ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ В ШТУТГАРТЕ) 31 страница




545


венные не в самом предмете, а в отношении его
к чувствующему субъекту. Но это очень гру-
бая логическая ошибка. Чтобы измениться
в своем отношении к чувствующему субъекту,
объект должен предварительно измениться

 

в самом себе....

не логическая,
а гносеологи-
ческая


NB


... Дудышкин в «Отечественных Записках»,
перечислив по пунктам будто бы неопровер-
жимые доводы Юркевича, писал, обращаясь
к Чернышевскому:

«Кажется, ясно; дело идет уже не о ком-либо
другом, а о вас, не о философии и физиологии
вообще, а о вашем незнании этих наук. К чему
же тут громоотвод о семинарской философии?
Зачем смешивать вещи, совершенно разные,
и говорить, что вы все это знали уже в семи-
нарии и даже теперь помните наизусть?»

На это Чернышевский отвечал, что незнакомство Дудыш-
кина с семинарскими тетрадками не позволило ему понять,
в чем дело. «Если бы потрудились вы просмотреть эти
тетрадки, — продолжает он, — вы увидели бы, что все
недостатки, которые г. Юркевич открывает во мне, откры-
вают эти тетрадки в Аристотеле, Бэконе, Гассенди, Локке

и т. д. и т. д., во всех философах, которые не были идеа-
листы. Следовательно, ко мне, как отдельному писателю,
эти упреки вовсе не относятся; они относятся собственно
к теории, которую популяризировать я считаю полезным
делом. Если вы не верите, загляните в принадлежащий
тому же, как г. Юркевич, направлению «Философский сло-
варь», издаваемый г. С. Г., — вы увидите, что там про
каждого не-идеалиста говорится то же самое: и психологии-
то он не знает, и естественные-то науки ему неизвестны,
и внутренний-то опыт он отвергает, и перед фактами-то он
падает во прах, и метафизику-то он с естественными нау-
ками смешивает, и человека-то он унижает, и т. д., и т. д... ».

Глава  четвертая
учение о нравственности

[111—112] Вообще, во взгляде Чернышевского
на разумный эгоизм очень заметно свойственное
всем «просветительным периодам» (Aufklarungs-
perioden) стремление искать в рассудке опоры
для нравственности, а в более или менее основатель-
ной расчетливости отдельного лица объяснение его


546



NB


характера и его поступков. Иногда относящиеся
сюда рассуждения Чернышевского, как две капли
воды, похожи на рассуждения Гельвеция и его еди-
номышленников. Почти так же сильно напоминают
они собой рассуждения типичного представителя
эпохи просвещения в древней Греции, Сократа,
который, выступая защитником дружбы, доказывал,
что друзей иметь выгодно, так как они могут
пригодиться в несчастии. Подобные |крайности

рассудочности! объясняются тем, что просветители
обыкновенно не умели стать на точку зрения
развития *...



ОТДЕЛ II

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н Г ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Глава вторая

материализм в исторических взглядах Чернышевского

[159—161] Чернышевский применил взгляды Фейербаха
к эстетике, и тут он достиг, как мы увидим ниже, результатов
в известном смысле весьма замечательных. Но и здесь его выводы
не были вполне удовлетворительны, потому что совершенно
правильное понятие об эстетическом развитии человечества пред-
полагает предварительную выработку общего понимания исто-
рии. Что же касается этого общего понимания истории, то Чер-
нышевскому удалось сделать лишь несколько — правда очень
верных шагов — в направлении к его выработке. Примерами
таких шагов могут служить только что сделанные нами большие
выписки из его сочинений...



Глава третья
идеализм в исторических взглядах Чернышевского

Вот что читаем мы у него в статье, посвященной известной
книге В. П. Боткина: «Письма об Испании» (Современник, 1857 г.,
кн. 2-ая):

«Разделение народа на враждебные касты бывает одним из
сильнейших препятствий улучшению его будущности, — в Испа-
нии нет этого пагубного разделения, нет непримиримой вражды
между сословиями, из которых каждое было бы готово пожерт-
вовать самыми драгоценными историческими приобретениями,
лишь бы только нанести вред другому сословию, — в Испании
вся нация чувствует себя одним целым. Эта особенность так
необычайна среди народов Западной Европы, что заслуживает

* Подробнее об этом см. в нашей книге: «Beitrage zur Gescluchte dеs
Materialismus — Holbach, Helvetius und Karl Marx». Stuttgart, 1896.


547



величайшего внимания, и уже одна, сама по себе, может считаться
ручательством за счастливую будущность страны» *.

