Политическая культура в России



России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, госу­дарства перед целями и ценностями отдельной личности. Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо раз­витая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что за идеологизированность мыш­ления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демок­ратического развития других стран. В идеологизированном обществе по­литики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне государства, только в борь­бе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике прин­ципа "кто не с нами - тот против нас". Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat - государство) - вера в государство, доминирование государ­ства, при котором общество занимает подчиненное положение по отно­шению к государству. В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходя­щий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политичес­кая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неус­тойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обеща­ния, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.

43 Политическое сознание,его сущность,структура

Политическое сознание — это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политиче­ская реальность (политические отношения, институты, деятель­ность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чув­ства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территори­альные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и эли­тарного.

Другим ведущим основанием выделения структурных эле­ментов политического сознания являются глубина и адекват­ность постижения им политической реальности. По этому кри­терию выделяют уровни политического сознания — теоретиче­ский и обыденный, идеологический и психологический.

Обыденное политическое сознание — это стихийно форми­рующиеся представления социальных групп о политике, дея­тельности ее институтов и их представителей.

Два других уровня политического сознания — политическая идеология и политическая психология — частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию — глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыден­ного сознания.

44 политическая идеология

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или измене­ние существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интере­сов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и др.).

Центральное положение идеологий в структуре политического сознания из­начально

К числу ведущих функций идеологии относятся следующие: целеобразующая — формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям соци­альных групп на власть;

программно-практическая — перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная — сплочение, формирование единства со­циальной группы; мотивирующая — побуждение людей к политической ак­тивности; коммуникативная — формирование особого языка поли­тического общения — знаков, символов, ритуалов, по которому
приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и
отделяют «чужаков».

К числу основных функций идеологии можно также отне­сти познавательную, аксиологическую (ценностную), пропаган­дистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и т.д. Таково в целом назначение идеоло­гии в современном мире. К наиболее влиятельным идеологиям современности приня­то относить либерализм, консерватизм и социализм.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!