Глазная Мазь - Апологетика здравого христианского учения 29 страница



- Положим, - сказал Хуа-цзы, - кто-то даст вам та­кую клятву: “Если ты схватишь это левой рукой, то поте­ряешь правую руку, а если схватишь правой рукой, то по­теряешь левую. Но какой бы рукой ты ни схватил, ты станешь повелителем всего мира”. Сделаете ли вы так?

- Нет, я так не сделаю, - ответил царь.

- Очень хорошо. Из этого можно заключить, что для вас обладать двумя руками важнее, чем обладать Поднебес­ной. А все ваше тело еще важнее, чем ваши руки. Царство же Хань, в конце концов, далеко не так важно, как весь мир. Земли же, из-за которых вы враждуете с Хань, еще менее важны. Так будете ли вы вредить себе, печалясь из-за того, что не можете завладеть какими-то землями?

- Прекрасно! - воскликнул царь. - Много было у меня советников, но никто прежде не говорил мне так.

     Мы можем сказать, что Хуа-цзы знал о том, что в Жизни важно, благодаря незначительному.

Уж очень яркие слова по смыслу, в них заложенному. А мне пора спать, ибо уже 00:11, 15.03.2015г, а я весь день и вечер был занят. Спасибо Вам за внимание, друзья!

Спокойной ночи Вам и всем людям! Аминь.

 

Прочёл я две книги - из Интернет, - о Георгии Гурджиеве, дорогие мои друзья, который жил лет семьдесят-восемьдесят тому, и чем он всколыхнул Европу с США, посмотрите: -

 

Ч. С. Нотт УЧЕНИЕ ГУРДЖИЕВА (ДНЕВНИК УЧЕНИКА)

Космология и космогония, сотворение и поддержание вселенной, законы Трех и Семи, причины вырождения человека и способы его исправления, эсхатология - вот те четыре кита, четыре вопроса, подробные объяснения которых можно найти в книге Гурджиева «Все-и вся» (или «Рассказы Баалзебуба своему внуку») - объективном произведении искусства первой величины. Книга П.Д.Успенского «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения», не принадлежа к категории объективного искусства, тем не менее, является шедевром объективного отчета о беседах Гурджиева в России и может служить в качестве непревзойденного введения в систему Гурджиева. Но если изучение «фрагментов» дает только знание (хотя и высшего порядка), то изучение «Рассказов Баалзебуба» дает и знание и «понимание». Стр.4/139.

Знание теоретической части системы можно приобрести из книг. Действительно, каждый серьезный исследователь должен прочесть «Рассказы Баалзебубу» и «Фрагменты неизвестного учения». Однако внутреннее учение, которое включает в себя практическую работу - Метод, - может быть передано только в особых группах с помощью учителей, которые сами прошли через длительные периоды интенсивной работы.

Первая часть настоящей книги состоит, главным образом, из отчетов о работе с Гурджиевым; вторая - из комментариев Орейджа в нью-йоркской группе; третья же - нечто вроде продолжения и завершения первых двух.

«Институт Гармонического Развития Человека в Фонтенбло», - сказал Орейдж, - построен на основе системы Гурджиева и в действительности является продолжением общества под названием «Искатели Истины», основанного в 1895 году группой врачей, археологов, ученых, священников, художников и т.д. Их целью было сотрудничество в изучении так называемых сверъестественных явлений, которыми каждый из них интересовался со своей точки зрения.

