ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ В ШТУТГАРТЕ) 60 страница



— и связь — 162.

— и становление — 95, 206—208.

— явления п сущности — 227.
См. также
Скачок.

Пифагор и пифагорейцы 223225, 278.

Повод см. Причина и повод.

Позитивизм 353, 475—524.

— и агностицизм — 295—296.

— неопозитивизм — 341.

Познание — 83, 98, 105, 167, 176—177, 182—184, 186—190,
197—201,
206, 210—216, 292, 301, Ml, 382—383, 410, 413 —
415, 418, 420, 423—425, 427, 439, 442, 445—450, 479, 481,
491, 513, 523.

— его абсолютность и относительность — 189.

— относительность всякого знания и абсолютное содержа-
ние в каждом шаге познания вперед — 162.

— в бытии (в непосредственных явлепиях) открывает сущ-
ность — 298.

— есть вечное, бесконечное приближение мышления к объ-
екту — 777'.

— источник познания и понятия — 190, 263.

— метод познания — см. Диалектика, Метод.

— начало познания — 64, 82, 95, 188, 212—213, 264.

— объективность познания — 189, 326.

— и ощущение (у Аристотеля) — 258—259.

— процесс познания — 79—80, 83—84, 93, 775—116, 136, 162,
212—213, 229.

 

— его анализ — 186, 193.

— и возможность идеализма — см. Идеализм.

— движение познания к объекту всегда может идти лишь
диалектически — 252.

— диалектический характер процесса познания — 152—
153, 183, 321—322, 326, 329—330.

— диалектический путь познания объективной реальности:
от живого созерцания к абстрактному мышлению и от
него к практике — 152153.

— моменты, ступени процесса познания — 111, 135138,
152—153, 164, 180, 182—183, 252,
268, 301.


762                           предметный указатель

Познание. Процесс познания (продолжение)

— познание есть отражение человеком природы, есть процесс
ряда абстракций, формирования понятий, законов —
163—164.

— и практика — 182—183, 192—195, 198—200, 301.

— процесс познания включает практику человека и тех-
нику — 182—183.

— роль абстракций в процессе познания — см. Абстракт-
ное, Восхождение.

— природы — 80, 142, 152—155, 178—179, 183, 189, 194,
256—257, 318, 321—322,
347, 491.

— и категории логики — 8385, 151152, 180.

— материалист возвышает знание материи, природы — 153.

— познание соединяет природу и человека — 83.

 

— есть совпадение понятия и объективности — 176,

— и созерцание — 150, 152—153.

— субъект познания — 85, 314.

— сущность диалектического познания — развертывание всей
совокупности моментов действительности — 141.

— теоретическое познание должно дать объект в его необхо-
димости — 193.

— условие познания всех процессов мира в их «самодвижении»,
в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть позна-
ние их как единства противоположностей — 317.

— цель познания сначала субъективна — 188.

— и чувственная достоверность — 230.

См. также Восхождение, Логика, Мышление, Отражение,
Понятие, Теория познания.

Политическая экономия — 8—16, 160, 298, 306307.

— буржуазная — 8—11, 15, 192.

— марксистская — 11—13, 160—161, 301—302, 318.

— стоимость — 9, 152, 160, 302, 307.

 

— категория стоимости истиннее, чем закон спроса и пред-
ложения — 154.

— прибавочная — 301, 362.

— трудовая — 16, 583.

— формы стоимости — 302.

товар — 160—161, 318.

— как социальное отношение — 301302.

Положительное и отрицательное — 122—123, 137, 208.

Понятие — 86, 110—111, 135, 146-148, 149—152, 154—155,
157, 168, 172, 174, 180, 186, 193—194, 199, 202, 212, 217,
236, 241, 251, 253, 256-257, 329—330.

— анализ понятий — 9899.

— требует всегда изучения движения понятий, их связи,
их взаимопереходов — 227.

— бесконечная сумма общих понятий дает конкретное в его
полноте — 252,


предметный указатель                             763

— в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущ-
ность — 298.

— есть высший продукт мозга, высшего продукта материи —149.

— и движение — см. Движение.

