ТГП является составной частью юридических наук.



Общая теория права различает право в объективном значении и право в субъективном значении.

Право в объективном смысле - совокупность юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения. Право называется объективным, так как юридические нормы закреплены в законах, то есть объективизи­рованы.

Право в субъективном смысле - правомочие, ко­торое имеет субъект — гражданин либо юридическое лицо — в со­ответствии с нормами права. Право называется субъективным, так как правомочия принадлежат субъекту.

Право — это нормативная система государственно-организо­ванного общества, которую характеризует наличие общеобяза­тельных формально-определенных правил поведения, устанавли­вающих меру свободы всех субъектов права.

Признаки права: обще­обязательность, нормативность, формальную определенность.

Общеобязательность (право ад­ресовано всем членам общества, имеет связь с государством и поддерживается с помощью государственного принуждения).

Нормативность права (право закре­пляет права и обязанности. Его нормы выступают в качестве критерия оценки поведения как правомерного либо неправо­мерного).

Формальная определенность (право имеет определенные формы внешнего выражения — законы и другие нормативные акты).

Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, общества в целом.

Право - это всегда ограничение свободы личности.

Таким образом, мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

 

- Сущность права

 

Рус­ский философ В. Соловьев полагал, что право закрепляет обяза­тельный для всех минимум нравственности. Выдающийся буржу­азный юрист Рудольф Иеринг считал сущностью права защиту индивидом собственных интересов. Ряд ученых видят сущность права в применении равного масштаба к разным людям.

В юридической науке сложились два подхода к сущности пра­ва. В соответствии с первым подходом право выражает интересы господствующего класса, воплощает его волю и служит средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Этот под­ход выражает марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Сторонники другого подхода трактуют сущность права как средство компромисса для снятия противоречий в обществе, как средство согласия, уступок. По их мнению, при правовом реше­нии проблем должно быть достигнуто согласие и компромисс, и лишь затем применяться принуждение.

Следует признать, что сущность права многообразна как само право. Вместе с тем можно выделить ее двойственный характер: с одной стороны, право выражает и охраняет интересы власти — классовая сущность, с другой стороны, является средством защиты интересов всех членов общества — общесоциальная сущность.

 

- Социальная ценность и функции права

 

Социальное назначение права- регу­лирование общественных отношений путем гос­подства над всеми частными, личными и групповыми интересами.

Право как элемент социальной системы функционирует наря­ду с государственным механизмом, моралью и другими социаль­ными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяются функциями.

Функции права - основные направле­ния его воздействия на общественные отношения в ходе осуще­ствления задач и целей, стоящих перед обществом.

Действующее право имеет несколько функций:

1.Господствующее место в системе функций права занимают регулятивная и охранительная функции, в которых проявляется социальное назначение права, его способность быть ре­гулятором наиболее важных общественных отношений.

Регулятивная функция права проявляется в его способности воздействовать на поведение субъектов правовыми средствами.

Охранительная функция права заключается в его способности охранять положительные и вытеснять вредные отношения. Охра­нительная функция права осуществляется путем установления за­претов, санкций и реализации юридической ответственности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимо­действии и дополняют друг друга: каждая из них по-своему спо­собствует развитию и укреплению позитивных общественных от­ношений.

2. В зависимости от сферы воздействия выделяют эко­номические, социальные и другие функции права, неразрывно свя­занные с направлениями деятельности государства, решающего стоящие перед ним задачи с помощью права.

3. По субъектам правовой деятельности можно выделить законодательные, исполнительные и судебные функции права, в которых выражаются направления деятельности органов государственной власти.

4. По характеру воздействия на общественные отно­шения в рамках регулятивной функции выделяют статическую и динамическую функции права.

Статическая функция проявляется в таком воздействии права на поведение субъектов, которое осуществляется путем закрепле­ния правовыми средствами отношений, соответствующих интере­сам общества. Решающее значение в осуществлении статической функции принадлежит институтам права, которые закрепляют ос­новы конституционного строя, экономическую основу общест­венного устройства, права и свободы личности.

