Служба в честь Тихвинской иконы Божией Матери



Наряду с разобранными последованиями в честь икон Божией Матери Смоленской и Казанской, службами, которые относятся, по мнению Ф. Г. Спасского, к золотому веку русского литургического творчества (вторая четверть XVI – 30-е годы XVII веков)135необходимо проанализировать и службу иконе Божией Матери Тихвинской. Ф. Г. Спасский признает эту службу творением “очень самостоятельным” и относит ее к авторству князя Симеона Шаховского, автора конца XVI или начала XVII века136.

Тихвинская икона Божией Матери в V веке была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где в ее честь был построен Влахернский храм. В России она явилась при благоверном князе Димитрии Донском в пределах города Тихвина в 1383 году. Святая икона прославлена в веках неисчетными благодеяниями, “неисчислимыми чудотворениями”, по слову современного составителя месяцеслова137.

Служба Тихвинской иконе Божией Матери — это полная служба, которая включает наряду со всем составом прочих стихир, седальнов, тропаря, кондака, икоса и светильна: последование малой вечерни, стихиры на Господи воззвах на два гласа (2-й и 5-й), два канона (глас 8-й и 4-й). Составителю службы, автору известного акафиста преподобному Сергию Радонежскому (если признать, что служба Тихвинской иконе принадлежит С. И. Шаховскому), удалось вложить в строки церковно-богослужебного последования слова искренней молитвы, непосредственного чувства умиления, живого покаяния. Так, автор службы уже в стихирах на Господи воззвах малой вечерни раскрывает свое восприятие чуда в живом словесном обороте. “О Твоем, Владычице, явлении, — пишет он, — умильни бывше людие, вкупе же и радостни138. Какая здесь свежесть и непосредственность в выражении чувств! Ниже, на той же малой вечерне в стихире на стиховне он скажет: “Сына бо Твоего и Твое есмы достояние”139. В стихирах на Господи воззвах великой вечерни, видоизменяя обычное обращение к Богоматери, составитель службы восклицает: “Киими чистыми устнами ублажим Богородицу”140, — и ниже: “Кия умиленныя гласы принесоша Ти <…> Богородице”141.

В первом каноне, в тропарях отдельных песен автор службы часто использует образ света. “Благаго Царя благая Мати, — говорит он, — благодать света Твоего и нам возсияет песнь Тебе пети начинающыя”142. “Истиннаго света Христа, — пишет он ниже, — неизреченно из Тебе <…> воссиявшаго лучами, омраченныя наши души и сердца просвети”143. “Иконе света Христа, и Пречистыя Девы, приидите, вернии, поклонимся”144, — пишет он дальше.

Иногда автор приглашает к прославлению Богоматери силы природы, и тогда эти образы достигают особенного изящества: “Аер пространный и земля наша, Царице, — пишет он в каноне, — в преславном Твоея иконы пришествии, чудес и божественных даров <…> исполнися”145. Обращение к космосу видим у творца службы и в седальне: “Яко древнего <…> кивота честнейший Твой <…> образ Владычице: паче бо илектра блистался <…> лучи милости <…> всем <…> простирает”146. То же пространное обращение к идее света и стихиям мира видим и в тропаре праздника: “Днесь яко солнце пресветлое, воссия нам на воздусе, всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи”147.

В том же каноне наряду с используемым местами образом света даются умиленные строки покаяния. Творец службы не скрывает своих грехопадений и своей усердной мольбы о помиловании. “Окаянен убо аз, Всечистая, — пишет он, — и недостоин таковыя ныне благодати, еже Тя видети”148. “Никтоже тако преслуша божественная повеления, — пишет он дальше, — якоже аз окаянный”149. И заключая канон в последнем тропаре 9 й песни он со слезами вопиет: “Устами смиренными принесох Ти препростое сие <…> пение, понеже груб есмь многогрешный <…> но от усердия на Твоя щедроты надеяся <…> не возгнушайся, Царице, приими сие и спаси мя”150. Идея всей службы может быть сведена к одному из созданных автором тропарей. “Мати Божия милосердная, — пишет он, — милости Твоея двери днесь отверзи нам”151.

Как видно из приведенных примеров, в службе Тихвинской иконе мы встречаем известные отличия от последований иконам Богоматери, разобранных выше. В этой службе отчетливо слышен непосредственный голос души, находящий себе место в строгой последовательности церковно-богослужебных песен.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!