ПРОШЛОЕ — НАСТОЯЩЕЕ — БУДУЩЕЕ



Люди привыкли механически отделять время от самих себя, потому что человеку проще и привычнее поступать именно таким образом. Да и часы, кажущиеся нам чуть ли не источником времени, в немалой степени способствуют ощущению, что оно есть нечто постороннее.

Точно также необдуманно (и даже легкомысленно) расчленяем мы единое время на прошлое — настоящее — будущее, забывая, что время — это не циферблат с делениями. На самом же деле очень важно понять связность, неразрывность настоящего, прошлого и будущего.

Настоящее — не момент, не граница разделения, а время, где прошлое и будущее сливаются. Прошлое всегда есть зерно, исток или корень для настоящего. Прошлое живет в настоящем, определяет его, и нет ничего в настоящем, что не проистекало бы из прошлого.

Многие любят начинать "новую жизнь" с понедельника, проведя мысленную границу-черту сегодня и завтра. Мы любим и ценим завтрашний день превыше всех прочих дней, ждем от него чего-то особенного. Устремленность в будущее молодых людей вполне можно понять, ко как часто можно слышать от пожилых людей: "Я все чего-то ждал, а жизнь прошла... ".

Будущее кажется чем-то вроде заповедной страны, прекрасного миража. Вспомните легенду о Садко или Пер-Гюнте, отправившемся искать чудесный край. Мы так же, как эти герои, склонны думать, что "хорошо там, где нас нет". Но нас еще нет в будущем, а значит, о нем можно только мечтать (фантазировать) или надеяться на него. Но как Пер-Гюнт, вернувшись, понял, что самая замечательная страна — это его родина, так и нам надо научиться любить настоящее. Необходимо понять второй, основной смысл выражения "настоящее время". Настоящее — значит истинное, подлинное, неподдельное, в котором можно действовать, изменять что-либо, в том числе и влиять на будущее.

ОБ УПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕНЕМ, А ТОЧНЕЕ, ОБ УПРАВЛЕНИИ САМИМ СОБОЙ

Когда хотят решить практическую задачу "управления временем", то обычно проявляют свою особую любовь к будущему тем, что начинают сразу с планирования. Между тем, специалисты по организации времени рекомендуют вначале изучить затраты собственного времени, а затем уж приступать к планированию. Ведь планы должны составляться лишь после изучения временных затрат — тогда они будут обоснованными. И будь то книги по научной организации труда, написанные в начале века, или книги последних лет (отечественные или зарубежные), — везде для организации личного времени предлагается одно и то же: учет времени и анализ временных затрат; определение необходимых затрат на каждое дело; планирование. Различия — в частностях.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ УЧЕТ ВРЕМЕНИ

Начнем с вопросов: зачем учитывать затраты собственного времени на те или иные дела? Может ли учет времени дать человеку новую информацию о самом себе? Попробуйте вспомнить события вчерашнего дня и зафиксировать с точностью до получаса все, что вы делали в течение дня. И вы убедитесь, что эта задача не из простых. Потому что, во-первых, некоторые моменты попросту "ускользнут" из памяти — ведь незначительные события "мелкого калибра" фиксируются лишь в кратковременной памяти, и, подводя итоги прожитого дня, мы их не учитываем. А, во-вторых, что еще более существенно, оценить продолжительность по-разному заполненных отрезков времени порой особенно сложно. Дело в том, что кроме физического времени (секунды, часы, сутки и т. п. ) можно говорить о так называемом психологическом времени, которое отличается от физического и воспринимается в зависимости от состоянии человека.

Физическое время мы отмеряем по часам и календарям, психологическое — определяется субъективно и зависит от наполнения событиями минут, часов и даже лет. Это время в значительной мере творим мы сами. Горький писал о двух видах времени: "Нет ничего на свете бесстрастнее часов. Ничто никогда не волнует их и не дорого им. Они равнодушны и нам, если мы хотим жить, нужно создавать себе иные часы, полные ощущений и мысли, полные действий, чтобы заменить эти скучные, однообразные, убивающие душу тоской, укоризненно и холодно звучащие часы" [2]. "Полные ощущений и мысли" часы и есть психологические. А время, которое они отмеряют, может быть прерывистым или непрерывным, упругим или тягучим, плавным или скачкообразным, связанным с ходом реальных событий или служащим нейтральным "пространством" для них. Например, час может "тянуться" бесконечно долго, если мы ждем кого-либо или присутствуем на скучном собрании или лекции, но тот же час, занятый интересной беседой, может "пролететь". Во всяком случае, мы не вправе забывать о существовании психологического времени, иначе это нас может подвести.

Но есть еще одна серьезная причина, препятствующая реалистичной оценке времени. Речь идет о человеческих свойствах, о которых большинство имеет весьма смутное представление, а именно: о нежелании людей знать, на что уходят дни и часы нашей жизни. Нам всем выгоден "легкий туман", когда мы начинаем осмысливать собственную жизнь. Решиться на анализ содержания жизни и потраченного времени способны немногие. Стоит ли без особой на то нужды терять самоуважение? "Открыться перед богом легче, чем перед людьми", — говорит пословица, но нужно иногда еще большее бесстрашие, чтобы открыться перед самим собой.

Итак, с одной стороны, человек из-за наличия психологического времени и из-за нормальной забывчивости не может анализировать использование личного времени, опираясь лишь на воспоминания того или иного периода. С другой стороны, существует механизм психологической защиты от абсолютного знания о самом себе, и человек для сохранения иллюзий не хочет видеть реальную картину собственной жизни. И поэтому самонаблюдение, хронометраж — единственный путь к получению новых знаний, новой информации о собственной занятости.

ТЕХНИКА УЧЕТА ВРЕМЕНИ


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!