ПРОГРАММА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС 32 страница



Буржуа правильно выражают свои классовые интересы, уверяя в этом рабочих. Г-н Суханов поступает всецело как буржуа, отодвигая вопрос о том, для чего нам нужны аграрные преобразования: для свободного ли развития классовой борьбы наемного ра­бочего с хозяевами и хозяйчиками или для «социального примирения» их посредством буржуазных словечек о «трудовом» хозяйстве?

Читаем немного дальше марксистскую аграрную программу: марксисты «... всегда и неизменно будут противодействовать всяким попыткам задерживать ход экономиче­ского развития». Известно, что марксисты как раз поэтому объявляют всякое, хотя бы самомалейшее, стеснение свободы мобилизации (купли-продажи, залога и пр.) кресть­янских земель мерой реакционной, вреднейшей для рабочих и для всего общественного развития.

Народники, от «социал-кадета» Пешехонова до левонародников «Смелой Мысли», за то или иное ограничение свободы мобилизации. Народники — вреднейшие реакцио­неры по этому вопросу, говорят марксисты.

Г-н Суханов обходит это! Он не желает вспоминать, как Плеханов называл за это на­родников «социалистами-реакционерами». От «абстрактной теории» г. Суханов отма­хивается, ссылаясь на «практику», — а от «практики» (свобода мобилизации крестьян­ских земель) он отмахивается, ссылаясь вообще на лозунг «земля и воля».

Вывод ясный: г. Суханов не что иное, как буржуа, затемняющий классовую рознь рабочих и хозяев.


_________ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ БУРЖУАЗНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ РАБОЧИХ_________ 327

И именно таких буржуа имеет в виду марксистская аграрная программа, когда она говорит:

«... Во всех случаях и при всяком положении демократических аграрных преобразо­ваний...» (заметьте: при всех случаях и при всяком положении, т. е. и при муниципали­зации, и при разделе, и при какой угодно иной возможности)... марксисты «ставят сво­ей задачей неуклонно стремиться к самостоятельной классовой организации сельского пролетариата, разъяснять ему непримиримую противоположность его интересов инте­ресам крестьянской буржуазии, предостерегать его от обольщения системой мелкого хозяйства, которая никогда при существовании товарного производства не в состоя­нии уничтожить нищеты масс», и т. д.

Так гласит марксистская аграрная программа. Так гласит тот именно пункт ее, кото­рый принят меньшевиками на Стокгольмском съезде из проекта большевиков, т. е. наиболее бесспорный, наиболее общепризнанный среди марксистов пункт.

Так гласит самый существенный в вопросе о народничестве пункт, трактующий как раз «систему мелкого хозяйства».

Иг. Суханов обходит этот пункт полным молчанием]\

Г-н Суханов ликвидировал «старую группировку» направлений, деление их на мар­ксизм и народничество, посредством замалчивания ясных и точных слов «марксист­ской аграрной программы» против народничества!!

Сомнения невозможны: г. Суханов — пустейший болтун, каких много в салонах на­шего либерального «общества», не имеющего понятия о марксизме и охотно «ликвиди­рующего» какие-то там социалистические группировки на марксизм и народничество.

А на деле марксизм и народничество и теоретически и практически разделяет про­пасть. Теория Маркса есть теория развития капитализма и классовой борьбы наемных рабочих с хозяевами. Теория народничества есть буржуазное прикрашивание капита­лизма посредством словечек о «трудовом хозяйстве», есть теория


328__________________________ В. И. ЛЕНИН

затушевывания, затемнения и задержки классовой борьбы посредством тех же слове­чек, посредством защиты стеснений мобилизации и т. д.

Исторически глубину пропасти между марксизмом и народничеством в России вскрыла практика... не лозунгов, конечно, ибо только пустейшие люди могут считать «лозунги» «практикой»... а практика открытой массовой борьбы миллионов в 1905— 1907 годах. Эта практика показала слияние марксизма с движением рабочего класса и слияние (или начало слияния) народничества с движением мелкобуржуазного кресть­янства (крестьянский союз , выборы в I и II Государственную думу, крестьянское движение и пр.).

Народничество есть буржуазная демократия в России.

Это доказано полувековой эволюцией данного направления и открытым выступле­нием миллионов в 1905—1907 годах. Это признано многократно самым решительным и официальным образом высшими учреждениями марксистского «целого» с 1903 года до 1907 и до летнего совещания 1913 года.

Если теперь мы видим литераторский союз вождей народничества (Чернов, Ракит­ников, Суханов) и разных интеллигентских фракций с.-д., либо прямо идущих против подполья, т. е. рабочей партии (ликвидаторы Дан, Мартов, Череванин), либо помо­гающих тем же ликвидаторам группок без рабочих (Троцкий и Шер, Базаров, Луначар­ский, Плеханов), — то перед нами на деле не что иное, как союз буржуазной интелли­генции против рабочих.

Единство рабочих на почве действительного признания подполья и точных решений, объединяющих и направляющих тактику в духе старого (решения января 1912, февраля и лета 1913 годов), мы видим в правдизме. Это факт, что правдизм объединил на деле с 1 января 1912 года по 13 мая 1914 года 5674 рабочие группы против 1421 у ликвидато­ров и ноля или почти ноля

Как тщательно защищает ликвидаторов г. Воронов в «Современнике»!!


_________ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ БУРЖУАЗНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ РАБОЧИХ_________ 329

у группок впередовцев, Плеханова, Троцкого с Шером и т. д. (См. газету «Рабочий» № 1, «Из истории рабочей печати в России», стр. 19 и «Трудовая Правда» № 2 от 30 мая 1914 г.*)

Это — факт, что это единство рабочих стоит на твердой почве принципиально вы­держанных, цельных, полных решений по всем вопросам жизни марксистов-рабочих. Вот где целое, ибо 4/s имеют самое безусловное право выступать, действовать и гово­рить от имени «целого».

А союз в «Современнике» лидеров народничества и всяческих с.-д. группок без ра­бочих (без точной тактики, без точных решений, с одними колебаниями между течени­ем и целым правдизма, с одной стороны, ликвидаторами, с другой), этот союз соста­вился стихийно. Ни одна из «с.-д. группок без рабочих» не решилась прямо, ясно, от­крыто — так как летнее совещание 1913 года выступило против союза с народниками — выступить за подобный союз! Ни одна группка — ни ликвидаторы, ни впередовцы, ни Плеханов с К , ни Троцкий с К ! Все они просто поплыли по течению, подхваченные оппозицией к правдизму, влекомые желанием разбить или ослабить его, ища инстинк­тивно помощи против /5 рабочих друг у друга, ликвидаторы у Суханова и Чернова, Суханов и Чернов у Плеханова, Плеханов у предыдущих, Троцкий у них же и т. д. Ни единой политики, ни тактики, сколько-нибудь определенной, ни открытого выступле­ния перед рабочими с защитой союза с народниками — ничего подобного у всех этих группок нет.

Это беспринципнейший союз буржуазной интеллигенции против рабочих. Пожалеем Плеханова, что он оказался в таком печальном обществе, но будем смотреть истине прямо в лицо. Пусть кто хочет называет союз этих группок «единством», — мы называ­ем его отколом от рабочего целого, и факты доказывают правильность нашего взгля­да.

См. настоящий том, стр. 177 — 179. Ред.


330__________________________ В. И. ЛЕНИН


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!