Этапы политики репрессии, и её последствия.



Новый этап репрессий в бывшем Союзе и его начало связаны с XVII съездом ВКП/б/ (1934 г) и рассмотренными на нем организационными вопросами. В конце съезда были проведены выборы секретарей ЦК партии. Из числа кандидатов самое большое число голосов набрал С.М. Киров. Сталин не стал проводить выборы первого секретаря, так как С.М. Киров мог занять должность первого секретаря. Благодаря этому Сталин до конца жизни занимал пост председателя правительства и секретаря ЦК (он не был первым секретарем, но продолжал руководить партией) партии Из числа 1956 делегатов XVII съезда партии были репрессированы 1108 делегатов. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии были репрессированы 98 человек, или 70 процентов. Правящая идеология того времени старалась показать превосходство социализма над капитализмом. Но в условиях административно-бюрократической, тоталитарной системы эта теория разбилась о твердые камни практики. Это стало видно еще в 30-е годы. Жизнь показала абсурдность равномерного распределения материальных богатств, национализации производства, искоренение частной собственности, отказа от рыночных механизмов управления хозяйством и др. Ужесточение законов о труде, принудительное прикрепление рабочих к производству, а сельского населения к колхозам, привлечение к уголовной ответственности за опоздания на работу и другие меры, которые привели к тяжелым последствиям, были продуктами тоталитарной системы.После войны против фашизма в Узбекистане, как и в других республиках, началась новая волна террора. Но, если репрессии 30-х годов были направлены против партийных, государственных, хозяйственных и военных кадров, то репрессии 40-50-х годов были направлены против деятелей культуры и науки. Эти постановления и решения на местах на много лет приостановили развитие идеологии, в том числе творчества, демократическое развитие литературы и искусства. Отрицательное влияние этих постановлений в Узбекистане и его партийных организациях сказалось очень быстро. На всех заседаниях Бюро ЦК Узкомпартии в конце 40-х и в начале 50-х годов, Х пленуме ЦК, проходившем в 1952 году, под маской борьбы против национализма началась борьба против культурного наследия и известных деятелей, которые творили в сфере литературы и науки. Многие писатели, ученые партийные и государственные деятели были обвинены в национализме. В постановлениях сильно критиковалось творчество А. Каххора, Х. Гуляма, А. Каюмова, М. Шайхзоде, Айбека, Миртемира, Туйгуна, М. Бобоева, У. Рашидова, Шукрулло, С. Ахмада.Надо отметить, что бывший СССР с самого начала образовался с помощью силы и удерживался с помощью силы. Все республики входили в этот союз принудительно и были недовольны таким союзом в котором не учитывались мнения, интересы, ценности народа и наций. Несмотря на имеющийся в Конституции пункт о возможность выхода республик из этого союза, союзный центр с помощью силы их удерживал.

Движения джадидов в Туркестане.

Начало XХ века в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны отмечено важными изменениями. С одной стороны, шел процесс усиления социального и колониального гнета, грабеж национальных богатств края, полное превращение его в сырьевой придаток царской России, с другой стороны, - начинается зарождение капиталистического способа производства, формирование национальной буржуазии и рабочего класса, духовное пробуждение нации.

Колониальные положение Туркестана, обостряли существовавшие социальные и общественно-политические противоречия. Это приводило в движение различные общественно-политические силы туркестанского общества, среди которых особое место занимает джадизм. Движение объединяло представителей различных слоев общества, которые отличались друг от друга и по социальной принадлежности и их взглядам на отдельные проблемы. Но общим для джадидов Туркестана было то, что они выступали носителями идей независимости, свободы и борьбы за светлое будущее.Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение. Это было связано с тем, что джадидское движение совпало по времени с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения. В одном из отчетов того времени приводятся такие данные: "вообще среди сартов неграмотных меньше, чем в русском населении", а многочисленность местных мактабов такова что "показывает заинтересованность населения в школьном деле". Решить проблему совершенствования образования, по мнению колониальных властей, был призван институт так называемых русско-туземных школ. Официальной датой их появления считается 19 октября 1884г. В этот день в торжественной обстановке, в доме богатого ташкентского купца Саид-Азимбаева была открыта школа. Ее первыми учениками стали дети из семей местной элиты. В 1887г. русско-туземная школа открылась в Самарканде, а затем и в других городах. Вскоре аналогичные школы возникают и в других мусульманских центрах России, в частности в Туркестане. Здесь новометодные джадидские мактабы стали появляться уже в 90-х годах XIX в. Одни из них был открыт И. Гаспринским на средства купца Хусинова в 1893г. в Самарканде. В них изучались такие предметы, как арифметика, география, основы естествознания.Джадидами были изданы различные учебные пособия. В частности, А. Шакури опубликовал такие книги, как "Рахномаи Санат" (Наставление детям), "Хавоиджи диния" (Знания по религии), "Джамуль хикоят" (Сборник рассказов). Известный узбекский журналист, публицист, педагог, один из видных туркестанских джадидов - Абдулла Авлони был автором учебников "Адабиет" (Литература), "Биринчи муаллим" (Первый учитель). Этот учебник, изданный в 1912г. в Ташкенте, предназначался для джадидских новометодных школ и выдержал пять переизданий.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!