ВОПРОС 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ



ЛЕКЦИЯ № 3. ЛИЦА – СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

План:

1. Понятие «лица» – субъекта права. Правоспособность и дееспособность лица.

2. Правовое положение отдельных категорий римских граждан.

3. Понятие и виды юридических лиц по римскому праву.

4. Институт представительства в римском праве.

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ «ЛИЦА» – СУБЪЕКТА ПРАВА.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЛИЦА

В Риме субъектами имущественных отношений признавались физические и юридические лица.Хотя институт юридических лиц в теоретическом отношении и в законодательстве был разработан слабо, но, тем не менее, был известен римскому праву.

Физические лица. Правоспособность и дееспособность. Лицо в римском праве – это существо (человек), способное обладать правами. Однако, Древний Рим был рабовладельческим государством и поэтому призна­вал лицом далеко не каждого человека. Субъектом права признавался только свободный человек, поэтому рабы рассматривались не как субъекты, а как объекты права («говорящие орудия»). Правовое положение рабов, по сути, не отличалось от положения вещей.

Физическое лицо – субъект римского права обладало правоспособностью и дееспособностью. В современном гражданском праве (ст. 17 ГК) под правоспособностью понимается способность лица иметь гражданские права и нести обязанности, т.е. возможность быть участником всех дозволенных нормами закона гражданских правоотношений.Правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается его смертью. В свою очередьдееспособность(ч. 1 ст. 21 ГК) – это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность возникает в 18 лет. Дееспособность, как и правоспособность, является общей правовой предпосылкой к приобретению лицом своими действиями прав и обязанностей, реализации их и несению ответственности.

В Древнем Риме полная правоспособность складывалась из трех основных элементов (состояний):

- состояния свободы;

- состояния гражданства;

- семейного состояния.

Исходя из вышеуказанных критериев правоспособное лицо должно было быть свободным человеком, а не рабом; принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев; не быть подчиненным власти главы семьи.

Как уже отмечалось, рабы вообще не признавались людьми – это были вещи. Но и не всякий свободный человек был в Риме одинаково правоспособным. В древнейшие времена полная правоспособность во всех областях отношений (имущественных, семейных, политических) признавалась только за римскими гражданами. Свободный чужеземец не только не имел политических прав, но и не признавался субъектом имущественных и семейных правоотношений. Более того, часто чужеземец рассматривался как враг, который в любой момент мог быть схвачен римским гражданином и обращен в рабство. Но подобное полное бесправие чужеземцев очень скоро пришло в противоречие с интересами развивающегося гражданского оборота, особенно с развитием внешней торговли Рима. Так, появился институт патроната, заключавшийся в том, что римский гражданин став патроном чужеземца (клиента) оказывал ему правовую помощь, совершая в его интересах сделки и защищая его интересы перед римским судом. При этом патрон действовал не в качестве представителя чужеземца, а в качестве защитника его интересов – от своего имени. Вместе с разви­тием римского общества и государства стирались различия между от­дельными группами свободного населения (римлян, латинов, перегринов), но только не между свободными и рабами. В 212 г. император Антонин Каракалла даровал права римских граждан всему свободному населению Империи, и таким образом было достигнуто формальное равенство всех свободных людей в частном праве.

 Необходимым условием полной правоспособности являлось и определенное семейное состояние – самостоятельность в сфере семейных отношений. Древнейшая римская семья (агнатическая) представляла собой союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одному домовладыке. Только такие домовладыки были носителями полной правоспособности, остальные члены семьи правоспособностью не обладали (вступая в имущественные правоотношения, они устанавливали права не для себя, а для домовладыки, не создавая при этом для него обязанностей). Это положение также затрудняло имущественный оборот, постепенно правоспособность начинает признаваться за всеми остальными членами семьи.

Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений в свою очередь, включала в себя 2 элемента: 1) право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью; 2) право быть субъектом всех имущественных отношений и участником соответствующих сделок.

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным критериям, и прекращалась с его смертью. Однако в некоторых случаях еще не родившийся ребенок мог признаваться правоспособным, когда это соответствовало его интересам. В частности, исходя из постановлений законов 12 таблиц, за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери. С другой стороны открытое, но еще не принятое наследником наследство рассматривалось как продолжение личности умершего – лежачее наследство продолжало личность умершего. Отпадение или изменение одного из указанных состояний влекло за собой изменение объема или содержания правоспособности, т.е. правоспособность либо утрачивалась совсем, либо ограничивалась.

