ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ АГРАРНОЙ ЧАСТИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ 10 страница
Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии, выработанный редакцией «Искры» и «Зари», был опубликован в «Искре» № 21, 1 июня 1902 года. II съезд РСДРП, состоявшийся 17 июля — 10 августа (30 июля — 23 августа) 1903 года, принял, с небольшими изменениями, искровский проект партийной программы.
Программа РСДРП просуществовала до 1919 года, когда на VIII съезде РКП(б) была принята новая программа. Теоретическая часть программы РСДРП, характеризующая общие закономерности и тенденции развития капитализма, была включена по предложению В. И. Ленина в новую программу РКП(б). —193.
96 Эрфуртская программа Германской социал-демократической партии была принята в октябре 1891 года на съезде в Эрфурте. Эрфуртская программа была шагом вперед по сравнению с Готской программой (1875 г.); в основу программы было положено учение марксизма о неизбежности гибели капиталистического способа производства и замены его социалистическим; в ней подчеркивалась необходимость для рабочего класса вести политическую борьбу, указывалось на роль партии как руководителя этой борьбы и т. п.; но и в Эрфуртской программе содержались серьезные уступки оппортунизму. Развернутую критику проекта Эрфуртской программы дал Ф. Энгельс («К критике проекта социал-демократической программы 1891 г.» — См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, 1936, стр. 101—116); это была, по существу, критика оппортунизма всего II Интер-
|
|
508 ПРИМЕЧАНИЯ
национала, для партий которого Эрфуртская программа была своего рода образцом. Однако руководство германской социал-демократии скрыло от партийных масс критику Энгельса, а его важнейшие замечания не были учтены при выработке окончательного текста программы. В. И. Ленин и Г. В. Плеханов считали, что главным недостатком, трусливой уступкой оппортунизму является умолчание Эрфуртской программы о диктатуре пролетариата.
Ленин пользовался немецким текстом Эрфуртской программы, давая собственный перевод цитируемых положений. —197.
97 Имеется в виду следующее положение «Манифеста Коммунистической партии»: «Если не по содержа-
нию, то по форме борьба пролетариата против буржуазии является сначала борьбой национальной. Пролетариат каждой страны, конечно, должен сперва покончить со своей собственной буржуазией» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 435). — 215.
98 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, 1936, стр. 104. — 215.
"К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, 1936, стр. 103. — 220.
100 Имеются в виду написанные К. Марксом «Временный устав Международного товарищества рабочих»,
принятый на заседании Генерального совета I Интернационала 1 ноября 1864 года (см. К. Маркс и Ф.
Энгельс. Сочинения, т. XIII, ч. I, 1936, стр. 13—16), и «Общий устав Международного товарищества
рабочих», принятый в сентябре 1871 года Лондонской конференцией I Интернационала, в основу ко
торого был положен «Временный устав» Интернационала (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные
произведения в двух томах, т. I, 1955, стр. 344—347). — 226.
|
|
101 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 434. — 228.
102 |
Имеется в виду статья Ф. Энгельса «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», в которой он подверг критике аграрную программу Рабочей партии Франции, принятую на ее Марсельском съезде 1892 года и дополненную на Нантском съезде 1894 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 401—421). — 229.
103 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, 1936, стр. 106. — 229.
ПРИМЕЧАНИЯ 509
104 К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 20. — 232.
105 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, 1936, стр. 106. — 232.
106 В. И. Ленин имеет в виду следующее место из статьи Ф. Энгельса «К критике проекта социал-
демократической программы 1891 г.»: «В общем она страдает тем недостатком, что пытается соеди
нить несоединимое: быть и программой, и комментарием к программе. Люди опасаются, что когда
пишешь кратко и убедительно, то это недостаточно понятно, и поэтому вставляют в текст разъясне
ния, которые делают изложение многословным и тягучим» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т.
XVI, ч. II, 1936, стр. 103). — 238.
|
|
107 «Поправка к аграрной части проекта программы» написана В. И. Лениным на чистых листах рукопи
си статьи «Аграрная программа русской социал-демократии» и относится к проекту практической час
ти программы, выработанному комиссией, т. е. пятью членами редакции «Искры», еще в мюнхенский
период ее деятельности. На цюрихском совещании членов редакции «Искры» 1—4 (14—17) апреля
1902 года, в котором Ленин не участвовал, «Поправка» была отклонена. — 239.
108 Комментарием к аграрной части программы партии В. И. Ленин называет свою статью «Аграрная
программа русской социал-демократии» (см. настоящий том, стр. 303— 348). — 239.
