Трансформация народной песни в условиях сценического исполнения.



Первый опыт перенесения русской песни на сцену. Хор имени М.Е. Пятницкого.

Исследуя мелодический язык русской песни и сравнивая ее с современным изложением, я обнаружила очень важную деталь: раньше песня была неотъемлемой частью жизни людей, ее пели для передачи своих чувств и настроений каждый день в быту, то есть "к месту", в то время как сегодня фольклор стал не бытовой необходимостью, а искусством, выносимым на сцену. А сцена диктует свои правила, свои временные рамки и значительно зависит от требований и запросов публики. В сценическом воплощении обрядовые действа становятся более театрализованными, аутентичные песенные образцы адаптируются к эстрадным критериям яркости и понятности и т.д. и т.п. Такая трансформация в современных условиях становится необходимой и неизбежной. Поэтому перед исполнителями народной песни стоит особая задача: сохранить в целостности основную сюжетную канву и жанровые особенности исполняемого произведения, но не потерять сценической привлекательности.

       Первым опытом новой жизни русской песни на сцене стали выступления в Москве крестьянских певцов 18 февраля 1911 года (два выступления), организованные Митрофаном Ефимовичем Пятницким. Пятницкий был членом Музыкально-этнографической комиссии при Московском Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии, объединявшей крупнейших музыковедов и композиторов Москвы, и добился от руководства этой организации выделения средств на концерты с участием крестьянских певцов из глубинных русских сел для просвещенной публики первопрестольной. Искушенных слушателей поразило высокое мастерство сельских певцов и инструменталистов, без специального образования исполнявших сложнейшие по композиции напевы как в сольном, так и в ансамблевом полифоническом изложении. Особенно много похвал было высказано в адрес семидесятилетней Аринушки Колобаевой с дочерьми, прибывших с родины М.Е.Пятницкого, из поселка Александровского Бобровского уезда Воронежской губернии. Первоначально концерты были чисто этнографическими. Их устроитель утверждал, что они проводились даже без предварительных спевок. Затем хор стал пополняться исполнителями и знатоками народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень. Это были работницы фабрик и заводов, дворники, сторожа — певцы-самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Репетировали, припевались друг к другу они на квартире своего наставника. Сам Пятницкий также обладал поставленным голосом — баритоном (сохранились записи его пения совместно с друзьями — вокализировали выразительно, искусно, однако в сугубо округленной, городской манере). Из обширного репертуара участников хора Митрофан Ефимович отбирал для концертов наиболее яркие и сценически эффектные крестьянские песни. Основу репертуара составляли старинные крестьянские песни — в традиционном многоголосном распеве, без композиторской обработки. В звукозаписях тех лет они звучат звонко, насыщенно, немного резко, но колоритно.

       В апреле 1935 года коллектив превратился в профессиональный, филармонический — Русский народный хор имени Пятницкого. Вскоре при нем образовался оркестр народных инструментов под управлением Василия Васильевича Хватова, затем — хореографическая группа. Еще незадолго до того хор пополнялся в основном сельской молодежью без специального образования (например, пятнадцатилетняя Шура Прокошина из западнорусской деревни Сильковичи). Теперь же начали учитывать не только голосовые данные, но и музыкальную подготовку. Проводились регулярные занятия по музграмоте, сольфеджио, песни разучивались по вокальным партиям. Звучание стало мягче, благозвучнее; несценичным певцам пришлось уволиться.

Профессиональная выучка певцов повысилась, но при этом в значительной мере была утеряна самобытность, почвенность. Искусные сельские песельники свободно варьировали напев, благодаря чему он непрестанно развивался, будто расцветал; пение же по нотам лишало народную песню естественной жизни, делало ее монотонной, скучной… Эта проблема до сих пор одна из самых острых в профессиональном народном исполнительстве. Композиторская обработка напева проблемы не решает: в любом случае теряется непосредственность, непредсказуемость его развития.

Наличие аккомпанемента видоизменило и сами песни. Подчинившись законам гармонии, они утратили ладовую характерность, приблизились к городской традиции., попали под влияние европейской музыкальной культуры с его основой на семиступенный лад. С приходом нового балетмейстера, молодой тогда Татьяны Алексеевны Устиновой, танцоры все более вынуждены были следовать правилам французского классического балета: вытянутый носок, жесткие позиции, единообразие движений, каскад виртуозных трюков… Публике нравились внешне эффектные танцы, но все это далеко ушло от подлинно народной хореографии, предполагающей импровизацию, индивидуальность в ансамблевом взаимодействии.

Таким образом, к концу 30-х годов сформировался новый облик хора, ставший эталонным для других профессиональных и самодеятельных народных хоров.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!