Изменение правоспособности в начальный период истории римского права приравнивалось к граж­данской смерти,т.е. вело к тому, что лицо физически существовало, но не могло обладать имуществом и заключать в отношении его сделки.Со временем изменение правоспособности стало пониматься как изменение в правовом статусе лица. Различали три степени изменения правоспособности:  

- утрата лицом свободы и превращение его в раба;

- утрата римского гражданства;

- изменение семейного положения лица, так, если лицо было сначала семейно самостоятельным,а затем становилось семейно подвластным лицом, например, женщина вступала в брак и подпадала под власть мужа или главы семьи; тоже самое происходило в случае усыновления лица.

В римском праве не проводилось различие между правоспособностью и дееспособностью.Но при этом не за каждым правоспособным лицом признавалась способ­ность совершать действия с юридическими последствиями.

Прежде всего, дееспособностьчеловека зависела от возраста:

- дети до 7 лет считались полностью недееспособными;

- дети от 7 до 14 лет– были частично недееспособными. Они могли совершать такие сделки, которые вели к одному лишь приобре­тению имущества;

- молодые люди с 14 лет, а женщины с 12 до 25 лет были частично дее­способны. Они могли составлять завещания и вступать в брак. Одна­ко эти лица могли отказаться от сделки и восстановить то имущест­венное положение, какое было до совершения сделки (реституция);

- лица, достигшие 25-летнего возраста, были полностью дееспособными.

Римскому праву был известен институт ограничения дееспособности. Так, расточители, душевнобольные, бесчестные лица, а также замужние жен­щины были ограничены в дееспособности. Римское общественное мнение отрицательно относилось к расточи­телям,которые вели предосудительный образ жизни. По этой причи­не их дееспособность ограничивалась. Душевнобольныепризнавались полностью недееспособными, но их дее­способность могла восстанавливаться в «светлые промежутки», когда к ним возвращался разум.К душевнобольным приравнивались слабоумные. Ограниченные в умственном отношении лица были дееспо­собны и не могли требовать возмещения ущерба в случае совершения убыточной сделки «по собственному неразумению».

Ограничение дееспособности (правоспособности) наступало, если лицо признавалось бесчестным.К бесчестным относились:

- лжесвидетели, которые лишались права свидетельствовать в суде и в свою очередь прибегать к помощи свидетелей при заключении гражданско-правовых сделок;

- лица с сомнительной репутациейне до­пускались к отправлению некоторых публичных функций, лиша­лись права выступать в суде в качестве представителей, а также быть опекунами;

- лица, занимающиесянекоторыми профессиями(актеры, шпионы таможенной полиции, погребальные служители и т.п.).

Состояние бесчестия наступало вследствие:

- осуждения лица за преступление или за иное особо порочащее правонаруше­ние (например, за нарушение условий договора товарищества, где предполагается особая честность и взаимодоверие его участников);

- нарушения лицом правовых норм, касающихся брака (например, вступление вдовы в новый брак до истечения года после смерти первого мужа);

- занятия лицом позорным делом (например, проституция, сводничество и др.).

Гражданин, признанный бесчестным, лишался права представлять инте­ресы других лиц в процессе, не мог вступать в законный брак со свобод­норожденным лицом, ограничивался в ряде наследственных прав и т. д.

Замужняя женщина в браке (с властью мужа) полностью подпадала под власть домовладыки новой семьи и лишалась имущественной правоспособности.

Когда в Риме существовала языческая религия, то она не оказывала никакого влияния на правовое положение людей. Как только христиан­ство сделалось официальной религией Римского государства, с нею стали связываться некоторые ограниченияв правовом отношении физических лиц:

- язычники и иудеи не могли занимать государственные должности, иметь рабов-христиан;

- иудеям запрещались браки с христианами;

- вероотступники лишались права составлять завещания, по­лучать наследство, совершать отчуждения имущества;

- еретики не могли наследовать и получать легаты, их свидетельство против христиан не имело силы;

- членам различных сект запрещалось совершать сделки, а их имущест­во подлежало конфискации.

ВОПРОС 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

РИМСКИХ ГРАЖДАН

Правовое положение римских граждан. Римское гражданство приобреталось:

1) рождением от римских граж­дан. Ребенок, рожденный в римском браке (законнорожденный) следовал правовому состоянию отца, а рожденный женщиной, не состоящей в браке – состоянию матери. Таким образом, ребенок, рожденный от брака римских граждан, был римским гражданином, так же как и ребенок, рожденный римлянкой, не состоящей в браке. Ребенок же, рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, даже если его отцом был римлянин. Ребенок, рожденный от брака его родителей, становился гражданином, если отец был гражданином в момент его зачатия, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, признавался римским гражданином, если мать была гражданкой в момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента.