Это не описка, потому что несколькими страницами ниже
Чернышевский в той же статье говорит: «Над большей частью
цивилизованных наций испанский народ имеет бесспорное пре-
имущество в одном, чрезвычайно важном отношении: испанские
сословия не разделены между собой ни закоренелой ненавистью,
ни существенной противоположностью интересов; они не состав-
ляют каст, враждебных одна другой, как то видим во многих
других западных европейских землях; напротив, в Испании
все сословия могут дружно стремиться к одной цели» **...

[163—165] У них *** являлось предрасположение смотреть
с идеалистической точки зрения и на прошлую историю челове-
чества. Вследствие этого мы в их рассуждениях об этой истории
очень нередко наталкиваемся на самые несомненные и, казалось
бы, самые очевидные противоречия: факты, которые истолковы-
вались, по-видимому, в совершенно материалистическом смысле,
вдруг получают совершенно идеалистическое объяснение; и
наоборот, идеалистические объяснения сплошь да рядом проры-
ваются вполне материалистическими отступлениями. Эта неустой-
чивость, этот постоянный, заметный для современного читателя,
но незаметный для автора переход от материализма к идеализму и
от идеализма к материализму дает себя чувствовать и в истори-
ческих рассуждениях Чернышевского, который в этом отношении
очень напоминает великих утопистов Запада. В последнем счете
он, подобно им, склоняется, повторяем, к идеализму.

Это хорошо видно из его интересной статьи «О причинах паде-
ния Рима (подражание Монтескье)», напечатанной в «Современ-
нике» 1861 г. (5-я книга). В ней он энергически восстает против
того, очень распространенного мнения, что Западная Римская
Империя погибла вследствие своей внутренней неспособности
к дальнейшему развитию, между тем как варвары, положившие
конец ее существованию, принесли с собой новые семена про-
гресса...

Здесь и речи нет ни о внутренних социальных отношениях
Рима, причинивших его слабость и указанных еще тем же Гизо
в первой статье его «Essais sur l'histoire de France», ни о тех фор-
мах общежития, которыми обусловливалась сила германских
варваров в эпоху падения Западной Римской Империи. Черны-
шевский забыл даже знаменитые, им же самим цитируемые в дру-
гом месте, слова Плиния: latifundia perdidere Italiam (латифундии
погубили Италию). В его «формуле прогресса», — как стали
выражаться у нас впоследствии, — не оказывается места для
внутренних отношений данной страны. Все дело сводится к ум-
ственному развитию. Чернышевский решительно заявляет, что
прогресс основывается на умственном развитии и что «коренная
сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний». Ему

* Сочинения, т. III, стр. 38.
** Там те, стр 44.
*** социалистов-утопистов. Ред.


548



даже и в голову не приходит, что «успехи и развитие знаний»
могут зависеть от социальных отношений, в иных случаях спо-
собствующих этому успеху и этому развитию, а в других — пре-
пятствующих им. Социальные отношения изображаются у него,
как простое последствие распространения известных мнений.
Мы только что прочли это: «разрабатывается историческое зна-
ние; от этого уменьшаются фальшивые понятия, мешающие
людям устраивать свою общественную жизнь, и она устраивается
успешнее прежнего». Это очень непохоже на то, что говорил наш
автор в статье о книге Рошера. Там у него выходило, кроме того,
что невозможно и даже смешно судить об ученых, как о школь-
никах: не знал такой-то науки и потому составил себе ошибочный
взгляд. Там у него выходило, кроме того, что дело не в количестве
знаний у данного ученого, а в том, каковы интересы той группы,
которую он представляет. Словом, там выходило, что обще-
ственные взгляды определяются общественными интересами,
общественная мысль — общественной жизнью. Теперь выходит
наоборот. Теперь оказывается, что общественная жизнь опреде-
ляется общественной мыслью и что если общественный строй имеет
известные недостатки, то это происходит оттого, что общество,
подобно школьнику, плохо или мало училось и потому составило
себе ошибочные понятия. Нельзя придумать более поразитель-
ного противоречия...

[170] Взгляд Герцена на отношение России к «старому миру»
составился под сильным влиянием славянофилов и был ошибоч-
ным. Но и к ошибочному взгляду можно прийти, держась более
или менее правильного метода, точно так же, как правильный
взгляд может получиться в результате употребления более или "
менее ошибочного метода. Поэтому позволительно спросить себя,
как относился тот метод, с помощью которого Герцен выработал
свой ошибочный взгляд, к тому методу, который привел Черны. -
шевского к совершенно заслуженному отрицанию и осмеиванию
этого взгляда...

