Служба в честь Казанской иконы Божией Матери



Среди русских праздников в честь икон Божией Матери нет большего, более любимого, более почитаемого, чем праздник Ее Казанской иконы. Позднее других явившаяся в русской земле, но очень скоро ставшая участницей и разрешительницей злых судеб Смутного времени, икона эта, образ “Заступницы Усердной”, по слову ее тропаря, становится как бы знамением любви русского народа к Царице Небесной. Ни один праздник богородичных икон (кроме, может быть, Покрова) не собирает таких скоплений народа, такого числа молящихся, как праздник Казанской иконы Богоматери — в летние дни, 8 июля и особенно осенью, 22 октября.

Славная эта икона была обретена летом 1579 года в Казани после огромного пожара по указанию девятилетней отроковицы Матроны. Тогда же Казанский образ Богоматери проявил чудесные знамения и был поставлен в храме, где в то время священствовал будущий патриарх Ермоген, святитель Московский. Он как очевидец явления чудотворной иконы написал сказание о ее обретении и составил службу на день ее празднования.

В тяжелые дни 1612 года, когда решалась судьба Москвы, занятой польскими интервентами, а с нею — и всего Московского царства, после трехдневного поста и молитвы перед Казанским образом Божией Матери русскому войску была дарована славная победа. Чудотворный образ Казанской Богоматери сохранялся с того времени в Москве, и празднование победы над поляками 22 октября стало со временем всероссийским101.

Икона Божией Матери Казанской является списком с древней византийской Влахернской иконы и относится, как и Смоленская, к иконографическому типу “Одигитрия”. Богоматерь держит Младенца слева, к Нему слегка склонена и Ее глава, а десная рука Богоматери свободна, чтобы ею указывать путь вопрошающему, молящемуся перед Нею человеку. Обретенный чудотворный образ Казанской Богоматери невелик по размерам, но в практике Русской Церкви очень распространены иконы Казанской Божией Матери больших размеров, перед которыми русский народ любит молиться своей “Заступнице Усердной”, “Матушке Казанской”.

Служба Казанской Божией Матери построена ее составителем — священномучеником патриархом Ермогеном — в значительной степени как оригинальное произведение. Заимствованы только литийные стихиры — из службы Владимирской иконе Божией Матери, седальны взяты из последования Смоленской иконе и в качестве первого канона поставлен канон Одигитрии, созданный иеромонахом Игнатием, — из греческой службы. Все остальные церковно-литургические песни: второй канон, стихиры, тропарь, кондак и икос — оригинальные произведения Святителя. Строгий ценитель русского литургического творчества, Ф. Г. Спасский высказывается о службе Казанской иконе Божией Матери как о “произведении чисто молитвенном”. Он же считает, что стихиры и канон насыщены “догматическим содержанием” и примечательны по молитвенной настроенности102.

Если рассматривать разбираемую службу Казанской иконе Божией Матери как целостное произведение, то следует остановиться на следующих основных положениях. Служба написана человеком, опытно знакомым с духовной жизнью, его слово исходит от смирения сердца и деятельного покаяния. Поэтому и восхваляется Пречистая за помощь в духовной, внутренней жизни, и идут эти похвалы от сокровенных молитвенных воздыханий, поэтому так отчетливо проводится основная идея духовной помощи и заступления Царицы Небесной в делах и скорбях человеческих, поэтому так отчетливо, как нигде в другом месте, именуется Она Заступницей Усердной, Помощницей, Пристанищем. Не случайно автор службы, хотя и приводит ряд ветхозаветных образов, прежде всего и очень свободно заимствует именования Божией Матери из писаний Нового Завета, тепло ублажает младенчество Христово в связи с прославлением Самой Пречистой Матери. Здесь же мы находим и светлые богословские мысли святого исповедника Христова, священномученика Ермогена.

Смиренное размышление творца службы мы видим уже в стихирах вечерни, но наиболее отчетливо выражено оно в каноне. “Просвети нас светом Рождества Твоего, грешныя рабы Твоя”103, — вопиет святитель Ермоген в первой песни канона, а в 3 й песни читаем: “Кую достойную похвалу наше принесет конечное неможение”104, — и ниже: “Одожди грешным рабом Твоим богатыя Твоя душеспасительныя милости”105. “Прославляем со страхом и трепетом, — исповедует Святитель, — икону Девы Богородицы”106.

Рядом, в непосредственной близости с этими покаянными вздохами стоят утверждения Святителя о духовной и крепкой радости, обретаемой верующим сердцем в славословии Богоматери. “Озари наша сердца, Владычице, воспети песнь святыя Твоея иконы явлению”107, — пишет Святитель, приглашая церковных людей войти в празднование Богоматери, и ниже уточняет: “Соберитеся, христоименитии людие, умы тайно очистившеся, во святую Церковь Матере Христа Бога нашего”108. В стихирах на Господи воззвах святитель Ермоген исповедует от полноты сердца: “Жизнь вечную миру даровала еси <…> врата рая отверзла еси”109, — и дальше: “Днесь явлением вся созывает праздновати <…> благодатию Святаго Духа блистающися”110. Славословие Богоматери не ослабевает до конца службы, и в хвалитных стихирах читаем: “Жизнь безконечную даровала еси, райский вход верным отверзла еси”111. Вот радость духовного человека — деятельное покаяние и смирение.