109 Согласно «Положению о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости...», утвер
жденному 19 февраля 1861 года, крестьяне обязаны были выплачивать помещикам выкуп за отведен
ные им земельные наделы. При заключении выкупной сделки царское правительство уплатило поме
щикам выкупную сумму, которая считалась долгом крестьян и должна была выплачиваться ими в те
чение 49 лет. Соответствующие доли этого долга, ежегодно вносимые крестьянами, назывались вы
купными платежами. Обременительные и непосильные для крестьян выкупные платежи вызывали их
массовое разорение и обнищание. Только бывшие помещичьи крестьяне выплатили царскому прави
тельству около 2 млрд. руб., в то время как рыночная цена земли, перешедшей к крестьянам, не пре
вышала 544 млн. руб. Так как крестьяне выходили на выкуп не сразу, а до 1883 года, выплата выкуп
ных платежей должна была завершиться лишь в 1932 году. Однако крестьянское движение в период
первой русской революции 1905—1907 годов вынудило царское правительство отменить выкупные
платежи с января 1907 года. — 239.
|
|
510 ПРИМЕЧАНИЯ
110 «Выкуп — та же покупка» — слова одного из героев романа Н. Г. Чернышевского «Пролог» Волгина,
выражавшие отношение самого Н. Г. Чернышевского к «освобождению» крестьян в 1861 году (см. Н.
Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, т. XIII, 1949, стр. 188). — 239.
111 Замечания В. И. Ленина на комиссионный проект теоретической части программы написаны на полях
и между строк рукописи комиссионного проекта, а также на оборотных страницах рукописи. Отдель
ные положения комиссионного проекта, которые выделены Лениным (подчеркиванием, скобками, от
черкиваниями и т. п.), подчеркнуты тонкими линейками. — 241.
112 Биметаллизм — денежная система, при которой денежная единица страны фиксируется и в золоте и в
серебре, причем оба металла являются законным платежным средством на равных основаниях; была
широко распространена в Западной Европе в XVI—XIX веках.
Прерафаэлитизм — реакционно-романтическое течение в английской культуре, возникшее в середине XIX века. Художники-прерафаэлиты провозгласили своим идеалом итальянское искусство Раннего Возрождения (до Рафаэля, отсюда название «прерафаэлитизм»), которое они искаженно воспринимали как средневековое религиозное искусство. Для их взглядов характерны социальный утопизм и мелкобуржуазное романтическое бунтарство. Писатели-прерафаэлиты считали своими литературными образцами героическую романтику старинных легенд и саг, средневековую религиозную лирику, творчество Данте и раннего английского реалиста Дж. Чосера. Прерафаэлитизм — характерное явление кризиса и начавшегося упадка буржуазной культуры. — 252.
113 Речь идет о третьем томе «Капитала» К. Маркса. Ниже упоминается второй том «Капитала». — 255.
114 Социалисты-революционеры (эсеры) — мелкобуржуазная партия в России, возникла в конце 1901 —
начале 1902 года в результате объединения народнических групп и кружков. Ее официальными орга
нами стали газета «Революционная Россия» (1900—1905) и журнал «Вестник Русской Революции»
(1901 —1905). Взгляды эсеров представляли собой эклектическое смешение идей народничества и ре
визионизма; они пытались, по выражению Ленина, «прорехи народничества» исправлять «заплатами
модной оппортунистической «критики» марксизма» (Сочинения, 4 изд., том 9, стр. 283). Эсеры не ви
дели классовых различий между пролетариатом и крестьянством, затушевывали классовое
ПРИМЕЧАНИЯ 511
расслоение и противоречия внутри крестьянства, отрицали руководящую роль пролетариата в революции. Тактика индивидуального террора, которую эсеры проповедовали как основной метод борьбы с самодержавием, наносила большой вред революционному движению, затрудняла дело организации масс для революционной борьбы.
Аграрная программа эсеров предусматривала уничтожение частной собственности на землю и переход ее в распоряжение общин на началах уравнительного пользования, а также развитие всякого рода коопераций. В этой программе, которую эсеры пытались представить программой «социализации земли», не было ничего социалистического, так как уничтожение частной собственности только на землю, как показал Ленин, не может уничтожить господства капитала и нищеты масс. Реальным, исторически прогрессивным содержанием аграрной программы эсеров была борьба за ликвидацию помещичьего землевладения; это требование объективно выражало интересы и стремления крестьянства в период буржуазно-демократической революции.