Глава пятая
Чернышевский и маркс

[188—190] Нам могут напомнить, что, согласно нашему заме-
чанию, разобранные нами рецензии Чернышевского появились
уже после того, как исторические взгляды Маркса и Энгельса
сложились в стройное целое. Мы и не забываем этого. Но мы
думаем, что дело не решается здесь простыми хронологическими
справками. Главные сочинения Лассаля тоже явились уже после
того, как исторические взгляды Маркса и Энгельса приняли
стройный вид, а между тем, по своему идейному содержанию, со-
чинения эти тоже принадлежат к эпохе перехода от исторического
идеализма к историческому материализму. Дело не в том, когда
вышло данное сочинение, а в том, каково было его содержание...
Мы не станем повторять, что Чернышевский
был еще далек от разрыва с идеализмом и что его


549


NB

NB

NB

представление о дальнейшем ходе общественного раз-
вития было совершенно идеалистическим. Мы только
попросим читателя заметить, что исторический идеа-
лизм Чернышевского заставлял его отводить в своих
соображениях о будущем первое место «передовым»
людям, — интеллигентам, как выражаются
у нас теперь, — которые должны распространить
в массе открытую, наконец, социальную истину.
Массе отводится у него роль отсталых солдат подви-
гающейся вперед армии. Конечно, ни один толковый
материалист не станет утверждать, будто средний
«простолюдин» только потому, что он простолюдин,
т. е. «человек массы», знает не меньше среднего
«интеллигента». Он знает, конечно, меньше его.
Но ведь речь идет не о знаниях «простолюдина»,
а об его поступках. Поступки же людей не всегда
определяются их знаниями и всегда определяются
не только их знаниями, а также — и самым
главным образом — их положением, которое только
освещается и осмысливается свойственными им зна-
ниями. Тут опять приходится вспомнить основное
положение материализма вообще и материалисти-
ческого объяснения истории в частности: не бытие
определяется сознанием, а сознание бытием. «Созна-
ние» человека из «интеллигенции» более развито,
нежели сознание человека из «массы». Но «бытие»
человека из массы предписывает ему гораздо более
определенный способ действия, нежели тот, который
предписывается интеллигенту его общественным
положением. Вот почему материалистический взгляд
на историю позволяет лишь в известном и притом
очень ограниченном смысле говорить об отсталости
человека из «массы» сравнительно с человеком из
интеллигенции: в известном смысле «простолюдин»,
несомненно, отстает от «интеллигента», а в другом
смысле он, несомненно, опережает его...

То, что в исторических взглядах Чернышевского было недо-
статком, вызванным неразработанностью фейербаховского ма-
териализма, стало впоследствии основой нашего субъективизма,

не имевшего ничего общего с материализмом и решительно
восстававшим против него не только в области истории, но также
и в области философии. Субъективисты хвастливо называли себя
продолжателями лучших традиций 60-х годов. На самом деле они
продолжали только слабые стороны свойственного этой эпохе
миросозерцания...


550


Глава шестая
последние исторические сочинения Чернышевского

Таков же
недостаток
книги Плеха-
нова о Чер-
нышевском

[199] К этой теории * Чернышевский во-
обще относится крайне отрицательно. Вы-
сказывая идеалистический взгляд на ход
исторического развития, он продолжает счи-
тать себя последовательным материалистом.
Он ошибается. Но его ошибка коренится
в одном из главных недостатков материалисти-
ческой системы Фейербаха. Маркс очень
хорошо заметил: «Фейербах хочет иметь дело
с конкретными объектами, действительно от-
личными от объектов, существующих лишь
в наших мыслях. Но он не доходит до взгляда
на человеческую деятельность, как на п р е д -
м е т н у ю деятельность. Вот почему в «Сущ-
ности христианства» он рассматривает, как
истинно человеческую деятельность, только

Подобно

деятельность теоретическую» **...

своему учителю, Чернышевский тоже сосредо-
точивает свое внимание почти исключительно

на «теоретической» деятельности человечества,
вследствие чего умственное развитие и ста-
новится в его глазах самой глубокой причиной
исторического движения...
[205] У Чернышевского выходит, что в истории норок всегда
несет заслуженное им наказание. На самом деле, известные нам
исторические факты не дают никакого основания для этого,
может быть, отрадного, но во всяком случае наивного взгляда.
Нас может интересовать только вопрос о том, как мог он возник-
нуть у нашего автора. А на этот вопрос можно ответить указанием
на ту эпоху, когда жил Чернышевский. Это была эпоха общест-
венного подъема, имевшая, можно сказать, нравственную потреб-
ность в таких взглядах, которые подкрепляли бы веру в неминуе-
мое поражение зла...

отдел третий

литературные взгляды н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Глава первая

значение литературы и искусства


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!