Поэтому так убедительны слова службы о том, что надо предстоять Божией Матери в чистоте. Об этом неоднократно говорит Святитель: “Приидите в чистоте, человецы”112, “придите вернии с чистотою”113. И просить следует только духовного: “Ис­точи мне, Владычице, каплю душеспасительную”114, — и иметь к Матери Божией духовную молитву: “Паче же во устех наших имамы всегда святое и благословенное имя Ея”115. Из этого правильного духовного состояния рождается и светлое дерзновение, и новая тварь о Христе, человек-христианин, который не смущается, не боится исповедовать, что Матерь Божия — его Заступница, и Заступница усердная.

Идея заступления Богоматери видна уже в стихирах на Господи воззвах, когда на Слава и ныне поется: “Приидите, возрадуемся державней Заступнице рода нашего Царице Богородице”116. Мысль эта видоизменяется в стихирах на стиховне, где встречаем слово помощница. Так в 3-й стихире на стиховне утверждается, что Божия Матерь “человеческому роду <…> помощнице”117, а в славной: “и сию помощницу людем Твоим даровал еси”118. Помощницей Приснодева именуется и в каноне: “Яко милостивая человеком помощница”119, или “всемилостивая христианом помощнице”120. Также и в кондаке Она — помощница по преимуществу: “Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой помощнице, готовому и теплому Спасению Покрову Девы”121.

Однако этот образ небесной помощницы нашей раскрывается, обретает свою силу в центральной для службы Казанской иконе Божией Матери идее Ее заступничества, заступления за род христианский. Это дается творцом службы в тропаре: “Заступнице Усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися”122. Тропарь этот потому известен и близок русскому православному, что выражает все силы его души, всю крепость и теплоту его исповедания Матери Божией и Ее Сына. Об этом тропаре люди высокой духовной жизни говорили со слезами как о самом замечательном выражении наших христианских упований. Подлинно, это песнопение отмечено признанием народным, в нем находит себя исповедание каждого православного русского сердца, — так полно раскрывает этот тропарь сокровенные чаяния христианина.

Свое исповедание Матери Божией — Заступницей нашей, “Заступницей Усердной” творец службы подкрепляет и признанием Ее радостью всего мира. “Радуйся, — пишет он в каноне, — сущая радость всего мира”123. Ее он именует и обрадованной. “Прославим, вернии, — восклицает он в хвалитной стихире, — обрадованную Богородицу”124. Таким образом, из многих именований святое сердце исповедника Христова, святителя Ермогена выбрало для народного исповедания имя “Заступницы Усердной”, — и это было высоким литургическим откровением его духа.

В заключение нашего разбора службы Казанской иконе Божией Матери нельзя пройти мимо того, что святитель Ермоген особенно внимательно восхваляет в ней Младенца Христа. “Младенцем Твоим светиши всей твари”125, — говорит Святитель в стихире на Господи воззвах. В каноне эти упоминания неоднократны. “Покланяемся, Богородице, пречистому Твоему образу, — пишет Святитель, — и пресладкому Твоему Младенцу, Превечному и Незаходимому Свету Христу”126. В 7-й песни так восклицает песнопевец: “Приидите, почерпнем отпущение от <…> Пречистыя Девы и Тоя Пречистаго Младенца Божия Слова”127. “Почтим, людие <…> икону Девы Богородицы, — опять воспевает в каноне Святитель, — и Тоя Божественнаго Младенца Христа Бога нашего, и лобызаем, и прославляем со страхом и трепетом”128. Наконец, и в светильне верным предлагается возвеличить “Матери Бога нашего чудную икону и Божественнаго Младенца Спаса Христа”129.

В богородичнах канона святитель Ермоген приводит изложение православных догматов Воплощения Христова. «Неиспы­тана глубина, надоведомо таинство, непостижим образ, Дево, Зачатия Твоего, — пишет он в богородичне 7-й песни канона, — Бесплотный воплотися, Превечный младенствует, Сын Божий сын Тебе Девы бывает. Емуже вопием: “Боже, благословен еси”»130. В другом богородичне он исповедует: “О, Всемилостивая христианом помощнице! не может Тя воспети достойно ум человеческий и ангельский, яко всея твари честнейши, небесных и земных славнейши: всех бо родила еси Творца и Бога”131.

И самое последнее. Святитель Ермоген, как бы приближаясь к сердцу всего нашего народа, говоря его языком, выражая его чувства, называет Казанскую икону Богоматери “тихим и добрым пристанищем”132 и приглашает поклониться Ее образу: “Приидите к тихому Ея чудному <…> образу”133, — призывает возвеличить Ее икону: “Возвеличим Пречистыя Матере Бога нашего чудную икону”134. И святой песнописец воистину провидел судьбу “чудной” и “тихой” иконы Богоматери: она стала любимой святыней православного русского народа.

Разобранные особенности труда священномученика Ермогена в службе Казанской иконе Богоматери очень удачно сочетаются с каноном Одигитрии, творением иеромонаха Игнатия, и вместе образуют последование, исполненное большой духовной силы и радования, всесторонне освещающее радость явления чудного образа Богоматери, обретенного на казанской земле, равно как и силу победы, явленной в годы смуты.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!