Субъектный подход к классификации функций журналистики Корконосенко: функции, выполняемые для общества и соц.институтов и групп.



Наиболее поздней из концепций функционирования журналистики является концепция С.Г. Корконосенко. Свой подход к классификации функций Ж он называет субъектным. Особенность этого подхода заключается в том, что изначально процесс функционирования Ж рассматривается как многоуровневый процесс. Соответственно, выделяются соц.субъекты, для каждого из которых Ж выполняет свой набор функций. Он выделяет субъекта:

Общество в целом (генеральный субъект)

СИ и группы

Личность (индивид)

Журналисты (выделяются только у Корконосенко).

В отношении генерального субъекта выделяются следующие функции:

Интеграция составных элементов общества – тенденция к объединению в межнациональном пространстве. Для России это чрезвычайно актуально. Объединяющее значение Ж хорошо видно на примере нац.прессы, издаваемой за рубежом, или эмигрантской прессы. Эта функция нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия.

Функция познания (самопознания). Она направлена на потребность общества в развитии. На эту задачу работают и событийная хроника, и аналитическая публицистика.

В отношении СИ и групп Корконосенко выделяет следующие функции:

Агитационно-пропагандистская функция: пропаганда, просвещение направлены на мировоззрение, а агитация – на ОМ.

Организационная функция нацелена на достижение определённых сдвигов в соц.практике, в поведении соц.групп, организаций, людских масс. Организационно-массовая работа – взаимодействие журналистов с группами населения, общественными организациями и т.д. (телемарафоны, лотереи и т.д.). Предоставление деятельным людям возможности приобщаться к редакционной работе, выход из соц.активности.

Субъектный подход к классификации функций журналистики Корконосенко: функции, выполняемые для личности и профессионального сообщества журналистов.

Наиболее поздней из концепций функционирования журналистики является концепция С.Г. Корконосенко. Свой подход к классификации функций Ж он называет субъектным. Особенность этого подхода заключается в том, что изначально процесс функционирования Ж рассматривается как многоуровневый процесс. Соответственно, выделяются соц.субъекты, для каждого из которых Ж выполняет свой набор функций. Он выделяет субъекта:

Общество в целом (генеральный субъект)

СИ и группы

Личность (индивид)

Журналисты (выделяются только у Корконосенко).

В отношении личности, выделяются следующие функции:

Функция ориентации – СМИ способствуют социализации индивида. Часть из них имеет прикладной и утилитарный (рекламно-справочный) характер.

Функция связи с обществом и конкретными людьми – Ж помогает читателю в поиске единомышленников, идейных сообщников.

Функция психологической разрядки – развлечение и релаксация (гедонистическая функция), а также функция психогигиены, направленная на сокращение и укрепление нервно-психического здоровья читателя, зрителя, слушателя, «торжество справедливости».

Каждая из этих функций может проявляться с «обратным знаком» - дисфункция.

В отношении журналистов Корконосенко выделяет следующие функции:

Служебно-профессиональная функция – реализация знаний и навыков, исполнение должностных обязанностей и общественного долга, обеспечение средствами к существованию.

Творческая функция – самопознание, личностная самореализация и саморазвитие в процессе создания ЖТ. Бердяев: «Оправдание творчеством человеческой жизни».

Социальное предназначение Ж – преобразующее воздействие на соц.практику, стремление к прогрессу.

Социально-творческая сторона журналистской деятельности - свобода-необходимость-ответственность.

С социальной точки зрения проблема свободы журналистской деятельности рассматривается в 3 основных аспектах: социально-творческом, юридическом и экономическом.

Социально-творческий аспект подразумевает рассмотрение общефилософских основ свободы Ж. Здесь находят свой ответ следующие вопросы:

Что такое свобода вообще?

Насколько она возможна?

Как ею следует пользоваться?

Слово «свобода» является общеупотребительным. В бытовом понимании под «свободой» подразумевают обычно отсутствие каких-либо ограничений, возможность поступать по собственному усмотрению, причём, как правило, имеют в виду полное отсутствие ограничений. С философской точки зрения такое понимание свободы неверно. Такой подход к «свободе» в философии обозначается «произволом». В российской общественности до революции 1917 г. Было распространено не строго научное понятие «воля», соответствующее «произволу». В действительности человеческая деятельность всегда сталкивается с целым рядом ограничений, многие из которых от воли самого человека не зависят. Эти ограничения можно условно разделить на 3 группы:

Естественные (физические) ограничения определяются законами природы и имеют объективный характер.

Социальные ограничения определяются законами общества и имеют объективно-субъективный характер. В основе общественной жизни лежат объективные законы, однако общественная жизнь как таковая представляет собой живое взаимодействие конкретных людей с их субъективными особенностями, поэтому субъективная составляющая весьма значительна.

Личностные ограничения определяются потребностями и интересами самого человека, имеют субъективный характер.

Три рассмотренные группы ограничений в философии обозначаются термином «необходимость». Свобода и необходимость – это не противостоящие друг другу понятия, а наоборот, дополняющие и определяющие друг друга. Без первого второе лишается смысла. Взаимосвязь свободы и необходимости была осознана человечеством (Спинозой) достаточно давно, и поначалу её понимали в соответствии со следующей философской формулой: свобода – осознанная необходимость. Получается, чтобы быть свободным, человек должен осознать требования необходимости и следовать им. Свобода же заключается в том, что человек следует необходимости добровольно, исходя из своего собственного понимания того, что так должно быть. В таком понимании свободы есть и позитивный и негативный момент. Позитивный аспект: свобода противопоставляется произволу. Негативный аспект: явно недооценивается творческий потенциал человеческой деятельности.

Творчество – это всегда создание нового, в т.ч. принципиально нового, т.е. изначально не заданного в рамках необходимости. Таким образом, человек может действовать в рамках необходимости, а может творчески преодолевать её. При этом речь не идёт о том, что необходимость игнорируется или отвергается, наоборот, успешно преодолеть необходимость можно только учитывая и основываясь на ней. Поэтому осознание необходимости остаётся важным, но это только «первый шаг» к свободе. Современное понимание свободы выражается в следующей формулировке: свобода – это возможность выбора». Подразумевается, что человек может выбрать одну из возможностей, уже существующих в рамках необходимости, или попытаться создать новую возможность с учётом уже существующих. Таким образом, новые возможности создаются постоянно и границы необходимости расширяются, т.е. с развитием человеческого общества человек получает всё большие возможности выбора.

Именно поэтому возникает проблема ответственности за свой свободный выбор. Ответственность – это готовность принять как должное последствия свободного выбора, как позитивные, так и негативные для выбирающего.

Ж относится к таким сферам человеческой деятельности, в которых свобода напрямую связана с эффективностью данной деятельности. Здесь свобода особенно необходима. Если говорить о необходимости, то для Ж наибольшее значение имеют социальные ограничения, т.е. историческая необходимость. Она наиболее сложна для адекватного осознания, поскольку в ней переплетаются объективные и субъективные моменты. Кроме того, различные общественные силы осознают социальную необходимость по-своему, и журналист, формируя собственное представление необходимости, испытывает на себе влияние различных представлений о ней. Кроме того в Ж особенно остро стоит проблема ответственности, которую часто обозначают понятием культуры свободы. Основными составляющими культуры свободы журналиста считаются:

Широта кругозора и глубокие знания в сфере своей тематической специализации

Гуманистическая ориентация

Прогрессивность позиций

Терпимость (толерантность) по отношению к носителям других позиций, мнений

Способность к глубокому и объективному анализу соц.действительности и стремление к этому.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!