Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 8 страница




74___________________________ В. И. ЛЕНИН

Совершенно несостоятельная в научном отношении идея об особом еврейском на­роде реакционна по своему политическому значению. Неопровержимым практическим доказательством этого являются общеизвестные факты недавней истории и современ­ной политической действительности. Во всей Европе паденье средневековья и развитие политической свободы шло рука об руку с политической эмансипацией евреев, перехо­дом их от жаргона к языку того народа, среди которого они живут, и вообще несомнен­ным прогрессом их ассимиляции с окружающим населением. Неужели мы опять долж­ны вернуться к самобытным теориям и объявить, что именно Россия будет исключени­ем, хотя освободительное движение евреев гораздо глубже и гораздо шире в России, благодаря пробуждению геройского самосознания среди еврейского пролетариата? Не­ужели можно объяснять случайностью тот факт, что именно реакционные силы всей Европы и особенно России ополчаются против ассимиляции еврейства и стараются за­крепить его обособленность?

Еврейский вопрос стоит именно так: ассимиляция или обособленность? — и идея еврейской «национальности» носит явно реакционный характер не только у последова­тельных сторонников ее (сионистов), но и у тех, кто пытается совместить ее с идеями социал-демократии (бундовцы). Идея еврейской национальности противоречит интере­сам еврейского пролетариата, создавая в нем прямо и косвенно настроение, враждебное ассимиляции, настроение «гетто». «Когда Национальное собрание 1791 года декрети­ровало эмансипацию евреев, — писал Ренан, — оно очень мало занималось

Не только национальные, но даже и расовые особенности еврейства отвергаются современным на­учным исследованием, которое выдвигает на первый план особенности истории еврейства. «Вытекает ли особенность еврейства из его расового характера?» — спрашивает К. Каутский и отвечает, что мы даже не знаем в точности, что такое собственно раса. «Нам нет никакой надобности прибегать к понятию ра­сы, не дающему действительного ответа, а лишь подымающему новые вопросы. Достаточно проследить историю еврейского народа, чтобы выяснить причины его характера». И такой знаток этой истории, как Ренан, говорит: «Особые черты евреев и уклад их жизни гораздо более являются результатом социаль­ных условий (nécessités sociales), влиявших на них в течение веков, чем расовым отличием (phénomène de race)».


___________________________ ПОЛОЖЕНИЕ БУНДА В ПАРТИИ__________________________ 75

вопросом о расе... Дело XIX столетия — уничтожение всех «гетто», и я не поздравлю тех, кто стремится к их восстановлению. Еврейская раса оказала миру величайшие ус­луги. Будучи ассимилирована с различными нациями, гармонически слитая с различ­ными национальными единицами, она и в будущем окажет услуги, имеющиеся за ней в прошлом». А Карл Каутский, имея в виду специально русских евреев, выражается еще энергичнее. Враждебность к инородным слоям населения может быть устранена «толь­ко тем, что инородные слои населения перестанут быть чужими, сольются с общей массой населения. Это единственно возможное разрешение еврейского вопроса, и мы должны поддерживать все то, что способствует устранению еврейской обособлен­ности». И вот, этому единственно возможному решению противодействует Бунд, не устраняя, а усиливая и узаконяя еврейскую обособленность распространением идеи ев­рейской «нации» и проекта федерации пролетариев еврейских с нееврейскими. Это — основная ошибка «бундизма», которая должна быть и будет исправлена последователь­ными представителями еврейской социал-демократии. Эта ошибка доводит бундовцев до такой невиданной в среде международной социал-демократии вещи, как возбужде­ние недоверия еврейских пролетариев к нееврейским, заподозривание этих последних, распространение неправды про них. Вот доказательство, взятое из той же брошюры: «Такая нелепость (чтобы организация пролетариата целой национальности была лише­на представительства в центральных органах партии) может открыто проповедоваться только (это заметьте!) по отношению к еврейскому пролетариату, которому в силу осо­бенных исторических судеб еврейского народа еще приходится бороться за равноправ­ное положение (!!) в семье всемирного пролетариата». Мы встретили недавно такую именно выходку в одном сионистском листке, авторы которого рвут и мечут против «Искры», видя в ее борьбе с Бундом нежелание признать «равноправность» еврея с не­евреем. И теперь бундовцы повторяют сионистские выходки! Распространяется прямая неправда, потому


76___________________________ В. И. ЛЕНИН

что мы не «только» по отношению к евреям, а и по отношению к армянам, грузинам и проч. «проповедовали» «лишение представительства», и по отношению к полякам при­зывали к сближению, единению, слиянию всего пролетариата, борющегося с царским самодержавием. Недаром же и громила нас ППС (Польская социалистическая партия)! Называть свою борьбу за сионистскую идею еврейской нации, за федеративный прин­ цип организации партии «борьбой за равноправное положение евреев в семье всемирно­ го пролетариата» — значит низводить борьбу из области идей и принципов в область заподозриваний, науськиваний, разжигания исторически сложившихся предрассудков. Это значит воочию показывать неимение действительно идейных и принципиальных оружий в своей борьбе.