— диалектика понятий — 88, 98—99, 132, 138, 158—159, 160—
161,178—179,190—191,193, 205, 209, 229-233,
267, 308, 337.

 

— ее материалистические корни — 181.

— и диалектика познания — 229.

— каждое понятие находится в известном отношении, в из-
вестной связи со всеми остальными — 179.

— понятия человека должны быть обтесаны, обломаны,
гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в
противоположностях, дабы обнять мир — 131.

— в понятиях человека своеобразно и диалектически отра-
жается природа — 257.

— образование понятий — 160—161, 164, 255.

— источник познания и понятия — 190, 263.

— и опыт — 71—73, 175.

— и ощущение — 233, 253, 257, 264, 326.

— понятия (и их отношения, переходы, противоречия) есть
отражения объективного мира — 178.

— понятия не неподвижны, а — сами по себе, по своей при-
роде = переход — 206—207, 226—227.

— понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности,
но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции,
в источнике — 190.

— и представление — 160, 174, 187—188, 209, 256—257.

— и противоречие — 128.

— и реальность — 210.

— саморазвитие понятий в логике Гегеля и история филосо-
фии — 104.

— и символика — 108.

— совпадение понятий с «синтезом», суммой, сводкой эмпи-
рии — 257.

— универсальная гибкость понятий — 99.

— есть форма отражения природы в познании человека — 164,
См. также
Категории.

Постепенность — 110—113.

— перерыв постепенности — см. Переход, Скачок.
Право — 35—36.

Прагматизм — 345, 475, 490, 504, 510—512, 520, 522.

— и агностицизм — 478.

— и бессознательное — 507.

— и неопозитивизм — 341.

— и А. Пуанкаре — 480—481, 525,

— и рационализм — 484, 511.

— и религия — 477.

— и скептицизм — 504—505, 512.

— софистика прагматизма — 478.


764                            предметный указатель

Практика 169—170, 196, 199—200, 308.

— и действительность — 195, 199.

— и идеи — 27.

— в теории познания — 194195, 197—200.

 

— единство познания и практики в теории познания — 200.

— и категории логики — 82, 172, 177.

— необходимо соединение познания и практики — 198.

— как критерий объективности познания — 183184, 198,
252, 301—302,
511.

— практика и техника как критерий истины — 183.

— практика человека и человечества есть критерий, про-
верка объективности познания — 193.

— практикой своей доказывает человек объективную пра-
вильность своих идей, понятий, знаний, науки — 173.

— проверка фактами, практикой в каждом шаге анализа —
302.

— результат действия есть проверка субъективного позна-
ния п критерий истинносущей объективности — 200.

— как ступень развития истины — 182—183.

— и теория — 27, 30, 33-34, 190, 194—195, 288, 550.

— практика выше (теоретического) познания — 195.
См. также
Опыт.

Предел см. Граница.

Представление — 55, 72, 150, 483.

— и здравый смысл — 205—206.

— и истина — 256—257, 262.

— и мышление 83, 128, 206, 209, 264.

— и понятие — 160, 174, 187—188, 256—257.

— и ощущение — 262—264.

— и противоречие — 125—128.

Предустановленная гармония — 19, 70.

Прерывное и непрерывное — 64, 70, 106, 231233, 238.

— движение есть единство непрерывности и прерывности
(времени и пространства) — 231.

Природа — 32-33, 53, 68, 70, 75, 119, 131, 163, 236—239, 267—
268, 292, 446, 502.
__ „ бог — 44, 48—52, 55, 59—60, 63, 139, 238—239.

— есть все кроме сверхприродного (по Фейербаху) — 47.

— Гегель природу сослал в примечания (Фейербах) — 112.

— диалектика природы — 100, 112, 122, 139, 178—179, 185,
189, 229, 316—317, 321.

 

— борьба противоречий — 122, 316—317.

— и принцип единства — 229.

— скачки в природе — 112.

 

— и дух (духовное) — 82, 92, 151, 186, 214—215, 358, 503.

— ,:аконы природы — 142, 169—171, 240, 258, 330, 491.

— законы внешнего мира, природы суть основы целесооб-
разной деятельности человека — 169.