2) путем освобождения римским гражданином на свободу своего раба;

3) через усыновление римским гражданином чужеземца;

4) предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства.

С точки зрения своего правового положения все римские граждане делились на 2 большие группы:

- свободнорожденные, которые были полностью право- и дееспособны;

- вольноотпущенники (либертины), освобожденные из рабства, подвергавшиеся и в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

Свободнорожденные римские граждане были носителями полной политической, имущественной и семейной правоспособности. Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях; в) право быть избираемым в магистраты. Такие граждане свободно участвовали в торговом обороте и имущественных отношениях, создавали римскую семью.

Правовое положение вольноотпущенников. В классическом римском праве правовое положение вольноотпущен­ника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего его на волю,например:

- раб, отпущенный на свободу квиритским (т.е. римским, римляне называли себя квиритами) собственником, права которого были основаны на цивильном праве, приобретал права римского гражданина;

- раб, отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторской эдикт, приобретал только латинское гражданство.

При Юстиниане эти различия были сглажены: если освобождение было вы­полнено в соответствии с законом, вольноотпущенник становился рим­ским гражданином. Однако, даже приобретая римское гражданство, либертин по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному, поскольку в области частного права существовали:

- некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпу­щенника, например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным. Запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана; либертины не могли служить в римских легионах, не могли занимать некоторые государственные должности, например, стать сенаторами;

- зависимость либертина от своего бывшего господина (его патрона). Воль­ноотпущенники несли целый ряд обязанностей личного и имуществен­ного характера перед господином, освободившим их от рабства (патронат). Патронат строился по типу семейных отношений: вольноотпущенник как сын был обязан своему господину (отцу). Патрон имел над ним право домашнего суда, вольноотпущенник был обязан оказывать патрону всевозможные личные услуги. При этом и патрон и вольноотпущенник (клиент) были обязаны помогать друг другу в материальной нужде – давать алименты. К этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего наследников или умершего без завещания. Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, а также в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на получение от вольноотпущенника личных услуг.

Римское гражданство прекращалось смертью. При жизни римское гражданство утрачивалось чаще всего с утратой свободы. Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен. Гражданин мог быть также продан в рабство заграницу в случаях дезертирства, занятия воровством, неплатежеспособности перед кредиторами, совершения тяжкого преступления. Гражданин мог и сам отказаться от прав гражданства, перейдя, например, в число латинов в целях получения земель, раздававшихся латинам, населявшим колонии и т.п.

В III в. было провозглашено равенство всех свободных, но в действи­тельности этого не произошло. В период Империи складывается сослов­ное деление общества:появляются сословия сенаторов, всадников, воен­ных, городских декурионов, торговцев, ремесленников, крестьян, коло­нов. Сословные различия сказывались не только на публичном, но и на частном праве.

В период Империи лицо, выдававшее себя незаконно за римского гражданина, наказывалось смертью. В 24 г. появился закон,по которому устанавливалась уголовная ответственность вольноотпущенников, выда­вавших себя за свободнорожденных. В конце Республики был издан за­кон Папия,которым учреждался суд для разрешения споров о гражданст­ве. До этого они, видимо, рассматривались в административном порядке.

Правовое положение латинов и перегринов. Прежде всего, под латинами понимаются древнейшие жители Лациума и их потомки.Co временем правоспособ­ность латинов предоставлялась и некоторым другим категориям населе­ния, которые не являлись жителями Лациума. Латиныпервоначально делились на две группы: древние латины и просто латины. Древние латиныэто жители Лациума, которые получили латинское гражданство до середины III века до н. э. В имущественной сфере древние латины имели такие же права, что и римские граждане, однако они обладали меньшими правами в публич­но-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, составлять народную армию Рима и др.). Просто латиныбыли полностью лишены публичных прав и несколько ограничены в имущественных правах (они, например, не могли составлять за­вещаний и все их имущество не могло передаваться родственни­кам и переходило к господину). О таких латинах часто говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы». 