Динамическая функция права выражается в его воздействии на общественные отношения путем реализации правовых норм в правомерном поведении. Сущность динамической функции пра­ва состоит в развитии отношений, соответствующих интересам общества.

 

- Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

Система нормативного регулирования - совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей в различных сферах жизнедеятельности.

В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные.

Технические нормы — это правила использования технических средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явле­ний природы в процессе их эксплуатации. Данные нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Технические нормы ре­гулируют отношения типа "человек — машина" (субъект — объект).

Социальные нормы - средства организации общественных отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Социальные нормы упорядочивают отношения в связ­ке "человек — человек" (субъект — субъект).

Технические нормы и социальные взаимодействуют между со­бой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются го­сударственными стандартами, инструкциями, специальными прави­лами и охраняются государством от нарушений, в том числе уголовно-правовыми мерами.

Основными видами социальных норм являются обычаи, тра­диции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и кор­поративные нормы.

Различие социальных норм проявляется по способу их установления и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак социальных норм — правило поведения — и отличитель­ные признаки — источник происхождения, способ обеспечения их действия. Этот несколько упрощенный подход позволяет охаракте­ризовать социальные нормы с позиций их общности и различий.

Обычаи — это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обстоятельств и выполняемые в силу привычки.

Традиции — это исторически сложившиеся правила пове­дения, выполняемые под воздействием общественного мнения.

Нормы морали— правила поведения, сложившиеся в об­ществе в соответствии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения.

Религиозные нормы — это правила поведения, сложив­шиеся в соответствии с духовными потребностями человека, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения.

Корпоративные нормы — это правила поведения, ус­тановленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами.

Нормы права— это правила поведения, установленные ли­бо санкционированные государством и обеспеченные его силой.

 

 

- Право и мораль, их соотношение

Единство права и морали характеризуют три признака: нор­мативность, универсальность и общность.

Нормативность морали и права заключается в том, что они слу­жат эталоном и критерием оценки поведения людей.

Универсальность права и морали проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, то есть явля­ются самыми универсальными регуляторами в системе социаль­ных норм.

Общность морали и права заключается в том, что эти социаль­ные институты обслуживают общий экономический базис, идео­логию и политику.

Единство права и морали обусловлено объективными и субъек­тивными факторами. Объективными факторами являются эконо­мический базис, который обслуживает право и мораль; идеологи­ческая основа, на которую они опираются; социальные функции, которые они выполняют в качестве регулятора общественных от­ношений. Субъективное единство права и морали обусловлено целостностью самого человека, внутренней нерасторжимостью его правового и нравственного сознания.

Объективное единство права и морали в различных социаль­ных условиях получает неоднозначное воплощение. В обществе, где социальные противоречия сдерживаются повышением уровня жизни и ростом благосостояния, население принимает как должное усилия власти, направленные на закрепление достигнутого соци­ального состояния правовыми средствами. Единство морали и права вторично по отношению к об­щесоциальным процессам. Это значит, что единство морали и права может укрепляться либо ослабляться, быть органичным ли­бо принудительным.

Различие между правом и моралью проявляется в их осо­бенностях:

— по происхождению — нормы права устанавливаются государ­ством; нормы морали складываются в соответствии с нравствен­ными представлениями о добре и зле, справедливости и неспра­ведливости, чести и бесчестия и так далее;

— по сфере действия — нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; нормы морали не имеют обособленной сферы воздействия, мораль вездесуща — она все оценивает с точки зрения нравственности;

— по форме закрепления — правовые нормы получают закрепле-иие в официальных нормативных актах — законах, указах, постанов­лениях; нормы морали не закрепляются в специальных актах, они со­держатся в сознании людей и находят отражение в литературе;

— по содержанию — правовые нормы представляют собой де­тализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обоб­щенных правил и принципов;

— по способу обеспечения — реализация норм права поддержи­вается принудительной силой государства; мораль обращается только к совести индивида. Санкции позитивного права выступа­ют как мера принуждения. Единственной санкцией морали явля­ется нравственное осуждение.