* * *

Мы пришли, таким образом, к выводу, что ни логические, ни исторические, ни на­ционалистические доводы Бунда не выдерживают никакой критики. Период разброда, усилив шатания среди русских социал-демократов и обособленность отдельных орга­низаций, сказался в том же направлении и еще даже сильнее на бундовцах. Вместо то­го, чтобы поставить своим лозунгом борьбу с этой исторически сложившейся (и раз­бродом усиленной) обособленностью, они возвели ее в принцип, ухватившись для это­го за софизмы насчет внутренней противоречивости автономии, за сионистскую идею еврейской нации. Только решительное и прямое признание этой ошибки и провозгла­шение поворота к слиянию может свести Бунд с того ошибочного пути, на который он встал. И мы уверены, что лучшие представители социал-демократических идей среди еврейского пролетариата рано или поздно заставят Бунд повернуть с пути обособлен­ности на путь к слиянию.

«Искра» № 51, 22 октября 1903 г.                                                     Печатается по тексту

газеты «Искра»


77

НАРОДНИЧЕСТВУЮЩАЯ БУРЖУАЗИЯ И РАСТЕРЯННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО50

Русские марксисты давно уже указывают на то перерождение старого русского, классического, революционного народничества, которое неуклонно происходит с вось­мидесятых годов прошлого века. Тускнела вера в особый уклад крестьянского хозяйст­ва, в общину, как зародыш и базис социализма, в возможность миновать путь капита­лизма посредством немедленной социальной революции, к которой готов уже народ. Политическое значение сохранили только требования всяческих мероприятий по укре­плению крестьянского хозяйства и «мелкого народного производства» вообще. Это бы­ло уже, в основе своей, не более как буржуазное реформаторство; народничество рас­плывалось в либерализме; создавалось либерально-народническое направление, кото­рое не хотело видеть или не могло видеть, что проектируемые мероприятия (все эти кредиты, кооперации, мелиорации, расширения землевладения) не выходят из рамок

существующего буржуазного общества. Народнические теории гг. В. В., Николая —она

. * и их многочисленных перепевателеи служили только quasi -научным прикрытием этого

неприятного, но несомненного факта. Марксистская критика разбила прикрытие, и влияние народнических идей на русскую революционную среду с поразительной быст­ротой пошло на убыль. Эти идеи становились уже и на дело

- мнимо. Ред.


78___________________________ В. И. ЛЕНИН

исключительным достоянием того слоя, которому они были сродни, — русского либе­рального «общества».

Западноевропейское бернштейнианство было новой струей, подкрепившей и в то же время видоизменившей отмеченное течение. Недаром говорится, верно, — «несть про­рок в отечестве своем». Бернштейну не посчастливилось на его родине, но зато его идеи «взяли всерьез» и применили на деле некоторые социалисты Франции, Италии, России, быстро проделавшие эволюцию в представителей буржуазного реформизма. Оплодотворенное этими идеями, наше либерально-народническое направление приоб­рело себе новых сторонников из ех -марксистов и, вместе с тем, возмужало внутренне, освободившись от некоторых примитивных иллюзий и реакционных привесков. Берн­штейнианство сослужило свою службу — не тем, что преобразовало социализм, а тем, что дало облик новой фазе буржуазного либерализма и сняло облик социализма с неко­торых quasi-социалистов.

В высшей степени интересный и поучительный образчик сближения и слияния ев­ропейских оппортунистических и русских народнических идей дает статья г. Л. «К аг­рарному вопросу» в № 9 (33) «Освобождения» . Это настоящая программная статья, добросовестно излагающая и общее credo автора и систематическое применение этого credo к определенной области вопросов. Эта статья оставит веху в истории русского либерализма, знаменуя крупный шаг вперед в его оформлении и упрочении.

Автор облекает свой буржуазный либерализм в костюм, сшитый по новейшей моде. Повторяя почти буквально слова Бернштейна, он с забавной серьезностью пытается уверить читателя, что «либерализм и социализм никоим образом нельзя отделять друг от друга или даже противопоставлять один другому: по своему основному идеалу они тождественны и неразрывны — социализм не угрожает опасностью либера-

— бывших. Ред. — символ веры, программа, изложение миросозерцания. Ред.