Система подготовки (ученика) основывается на следующих положениях: жизнь в наше время настолько усложнилась, что человек отклонился от своего первоначального типа - типа, который должен был зависеть от его окружения: от страны, где он родился, среды, в которой он вырос, и культуры, в которой он был воспитан. Эти условия должны были бы наметить для человека путь его развития и тот нормальный тип, к которому он должен придти; однако наша цивилизация с ее практически неограниченными средствами влияния на человека почти лишила его возможности жить в условиях, которые были бы для него нормальными. Цивилизация открыла человеку новые горизонты в познаниях и науках и подняла его материальное благосостояние, расширив тем самым его кругозор; в то же время она вместо того, чтобы поднять его на более высокий уровень, развила только некоторые способности в ущерб другим способностям, а некоторые из них она разрушила полностью. Наша цивилизация отняла у человека естественные и существенные качества его унаследованного типа, но не дала ему взамен того, что требуется для гармонического развития нового типа. Таким образом, вместо создания индивидуального целостного человека, приспособленного к природе и окружению, в которых он оказался и которые на самом деле ответственны за его создание, цивилизация произвела существо, оторванное от своей родной стихии, неспособное жить полноценной жизнью и в то же время чуждое той внутренней жизни, которая по праву должна ему принадлежать.

Именно на этом основывается психологическая система Гурджиева. Система экспериментально доказывает, что восприятие (понимание) мира у современного человека и его образ жизни не являются сознательным выражением его самого, как завершенного целого, а наоборот, являются бессознательным проявлением одной из трех его составных частей.

С этой точки зрения наша психическая жизнь (то, как мы воспринимаем мир и выражаем наше восприятие мира) не составляет целого, которое служит хранилищем наших восприятий и источником нашего самовыражения. Напротив, она разделена на три отдельные части, которые есть, но имеют почти ничего общего, различаясь как по своей сущности, так и по функции.

Эти три отдельные части, и совершенно различные части, - источники интеллектуальной, эмоциональной и инстинктивно-двигательной жизни человека, будучи взяты каждая в смысле целого набора присущих ей функций - называются в системе Гурджиева мыслительным центром, инстинктивно-двигательным центром и эмоциональным центром.

Каждое действительное сознательное восприятие и выражение человека должны быть результатом одновременной и координированной работы всех трех центров, каждый из которых должен принимать участие в общей задаче; иными словами, он должен вносить свою долю ассоциаций. Полная апперцепция в любом данном случае возможна только тогда, когда все три центра работают совместно. Но из-за многочисленных и разнообразных влияний, которым подвергается современный человек, работа центров почти всегда не взаимосвязана, в результате чего его интеллектуальная, эмоциональная и двигательно-инстинктивная функции не могут корректировать друг друга; они идут разными путями, редко встречаются, так что моменты настоящего сознания бывают у него весьма нечасто.

Эти три центра не координированы по следующей причине: в одном лице, так сказать, присутствуют три разных человека: первый человек только думает, второй только чувствует, и третий, - живёт только согласно своим инстинктам и двигательным функциям; так что в нас есть как бы, - логический человек, эмоциональный человек и физический человек. Эти трое в одном никогда не понимают друг друга; более того, они сознательно и даже бессознательно вмешиваются в дела друг друга, в чужие планы, намерения, работу; и, все же, каждый из них, когда он обладает властью, говорит «Я» - от имени других.

Если мы понаблюдаем за работой центров, мы увидим, насколько они разделены и противоречивы, и для нас станет очевидным, что человек не может быть себе хозяином, поскольку он не может контролировать работу своих центров. Он даже не знает, какой из его центров начнет функционировать в следующий момент. Мы этого не замечаем, так как ошибочно полагаем, что наши различные «я», составляют нечто единое.         

Если мы надлежащим образом пронаблюдаем за проявлениями психики современного человека, мы ясно увидим, что он никогда не действует исходя из собственной инициативы и внутренних побуждений и только выражает, своими действиями, - изменения, происходящие в его механизме, и вызванные внешними - по отношению к нему, причинами. Он не думает - что что-то в нем - думает; он не действует - что-то действует - через него; он не создает - что-то в нём - создает; он ничего не совершает - что-то совершается - через него.

Это становится ясным, когда мы в состоянии понять процессы восприятия внешних и внутренних влияний каждым центром, который и вызывает ответную реакцию (действие).