Такое неравноправие между римлянами и латинами вызывало у после­дних протест, что в конце концов привело к Союзнической войне (90-89 гг. до н. э.), после которой все латины получили те же права, что имел римский гражданин. Таким образом, в I в. до н. э. римское гражданство получили все жители Ита­лии, при этом население некоторых внеиталийских общин и даже целых провинций, которым статус латинов был предоставлен особыми актами римского государства, продолжало считаться латинами.

Таким образом, правовое положение латина приобреталось:

- рождением, причем действовало правило, однородное с установленным для приобретения рождением римского гражданства: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;

- присвоением правового положения латина актом государственной власти;

- добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

- освобождением из рабства господином – латином.

Латинам была предоставлена возможность приобретать права римско­го гражданства, за исключением некоторых прав в публично-правовой сфере (участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, составлять народную армию Рима и др.), без особых затруднений. Пер­воначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но т.к. по­добные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до н. э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство.

Латиныполучали права римского гражданства разными спосо­бами; в частности, римское гражданство латины получали в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство, либо в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или их группы. Римским гражданством наделялись латины занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов или оказавшие услуги римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок продуктов, товаров и т.д.

Перегрины – это лица иностранных государств, оказавшиеся на терри­тории Древнего Рима. В тоже время это римские поданные, которые не имели ни римской, ни латин­ской правоспособности. Главным основанием возникновения правового положения перегрина было включение в состав римского государства завоеванных территорий, население которых не обращалось в рабство, но в тоже время не приобретало римского гражданства. Другими основаниями возникновения правового положения перегрина были: а) рождение от брака перегринов и от не состоящей в браке перегринки; б) присуждение к высылке за пределы Рима в земли, населенные перегринами.

Первоначально перегрины были совершенно бесправны, так как не имели ни имущественных, ни публичных прав и поэтому не могли за­щитить свои права в римском суде. Частноправовые интересы перегринов были подчинены национальным системам права. Как и латины перегрины могли приобрести римское гражданство в силу издания соответствующего закона, в награду за услуги, оказанные римскому государству, либо в силу специальных актов государственной власти, присваивающих отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные гражданские права. По мере развития торгового оборота перегрины стали пользо­ваться защитой преторского права, а в 212 году н. э. император Каракалла даровал им права римского гражданства. С этого года правоспособ­ность римских граждан и перегринов стала одинаковой.

Правовое положение рабов. Правовое положение раба определялось в первую очередь тем, что он рассматривался не как субъект, а как объект права. Это давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над ра­бом: он мог не только его безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать (как обычную вещь) и даже убить. Правовое положение рабов менялось на протяжении истории римского государства.

На начальной стадии развития Рима рабство носило патриархальный характер.Рабы жили и работали вместе со своими хозяевами и по условиям жизни мало отличались от них. В период расцвета Римского государства рабство получило широкое распространение и стало основой хозяйственной жизни римского обще­ства. Рабы жили уже отдельно от своих господ, имущества не имели, жестоко эксплуатировались, о чем свидетельствуют многочисленные вос­стания. Классовая борьба, хотя и приводила к некоторой охране личности рабов, но не оказала решающего значения для изменения их положения.

Со временем правовой статус раба стал меняться в лучшую сторону. Раба теперь нельзя было убить безосновательно (это приравнивалось к убийству чужого раба), его нельзя было отдать в гладиаторы без разре­шения магистрата, к старости раб мог получить свободу и т. д.

Более того, в конце «принципата» и особенно в эпоху империи рабы стали получать в управление и пользование часть имущества рабовла­дельца (пекулий), то есть получили некоторые имущественные права, в том числе и возможность обязываться по договорам. Это положение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладе­лец стал отвечать по обязательствам своего раба. Способный раб получил возможность накопить себе состояние и вы­купить таким образом у хозяина свободу.

Способы установления рабства. Рабство устанавливалось (возникало) следующими способами:

- рождением от матери-рабыни. Заключение брака с рабыней не допускалось. Если же отец был рабом, а мать – свобод­ной, то ребенок не признавался рабом;

- пленением и даже просто захватом не гражданина Рима;

- продажей в рабство (существовала только в древнейшую эпоху). Кроме того, в отдельных случаях свободный человек мог продать себя в рабство, чтобы расплатиться с долгами;

- совершение некоторых видов преступлений, например, вступление свободной женщины в половую связь с рабом;

- присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (в период империи данное основание стало основным, перечисленные выше основания отпадают).

