ВОПРОС О ПОДДЕРЖКЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ 11 страница



Пессимизмом вообще г. Изгоев называет пессимизм насчет помещиков и буржуа­зии. Не связан ли нераз-


ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ_____________________________ 325

рывной связью такой «пессимизм» с оптимизмом насчет пролетариата в первую голо­ву, а затем и трудящихся мелкобуржуазных масс, об этом г. Изгоев боится подумать. Как же ему не бояться!

Курьезнее всего в этих поцелуях, расточаемых ренегатом ликвидаторам, поучитель­нее всего в этих речах либерала — то, что он, целиком сочувствуя ликвидаторам, не решается отказать большевистской тактике в содержательности! Он, сторонник «мирного» развития и ликвидаторского оппортунизма, не может отнюдь обещать по­беды именно такому развитию!! Он, бешеный враг большевизма, осыпающий нас ты­сячами ругательств (анархисты, бланкисты, занимающиеся самовосхвалением и пр. и т. п.), он, нежный друг ликвидаторов, вынужден признать, что большевизм победит, если «конституционных сил в России окажется недостаточно» (т. е. если их окажется столько же, сколько теперь...)! !

Очень сердитый, хорошо знающий социал-демократические дела, но не очень сооб­
разительный г. Изгоев не заметил, что всеми этими рассуждениями .........................

да и снял фиговый листок с гг. Ф. Д., Л. С, Ежова, Ларина, Мартова, Потресова и К0.

Благодарим, душевно благодарим вас, сердитый на большевиков г. Изгоев! Правда глаза колет. И вы нечаянно выкололи глаза своим друзьям ликвидаторам. Вы их так «нежно» обнимаете, что душите их в своих объятиях.

Еще несколько слов об одном чисто историческом вопросе. Почему в Германии «оказалась возможной» именно такая конституция, которая более французской нравит­ся контрреволюционному либерализму? Только потому, сердитый, но несообразитель­ный г. Изгоев, что эта конституция оказалась равнодействующей стремлений Бисмарка и либералов, боявшихся свобод для рабочих, и стремлений рабочих, которые добива­лись, и в сороковых, и в пятидесятых, и в шестидесятых годах

Следующая страница рукописи не найдена. Ред.


326__________________________ В. И. ЛЕНИН

полнейшей демократизации Германии. Рабочие Германии тогда оказались слабы. По­этому Бисмарк и прусские либералы наполовину победили. Если бы рабочие Германии были посильнее, Бисмарк победил бы на четверть. Если бы они были еще сильнее, Бисмарк вовсе бы не победил. Германия получила свободы, несмотря на Бисмарка, не­смотря на прусских либералов, только благодаря настойчивым и упорным стремлени­ям рабочего класса (отчасти и демократии мелкобуржуазной, но в очень небольшой части) к полнейшей демократизации.

Ничего не понимаете, г. Изгоев? Не понимаете, что история оправдала и для Герма­нии «большевистскую» тактику? Поменьше сердитесь на большевиков, поменьше «нежничайте» с ликвидаторами, тогда, может быть, еще поймете.

В. И. (или без подписи)

P. S. Если не подойдет, очень прошу отдать в «Просвещение». По-моему, лучше бы фельетоном в «Правду».

Написано в начале июля 1913 г.

Впервые напечатано в 1925 г.
в журнале «Красная Новь» № 1                                                       Печатается по рукописи


327

КАРТИНКИ ЖИЗНИ

Когда говорят о крепостничестве в русской жизни вообще, в русской деревне в осо­бенности, это вызывает протест наших либералов, — особенно тех либералов, которые любят изображать из себя почти что марксистов. Ну, какое же это, мол, крепостничест­во в России XX века! Просто это — одна «агитация»...

А между тем поразительно яркие картины крепостничества в современной русской деревне встречаются на каждом шагу, и только проклятая косность «притерпевшегося» российского обывателя заставляет его проходить равнодушно мимо этих картин.

Вот одна из них, заимствуемая нами из данных официального свода постановлений черниговского губернского земского собрания за 10 лет, 1900—1909 годы.

«Темным пятном на нашем земстве, — пишет по этому поводу г. Хижняков («Русское Богатство»), — лежит оставление до настоящего времени архаического способа содержания проселочных дорог посред­ством натуральной повинности... Не говоря уже о глубокой несправедливости отбывания этой повинно­сти исключительно крестьянами,., возмутителен и самый способ отбывания этой повинности. После тая­ния снегов и после проливных дождей, сельские старосты, обыкновенно по грозному приказу полицей­ского урядника, «сгоняют народ», как у нас выражаются, поправлять дорогу. Работа производится без всякого толку, без нивелировки, без всяких технических указаний. Мне пришлось видеть такую работу, производившуюся особенно энергично, с грозными окриками урядников, с понуждением нерадивых уда­рами нагайки. Это было в конце лета, перед ожидавшимся проездом губернатора... На протяжении около трех верст было согнано до 500 мужчин и женщин с заступами. Они


328_______________________________ В. И. ЛЕНИН

по команде урядников вырывали никому не нужные канавы, которые потом пришлось засыпать... А зем­ство наше в течение почти 50 лет своего существования не только не позаботилось снять с крестьянского населения эту тяготу, но еще более ее увеличивает...»

