Структура, ф-ции, полит. Власти



Политология в системе социально-гуманитарных наук

Политическая философия – отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика.

Политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

Понятие политики. Её значение и роль в обществе

Политика— «искусство управления» государством — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.я определение форм, задач, содержания деятельности государства.

В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика)

Политическая мысль в древности и эпоху античности

Полит учения древ мира. Полит мысль в странах ДрВ, но наивысшего расцвета в Др мире она достигла в Др Гр и Р.Полит мысль в ДрГ и ДрР разв как форма теоретичо обобщ интенсивной политич жизни, характ для этих обществ. Функционир институтов полисной демокр невоз без актив участия граждан в политике, что предпол выбор оптимал для этого форм гос устр, сущ механизма разреш политич конфликтов, возник между гражданами, нал представл о путях обесп единства общ-ва при нал очевид и острых соци разл. В Афинах, где утв демокр сист законод, где право в глазах граждан ассоц с разумом и со справедливостью, слож своеобр правовое гос-во, благами ко-го не могли польз рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочит слож в рим общ-ве. Безусл след республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести, идея правового гос-ва берет свое начало и в республиканском Риме. софисты утв, что политика — это чисто чел дело. «Человек - мера всех вещей», а потому справедл не явл прир или бож уст. Любой закон - продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума. Подобные уч Платон нах неверными и вредными, тк призыв людей к непови законам. Платон гос-во возник потому, что каждый из людей не в силах удовл свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи. Понятие о идеал гос-ве, т.е. реально не сущ идейном образе, и его особ: 1власть принадл людям способным, 2присутствие соц иерархии выр в нерав властных полномочий, кот облад разные соц группы;3политич отнош подч принципу справедл, смысл к-го в том, что каждый вып опред обяз и получает за них вознагр; 4“коммунизм” как принцип равенства потребл осущ в высших классах и служит усл сохр их сплоченности перед лицом классов низших. естеств путем возник лишь «порочные» ф-мы гос-ва: тимократию (власть честолюбцев влечет за собой страсть к обогащению. В рез превр), олигархию (госп немногих богачей. сущ как бы 2 гос-ва: богатых, бедных. идет непрерыв борьба.), демократию (Эта борьба зак уст демократии — власти большинства) и тиранию. Аристотель (“Политика”, “Афинская полития”, “Этика”). разд ф-мы гос устр на прав (монархию, аристократию, политик) —власть осущ во имя общего блага) и непр (тиранию, олигархию, демократию, где мех власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства -политика, соч кач-ва аристократии и демократии. имущ нерав -основа общественных потрясений. теория “среднего элемента” (слой не бедных и не богатых людей), дорожащих своим положением и независимостью и удерж общ-во от соц потрясений. Цицерон (“Краткое пособие для претендентов на выборные должности”)наиб привлекат форма правл, соч в себе черты демократии и аристократии. предложил версию права как естеств, неотъемлемого кач-ва природы человека и общества. рассм гос-во не только как выр общих интересов всех его членов, но и как соед многих людей, "связ между собой согласием в в-сах права". Солон: жизнь общ-ва должна регул правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греч городах-гос-вах у граждан с детских лет восп уважение и почтение к законам, к устан в них полис порядкам. Сократ утв, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандир собл законов всеми афинянами.

Средневековая Европа

Представители: Микола Макиавелли

. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.

 