предметный указатель                              765

— и история — 283.

— и конкретна и абстрактна, и явление и суть, и мгновение и
отношение — 190.

— необходимость природы — 5355, 168, 315.

— незнание природы — см. Познание.

— и человек — 44—45, 47, 51—52, 131, 169—170, 172—173,
183—184, 194—195, 286, 417.

См. также Действительность, Материя, Мир.

Причина (причинность) — 55, 142—146, 160, 170, 222, 298—
301,
310-311, 329, 351.

— действительное познание причины есть углубление позна-
ния от внешности явлений к субстанции — 142143.

— в истории — 143144.

— каузальность есть лишь одно из определений универсальной
связи — 146.

— и опосредствование — 147.

— и основание — 129, 199.

— отношение причинности — 144147.

— и повод — 143.

— и следствие — 51, 385.

— лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи,
лишь звенья в цепи развития материи — 143144.

— условный характер причинности — 189,

— и функциональность — 471.

— и цель — 258.
См. также
Связь.

П рогресс 103.

— и регресс в истории — 18—20.

Производственные отношения 16.

Пролетариат — 11 — 13, 15, 20, 378, 464, 580—581, 597.

— и философия — 378.

Пространство — 69, 196—197, 225.

— и время — 49—50, 70, 205, 209, 230—232, 382.

— движение есть сущность времени и пространства — 231.

— и точка — 276.

Противоположность — 20, 70, 81, 90, 113, 120, 149, 166, 168,
196, 226—2.27', 238, 327, 379.

единство (тождество) и борьба противоположностей — 98
99, 103, 122, 131, 159, 179, 180—181, 202—203, 210—211,
233, 308, 316—318.

— абстракции и «конкретное единство» противоположно-
стей — 181.

— относительность единства противоположностей и абсо-
лютность их борьбы — 317.

— подвижность противоположностей — 98, 128,


766                            предметный указатель

Противоположность. Единство (тождество) и борьба противо-
положностей (продолжение)

— превращение в противоположность есть основной закон
мира (по Гераклиту) — 309, 312.

— развитие в свою противоположность — 181, 235.

— тождество (единство) противоположностей есть призна-
ние (открытие) противоречивых, взаимоисключающих,
противоположных тенденций во всех явлениях и про-
цессах природы (и духа и общества в том числе) — 317.

— тождество противоположностей как закон познания (и за-
кон объективного мира) — 316.

— и противоречие — см. Противоречие и противоположность.
См. также Антагонизм.

Противоречие — 8—11, 26, 60, 87, 124, 145, 177—178, 180,
185, 196—197, 208-210, 217, 226, 238, 316, 453.

— и движение — 125—128, 193, 308, 318.

— движение есть противоречие, есть борьба противоре-
чий — 231—232.

— единство и борьба противоречий — 122, 202, 252.

— и жизнь — 125, 128, 210.

— в истории — 122, 286—287.

— и мышление — см. Мышление и противоречие.

— необходимость — 89.

— и опыт — 125.

— и отношение — 124, 128, 178, 203.

— и противоположность — 120, 124, 128, 202, 316—317.

— противоречивые силы и тенденции во всяком явлении — 202,
316—317.

— противоречия капитализма — см. Общество буржуазное,

— и различие — 124, 128.

— и сущность — 124, 226.
См. также
Антиномии.

Психология — 64, 156, 314, 336, 337, 508.

Р

Равенство — 14.
Развитие — 229, 301, 317.

— есть «борьба» противоположностей — 317.

— всего конкретного содержания мира и познания его — 84.

— всеобщий принцип развития — 229.

— две концепции развития — 316317.

— категорий — см. Категории.

— мира — см. Мир.

— отрицание как момент связи, развития — 207.

— познания — см. Познание.

— и рост — 229, 241, 318.

 

— и саморазвитие — 104, 202, 235.

— человеческой мысли — 221; см. также Мышление,


предметный указатель                             767

Различие — 90, 120—121, 298, 301.

— борьба различий, полярности — 89.

— научное рассмотрение требует указания различия, связи,
перехода — 208.

— и противоречие — 124.

— лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия
становятся подвижными — 128.

Разум — 20, 72, 99, 152, 154, 160, 164, 169, 176, 180, 204,
261, 282, 290, 292, 313, 326, 411, 415, 418, 422, 479,
484, 522.

— антиномии разума — см. Антиномии.

— и опыт — 384, 401, 452.

— и рассудок — 79, 153, -762-163, 234, 240, 258,

— и чувства — 46, 73—75, 128, 325, 399, 411.
См. также Мышление.

Рассудок — ИЗ, 150, 152, 155, 179—181, 224, 258, 262, 268, 546.

— и разум — см. Разум и рассудок.

— в философии Пифагора — 224.
См. также Здравый смысл.

Реальность (реальное) — 151, 155, 199.

— и идеальное — 180, 252, 288.

— мысль о превращении идеального в реальное глубока:
очень важна для истории — 104.

— объективная — 150, 153, 209, 353.

См. также Действительность, Материальное и идеальное.

Революционно-демократическое движение в России — 540, 565,
573, 576, 578, 593—597, 601—604, 606—615.

Революция 361, 370, 600, 609—610.

— крестьянская — 599—600, 616.

— 1848 года и Фейербах — 43.

— французская конца XVIII века — 18, 25, 27—28, 158, 284,

286, 288.

Религия — 8, 24—26, 45, 53—56, 59—60, 91, 217, 283, 325, 341,
373, 375, 383, 444, 462.

— и атеизм — см. Атеизм и религия.

— гносеологические корни религии — 322, 329330.

— возможность идеализма (= религии) дана уже в первой,
элементарной абстракции — 330.

— классовые корни религии — 322, 372.

— и наука — см. Наука и религия.

— персидская — 310.

— и социал-демократия — 368—372, 376, 387,

— и суеверие — 54, 59, 268, 372.

— и философия — см. Философия и религия.

— христианство — 287, 375—376, 380, 406, 510,
См. также Бог, Теология,


768                             предметный указатель

Релятивизм 244, 317, 466, 517; см. также Абсолютное и отно-
сительное.

Рефлексия — 79, 96, 115, 118, 119—125, 127—129, 134, 136-137,

141, 167, 181, 185, 193, 205, 210, 243.
— виды рефлектированности — 121.

Реформация — 287—288.

Реформизм — 40.

Речь см. Язык.

Рост — си. Развитие и рост.

С

Самодвижение см. Движение и самодвижение.
Самоотчуждение см. Отчуждение.
Саморазвитие см. Развитие.

Свет — 267.

— скорость света — 265, 356357.

Свобода — 100, 282, 287—289, 614.

— как понимание необходимости — см. Необходимость и сво-
бода.

— и субъективность — 148.

Свойство см. Материя и свойство, Субстанция и атрибут.

Связь — 184, 208, 237, 310, 532.

— взаимодействие — 135, 146—147.

— взаимосвязь в природе — 51, 70, 92, 95, 135.

— и ее отражение в понятиях — 131, 159, 160161, 179.

— всесторонность и всеобъемлющий характер мировой связи —
143.

— всех частей бесконечного прогресса — 103.

— и закон — 135, 241, 258.

— закономерность объективной связи мира — 160161.

— материн и движения — 67, 256.

— момент связи — 132, 207.

— необходимая, объективная связь всех сторон, сил, тенден-
ций данной области явлений — 89.

— отдельного и общего — 318.

— и есть переходы — 92, 162, 318.

— и причинность — 143147, 160.

См. также Непосредственное и опосредствованное, Отноше-
ние, Причина.

Сенсуализм — 31.

Символика — 489.

— и понятие — 108.


ПРЕДМЕТНЫЙ указатель                            769

Синтез — ел. Анализ и синтез.

Скачок — 456, 566, 568.

— от общего в природе к душе, от объективного к субъектив-
ному, от материализма к идеализму — 240.

— перерыв постепенности — 111112, 256, 317.
См. также
Переход.

Скептицизм — 117—118, 227, 461.

— античный — 106, 244, 271—ПЪ.

— и Гегель — 294.

— и диалектика — 205, 207—208.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!