Это земство, как и все русские земства, есть помещичье земство.

Итак, помещики еще более увеличивают старинную «повинность» крестьян. По при­казанию помещиков, урядники и старосты «сгоняют народ», заставляя сотни крестьян отрываться от своего хозяйства и «вырывать никому не нужные канавы», «безо всякого толку», «с понуждением нерадивых ударами нагайки».

Вот где корни власти Пуришкевичей, Марковых и К . И как отвратительно-лицемерны, при сопоставлении с такими корнями, наши прилизанные, чинные, благо­намеренно-реформаторские либеральные программы!

«Правда» №149, 2 июля 1913 г.                                                         Печатается по тексту

Подпись: Τи н                                                                           газеты «Правда»


329

РАСПУЩЕННАЯ ДУМА И РАСТЕРЯННЫЕ ЛИБЕРАЛЫ

Прошло уже более недели, как распущена IV Дума104, а в газетах еще не прекраща­ются отзывы о ней и оценки ее деятельности. Общее недовольство IV Думой признает­ся всеми. Недовольны не только либералы, не только «ответственная» (перед помещи­ками) оппозиция. Недовольны и октябристы. Недовольны правые.

Несомненно, это недовольство черной Думой со стороны реакционных помещиков и реакционной буржуазии чрезвычайно характерно и знаменательно. Эти классы сделали все возможное, чтобы обеспечить так называемое «мирное» «конституционное» разви­тие.

Все сделали — и должны были убедиться, что ничего не вышло! Отсюда всеобщее недовольство в стане самих помещиков и самой буржуазии. Нет свойственного эпохе третьей Думы упоения и восхищения третьеиюньской системой ни у правых, ни у ок­тябристов.

Наши, так называемые «высшие» классы, общественно-политические «верхи» не мо­ гут управлять Россией по-прежнему, несмотря на то, что все основы устройства и управления России всецело ими определены ив их интересах налажены. А «низы» пол­ны желанием изменить это управление.

Совпадение этой невозможности для «верхов» вести государственные дела по-старому и этого обостренного нежелания «низов» мириться с таким ведением как раз и составляет то, что называется (немного, положим, неточно) политическим кризисом в общенациональном масштабе.


330 ____________________________________ В. И. ЛЕНИН

Нарастание на наших глазах этого кризиса — факт и факт едва ли не бесспорный.

Казалось бы, отсюда должно быть ясно для демократов и даже для толковых либера­лов, что центр тяжести стремлений к лучшему совсем не в Думе, что Дума в этом от­ношении лишь неточный показатель.

Но наши либералы давно уже распустились. «И III и IV Дума — пародия на народ­ное представительство», — писал передовик «Речи», то именно они существуют, и hic Rhodus, hic salta» (латинское изречение, которое значит буквально: «здесь Родос, здесь пляши», то есть здесь главное, здесь суть, здесь доказывай, здесь борись).

Ошибаетесь, господа! Не здесь «Родос» и не здесь будет «пляска», как не здесь нача­лась она.

Только лакеи помещиков и денежного мешка могут принимать IV Думу за «Родос» для демократии, могут забывать, что «существует» кроме Думы, например, рабочее движение в его общенародном значении, как ни замалчивают это его значение либера­лы, как ни карнают, как ни урезывают это его значение либеральные рабочие политики — ликвидаторы.

«Сделали ли мы все, что в наших силах, — восклицает «Речь», — чтобы воздействовать на Думу, чтобы заставить ее следовать и исполнять наши требования?»

Это не очень грамотно, но достаточно ясно. «Мы», это — помещики и буржуазия. Это «общество» «Речь» видит, только это «общественное» мнение, только оно ее ин­тересует.

Заставить наиболее реакционных помещиков «исполнять требования» либеральных помещиков и либеральной буржуазии, которые сами не знают, чего им «требовать», чего им хотеть: перемены ли к лучшему или ослабления совершающего эту перемену рабочего движения с его общенародным размахом?

Бедненькие либералы!

«Правда» №151, 5 июля 1913 г.                                                         Печатается по тексту

газеты «Правда»


331

ПЯТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЪЕЗД ПО БОРЬБЕ С ПРОСТИТУЦИЕЙ

В Лондоне закончился недавно «пятый международный съезд по борьбе против тор­говли девушками».