Взаимодействие морали и права проявляется в их взаи­мопроникновении и взаимовлиянии:

— взаимопроникновение - право основывается на морали.

— взаимовлияние - мораль оказывает ак­тивное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает тре­бования морали юридическими санкциями и тем самым защища­ет необходимый минимум нравственности.

 

- Право и обычаи, их соотношение

Обычай в широком смысле - все формы привычного поведения: обычаи, традиции, обыкнове­ния и ритуалы, имеющие социальную значимость.

Обычаи в узком смысле — это нормы, соблюдение ко­торых стало привычным в силу их длительного существования.

В теории права выделяют обычаи, которые складываются на основе других социальных норм: обычаи — нравы, обычаи — ре­лигиозные установки, обычаи — права и обязанности. Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как устойчивость, массовость, привычность.

Устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерци­онной силе и повторяемости привычных форм поведения.

Массовость обычаев — исторически обусловленное свойство, появление которого связано с возникновением и формированием стереотипов общественно приемлемого поведения в социальных группах, сообществах и этносах. Массовость обычаев проявляется в их широком распространении среди населения в качестве об­разцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межлич­ностного общения.

Привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Следо­вание привычному образцу поведения обеспечено самим фактом его существования и не требует специальных условий со стороны общества. Обычаи в силу их привычности воспринимаются насе­лением как органическая часть повседневного образа жизни и вы­полняются без внутреннего сопротивления как правила, получив­шие всеобщее признание.

 

- ТГП в системе юрид. Наук.

 

Предмет ТГП — это общие законо­мерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также совокупность основных понятий науки.

Предмет ТГП имеет свою специфику, она заключается в том, что институты государство и право изучаются не как отдельные, а во взаимосвязи.

ТГП является составной частью юридических наук.

Юридические науки представляют собой систему разнородных зна­ний, объединенных одним объектом (государство и право), взаимосвя­занных между собой.

Система юридических наук делится на:

♦ исторические науки: история государства и права России, исто­рия государства и права зарубежных стран, история учений о госу­дарстве и праве;

♦ отраслевые (догматические) науки: наука конституционного пра­ва, гражданского права, уголовного права;

♦ прикладные (вспомогательные) науки. Они направлены на помощь другим наукам, являются вспомогательными. Это: криминалисти­ка, судебная медицина, психиатрия и др.;

♦ теоретические науки: науки, содержащие в себе основные начала, принципы, положения, без которых существование других было бы затруднительно. Это: теория государства и права.

 

- ТГП как наука, ее предмет, функции.

В науке различают объект и предмет науки. Объ­ект науки - объективная область исследования той или иной науки. Предмет науки - выделенная, то есть вовлеченная в исследование часть объекта изучения..

Объектом общей теории права являются два обще­ственных феномена — государство и право. Вместе с тем государ­ство и право являются объектом изучения других социальных на­ук: философии права, социологии права и политологии. Каждая наука имеет свой предмет изучения. Общая теория права в отличие от других наук изучает государство и право в политико-правовом аспекте и в меньшей степени касается философских, политологических и социологических сторон.

Предмет науки как таковой историчен. Это означает, что предмет изучения с течением времени изменяется. В предмет общей теории права постепенно вовлекаются новые знания, устаревшие сведения выводятся либо исключаются из предметной области теории.

Традиционно правоведы включают в предмет общей тео­рии права закономерности возникновения, развития и функ­ционирования государства и права, а также систему основных по­нятий юриспруденции.

Ряд ученых (А. С. Пиголкин и его сторонники) считают, что теорию государства следует отделить от теории права и включить в состав политологии. Другие ученые (Р. 3. Лившиц и его сторон­ники) полагают, что теория права и теория государства представ­ляют собой самостоятельные отрасли юридического знания, то есть по существу имеют различные объекты исследования.

Функции теории государства и права:


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!