Партия большевиков разоблачала попытки эсеров маскироваться под социалистов, вела упорную борьбу с эсерами за влияние на крестьянство, вскрывала вред их тактики индивидуального террора для рабочего движения. В то же время большевики шли, при определенных условиях, на временные соглашения с эсерами в борьбе против царизма.
Классовая неоднородность крестьянства обусловила, в конечном счете, политическую и идейную неустойчивость и организационный разброд в партии эсеров, их постоянные колебания между либеральной буржуазией и пролетариатом. Уже в годы первой русской революции от партии эсеров откололось ее правое крыло, образовавшее легальную «Трудовую народно-социалистическую партию» (энесы), близкую по своим взглядам к кадетам, и левое крыло, оформившееся в полуанархистский союз «максималистов». В период столыпинской реакции партия эсеров переживала полный идейный и организационный развал. В годы первой мировой войны большинство эсеров стояло на позициях социал-шовинизма.
После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года эсеры вместе с меньшевиками и кадетами были главной опорой контрреволюционного буржуазно-помещичьего Временного правительства, а лидеры партии (Керенский, Авксентьев, Чернов) входили в его состав. Левое крыло эсеров под влиянием революционизирования крестьянства образовало в конце ноября 1917 года самостоятельную партию левых эсеров. Стремясь сохранить свое влияние в крестьянских массах, левые эсеры формально признали Советскую власть и вступили в соглашение с большевиками, но вскоре встали на путь борьбы против
512 ПРИМЕЧАНИЯ
Советской власти. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны эсеры вели контрреволюционную подрывную деятельность, активно поддерживали интервентов и белогвардейцев, участвовали в контрреволюционных заговорах, организовывали террористические акты против деятелей Советского государства и Коммунистической партии. После окончания гражданской войны эсеры продолжали враждебную деятельность против Советского государства внутри страны и в стане белогвардейской эмиграции.
«Вестник Русской Революции. Социально-политическое обозрение» — нелегальный журнал, издавался за границей (Пария; — Женева) в 1901 —1905 годах; вышло четыре номера. С № 2 — теоретический орган партии эсеров. Сотрудниками журнала были М. Р. Гоц (А. Левицкий), И. А. Рубанович, В. М. Чернов (Ю. Гарденин), Е. К. Брешко-Брешковская и др. — 256.
115 «Русское Богатство» — ежемесячный журнал, выходивший с 1876 по 1918 год в Петербурге. С нача
ла 90-х годов перешел в руки либеральных народников во главе с Н. К. Михайловским; главный на
роднический орган, открывший в 1893 году поход против российских социал-демократов. Искажая и
фальсифицируя марксизм, «Русское Богатство» опиралось на западноевропейских ревизионистов. Во
круг «Русского Богатства» группировались публицисты, впоследствии ставшие видными членами
партий эсеров, «народных социалистов» и трудовых групп в государственных думах. В литературном
отделе журнала печатались прогрессивные писатели — В. В. Вересаев, В. М. Гаршин, А. М. Горький,
В. Г. Короленко, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Г. И. Успенский и др.
С 1906 года «Русское Богатство» становится органом полукадетской партии энесов («народных социалистов»), «Русское Богатство» несколько раз меняло название («Современные Записки», «Современность», «Русские Записки»; с апреля 1917 года снова — «Русское Богатство»). — 256.
116 Имеется в виду интервенция империалистических держав (Германии, Японии, Италии, Англии, США,
Франции, царской России и Австро-Венгрии) в Китае, предпринятая для подавления народного анти
империалистического Ихэтуаньского восстания 1899—1901 годов. — 258.
117 В «Искре» № 2, февраль 1901 года, в отделе «Из нашей общественной жизни» была напечатана замет
ка «На «великой Сибирской магистрали» (Письмо из Сибири)», в которой описывалась обстановка
взяточничества и лихоим-
ПРИМЕЧАНИЯ 513
ства на строительстве сибирской железнодорожной магистрали. — 269.
118 «Московские Ведомости» — одна из старейших русских газет; издавалась Московским университетом
с 1756 года (первоначально в виде небольшого листка). В 1863—1887 годах редактором-издателем
«Московских Ведомостей» был Μ. Η. Катков, крайний реакционер и шовинист, противник малейших
проявлений прогрессивной общественной мысли; он превратил газету в монархо-националистический
орган, проводивший взгляды наиболее реакционных слоев помещиков и духовенства; с 1905 года
«Московские Ведомости» — один из главных органов черносотенцев. Закрыта в конце 1917 года. —
264.
