Идеологическая картина современного мира и глобализация идеологических процессов.



На сегодняшний день наш мир представляет собой мир, где множество сложных идеологических противоречий, где идеологические полигоны становятся опаснее ядерных. В подобных условиях победа в области идеологии оказывается не менее важной, чем, к примеру, в области политики или экономики.

Сегодня прогрессивные идеологии основываются на национально-культурных и духовно-нравственных традициях народа, общечеловеческих ценностях и демократических принципах, а также мощных информационных технологиях. Приоритетными становятся идеи прогресса, соблюдения прав и свобод человека, гуманизма, национального и религиозного согласия, преодоления региональных конфликтов.

Однако в мире имеются политические силы и движения, такие как шовинизм, агрессивный национализм, экстремизм, религиозный фанатизм, неофашизм, расизм, которые стремятся расширить сферы своего влияния на мировую политику и экономику идеологическими средствами, либо террором.

Кардинальные общественно-политические изменения к концу XX века, ликвидация двуполярного мира с двумя противоречащими идеологиями, процессы глобализации и формирование информационного общества в корне изменили идеологическую картину мира. Борьба за овладение новым «идеологическим пространством», за сознание миллионов людей становится все более актуальной.

Глобализация идеологических процессов.

Исследованию феномена глобализации сегодня уделяется большое внимание. Глобализация, начавшаяся еще в 1950-е годы, стала политической, а затем и социальной реальностью к началу 1990-х. Причем это был не просто очередной исторический процесс, а явление, из-за которого «рушится прежняя картина мира, теряет смысл вся система старых понятий, не функционирует и язык, посредством которого мы могли бы интерпретировать нашу историческую ситуацию» Более того, некоторые исследователи называют саму глобализацию идеологией.

Исследования глобализации можно условно разделить на три направления.

Представители первого направления, А. Аппадураи и др.) видят в глобализации процесс становления нового вида социальных отношений в масштабе всего мира. Мир превращается в единое общество, в котором унифицируются отношения и нивелируются все границы, то есть происходит процесс десуверенизации на всех уровнях — от государства до отдельного индивида.

Сторонники второго направления делают акцент на информационной составляющей глобального общества. Информация, пронизывающая глобальное общество, сближает народы, сужая тем самым пространство и время. Распространение информации создает и новую общественную структуру — сетевое общество, в котором главными являются горизонтальные, а не вертикальные (как раньше) связи. Исследование структуры уже самой информации в ее продуктах (культура, масс - культура, идеология и т.д.) происходит в рамках третьего направления — дискурса «постмодерна». Его сторонники (Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ж. Лиотар и др.) утверждают, что уход в прошлое модерна (или, согласно второму направлению, индустриального общества) рождает новую ситуацию в области культуры и языка. Общество становится гомогенным, «сегодня сцены и зеркала больше нет; вместо них появились экран и сеть. Вместо отраженной трансцендентности зеркала и сцены существует некая неотражающая, имманентная поверхность, на которой разворачиваются операции — гладкая операциональная поверхность коммуникации». При этом сам язык пока представлен различными образцами. Поэтому необходимо провести ревизию — деконструкцию — ключевых понятий. В результате возникнет общее понятийное пространство, которое будет доступно всем. Похожий процесс уже произошел с языком общения — упрощенный вариант английского языка стал всемирным средством общения.

Таким образом, глобализация представлена процессами десуверенизации и гомогенизации. Основной структурной единицей глобализации и одновременно ее целью становится индивид. Но индивид не просто как личность, а как источник общественной репрезентации. Только от индивида, собственно, и зависит сама глобализация. Главным достижением глобализации является то, что она постулируется не столько самой своей реальностью, сколько убежденностью в том, что она есть, то есть глобализация — не только процесс десуверенизации и последующего «сочленения различных компонентов человечества в ходе его эволюции в противовес процессам дифференциации человечества», но и «осмысление и признание этой слитности». А это и есть идеология в чистом виде. Здесь мы видим и постулат — жизнь индивида, и ценности — доступность потребностей, равенство, репрезентация, и цель — сохранение жизни каждого индивида, и веру в способность всего мира сообща решить все проблемы, и симптом — акции антиглобалистов, фундаменталистов. К тому же степень универсальности этой идеологии крайне высока — ее ценности мгновенно интегрируются в уже подготовленное общество.