Новое время и просвещение

Полит мысль эп Возрожд и Просвещ. Отход от чисто теолог интерпр политики происх в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами Никколо Макиавелли («Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»), кот соз принцип реалистич видения политики рассм гос-во как политич сост общ-ва: отнош властвующих и подвл, нал соответ образом устроенной, организ полит власти, учреждений, законов. наз политику «опытная наука», кот разъясн прошлое, рук наст и способна прогноз буд. считал, что в осн полит повед лежат выгода и сила, в политике след опир на силу, а не на мораль, кот можно пренебречь при нал благой цели. вывод: в пол цель оправдывает средства. Сущ 2 способа дейст для достиж целей: путь закона способ чел, путь насилия (дик жив.). Государи д ум поль обоими. своб политику от принципов морали. успех политики зав от самоув, смелость и гибкость. При рассм форм гос устр он отдает предпочт республике, а не монархии. Единовл необх при создании и реформ гос-тв, а республ правл -лучше для поддерж гос власти. отм больш влияние на политику борьбы противопол классов: народа и элиты, имущ и неимущ. Из соотн борющихся в общ сил он выводит и конкрет ф-мы гос-ва. предпочит умер республику или «смешанную форму государства», в кот сочет демокр, аристокр и монарх эл-ты власти. «макиавеллизм» - политика, осн на культе груб силы, пренебр нормами морали. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. политика - отраж прир чел, а она отнюдь не благая.17в (Вольтер, Руссо, Монтескье, Юидро, Локк, Лессинг, Гете, Шиллер ,Франклин, Новиков, Радищев). Прос поставил традиц в-с иначе: не как Бог созд чел, а как люди созд богов, общ-во,институты. Просвещ – необх ступень в поступат разв страны, расст с феодал обр жизни и стрем беспов встать на путь НТ и соц прогресса. Поборники рав всех перед законом, право кажд на обращ в органы управл, неприкосн собств. Концепция «обществ договора» (Гоббс). –осн уч о гражд общ-ве. Чел чущ-во эгоистич = неизб в общ войны всех против всех. Гражд общ-во – высший эт разв. В рез общ дог прекр война всех против сех: ф-мы правл: деморк, аристокр, монархич. Монтескье (Перс псиьма, «о духе законов») пыт вывести из геогр усл х-р, нравы, обычаи наордов, хоз ,полит строй. Ср-во обесп законности – принцип разд властей. Привнес в науку о праве и в гуманитар знание естесств-науч метод. Теория форм власти, в осн кот леж трехчастная сихема: республика, монарх, деспотия, что разв положение теории локка о разд властей. Осужд деспотизма, утв принципа гражд и личн свободы, призыв к веротирпим, полит умеренности. Осн географ школы (георг среда -опред фактор разв общ-ва и гос). одна из первых школ, с кот началась геополитика.

Политическая мысль в России

Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ - начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства

7 Власть как политическая категория. Концепции и определения власти

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Релятивистские концепции власти. В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, "нейтрализовать" ее, предложив ей раздел "зон влияния".

Бихевиористские концепции власти, Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредо- точении внимания на особенностях людей, на мотивах их поведения в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать.

Структура, ф-ции, полит. Власти

Функции

управленческая

интегрирующая (интеграция общественных интересов)

мотивационная

мобилизационная

контролирующая (обеспечение правопорядка)

культурная

Методы

принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)

применение силы

убеждение (посредством пропаганды и др.)

манипулирование информацией

побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)

применение авторитета

9 типология власти: виды и формы

Виды власти: классификация видов власти определяется ресурсами власти. 1) экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами. Собственность на различного рода материальной ценности, эк. власть опр-ет все другие виды власти. 2) социальная власть – распределение статусов, льгот, привилегий, с помощью соц. политики оказывается влияние на население, вызывая его лояльность и поддержку. 3) духовно-информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Она имеет возможность манипулировать общественным мнением. Это мощное средство управления умами людей. 4) принудительная – опирается на силовые ресурсы с применением или угрозой применения физической силы.

 - В зависимости от субъектов власти она делится на: государственную, партийную, семейную, профсоюзную, армейскую. - По функциям ее органов: законодательная, исполнительная, судебная. - По способу взаимодействия субъекта и объекта власти: демократическая, авторитарная, тоталитарная.

Разделение властей

Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую КС, ВС, ВАС. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть. Для нормального существования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон. Законодательная власть представлена конгрессом, включающим депутатов состоящим из двух палат (верхняя палата – Сенат. Нижняя палата – палата представителей). Конгрессмены обязаны реализовать в форме законодательных инициатив интересы избирателей. Верховный суд – самый элитный элитарный институт в американском государственном устройстве. Решение его членов не подлежат обжалованию за исключением случаев принятия поправок к самой конституции. Члены Верховного суда назначаются президентом пожизненно и могут быть смещены только за измену, взяточничество и другие тяжкие преступления. Исполнительная власть – представлена президентом, наделенным согласно конституции монопольным правом назначать послов, федеральных судей, высших

