Политическая психология. Структура, функции. Проблемы политизации массового сознания.



Политическая психология возникла в 30 – е годы двадцатого века.

Понятие и структура политической психологии

Политическая психология и политическое поведение граждан в эпоху социально-политических перемен

Политическая психология - это совокупность душевно духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственно мотивов и установок политического поведения. Политическая психология формируется в процессе реальной деятельности, в процессе активного взаимодействия граждан между собой, политической сфере, во взаимодействии с властью с государством.

Выделяются две структуры уровня психологии:

устойчивая часть – менталитет нации (психологический склад) своеобразие которого результат истории;

здравый смысл, принятые в обществе модели поведения

подвижная часть – то, что зависит от исторических изменений, перемен (чувства эмоции переживания, стереотипы).

Преобладание устойчивых моделей стереотипов чувств снижает потенциал политического участия человека, снижает интерес к политике.

Психологические механизмы явления человека в политику

идеалы; принципы; нормы

Политическую психологию можно рассматривать на индивидуальном уровне (предпочтение, чувства) и на уровне своей группы. Методы, применяемые в политической психологии:

Бихевиариский;

Персоналистский (основывается на индивидуальности, побуждении мотивации);

Психоанализ (зависимость от личной судьбы).

В США работает 200 специализированных фирм, которые довели методику зондата по различным проблемам до высочайшего уровня. Во Франции таких организаций примерно 150 (их ежегодный оборот 1 млрд. франков).


 

Средства массовой информации и их роль в формировании общественного мнения.

 

1)Особенностью XX в. является выход на арену истории больших групп населения – массовизация политики. (начался в экономике) Они коснулись и нематериальной сферы. Самым известным исследователям масс является Х. Ортесо – и – Гассет (30-е г.г. «восстание масс»).

«Герои исчезли, остался хор». Причина – в низком качестве современной цивилизации и культуры (Ортесо сторонник элитарных систем – ценно ли то, что доступно всем). Принадлежал к массе – психологический феномен. Человек чувствует, что он такой же как все. Человек на определённом этапе устаёт от индивидуумов и примыкает к массе.

Американский социолог Д. Белл – один из первых попытался дать анализ определений массы.

Масса:

· как не дефферинцированная множество (представители всех классов и сословий) масса имеет социальная организация обучает, устанавливает руководство. Масса анонимно, конформна. Стереотипное мышление, приспособленчество не самостоятельность суждений. Конфиллизм ® стадное экзальтация, безответственность, потеря индивидуальности. Масса, в таком случае, становится потребителем информации СМИ. Управляется одинаковыми способами. СМИ создают своего человека, отличного от реального;

· как синоним невежественности. Современная культура – не стандарт для массового человека. Необходимы авторитетные лидеры, воздействующие на массы (консерваторы запада);

· как механизированное общества. Превращение индивидуального в эго техническую функцию. Массовое производство анти гуманно, индустриальное общество пагубно влияет на развитие человека. Человек чувствует себя функцией.

· как бюрократизированное общество (М. Вебер, Д. Белл, Мангейм). Современная организация производства направлена на рост производительности труда ® иерархия (все решения на верху). Могейм ® это функциональная организация, противопоставляющая функциональную рациональность функциональности субстанциализма ® разум ® к любым делам, мыслям. Решение наверху ® личность теряет свои черты ® стадность (когда решение принимается на верху, бюрократическим путём, в отрыве от производителей).

· как толпа (восходит к Лебону и Фрейду). Лебон открыл массовый психоз, инстинкты толпы, толпы увлекают даже отбросы общества, кроме лидеров.

Признаки человека массы по Беллу:

1) обезличенность;

2) резкое преобладание чувства над разумом;

3) утрата интеллекта;

4) утрата личной ответственности.

Топа в политике. Стихийное поведение нет культуры традиций. Отсутсвует социальная организация, разделение труда, ответственность, система лидерства. Наружу к толпе прорывается импульсы, коллективные, подсознательные. Масса не бывает чувствующей и мыслящей. Франк Фарбер – «манипулирование человеком и обществом».

В арсенале манипулятивных средств пропаганды Ли выделяют 3 вида (по сферам воздействия):

1) экономическая сфера (реклама);

2) политическая;

3) духовная.

В советское время исследование массового сознания не приветствовались, т.к. понятие массового общества это западный образец, а у нас оно было идеализированно. Наши исследователи: Дубинин, Батурина, Дилнинский и сейчас разрабатывают эту проблему.

На основе интеграции их работ можно выделит следующие черты массового сознания (м.с.):

1) м.с. суммарно выражает уровень общественного сознания той или иной эпохи в целом. Специфика его в том, что оно является синкретичным (неразделимым);

2) м.с. отражает действительность на обыденном уровне, однако включает в себя и элементы специализированного знания Þ м.с. размыто по своему содержанию;

3) м.с. это реальное знание больших общественных групп и общества в целом. Часто оно сходно у этих групп, т.к. они имеют сходные условия жизни, в массовом сознании выражается народный здравый смысл;

4) м.с. ограничено, что проявляется в его односторонности, не умении охватить процессы в их развитии, неумении разобраться во взаимодействии. Для него характерно опираться на какой либо один факт, что бы признать явление истинным. Если что-то звучит правдоподобно, убедительно люди с этим соглашаются, не задумываясь о сути проблемы;

5) наличие в массовом сознании противоречивых элементов делает его изменчивым, подвижным, например: изменчивость рейтингов политиков. Однако подвижны лишь отдельные элементы массового сознания: мнение, слухи;

6) в целом м.с. консервативно, инертно, стереотипно.

Вывод: западные исследования массового сознания не могут служить ему приговором. Отечественные исследования корректируют эти представления с помощью сознания того, что человек одновременно к массе, и группе, и самому себе (он индивидуален, у него своё мнение).


 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!