НАРОДНИЧЕСТВУЮЩАЯ БУРЖУАЗИЯ_______________________ 79

лизму, как этого опасаются многие, он приходит не разрушить, а исполнить заветы ли­берализма». Известное дело: чего хочется, тому верится, а г. Л. и присным его очень, очень хочется, чтобы социал-демократы не отделяли себя от либералов, чтобы они по­нимали социализм «не в смысле готовых догматов и застывших доктрин, которые пре­тендуют наперед учесть весь ход исторического развития...» (и т. д., вполне в духе «Ре­волюционной России»52).., а «как общий этический идеал...» (относимый, как известно, всеми филистерами, и либералами в том числе, в область неосуществимого в сей зем­ной юдоли, в область будущей жизни и «вещей в себе»).

Либералам, естественно, хочется — простите за вульгарное выражение! — показать товар лицом, отождествить политический либерализм в России с социально-экономическим демократизмом. Мысль эта весьма «добрая», но, вместе с тем, весьма путаная и весьма лукавая. Добрая, ибо выражает благое пожелание известной части ли­бералов отстаивать широкие социальные реформы. Путаная, ибо покоится на противо­поставлении демократического либерализма буржуазному (опять-таки совершенно в духе «Рев. России»!); автор, видимо, понятия не имеет о том, что во всяком капитали­стическом обществе не могут не существовать известные буржуазно-демократические элементы, стоящие за широкие демократические и социально-экономические реформы; автору, как и всем русским Мильеранам, хочется приравнять буржуазное реформатор­ство к социализму, понимаемому, конечно, «не в смысле готовых догматов» и т. д. Мысль эта, наконец, весьма лукавая, ибо автор уверяет себя и других, что сочувствие реформам — «заботы о народных нуждах и интересах, «народничество» в подлинном и прекрасном этическом смысле этого слова» — известной части либералов в известный исторический момент есть или может быть постоянным свойством либерализма вооб­ще. Это наивно до умилительности. Кто же не знает, что всякое буржуазное министер­ство в отставке, всякая «оппозиция Его Величества» всегда кричит о своем подлинном, прекрасном


80___________________________ В. И. ЛЕНИН

и этическом «народничестве», пока остается в оппозиции? Русская буржуазия играет в народничество (и искренно иногда играет) именно потому, что она находится в оппо­зиции, а не стоит еще у кормила власти. Русский пролетариат ответит на любовно-лукавые речи тт. освобожденцев: pas si bête, messieurs! Не так уж я глуп, господа, чтобы этому поверить!

От общих соображений насчет тождества либерализма и социализма г. Л. переходит к общей теории аграрного вопроса. На протяжении десяти строчек он уничтожает мар­ксизм (паки и паки, в духе «Рев. России»), излагая его для этого, как водится, в вуль­гарно-упрощенном виде, объявляя его и несоответствующим опыту, и научно недока­занным, и вообще неверным! Чрезвычайно характерно, что единственным подтвержде­нием является ссылка на европейскую социалистическую (курсив г. Л.) литературу, — очевидно, на берпштейнианскую. Ссылка очень убедительная. Если европейские (евро­ пейские!) социалисты начинают думать и рассуждать по-буржуазному, то отчего бы русским буржуа не заявить себя и народниками и социалистами? Марксистское воззре­ние на крестьянский вопрос, — убеждает нас г. Л. — «если бы оно было бесспорным и единственно возможным, ставило бы всю земскую (sic! ) Россию в ужасное, трагиче­ское положение, обрекая ее на бездействие, ввиду доказанной невозможности прогрес­сивной аграрной политики и вообще разумной, целесообразной помощи крестьянскому хозяйству». Довод, как видите, непреоборимый: так как марксизм доказывает невоз­можность сколько-нибудь прочного процветания сколько-нибудь широких слоев кре­стьянства при капитализме, то поэтому он ставит в ужасное, трагическое положение «земскую» (не описка ли это вместо «землевладельческую»?) Россию, т. е. Россию, жи­вущую именно на счет разорения и пролетаризации крестьянства. Да, да, в этом-то и состоит одна из всемирно-исторических заслуг марксизма, что он раз навсегда поста­вил в ужасное, трагикомическое

* — так! Ред.


________________________ НАРОДНИЧЕСТВУЮЩАЯ БУРЖУАЗИЯ_______________________ 81

положение идеологов буржуазии, наряжающихся в костюм народничества, социально-экономического демократизма и т. п.

Чтобы исчерпать теоретические упражнения г. Л., нам остается еще привести сле­дующий перл. «Здесь (т. е. в сельском хозяйстве), — говорят нам, — нет и не может быть того автоматического (!) прогресса, который возможен до известной степени в промышленности, в зависимости от объективного (!) развития техники». Это бесподоб­ное глубокомыслие заимствовано целиком у гг. Каблуковых, Булгаковых, Э. Давидов и

. *

tutti quanti , которые в «ученых» трудах оправдывают отсталость своих взглядов отста­лостью земледелия в техническом, экономическом и социальном отношениях. Отста­лость земледелия несомненна, давно признана марксистами и вполне объяснима, а вот «автоматический (хотя бы до известной степени) прогресс в промышленности» и объ­ективное развитие техники — это уже совсем сапоги всмятку.

