попечительском совете, курирующем деятельность общественного СМИ, должны быть представлены все сколько-нибудь значимые соц.силы и журналистское сообщество, как практики, так и теоретики (наука, политика в меньшей степени, правозащитники). Основная функция наблюдательного совета – обеспечение баланса интересов различных соц.сил в информационно политике общественных СМИ (BBC, в Швеции). В РФ не представлены.

В развитом демократическом государстве СМИ всех соц.типов должны выражать не только частно-групповые интересы, но и учитывать интересы общества в целом. Главной задачей СМИ в демократическом обществе считается информационное обеспечение демократии. Демократия при этом понимается как делиберативная (все решения должны приниматься  после согласительных обсуждений в обществе). В современном демократическом обществе свобода информации рассматривается как основное право человека и критерий всех видов свободы. Это означает, что главным условием адекватной реализации гражданином предоставленных ему прав и свобод является информированность о соц.действительности.

Плюрализм – это такой подход к общественной жизни, который признаёт нормальной и даже плодотворной ситуацию наличия в обществе различных точек зрения по всяким соц.вопросам, вплоть до противоположных. Плюрализм имеет центробежную и центростремительную составляющие. Центробежная – разделение общества на различные соц.силы, являющиеся носителями различных соц.позиций, не должна приобретать антиобщественный характер. Центростремительный плюрализм предполагает стремление к выработке общепринятых решений на основе обсуждения и согласования позиций различных общественных сил.

Толерантность – это терпимое отношение к носителям других позиций. Однако это только одна из составляющих этого понятия. Толерантность – это способность к взаимодействию с носителями других позиций, к совместному участию в общественной жизни, в выработке необходимых обществу решений.

Таким образом, плюрализм и толерантность являются взаимодополняющими правилами, руководствуясь которыми демократическая Ж должна поддерживать широкий соц.диалог в обществе. Соц.диалог в наилучшем случае должен обеспечивать устойчивый баланс интересов всех действующих в обществе соц.групп, т.е. общественное согласие, консенсус. В некоторых случаях соц.диалог может приводить не к консенсусу, а к соц.компромиссу – выработке приемлемого решения на основе взаимных уступок различных общественных сил. Худшим вариантом является соц.конфликт. Он, по возможности, должен конструктивно разрешаться.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 769; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!