Движение освободителей. Мадаминбек и др.
В истории борьбы Туркестана за освобождение особое значение имеет “басмаческое” движение, которое не может интерпретироваться как очередное восстание, но есть вооруженная война нации против советской власти. Коммунисты, используя слово “басмачи” в своей контрпропаганде, вкладывали в него значение “разбойники”. Между тем басмаческое движение представляет собой продолжение традиций национально- освободительной борьбы против России и против диктатуры пролетариата постольку, поскольку советская диктатура лишь по-другому формулирует основные цели России. Одним из основных требований басмачей в их схватке с большевизмом было создание национального государства. Политические предпосылки возникновения басмаческого движения признаются и советской литературой, но при этом отбрасывается национальная подоплека. Многие бывшие советские авторы в своем отрицании политизированности заходят так далеко, что отказываются признать за этим движением даже национальный характер. Таким образом, начало басмаческому движению было положено Эргашем курбаши и Мадаминбеком. Их последователями стали Холходжа из г. Ош, Парпи курбаши из Андижана, Мухиддинбек из Навкенда, Аман Пахлавон из кишлака Хизробод близ Намангана, Шермухаммад и его брат Нурмухаммад из Гаиб-ота близ Маргелана, Данибек кади из Узгента и Рахманкулбек из Гуртепе близ Намангана. Все они к апрелю 1918 г. контролировали свои родные селения. В течение следующих месяцев контроль собственно над басмаческим движением все более сосредотачивался в руках Эргаша курбаши и Мадаминбека. К середине 1918 г. все поселения Ферганской охранялись басмаческими подразделениями. Движение борцов за свободу в своем первом периоде подразделяется на 6 фаз.Для первой фазы (02. 1918 - 11. 1919 гг.) характерны попытки Мадаминбека объединить разрозненные силы басмачей. Тогда же Эргаш курбаши объявил себя правителем мусульман (Амир-уль Муслимином) и “Защитником ислама”. После того как войска борцов за свободу вынудили регулярные части Красной Армии оставить многие населенные пункты Ферганы, Эргаш курбаши попытался перенять контроль над ними. Действовал он при этом исключительно примитивно. Во главе каждого вновь освобожденного селения он ставил старосту- бека из своего ближайшего окружения. Тот также, в свою очередь, отбирал себе помощников из своих солдат (аскеров). Мадаминбек действовал более мудро. Для начала отобрал около 12 000 джигитов и стал проводить усиленную военную подготовку. С этой целью он разыскал в Туркестане оседлых татар и башкир, что служили в свое время в царской армии, и привлек их в качестве наставников. 29 сентября 1919 г. он созывает на съезд ( курултай) представителей населения Ферганы и образует “Временное правительство Ферганы.” Вторая фаза движения борцов за свободу (ноябрь 1919-август 1920г.г.) характеризуется падением боевого духа в его рядах. Так называемая “Турк-комиссия” издала рекомендации больше доверять крестьянам, ссужать их деньгами, а также готовить пропагандистов из туркестанце Третья фаза (сентябрь 1920 - сентябрь 1921 гг) характеризуется усилением советской власти в городах и концентрацией военных сил борцов по кишлакам. В этот же период возникает басмаческое движение в Бухаре. Для четвертой фазы (ноябрь 1921г. - август 1922г.) характерно новое отношение советов к населению и новый подъём движения борцов за свободу после прибытия в Бухару Энвера-паши. Изменяя тактику своих действий по отношению к населению, советское правительство стремилось к моральному разложению басмаческого движения. 23 декабря 1921г. был издан декрет “О возвращении законов шариата” Пятая фаза (сентябрь 1922 г.- июнь 1923г.) басмаческого движения особо характеризуется усилением разногласий между басмаческими формированиями. Тогда же Советам удалось перетянуть на свою сторону дехкан Шестая фаза (июнь 1923г. - декабрь 1923г.) отмечена победой Красной Армии. В начале июня 1923г. в Туркестан прибыли верховный главнокомандующий вооруженными силами советской России Каменев и представитель Московского “военно-революционного совета” Зафесов. Совместно с командующим Туркестанским фронтом М. Фрунзе они выработали оперативный план действий. План этот предусматривал:1) засылку красноармейских подразделений во все населенные пункты;2) воздушные атаки;3) создание военных советов в каждом округе;4)единый день наступления для всех красноармейских подразделений;
5) применение против басмачей отравляющих газов.
77. Свержение «Туркестанской автономии». Кокандская трагедия. К концу февраля 1918 г. штаб “революционных войск” телеграфировал в Ташкент о разгроме отрядов Иргаша, ликвидации “конрреволюционного” автономного правительства и установлении “порядка” в Коканде. Чуть позже такая же телеграмма была отправлена в Москву. В область прибыли дополнительные воинские подразделения для пресечения “конрреволюционной деятельности” бежавших в Скобелев членов “автономного правительства” и их сторонников. По решению СНК Туркестанского края все руководители “Туркестанской автономии” были объявлены вне закона, а их имущество конфисковано. Отдельным постановлением был создан “военно-революционный суд” для разбора дел лиц, обвинявшихся в поддержке “Кокандской автономии”. После погрома, устроенного большевиками, в городе древней культуры не осталось ни одного неповрежденного дома. С помощью оружия была прекращена попытка местных демократических сил построить демократическое общество. Из трагических событий, связанных с Туркестанской автономией, в Коканде в конце 1917 - начале 1918 гг. можно было сделать вывод, что акт устранения, совершенный советским режимом в отношении Туркистон Мухторияти предостерегал, чтобы больше никто и нигде в Туркестане не смел организовывать автономии без согласия центра. Важно отметить, что после разгрома Туркистон Мухторияти, такая же участь постигла и правительство Алашской Автономии, образованной казахскими национал-демократами в декабре 1917 г. в Оренбурге. Следовательно, свержение правительства Туркистон Мухторияти было воспринято туркестанцами как новое свидетельство агрессивных планов России в отношении Туркестана, и они с оружием в руках поднялись на защиту своей Родины от завоевателей. Тем самым было положено начало массовому движению в Туркестане под названием “Истиклолчилар харакати”. С разгромом Туркистон Мухторияти закончился мирный этап развития национального сопротивления и было положено начало массовому вооруженному антибольшевистскому и антиколониальному движению в Туркестане. Характер этого движения, представляющего собой продолжение традиций национально-освободительной борьбы, был ярко выражен в политических требованиях того времени: “За свободу Туркестана от России”, “За Туркестан без притеснителей”, “Туркестан-туркестанцам”.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!