Гносеологическая (познавательная) - познавать, анализировать, описывать, систематизировать и объяснять сущностные свойства государственно-правовых явлений.



Мировоззренческая - вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания.

Праксеологическая (прикладная ) - формулировать практические предложения по совершенствованию системы государственного управления и правовой системы.

Прогностическая - выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.

 

-Методология и методы юрид. науки

 

Методология общей теории права- совокупность подходов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется познание государственно-правовых явлений.

Методология общей теории права включает в себя всеобщие, общенаучные и специальные методы.

Всеобщие методы — это философские, то есть мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные примы мышления (метафизики и диалектика). При метафизическом подходе государство и право рассматриваются как вечные и неизменные институты, не связанные с другими социальными явлениями. Диалектика предполагает изуче­ние всех общественных явлений в развитии и взаимосвязи. Такой подход характерен для материалистической диалектики. При субъек­тивно-идеалистическом подходе причины возникновения государства и права связываются с разумом и волей людей (договорная теория). Объективные идеалисты связывают возникновение и существование государства и права с волей высшего (объективного) разума.

Общенаучные методы — это способы изучения предме­та науки на определенных этапах исследования (системный и функциональный методы).

Системный метод — это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных ти­пов связей в изучаемом объекте. Функциональный метод — это способ познания, который направлен на выяснение функций од­них социальных явлений по отношению к другим.

Специальные методы — это приемы, которые наиболее применимы к изучению правовых явлений. Такими методами явля­ются сравнительно-правовой, формально-юридический и конкрет­но-социологический. Сравнительно-правовой метод заключается в со­поставлении различных правовых систем в целях выявления их общих и особенных свойств (юридическая компаративистика). Формально-юридический метод состоит в изучении правовых кате­горий, конструкций, законодательной техники, позволяет дефинировать, то есть определять правовые понятия и классифицировать правовые явления. В литературе выделяют также логический ме­тод, который опирается на приемы формальной логики, такие как анализ, синтез, индукция и дедукция.

 

- Особенности государства как субъекта права.

 

Еще римские юристы считали, что государство - субъект особого рода. Государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности, не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие правосубъектности лица к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения (функциональное назначение). С юридической точки зрения государство - правосубъектная организация, участник различных правоотношений. Независимо от числа людей, составляющих государство, оно в правовом отношении участвует как один субъект.

Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником следующих публичных отношений: Международно-правовых; Конституционно-правовых; Финансово-правовых; Уголовно-правовых.

Таким образом, государство через публичную власть, представляющую собой волевые (руководства-подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.

 

- Юридическая техника.

 

Юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов, используемых юристами при разработке и реа­лизации правовых предписаний.

Объектом юридической техники является текст правовых ак­тов.

Юридическая техника делится на законодательную и право­применительную.

Законодательная техника включает в себя:

— способы построения нормативных актов;

— использование терминов и построение юридических конст­рукций в соответствии с определенными правилами.

Сообразно законодательной технике нормативные акты долж­ны иметь характерную структуру (преамбула, основные и заклю­чительные положения), рубрикацию (части, разделы, главы, ста­тьи), официальные атрибуты (наименование и сроки вступления в законную силу).

Правоприменительная техника включает в себя различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов.

По видам правовых актов юридическая техника подразделяется на:

а) законодательную (правотворческую);

б) технику индивидуальных актов.

По своему содержанию технико-юридические средства и приемы подразделяются на две различные группы:

♦ средства и приемы юридического выражения воли законодателя. Эта группа относится к специально-юридическому содержанию права — собственному содержанию акта как формы права, а в ко­нечном итоге представляет собой «технические моменты» конст­руирования правовых (нормативных) актов как явлений юриди­ческого порядка;

♦ средства и приемы словесно-документального изложения содер­жания акта. Эта группа средств и приемов касается только внеш­ней формы — правовых актов как документов.

При этом юридическое выражение воплощенной в акте воли неиз­бежно находит известное внешнее изложение в тех или иных особенно­стях словесно-документальной формы.

 

 

- Основные правовые теории.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Историческая школа права

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX в. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право.

Нормативистская теория права

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!