Центры новорожденного ребенка можно сравнить с чистыми участками на граммофонной пластинке, на которые с первого дня или с первых часов начинают записываться впечатления как внутреннего, так и внешнего мира. Записанные впечатления хранятся в каждом из трех центров в том же порядке (часто абсурдном) и в том же самом отношении, в каком они впервые поступили. Процессы мышления, аргументации, суждения, памяти и воображения являются результатом исключительно записанных ранее впечатлений, которые сочетаются и объединяются разными способами - под воздействием внешних толчков. Записи, содержимое которых стало - таким образом, центром ассоциации, приводятся в движение с различной степенью интенсивности теми же самыми толчками. Другой толчок или толчок другой силы запускает другую запись и вызывает другую ассоциацию и, следовательно, другую цепочку мыслей, чувств, действий; и никакой центр не может ничего от себя прибавить к комбинациям, сложившимся в других центрах. В итоге восприятие мира у человека является результатом только одной части его существа, или, другими словами, у человека есть три разных вида процессов восприятия, которые либо мало соприкасаются друг с другом, либо соприкасаются случайно и то только частично. Следовательно, всякое заключение, к которому человек приходит, всякое суждение, - есть работа только одной части его схемы, выражение лишь малой доли накопленного им материала; отсюда его суждения и умозаключения всегда частичны и, следовательно, ложны.

Из всего, что было сказано, видно, что в качестве первого шага в гармоническом развитии человека следует показать, как ему ввести с самого начала работу этих трех центров в свои психические функции.

Когда эти три центра в состоянии работать с равной интенсивностью в одно и то же время, тогда три главных колеса человеческой машины вращаются плавно и не мешают друг другу. они будут работать не так, как теперь, т.е., - случайно, а наилучшим образом использовать свои способности. То же относится и к степени сознания, достижимой для человека, которой он никогда не достигает в обычной жизни.

Не следует забывать, что степень возможного развития для каждого центра варьирует у разных людей; так же различаются и полученные впечатления. Следовательно, обучение и тренировка каждого участвующего в работе должны быть строго индивидуальны.

С течением времени функциональные нарушения, которым подвержена человеческая машина, возрастают, и машину можно заставить работать бесперебойно лишь после длительной и целенаправленной борьбы с дефектами, которые в ней возникли. Человек не в состоянии вести эту борьбу в одиночку и своими собственными силами. Не может он также воспользоваться многочисленными модными методами аутотренинга и личного развития (как «местного» производства, так и завезенными с Востока), которые рекомендуют без разбору всякие методы и упражнения - такие как физические упражнения, упражнения в медитации, концентрации, и дыхании, системы - диеты и голодания, искусственно вызываемые переживания и т.д. Эти методы предписывают всем, не обращая внимания на индивидуальные потребности и способности и не принимая в расчет отличительные черты людей. Они не только бесполезны, но даже могут оказаться опасными; те, кто пытается починить неисправную машину без всестороннего и глубокого понимания, могут произвести известные перемены, но эти перемены вызовут другие перемены, которые при отсутствии опыта нельзя предвидеть и предотвратить. Человеческая машина всегда находится в состоянии механического равновесия, плавно она работает или нет; следовательно, всякое изменение в одном месте обязательно вызовет изменение в другом месте, а предвидеть и учитывать это - абсолютно необходимо.

Чтобы избежать неожиданных и нежелательных последствий, человек, начиная работать над собой, должен подчинить себя дисциплине, налагаемой специальными и строго индивидуальными методами, применяющимися в Институте. Можно сказать, что одной из целей является развитие новых процессов, которые будут изменять и регулировать старые процессы. Другими словами, мы должны развить в себе новые способности, которых нельзя достигнуть в повседневной жизни, окружающей нас; человек не может развить их у себя самостоятельно или с помощью какого-нибудь общеизвестного метода.

Только когда учтены все особенности органической и психической конституции данного человека, его воспитание и обстоятельства его жизни, становится возможным применение строго индивидуальных методов тренировки такого рода.

Чтобы определить выбор тех или иных средств, вкаждом конкретном случае, требуется длительное время. Основная причина этого в том, что человек с первых дней жизни обретает внешнюю маску и представляет собой внешний тип, не имеющий ничего общего со своим настоящим типом. С возрастом эта маска становится толще (грубее) и, в конце концов, он уже не в состоянии видеть себя из-за маски.