Развернулись герцогини, графини, епископы, пасторы, раввины, полицейские чи­новники и всякого рода буржуазные филантропы! Сколько было торжественных обедов и пышных официальных приемов! Сколько было торжественных речей о вреде и гнус­ности проституции!

Какие же средства борьбы требовали изящные буржуазные делегаты съезда? Глав­ным образом два средства: религию и полицию. Самое, дескать, верное и надежное против проституции. Один английский делегат, как сообщает лондонский корреспон-

тт           " т^            105

дент леипцигскои «Народной Газеты» , хвалился тем, что он проводил в парламенте телесное наказание за сводничество. Вот он каков, современный «цивилизованный» герой борьбы с проституцией!

Одна дама из Канады восторгалась полицией и женским полицейским надзором за «падшими» женщинами, а насчет повышения заработной платы заметила, что работни­цы не заслужили лучшей платы.

Один немецкий пастор громил современный материализм, который-де все более распространяется в народе и содействует распространению свободной любви.

Когда австрийский делегат Гертнер попробовал поднять вопрос о социальных при­чинах проституции, о нужде и нищете рабочих семей, об эксплуатации


332__________________________ В. И. ЛЕНИН

детского труда, о невыносимых квартирных условиях и т. д., — оратора заставили за­молчать враждебными возгласами!

Зато о высоких особах рассказывали — в группах делегатов — поучительные и тор­жественные вещи. Когда, например, императрица германская посещает какой-нибудь родильный дом в Берлине, то матерям «незаконных» детей надевают на пальцы кольца, — чтобы не шокировать высокую особу видом невенчанных матерей! !

Можно судить по этому, какое отвратительное буржуазное лицемерие царит на этих аристократически-буржуазных конгрессах. Акробаты благотворительности и полицей­ские защитники издевательств над нуждой и нищетой собираются для «борьбы с про­ституцией», которую поддерживают именно аристократия и буржуазия...

«Рабочая Правда» № 1,                                                               Печатается по тексту

13 июля 1913 г.                                                                   газеты «Рабочая Правда»

Подпись: W.



Первая страница газеты «Рабочая Правда» № 3, 16 июля 1913 г.,

со статьями В. И. Ленина «Слова и дела» (передовая), «Кадеты

об украинском вопросе» и «Новейшие данные о партиях в Германии»

Уменьшено


333


335

СЛОВА И ДЕЛА

У нас постоянно делают ту ошибку, что оценивают лозунги, тактику известной пар­тии или группы, ее направление вообще, по намерениям или мотивам, которые сама эта группа выдвигает. Такая оценка никуда не годится. Благими намерениями — это давно уже сказано — вымощен ад.

Дело не в намерениях, не в мотивах, не в словах, а в той объективной, от них незави­симой, обстановке, которая определяет судьбу и значение лозунгов, тактики или вооб­ще направления данной партии или группы.

Подойдем с этой точки зрения к разбору важнейших вопросов современного рабоче­го движения. Забастовка 1—3 июля в Петербурге охватила свыше 62-х тысяч рабочих даже по подсчетам буржуазных газет — «Речи» и «Русского Слова», которые всегда давали в подобных случаях преуменьшенные сведения.

Перед нами, следовательно, факт выступления свыше чем шестидесятитысячной массы. Как известно, непосредственным поводом был при этом протест против пресле­дований рабочей печати, ежедневных конфискаций ее и т. д. и т. п. Мы знаем также, из сообщений даже таких газет, как «Новое Время», «Речь», «Современка» , «Русское Слово», что рабочие в своих речах и пр. подчеркивали общенародное значение своего протеста.

Как же отнеслись к событию разные классы русского общества? Какую заняли они позицию?


336__________________________ В. И. ЛЕНИН

Мы знаем, что «Россия» , «Земщина» и им подобные газеты выступали с обычны­ми резко осуждающими заявлениями, — нередко с самой грубой бранью, угрозами и т. д. Это не ново. Это понятно. Это неизбежно.

Более «ново» поразительное равнодушие буржуазии, отражаемое равнодушием ли­беральных газет, причем сплошь да рядом это равнодушие сменяется отрицательным отношением, в то время, как менее важные, менее значительные по количеству участ­ников, движения рабочих (лет 17—18 тому назад) вызывали в либерально-буржуазном обществе явное сочувствие. Тут несомненный решительный поворот либерализма на­право, прочь от демократии, против демократии.

По поводу событий 1—3 июля в Петербурге одна из самых распространенных, если не самая распространенная газета в России (либеральное «Русское Слово») писала:

«Интересно отметить отношение с.-д. газет, издающихся в Петербурге, к этой забастовке. С.-д. «Правда» отводит просторное место вчерашней (писано 3 июля) забастовке, а орган группы так-наз. лик­видаторов, газета «Луч», ограничивается небольшой заметкой о забастовке, посвятив политическим за­бастовкам передовую статью («Луч» от 2 июля), в которой газета протестует против подобных выступ­лений рабочих». («Русское Слово» от 3 июля 1913 г.)