119 «Социал-демократическая рабочая библиотека» — серия брошюр, изданная в 1900—1901 годах
группой петербургских и Виленских социал-демократов. Образовавшаяся летом 1900 года группа
«Социал-демократическая рабочая библиотека» поставила своей целью перенесение центра тяжести
социал-демократической агитации с экономической борьбы на политическую — путем издания соот
ветствующих брошюр. Члены группы — петербуржцы взяли на себя литературно-редакторскую часть
работы, виленцы — техническую. Группа завязала связи с Москвой, Харьковом, Одессой и другими
городами; ее издания в Петербурге и петербургском районе распространялись через группу «Социа
лист». Выданная провокатором М. Гуровичем группа «Социал-демократическая рабочая библиотека»
была разгромлена полицией в ночь на 30 января (12 февраля) 1901 года: все лица, причастные к груп
пе, были арестованы. В издании «Социал-демократической рабочей библиотеки» вышли брошюры
«От редакции «Рабочей библиотеки»», «Трансвааль и Китай. Две речи Кейр-Гарди и Либкнехта»,
«Основные черты русского законодательства» и другие. «Искра» (№ 2, февраль 1901 г.) с одобрением
отозвалась о намеченных в брошюре «От редакции» задачах «Социал-демократической рабочей биб
лиотеки», но вместе с тем считала неправильными такие положения брошюры, как «российской бур
жуазии пока ничего не остается желать», «буржуазии дарована у нас некоторая, хотя и жалкая, поли
тическая свобода», т. е. отмечалась та же ошибка, на которую указывает В. И. Ленин. Эти ошибочные
взгляды нашли отражение и в брошюре «Основные черты русского законодательства». — 266.
120 В. И. Ленин приводит цитату из брошюры «Канун революции. Непериодическое обозрение вопросов
теории и тактики» под редакцией Л. Надеждина (Е. О. Зеленского), изданной группой «Свобода» в
1901 году, стр. 129. Риторический
514 ПРИМЕЧАНИЯ
вопрос автора «обозрения» был вызван появлением в «Искре» двух заметок, посвященных борьбе земских статистиков против административного произвола: «Инцидент в Екатеринославском земстве» (№ 7, август 1901 г.) и «Вятские «штрейкбрехеры»» (№ 9, октябрь 1901 г.). — 266.
121 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 433.
Ниже В. И. Ленин имеет в виду следующее положение IV главы «Манифеста Коммунистической партии»: «... Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя» (там же, стр. 459). — 267.
122В. И. Ленин имеет в виду так называемое «дело Дрейфуса», офицера французского генерального штаба, еврея по национальности, осужденного в 1894 году военным судом к пожизненному заключению по заведомо ложному обвинению в шпионаже и государственной измене. Инспирированное реакционной военщиной осуждение Дрейфуса было использовано реакционными кругами Франции для разжигания антисемитизма и наступления против республиканского режима и демократических свобод. В 1898 году, когда социалисты и передовые представители буржуазной демократии (среди них — Э. Золя, Ж. Жорес, А. Франс и др.) подняли кампанию за пересмотр дела Дрейфуса, оно сразу же приобрело ярко политический характер и раскололо страну на два лагеря: республиканцев и демократов, с одной стороны, и блок монархистов, клерикалов, антисемитов и националистов — с другой. В 1899 году, под давлением общественного мнения, Дрейфус был помилован и освобожден; но лишь в 1906 году решением кассационного суда он был признан невиновным и восстановлен в армии. — 268.
123 Помпадуры — обобщенный сатирический образ, созданный Μ. Ε. Салтыковым-Щедриным в произве
дении «Помпадуры и помпадурши», в котором великий русский писатель-сатирик заклеймил высшую
царскую администрацию, министров и губернаторов. Меткое определение Салтыкова-Щедрина проч
но вошло в русский язык как обозначение административного произвола, самодурства. — 268.
124 Имеется в виду написанное П. Б. Струве (под псевдонимом Р. Н. С.) предисловие к «конфиденциаль
ной записке» министра финансов С. Ю. Витте «Самодержавие и земство», изданной «Зарей» в 1901
году в Штутгарте. В. И. Ленин подверг резкой критике это предисловие в своей работе «Гонители
земства и Аннибалы либерализма» (см. Сочинения, 5 изд., том 5, стр. 21—72). — 270.
ПРИМЕЧАНИЯ 515
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!