Чтобы обнаружить особенности индивидуума - т.е. реальность, скрытую под маской, - необходимо раскрыть основные черты его типа. Для этого маска должна быть разрушена, а это - вопрос времени. Только разрушив маску, мы сможем изучать и наблюдать самого человека, т.е., - его настоящий тип.

Те, кого заинтересует затронутая тема, приглашаются на следующие беседы, место и время проведения которых будут объявлены в скором времени».

Кто-то спросил: «Какое место в вашей системе занимает свобода воли?»

«У обыкновенного человека нет воли, - ответил Гурджиев, - он ничего не делает сам по себе». То, что считается волей, есть попросту сильное желание; у слабого - слабые желания, у сильного - сильные желания. Человека то туда, то сюда влекут его желания, его прихоти. У него нет подлинного хотения, но зато есть много прихотей. У человека может быть много желаний, но одно может преобладать, и он посвящает свою жизнь исполнению этого желания - он посвящает ему все, - и люди говорят, что у него сильная воля. Только человек, обладающий Я, может иметь волю. Когда у человека есть Я, он может быть себе хозяином, тогда у него есть свобода воли - не прихоть или желание, подверженное всему окружающему, которое может меняться вместе с пищей, людьми, климатом, полом. Настоящая воля приходит вместе с сознательным желанием через поступки, совершаемые с осознанием. Но вы должны работать годами, возможно столетиями. Мы носим в себе Мастера, но этот Мастер (хозяин) спит. Он должен пробудиться и подчинить себе всех этих маленьких хозяйчиков внутри нас. Очень часто то, что называется волей, является балансированием между желанием и нежеланием. Например, разум хочет чего-то, а чувства - нет. Если в этом случае разум сильнее чувств, то человек подчиняется разуму. Если оба более или менее уравновешивают друг друга, то результатом будет конфликт, колебания, нерешительность. Вот это и называется свободой воли у обыкновенного человека. Им командуют то разум, то чувства, то тело, - а чаще - половой центр».

Одна писательница-романистка как-то на встрече сказала Гурджиеву: «Иногда я чувствую, что более сознательна, когда пишу. Так ли это, или я все это воображаю?» Он ответил: «Вы живете в грезах и пишете о своих грезах. Для вас было бы гораздо лучше один раз сознательно вымыть пол, чем написать сотню книг, как вы теперь делаете».

Кто-то спросил: «Я не очень разобрался в том, что вы называете рассмотрением».

Гурджиев ответил: «Приведу вам простой пример: хотя я и привык сидеть со скрещенными ногами, я принимаю в расчет (рассматриваю) мнение присутствующих здесь людей и сижу как они, поставив ноги прямо перед собой. Это внешнее принятие в расчет (рассмотрение).

Теперь относительно внутреннего рассмотрения. Кто-то смотрит на меня, как мне кажется, неодобрительно. Это вызывает соответствующие ассоциации в моих чувствах; если я слишком слаб, чтобы не реагировать, этот человек раздражает меня. Я внутренне переживаю и выказываю свое раздражение. Так с нами обычно бывает. Мы внешне проявляем то, что чувствуем внутри».

 «Нам следует пытаться разграничивать внутренние и внешние импульсы. Внешне мы должны порой даже больше считаться с другими, чем мы это делаем теперь, - например, быть вежливее с людьми, чем обычно. Можно сказать, что то, что до сих пор проявлялось вовне, должно быть внутри, а то, что внутри - вовне. К сожалению, мы всегда реагируем. Но почему я должен досадовать или раздражаться, если кто-то посмотрел на меня косо? Или если он не смотрит на меня, не замечает меня? Может, он сам рабски зависит от чьего-либо мнения; возможно, он - автомат, попугай, повторяющий чужие слова. Возможно, кто-нибудь наступил на его больную мозоль. А завтра он может перемениться. Если он слабый, а я злюсь на него, то, значит, я еще слабее; и, чувствуя себя задетым, делая из мухи слона и преисполняясь обиды, я могу испортить отношения с другими людьми.