Таковы факты. Враждебность реакции. Равнодушие и отрицание либералов и ликви­даторов. Единство на деле либерализма с ликвидаторством. Единство массового рабо­чего действия, возможное только против ликвидаторов.

Исполнять свой демократический долг, служить свою службу передового отряда, обслуживать, просвещать и сплачивать массы народа пролетариат не может иначе, как в решительной борьбе с ликвидаторами, на деле вполне зависимыми от либерализма.

Либералы тоже нередко радикальничают на думской трибуне не хуже разных око­ломарксистских или колеблющихся элементов, но это не мешает либералам бороться (при помощи ликвидаторов) с внедумским демократизмом масс.

«Рабочая Правда» № 3,                                                              Печатается это тексту

16 июля 1913 г.                                                                   газеты «Рабочая Правда»


337

КАДЕТЫ ОБ УКРАИНСКОМ ВОПРОСЕ

Давно уже указывалось и в печати и с думской трибуны, например, в речи с.-д. Пет-

108

ровского , на полное неприличие, реакционность и наглость выступлении некоторых влиятельных кадетов (с г. Струве во главе) по украинскому вопросу.

На днях мы встретили в официальном органе к.-д. партии — «Речи», статью посто­янного ее сотрудника, г. Мих. Могилянского, которую нельзя обойти молчанием.

Эта статья — настоящая шовинистическая травля украинцев за «сепаратизм». «Без­оглядный авантюризм», «политический бред», «политическая авантюра» — вот какими выражениями пестрит статья чистейшего нововременца г. Мих. Могилянского, прикры­вающегося плащом «демократизма»!! И конституционно-«демократическая» партия бесстыдно прикрывает эту статью, печатает ее сочувственно и молча одобряет подоб­ный оголенный шовинизм.

Г-н Мих. Могилянский указывает сам на тот факт, что на всеукраинском съезде сту­денчества109 в Львове против лозунга политической независимости. Украины выступи­ли и некоторые украинские социал-демократы в лице эмигрантов украинцев из России, выступили против социал-демократа Донцова, который предложил съезду принятую большинством всех против 2-х резолюцию о «самостийной Украине».


338__________________________ В. И. ЛЕНИН

Следовательно, нет и речи о том, чтобы все социал-демократы соглашались с Дон­цовым. Но социал-демократы спорили с Донцовым, выдвигая свои доводы, спорили на той же трибуне, убеждая ту же аудиторию.

Г-н Мих. Могилянский потерял настолько чутье азбучного политического приличия, что он бросает против Донцова и против всего съезда украинских студентов грубые, бранные слова из лексикона черносотенцев, превосходно зная, насколько невозможно для его противников опровержение взглядов «Речи», выступление перед русской ауди­торией на той же трибуне, столь же решительное, открытое, свободное.

Горе-демократы — наши кадеты! И горе-демократы те, кто терпит без самого горя­чего протеста подобные выходки кадетов. Марксисты никогда не дадут закружить себе голову национальным лозунгом — все равно, великорусским, польским, еврейским, ук­раинским или иным. Но марксисты не забывают также азбучной обязанности всякого демократа бороться против всякой травли какой бы то ни было нации за «сепаратизм», бороться за признание полного и безоговорочного равноправия наций и права их на са­моопределение.

Можно держаться разных взглядов на то, каково должно быть, с точки зрения проле­тариата, это самоопределение в каждом отдельном случае. Можно и должно спорить с национал-социалами вроде Донцова, но подлая травля за «сепаратизм», травля людей, не могущих защищаться, есть предел бесстыдства наших кадетов.

«Рабочая Правда» № 3,                                                               Печатается по тексту

16 июля 1913 г.                                                                   газеты «Рабочая Правда»

Подпись: М.


339

НОВЕЙШИЕ ДАННЫЕ О ПАРТИЯХ В ГЕРМАНИИ

Германское статистическое бюро опубликовало интересные данные о выборах в парламент (рейхстаг) в 1912 году. Особенно поучительно сравнение силы различных партий в деревне и в городе.

Германская статистика относит к деревенским поселениям все, имеющие до 2000 жителей, подобно статистике большинства европейских государств и в отличие от Рос­сии, где до сих пор держится бессмысленное, казеннополицейское, произвольное отли­чие тех поселений, которые «названы» городами, независимо от числа жителей.

К мелким городам германская статистика относит поселения, имеющие от 2 до 10 тысяч жителей, а к более крупным городам поселения с 10 000 жителей и свыше.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!