Политический режим

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности

Тоталитаризм- тип политической системы об-ва, характер-ся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общ-ой жизни, отсутствием свободой личности, подчинением всей соц. системы коллективным идеологическим целям. Теория тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг.в работах Фридриха и Бжезинского. В их книге «Тоталитарная диктатура и автократия»- попытка обоснования Т. как понятия, отражающего сталинизм и др. однотипные (фашистские, национал-соц-е) политические режимы. Несмотря на весьма огранич-ю применимость к реальным полит. систем-м, теор. Т. до сих пор сохраняет определенную научную значимость и полит. актуальность, позволяя отслеживать притиворе-е свободе личности тот-е тенденции, прояв. в разтич. частях мира.

Демократия-1.народовластие в гос-ве или «правл-ие народа, избранное народом и для народа»;2. форма уст-ва любой орган-ии, осн-ной на равноправном уч-ии ее членов в управлении и принятии в ней реш-й по больш-ву. Вэтом смысле говорится о партийной, проф-ой и семейной Д. В таком знач. Д. может сущ. всюду, где есть организация, власть и управление. Центральным в политологии явл. понимание Д. как народовластия в гос-ве. т.е. Д.представляет собой 1-н из типов политической системы, признаком кот. явл.:приз-е народа высшим источником власти; равноправие граждан и равен-во их избирательных прав и т. д. Несмотря на это понимание Д. как народовластия подвергается критики, т.к. ни одна из реально сущ. Д. не была властью народа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Авторитаризм- один из основоп-х типов полит. систем(гос-в) власть кот. принад-т 1 чел. или группе лиц. Для А. хар-на неограниченность власти высших правителей, запрет полит-ой оппозиции и вместе с тем отсутс-е у гос-ва претензий жесткого Конт-ть всю, прежде всего эконом-ю и дух-ю, жизнь об-ва и личности.А. власть в 1 очередь заним. ? собст-ой безоп-ти, обеспеч. обороны и общес-о порядка, хотя и может порводить и актив-ю эконом-ю и политч. политику, осущ. общес-е реформы. А- антипод демократии т.к. не признает народ верховным источ-м власти и свобод. конкур-е выборы высших орг-ов гос-ва. Должностные лица назначаются сверху. В авторитарных гос-ах нет легальной оппозиции, в них допускается сущ-е подконтрольных властями партий, профсоюзов и др. орга-й. А Вт-ые полит. сист. разнообразны: монархии, деспотические, диктаторские, в т.ч. националистические режимы и т.д. Слабой стороной А.явл. полная зависимость гос-ой полит. от позиции главы гос-ва или высших руководителей, отсут-е у граж-н правовых возможностей предотв-я злоупот-й властью, артикуляций свох интересов и защиты прав. В последнее время автор-ые режимы, учит-я непопулярность в мире открытых диктатур, часто маскируют свой антидемок-ий хар-р, претендая на презид-е формы правления, создавая в этих целях подконтрольные главе гос-ва парламенты, суды и некоторые др. демократич. институты, что, однако, не меняет сути.

17 демократический режим Демократический режим - форма государственного устрой­ства, при котором осуществляется правление народа. Осно­вополагающие принципы демократии - народовластие, равенство, свобо­да личности. Для демократических режимов характерно избрание пред­ставительных органов государственной власти и местного самоуправле­ния путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и свобод граждан и т.д. Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юри­дически институциональному критерию, ее тип определяется отношени­ями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так называемой парламентской республи­ке), а также - от избирательного процесса. При президентском правле­нии глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует правительство и сам может его возглавить. Демократические режимы определяют и различают не только структу­ры высших институтов - макро уровней власти, но и политические структу­ры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии: 1) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсою­зов, групп давления и т.п. (Англия, США); 2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим - результат творчества народных масс, пе­редовых представителей общества и его руководства, степень прогрес­сивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

Функции государства

Внутренние:

функции по защите существующего политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека;

общественно-экономическая, хозяйственно-организаторская (регулирование экономики, поддержание стабильности);

социальная(выполнение социальных программ);

культурно-воспитательная.

Внешние:

оборона страны;

защита национальных интересов на международной арене

Парламент и парламентаризм

Парламент - общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в конституциях Украины, России.

Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Парламентари́зм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним[1].

 

Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.[


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!