Следует совершенно уяснить себе и возвести в принцип, что нельзя позволять себе становиться рабом чужих мнений, надо освободиться от (влияния) окружающих. А когда вы освободитесь от него внутри себя, вы станете свободными от них.

Иногда необходимо сделать вид, что вы раздражены; не обязательно, если вас ударили по одной щеке, подставлять другую. Иногда нужно ответить так, чтобы впредь было неповадно. Однако внутренне этого не нужно принимать в расчет. С другой стороны, если вы внутренне свободны, может случиться, что если вас ударили по одной щеке, то лучше подставить другую. Это зависит от типа другого человека; иногда такой урок запоминается ему на всю жизнь. Иногда следует отплатить тем же, иногда - нет. Человек может выбирать только тогда, когда он внутренне свободен. Обычный человек не может выбирать, не может быстро и беспристрастно оценить ситуацию, ибо у него внешнее совпадает с внутренним. Необходимо работать над собой, учиться быть беспристрастным, разбирать и анализировать каждую ситуацию как бы чужими глазами, только тогда можно быть правым. Быть правым в момент действия в сотни раз полезнее, чем быть правым после. И только когда вы сможете действительно быть беспристрастным по отношению к себе, вы сможете быть беспристрастным по отношению к другим.

Для этого требуется очень многое. Свободную волю нельзя заполучить с помощью вопросов и нельзя купить в магазине. Беспристрастное действие есть основа внутренней свободы, первый шаг к свободной воле».

 Стр.27/139, Дневник ученика. Ч. С. Нотт.

Другой вопрос: «Какую роль играет совесть в приобретении я?»

«Вначале, - ответил Гурджиев, - совесть помогает в том, что она экономит время. Обладающий совестью может быть спокойным; тот, кто спокоен, располагает временем, которое он может использовать для работы. Позднее совесть служит для другой цели. У обычного человека большая часть времени занята приниманием в расчет (рассмотрением); кончается одна ассоциация, начинается другая. Утром он выходит радостный, несколько минут спустя становится грустным, еще несколько минут - и он возмущен или зол: он во власти сотен бесполезных ассоциаций; машина работает все время. Энергия, накопленная за время сна, питает поток наших дневных ассоциаций. Так она расходуется в нас весь день. Нашего запаса энергии достаточно для нашей обычной механической жизни, но не для работы над собой. Если, например, мы сравним эту энергию и энергию, потребляемую 15-ваттной электрической лампочкой, то энергия, затрачиваемая на активную работу, соответствует энергии, потребляемой 10-ваттной лампочкой, потребляющей большой ток из сети. Если мы расходуем свой запас энергии на бесполезные ассоциации - беспокойство, возмущение и т.д. - то нам хватит энергии только, скажем, на утро и ничего, - на остаток дня; а человек, лишенный энергии, - всего лишь комок плоти. Мы должны научиться экономно расходовать свою энергию. Природа создала нас такими, что у нас может быть достаточно энергии, чтобы выполнять оба вида работы: обычную жизненную работу и работу над собой. Но мы разучились работать нормально, отсюда - напрасная трата энергии. Энергия, вырабатываемая нашей динамо-машиной и накапливаемая в нашей батарее, расходуется на наши движения, эмоции, ощущения и проявления. Мы расходуем её не только на то, что необходимо, но и на что, то не является необходимым. Например, когда вы сидите и разговариваете, вам на это требуется энергия, а вы к тому же и жестикулируете. Это может понадобиться, чтобы подчеркнуть вашу мысль; при этом для мышц ног и других мышц совсем не требуется энергии, и, все-таки, вы сидите напряженно - все время. Вы ничего не можете поделать, даже если знаете об этом. Ваш разум не властен приказывать. Чтобы освободиться от ненужных напряжений, требуется длительная тренировка. И, тем не менее, тело не тратит столько энергии, сколько ассоциации. Мы все время испытываем тысячи бесполезных мыслей, чувств и переживаний, приятных и неприятных; и все они действуют без участия Я.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!