Личное и имущественное положение рабов. Рабы не имели никаких публичных прав и соответственно не несли публичных обязанностей, например, не служили в римских легионах, не платили налогов и т.д. Не будучи субъектом права рабы не могли в полном смысле иметь семью. Связь раба с женщиной не признавалась браком. В сфере имущественных отношений раб был объектом права собственности. Раб мог быть предметом различных сделок: купли-продажи, найма и т.п. Если рабу причинялось телесное повреждение или над ним учинялось насилие, то соответствующий иск предъявлялся не рабом, а его господином. Отказ господина от прав на раба не делал раба свободным – его как брошенную вещь могло присвоить себе любое лицо. В период империи ряд законов ограничил права господина на раба: было запрещено отдавать раба в гладиаторы; хозяин терял право на раба, которого покинул в старости или болезни; устанавливалась уголовная ответственность за беспричинное убийство своего раба как за убийство чужого и т.д.

Рабы не имели никакого имущества. Любая вещь, которая находилась у раба независимо от оснований ее приобретения всегда принадлежала господину. При этом рабы был наделен сознательной волей и мог служить интересам господина путем проявления этой воли. Так, рабы получали дееспособность в интересах господина,и когда они со­вершали сделку, то права переходили господину, а обязанности лежали на них, в случае отпущения на свободу. Рабу поручали ведение определенного дела, что рассматривалось как согла­сие господина на ответственность по совершенным рабом сделкам. За сделки же, не связанные с поручением господина, хозяин раба ответственности не нес. Рабовладелец мог приобретать через своего раба владение вещью, узуф­рукт, право собственности и т. д. Во времена Гермогениана (306-337) рабам разрешалось:

- предъявлять иски к господам(например, если они утверждали, что уничтожено завещание, в котором, по их заявлению, им была предос­тавлена свобода);

- указывать, что господа виновны в недостаточной раздаче хлеба рим­скому народу, в утайке пошлин, подделке монеты.

В целом с развитием гражданского оборота власть господина над рабом уменьшается с возникновением для него обязанности из заключенной рабом сделки. Уже издревле хозяин раба нес ответственность за имущественный вред, причиненный рабом (украл, сломал вещь и т.д.) и был обязан возместить этот вред, либо выдать раба потерпевшему. В случае отчуждения раба эта обязанность переходила к новому хозяину. При освобождении раба ответственность за причиненный им вред в период рабства падала на него самого, если данный вред не был возмещен господином. С развитием гражданского оборота интересы рабовладельцев потребовали отказа от полной неправоспособности рабов в сфере, прежде всего договорных обязательств, кроме того, требовалось установление ответственности и господина по сделкам, заключенным для него рабом. Так преторским правом был выработан целый ряд исков к господину сущность и структура которых неспосредственно выткала из жизненной деловой обстановки, чаще всего обуславливающей заключение рабом крупных договоров. Так, господин часто давал рабу отдельные хозяйственные поручения, а нередко назначал раба управляющим каким-либо предприятием, капитаном корабля, снаряженного господином для торговли с дальними странами. Такие договоры с рабом, заключенные в ходе исполнения им хозяйственных заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину. Такими исками были: а) если договор был совершен рабом, управляющим предприятием господина; б) если договор был совершен рабом-капитаном принадлежащего господину корабля; в) если совершению договора рабом предшествовало обращение господина к контрагенту раба, например, если господин просил дать взаймы рабу, если тот обратился за займом; г) если на основании договора, совершенного рабом какая-нибудь ценность поступила в имущество господина. По трем первым искам господин отвечал полностью, по последнему – в пределах сумм, поступивших в его имущество на основании договора, заключенного рабом.

Нередко хозяйственная самостоятельность раба оказывалась еще шире. Господин выделял рабу определенные имущественные ценности: земельный участок, скот, даже других рабов и предоставлял рабу самостоятельно вести хозяйственную деятельность. Юридически такое обособленное имущество принадлежало господину, но фактически раб им свободно пользовался. Понятно, что такая самостоятельность раба была возможно только при существовании определенного порядка ответственности по сделкам им совершенным. Так в ходе эксплуатации пекулия претор стал предоставлять иски из этих сделок к господину в пределах стоимости пекулия.