Условно эту идеологию, если отделить ее от процесса десуверенизации именно политических границ, можно назвать глобализмом. Глобализм — это очередная стадия эволюции идеологии. Ее ценности сильно размыты, как и в «смешанных» идеологиях, и носят довольно прозрачное название общечеловеческих. Среди них можно выделить равенство индивидов перед законом, свободу слова и вероисповеданий, возможность участвовать в политической жизни, сохранение условий жизни. Очевидно, что такие ценности могут варьироваться и по-разному интерпретироваться. Они имеют более условный характер, нежели ценности «общества благоденствия». Проще говоря, идеологемы глобализма — это рафинированные идеологемы либерализма.

У этой идеологии нет и ярко выраженной долгосрочной цели. Если каждая классическая идеология имела целью построение определенного общества в рамках политической границы государства, то глобализм оперирует масштабами всей планеты, соответственно его цель — построение демократии — сильно удалена от реальности. Она присутствует скорее теоретически, чем практически. Нивелирование цели — основной структурный сдвиг, «мертвая точка» новой идеологии.

Постулат глобализма — сохранение жизни индивида, — напротив, играет серьезнейшую роль. Индивидов много, и часть из них живет в государствах, зачастую враждебных глобализации. Поэтому интерпретация явлений, связанных с угрозой жизни, может быть многовалентной. Отталкиваясь от него, акторы мировой политики — институты, альянсы и страны, способствующие своим влиянием десуверенизации или сопротивлению десуверенизации, — осуществляют политические действия, реализуя идеологические установки. К наиболее крупным акторам следует отнести Евросоюз, США-НАТО, Лигу арабских стран, Израиль, Россию и Китай. Наибольших успехов пока добились НАТО и ЕС. НАТО с помощью ряда операций, в том числе военных, способствовал десуверенизации нескольких десятков стран. А ЕС представляет собой уже не институт управления содружества стран, а одно гомогенное пространство.

Реализация идеологем глобализма происходит через отдельные проекты. Именно в рамках проекта идеология проживает полный цикл, описанный П. Рикером — интеграция, социализация и интеграция на новом уровне или гибель. Например, одни лишь подозрения относительно наличия оружия массового поражения (ОМП) у Ирака привели к бомбардировкам этой страны (заработал постулат о сохранении жизни планеты!), которые со временем поддержал почти весь мир. Идеология интегрировалась. Постепенно произошла социализация: мир поделился на сторонников НАТО, занявшихся поиском ОМП, и противников. После захвата Ирака и пленения его лидера идеология интегрировалась на новом уровне — в оккупированной стране начался процесс модернизации. В настоящее время Ирак переживает социализацию, в ходе которой станет окончательно ясно: либо общество полностью обновится, либо погибнет. Сам же проект можно считать законченным с момента пленения бывшего иракского лидера — ОМП оказалось вне поля его действия.

Похожие по методам идеологической реализации сценарии осуществлялись в Сербии, Украине, Киргизии, Грузии, Афганистане, России. На данный момент первый этап — введение постулата и начало интеграции идеологии — можно наблюдать в отношении КНДР, Ирана и Абхазии.

Помимо регионов, являющихся объектом воздействия глобализма, не меньшее пространство занимают регионы, в которых эта идеология уже давно стала единственной. При этом даже в этих странах проективный характер сохраняется: происходит ряд акций — от выборов президента до премьеры фильма, в которых идеология возникает и интегрируется на новом уровне. В противном случае началась бы стагнация. Симптом необходим.

Таким образом, роль идеологии, но уже нового типа, вновь возрастает. В условиях глобализации общество все более унифицируется, информация становится общедоступной как во времени и пространстве, так и по значению и смыслу, выстраиваются сетевые связи и пр. Все эти социальные изменения повышают потенциальную силу идеологии, рождая ощущение разделенности мира реального и виртуального. Недаром приобретают популярность версии о «постановочном» характере некоторых политических акций, событий из жизни политиков, катастроф и т.д. Сегодня роль идеологии такова, что одно рядовое уголовное преступление может послужить причиной интервенции. Причем никакого сопротивления ей оказано не будет, угроза жизни планеты в связи с возможным применением ядерного оружия велика, и это — часть идеологического постулата глобализма.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!