Однако экскурсии в область науки — не более как архитектурное украшение статьи г. Л. Как настоящий реальный политик, он дает, наряду с величайшей путаницей в об­щих рассуждениях, в высшей степени трезвенную и деловую практическую программу. Правда, он скромно оговаривается — на своем казенно-русском языке, — что отстраня­ет от себя предначертание программы и ограничивается изъявлением своего отноше­ния, но это только скромничанье. На деле же, в статье г. Л. мы имеем чрезвычайно об­стоятельную и полную аграрную программу русских либералов, которой недостает только стилистической редакции и рубрицирования по пунктам. Программа — после­довательно выдержанная в либеральном духе: политическая свобода, демократическая податная реформа, свобода передвижения, крестьянско-демократическая аграрная по­литика, направленная к демократизации земельной собственности. В целях этой демо­кратизации требуется свобода выхода из общины, превращение этой последней из

— всех им подобных. Ред.


82___________________________ В. И. ЛЕНИН

принудительного в свободный союз, подобный всякому экономическому товариществу, создание демократического арендного права. «Государство» должно содействовать «переходу земель в руки трудящихся масс» посредством целого ряда мероприятий, как-то: расширение деятельности крестьянского банка, обращение в государственную соб­ственность удельных земель, «создание мелких трудовых хозяйств на личных или коо­перативных началах», наконец, принудительное отчуждение или обязательный выкуп необходимых для крестьян земель. «Конечно, этот обязательный выкуп должен быть поставлен на твердую почву законности и обставлен в каждом отдельном случае на­дежными гарантиями», но в некоторых случаях он должен быть проведен «почти (sic!) безоговорочно», — например, по отношению к «отрезкам», создающим подобие крепо­стных отношений. С целью прекращения полукрепостных отношений, за государством должно быть признано право принудительного отчуждения и принудительного разме­жевания соответствующих участков.

Такова аграрная программа либералов. Параллель между ней и социал-демократической аграрной программой напрашивается сама собою. Сходство проявля­ется в одинаковости ближайшей тенденции и в однородности большинства требований. Различие состоит в двух следующих, имеющих кардинальное значение, пунктах. Во-первых, устранение остатков крепостничества (прямо выдвигаемое, как цель, обеими программами) социал-демократы хотят совершить революционным путем и с револю­ционной же решительностью, либералы — реформаторским путем и нерешительно. Во-вторых, социал-демократы подчеркивают, что очищаемый от остатков крепостничества строй есть буржуазный строй, разоблачают наперед уже и немедленно все его противо­речия, стремятся также немедленно расширить, сделать более сознательной ту классо­вую борьбу, которая таится в недрах этого нового строя, прорываясь наружу уже в на­стоящее время. Либералы игнорируют буржуазный характер очищенного от крепост­ничества строя, затушевывают его противоречия,


________________________ НАРОДНИЧЕСТВУЮЩАЯ БУРЖУАЗИЯ_______________________ 83

стремятся притупить таящуюся в его недрах классовую борьбу.

Остановимся на этих различиях.

Реформистский и нерешительный характер либеральной аграрной программы ясно виден, прежде всего, из того, что она не идет дальше «обязательного выкупа», да и то признаваемого лишь «почти» безоговорочно, — тогда как социал-демократическая аг­рарная программа требует безвозмездного отчуждения отрезков у их старых владель­цев, выкуп же признает лишь в особых случаях, и притом выкуп на счет дворянского

землевладения. И от экспроприации всей помещичьей земли социал-демократы, как

*

известно , не отказываются, считая лишь непозволительным и авантюристским вклю­чать это, не при всех условиях уместное, требование в программу. Социал-демократы с самого начала зовут пролетариат к первому революционному шагу вместе с зажиточ­ным крестьянством, с тем чтобы тотчас же идти дальше или с крестьянской буржуазией против помещичьего класса, или против крестьянской буржуазии, соединившейся с помещичьим классом. Либералы уже и тут, в борьбе с полукрепостническими отноше­ниями, чураются классовой самодеятельности и борьбы. Они хотят поручить реформу «государству» (забывая о классовом характере государства) при помощи органов само­управления и «нарочитых» комиссий, сопоставляя — это как нельзя более характерно — принудительное отчуждение отрезков с принудительным отчуждением земель под линии железных дорог!! Яснее выразить или, вернее, выдать свое сокровенное жела­ние обставить новую реформу такими же «удобствами» для правящих классов, какими обставлена бывает везде и всегда продажа земли железным дорогам, — наши либералы не могли бы. И это наряду с громкой фразой о смене сословно-аристократической аг­рарной политики крестьянско-демократическою ! Чтобы осуществить такую смену на деле, надо апеллировать не к «общественному


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!