Прекращение рабства. До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина – манумиссия, т.е. отпущение на свободу. Древнему праву были знакомы три способа такого освобождения:

- наиболее старым было освобождение раба в завещании (раб становился свободным с момента вступления завещания в силу, либо завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба, либо рас освобождал при выполнении определенного, оговоренного в завещании условия, например, раб выплачивал наследнику определенную сумму денег или выполнял работу, оказывал услугу);

- внесение раба в цензовые списки свободных граждан с ведома хозяина;

- фиктивный судебный процесс о свободе (господин, раб и третье лицо являлись к магистрату, проходил формальный судебный процесс об освобождении раба и магистрат объявлял раба свободным).

В конце республиканского периода появляются новые способы освобо­ждения из рабства:

- заявление господина об освобождении раба перед свидетелями;

- путем составления отпускного письма;

Но отпу­щенный таким образом раб не становился свободным в полном смысле слова: только преторские средства защиты обеспечивали рабу в этом случае состояние свободы.

Во времена принципата раб мог получить свободу также в силу закона, который предусматривал освобождение раба, если: он выдал убийцу господина; проживал в течение 20 лет как свободный человек. Получал свободу и больной раб, брошенный господином. В VI в. появляется цер­ковная форма освобождения из рабства путем соответствующего заявления господина в церкви.

Римское государство не было заинтересовано в широком освобожде­нии рабов. В начале I в. были приняты законы, направленные на огра­ничения освобождения рабов. Данные законы установили следующие ограничительные условия: а) освобождение раба, не достигшего 30 лет или господином не достигшим 20 лет требует предварительной проверки особой комиссией на предмет уважительности оснований освобождения; б) рабы, подвергнувшиеся клеймению, относятся после освобождения к числу перегринов и высылаются из Рима; в) ничтожно освобождение совершенное во вред кредиторам, в предвидении обращения взыскания на имущество лица, освобождающего рабов; г) господин, имевший 3 рабов мог освободить 2; если имел 10 рабов – не более половины; до 30 рабов – не более 1/3 их числа; до 100 – не более 1/4; в конечном счете не более 100 человек; д) в случае неблагодарного отношения к господину бывший раб мог быть возвращен в рабство.

Правовое положение колонов. Данная категория юридически зависимых людей возникла в период империи, когда возникли предпосылки перехода к феодальным отношениям. Колоном называли мелкого арендатора земли, лично свободного, но экономически зависимого от землевладельца, т. е. ко­лон – это арендатор чужой земли, лично независимый от арендода­теля и находящийся с ним лишь в обязательственных правоотношениях.

Прекращение победоносных войн, слабый приток рабов извне, высо­кая смертность и низкая рождаемость среди рабов, частые восстания и многочисленные казни привели к тому, что количество рабов в Риме заметно снизилось и рабской силы стало не хватать. В результате земле­владельцы стали сдавать земли арендаторам за долю урожая. Так возни­кает социальный слой арендаторов-дольщиков.Постепенно колоны пре­вращаются в юридически зависимую категорию населения. Они были прикреплены к земле императорской конституцией 322 г. (колонов принудительно возвращали на покинутые ими земли). А в 357 г. закон запретил продажу земли без колонов, живущих на этой земле.

Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, земле­владелец зорко следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не уходил с участка, а с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бес­правие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соот­ветствующих постановлений. В IV в. закон запретил свободным аренда­торам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а зем­левладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных (хотя бы формально, юридически) людей превращаются в крепостных, в «рабов земли». Коло­нат в этом смысле был зародышем феодализма.

На положение крепостных иногда переводились покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях (на­пример, в Египте) подобного рода решения были известны еще до завое­вания этих провинций Римом.

Случалось, что в колонат перерастало и пользование пекулием со сто­роны рабов,которые прикреплялись к земельным участкам. Последнее обстоятельство еще активнее стирало различия между рабом и крепост­ным колоном. Колон превращался в лицо хотя и свободное, но очень близкое по социальному и юридическому положению к рабу. Государст­во «привязывало» колона к земле, которую он сам по своей воле не мог оставить и от которой не мог быть оторван против своей воли. Колон имел право вступать в брак, иметь собственное имущество. Но он был при­креплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся ко­лонами. Подобно рабам, колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и «освобождение» от земельного участка, которым они кормились.

Колонат возникал: 1) через рождение от родителей колонов (если хотя бы один родитель был колоном); 2) через соглашение, в силу которого свободный человек поселялся в качестве колона на чужой земле; 3) проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны; 4) в колонов превращались все трудоспособные лица, изобличенные землевладельцем в занятии нищенством. Прекращался колонат через приобретение колоном в собственность обрабатываемого им участка и возведением колон в епископский сан.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 1767; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!